СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Особенности занятий гиревым спортом на начальном этапе подготовки 7
1.1. Характеристика гиревого спорта 7
1.2. Особенности начала занятий гиревым спортом, анатомо-физиологические особенности мальчиков 10-13 лет 24
1.3. Содержание общей физической подготовки начинающих гиревиков 28
Глава II. Организация и методы исследования 35
Глава III. Обоснование эффективности экспериментальной методики общей физической подготовки начинающих гиревиков 38
3.1. Содержание экспериментальной методики 38
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики общей физической подготовки начинающих гиревиков 51
Выводы 55
Практические рекомендации 56
Список использованной литературы 57
Введение
Гиревой спорт достаточно молодой и активно развивающийся вид, который в последние годы получил широкое распространение. По этому виду спорта проводятся чемпионаты России и Европы и Мира. Гиревой спорт признан народным видом спорта во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Белгородской области.
В Белгородской области гиревой спорт в последние годы приобретает все большую популярность и узнаваемость. Этот вид спорта включен в областную спартакиаду. Регулярно проводятся Чемпионаты области, на которых принимают участие, как титулованные спортсмены, так и начинающие спортсмены, а также люди которые занимаются гиревым спортом в качестве досуга, благодаря чему поддерживают собственную физическую форму. Большой популярностью пользуется гиревой спорт в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ»). В настоящее время на факультете физической культуры обучается многократный Чемпион Европы и Мира Иван Беляев. В 2015 году сборная команда НИУ «БелГУ» приняла участие в Первенстве России среди студентов в следующем составе: Лупандин Сергей (МСМК России), Сылка Сергей (ЗМС), Андрей Шупило (МС России), Дмитрий Волосовцев (МС России), Иван Беляев (МСМК России), Мартынов Олег (КМС России) и одержала победу в командной эстафете набрав при этом рекордное количество баллов за всю историю проведения соревнований. В 2016 году студенты НИУ «БелГУ» Лупандин Сергей и Чуев Павел стали чемпионами Европы и Мира среди юниоров, а Иван Беляев одержал победу на Чемпионате Мира среди мужчин. Также в личном первенстве спортсмены завоевали четыре золотые и одну бронзовую медаль.
В связи с достаточно стремительным развитием гиревого спорта повышается количество желающих заниматься и естественно выросла конкуренция. Также было принято решение снизить допустимый возраст для занятий, теперь разрешается набирать в группы с 10 лет и в этом случае возникла проблема в отсутствии методических рекомендаций. Все материалы которые мы имеем рассчитаны на возраст от 14 лет. В доступной литературе крайне мало рекомендаций, касающихся общей физической подготовки спортсмена. При этом, именно на начальном этапе необходимо заложить в будущего спортсмена не только технические навыки и теоретические знания, а и очень важно подготовить организм к физическим нагрузкам с помощью специальных упражнений, игр, бега и т.д.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разобраться как важно на начальном этапе уделять внимание общей и специальной физической подготовке, а не классическому гиревому спорту.
Сложность исследования заключается в том, что все методические рекомендации составлены для более старшего возраста. Данное обстоятельство вынуждает тренеров планировать нагрузку опираясь на многолетний свой опыт.
Цель исследования: повышение эффективности тренировочного
процесса начинающих гиревиков.
Объект исследования: Тренировочный процесс начинающих гиревиков.
Предмет исследования: Общая физическая подготовка в тренировочном процессе у начинающих гиревиков.
Перед исследованием стоят следующие задачи:
1. На основе анализа специальной литературы обобщить и систематизировать рекомендации специалистов по организации тренировочного процесса гиревиков.
2. Разработать методику подготовки начинающих гиревиков с учетом возраста, анатомо-физиологического и психологического развития атлета.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики обучения начинающих гиревиков.
4. Разработать практические рекомендации по организации тренировочного процесса начинающих гиревиков.
Гипотеза: предполагается, что методика общей физической подготовки, основанная на всестороннем развитии физических качеств с использованием подвижных игр, эффективней для начинающих гиревиков, чем методика основанная на использовании общеразвивающих упражнений с отягощениями.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Новизна работы заключается в том, что была разработана и апробирована методика подготовки.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов исследования в тренировочном процессе начинающих гиревиков.
Методологической основой исследования являются работы в области теории и методики физической культуры таких авторов как Б.А. Ашмарин, B.R. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Ж.К.Холодов и др. Также мы опирались на труды физиологов, среди которых можно выделить Л.В.Волкова, З.И.Кузнецову, А.А.Маркосяна, В.П.Филина, Н.А.Фомина и др. Были изучены работы специалистов по гиревому спорту, таких как Г.П. Виноградов, В.С. Рассказов, И.П. Солодов, В.Б. Шванев, О.А. Маркиянов, и др.
Работа включает в себя введение, три главы, выводы и практические рекомендации.
В ведении отражено актуальность исследования и представлен методологический аппарат исследования. В первой главе дана характеристика гиревого спорта, особенности начала занятий гиревым спортом, анатомо-физиологические особенности мальчиков 10-13 лет, содержание общей физической подготовки начинающих гиревиков. Во второй главе представлены этапы исследования и дана характеристика методов исследования. В третей главе отражено содержание экспериментальной методики, и проведён анализ эффективности экспериментальной методики общей физической подготовки начинающих гиревиков. На основе анализа эффективности экспериментальной методики составлены выводы и методические рекомендации. Общий объём работы 61 страница.
Выводы
1. Анализ специальной литературы позволяет говорить о том что в тренировочном процессе гиревиков необходимо учитывать традиционные рекомендации, касающиеся многолетней подготовки спортсмена. В частности на этапе начальной подготовки основное внимание следует уделять общей физической подготовке. Кроме этого на начальных этапах занятий гиревым спортом основное внимание уделяется технической подготовке. При этом содержание общей физической подготовки в гиревом спорте для детей 10-13 лет в специальной литературе отражено недостаточно. Нами не было обнаружено методик, ориентированных на подготовку детей данного возраста.
2. Разработанная нами экспериментальная методика подготовки начинающих гиревиков 11-13 лет предполагает значительный объем специально-подобранных подвижных игр для развития всех без исключения физических качеств юных спортсменов.
3. Показатели тестирования позволяют говорить о том, что экспериментальная методика подготовки начинающих гиревиков 11-13 лет показала свою эффективность. Об этом свидетельствуют достоверные отличия наблюдаемые почти по всем показателям тестирования общей физической подготовки в пользу экспериментальной группы. Показатели же специальной подготовки, а именно, результаты в соревновательных упражнениях, на отличаются между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп.
Практические рекомендации
При организации занятий гиревым спортом с детьми 10-12 лет следует основное внимание уделять общей физической подготовке. Для повышения эффективности процесса ОФП целесообразно применять подвижные игры. При этом для гиревиков 10-12 лет, основное внимание нужно уделять играм, преимущественно развивающим силовые способности. Это могут быть такие игры, как борьба за мяч, рыбак, квадрат, перетягивание в парах, бой баранов, тачки, вороны и воробьи, упряжка. И другие игры, направленные на развитие силовых способностей рекомендуется использовать на каждой тренировке, т.е. 3 раза в неделю. Кроме этого для разносторонней физической подготовленности следует в тренировочный процесс включить игры, направленные на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость и выносливость. Наиболее обоснованным будет применения игр на развитие ловкости в начале недели, в середине недели нужно предусмотреть проведение игры для развития быстроты, а в конце недели - для развития выносливости.
Игры для развития ловкости и быстроты лучше всего проводить в начале основной части занятия. Игры, для развития силовых способностей и вносил лучше в конце основной части занятия. Объем соревновательных упражнений в этом возрасте должен составлять 35 %.
Итоговые рекомендации для безопасных и эффективных тренировок:
- строить тренировочный процесс следует примерно с 4-6 упражнений на тренировке, выполняя по 8-15 повторений по 1 подходу на упражнение. использовать вес отягощения или уровень сопротивления, с которым ребенок справится без сильного натуживания в последних повторениях;
- главный упор при выполнении упражнений на идеальную технику выполнения упражнения, а не повышение рабочих весов и количества подъемов, ребенок должен отдыхать между подходами столько, сколько ему потребуется.
Список литературы:
1. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армреслинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг [Текст] / И.В. Бельский.- Минск: ООО «Вида-Н», 2002. - 352 с.
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера [Текст] / С.М.Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. Изд. 2-е, перер. и доп. [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
4. Виноградов, Г.П. Гиревой спорт как средство атлетической подготовки подростков и юношей: методические рекомендации [Текст] / Г.П. Виноградов - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 24 с.
5. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых [Текст] / А.И.Воротынцев. - М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.
6. Гиревой спорт: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / авт.-сост.: И.П. Солодов, В.Б. Шванев, О.А. Маркиянов, Г.П. Виноградов, В.С. Соловьев, Б.Н. Глинкин, А.Л. Атласкин, В.Ф. Тихонов. - М.: Советский спорт, 2009. - 105 с.
7. Гиревой спорт: учебное пособие / Н. Н. Кадиров, Н. Г. Энгельс, Э. Т. Ахмадуллина. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - 142 с.
8. Горбов А.М. Гиревой спорт [Текст] / А.М.Горбов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 191 с.
9. Грибан Г.П. Атлетическая гимнастика: Учебное пособие для студентов сельскохозяйственных вузов [Текст] / Г.П.Грибан, Н.Т.Пучков, П.П.Фесечко,под общей редакцией Г.П. Грибана. - М.: 1992. - 328 с.
10. Дворкин Л.С. Силовые единоборства [Текст] / Л.С.Дворкин. - Изд-во «Феникс». 2001 - 162с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2001.-264с.
12. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н.Захаров, А.В.Карасев,
A.А.Сафонов,под общ.ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
13. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: Учеб.пособие для средн. спец. учеб. заведений [Текст] / Н.К.Коробейников, А.А.Михеев, И.Г.Николенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 384 с.
14. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей [Текст] / В.Н.Курысь. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.
15. Лавров В.В. Истоки богатырства. Шапожников Ю.В. Секреты атлетизма [Текст] - М.: Мол. Гвардия, 1989. - 284 с. ил.
16. Лукьянов М.Т. Тяжелая атлетика для юношей: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / М.Т.Лукьянов, А.И.Фаламеев. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 240с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физкультуры [Текст] / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
18. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст] / Н.Г.Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
19. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В.Н.Платонов. - Киев. Олимпийская литература - 1997. - 583с.
20. Поляков В.А. Гиревой спорт: Метод.пособие [Текст] / В.А.Поляков,
B.И.Воропаев. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с.
21. Спортивная физиология: Учеб.для ин-тов физ. культуры [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
22. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2¬е, перер. и доп. (в 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 1976 - т II - 256 с.
24. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ин-тов физической культуры [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
26. 0 физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года).
27. http://www.girevoysport.ru
28. http://www.vfgs.ru/
29. Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. М.: «Радуга», 1982 г. - 245 с.
30. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. - М.:Просвещение, 1991. - 191 с.
31. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: - Методическое пособие. М., 2004 - 112с.
32. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта гиревой спорт Утвержден приказом Минспорта России от 26 декабря 2014 года N 1078 (Зарегистрировано в Минюсте России 16 февраля 2015 года, регистрационный N 36025).
33. Филин, В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов [Текст] / В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 247 с.
34. Филин, В.П. Основы юношеского спорта [Текст] / В.П.Филин, Н.А.Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
35. Фомин, Н.А. Морфофункциональные основы адаптации школьников к физическим нагрузкам [Текст]: Учебное пособие / Н.А.Фомин. - Челябинск, ЧГПИ, 1984. - 88 с., ил.
36. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) [Текст] / Н.А.Фомин, В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
37. Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта
[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
38. Strength Training for Children, a review of research literature, International Sports Sciences Association (ISSA).
39. Kids and Strength Training: When Can They Start, International Sports Sciences Association (ISSA).
40. Weight training - Pre-adolescent strength training - Just do it, Australian Sports Commission (AIS).
41. http://www.zozhnik.ru/s-kakogo-vozrasta-mozhno-hodit-v-sportzal/
42. Уроки физической культуры в 4-6 классах [Текст]: Пособие для учителей / Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгакова, Н.Н. Власова и др., под ред. Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с., ил.
43. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед уч.-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура» /Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев и др. /Под ред. Б.М. Шияна-М.: Просвещение, 1988. - 224 с., ил.
44. Полиевский, С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты) [Текст] / С.А.Полиевский. - М.: Медицина, 1987. - 160 с.
45. Пермяков, А.А. Внешкольное физическое воспитание подростков [Текст] / А.А.Пермяков. - К.: Рад. шк., 1989. - 152 с.
46. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 204 с.
47. Настольная книга учителя физкультуры [Текст]: Справ.-метод. пособие / сост. Б.И.Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.