Введение 3
Глава 1. Постановка проблемы: от картезианского дуализма к феноменологии 6
1.1. Классическая картезианская модель и ее критика в философии Р.
Декарта 6
1.2. Феноменология телесности Э. Гуссерля как обновленное
картезианство 10
Глава 2. Феноменология телесности Сартра: перспективы для анализа психопатологии 33
2.1. Телесность, субъективность и Другой в философии Сартра 33
2.2. Экзистенциальный психоанализ Сартра и феноменологическая
психиатрия 51
Глава 3. Опыт тела и конституирование субъективности: норма и патология 56
3.1. Структура раскола между Я и телом в шизофрении: анализ Р.Д.
Лэйнга 56
3.2. Расширение модели Лэйнга на случай аутизма 64
Заключение 75
Библиография 77
Тема субъекта и его связи с телом является одной из центральных для философии Нового времени. Классическое понимание субъективности строилось исходя из описания опыта нормального субъекта. Однако в настоящее время в философии возрастает интерес к исследованиям психопатологии. Такой поворот связан с тем, что, во- первых, патологический опыт ставит под сомнение универсальность философской методологии и позволяет пересмотреть решения классических философских проблем. Во-вторых, психопатологические случаи ставят перед исследователями задачу анализа структур субъективности и телесности, отличных от нормальных. Важно отметить, что если в философии Нового времени не проводится различия между телом в смысле физического тела и телом переживаемым, то в более поздней философии, в частности, в феноменологии, эти два понимания тела различаются эксплицитно. Данное различие позволяет говорить о телесности, под которой понимаются способы данности тела как от первого лица, так и от второго и третьего.
Случаи шизофрении и аутизма, в которых возникает радикальная диссоциация субъекта по отношению к своему телу - то, что Р.Д. Лэйнг обозначил термином «онтологический раскол», - на первый взгляд, возвращают исследователя к картезианской дуалистической модели описания субъективности и телесности. Однако эта модель была подвергнута критике уже в поздних работах самого Декарта. Такое положение дел ставит современную философию перед необходимостью разработки некартезианской модели взаимосвязи телесности и субъективности с учетом патологического опыта.
Предметом данного исследования является проблема взаимосвязи телесности и субъективности в феноменологии и применение феноменологического языка для анализа психопатологии.
Из отечественных исследований, близких к теме взаимосвязи телесности и субъективности в норме и патологии, наиболее значимыми можно считать монографию Е.В. Косиловой «Психиатрия. Опыт философского анализа» и другие ее работы. Однако Е.В. Косилова в основном делает акцент на анализе структур сознания и в меньшей степени касается их связей с телесностью. Для моей работы также важны исследования А.Ш. Тхостова, которые находятся на стыке философии и психиатрии. Однако мне представляется продуктивным дополнить анализ А.Ш. Тхостова более глубокой проработкой феноменологических способов концептуализации патологической субъективности в ее связи с телесностью.
В зарубежных исследованиях проблема моего исследования разработана очень подробно - к примеру, в работах Д. Захави, Ш. Галлахера, Я. Мураками, Т. Фукса, Дж. Стангеллини, М. Баллерини, а также многих других исследователей. Поскольку я ограничилась анализом структуры онтологического «раскола», наиболее релевантными данной задаче оказались исследования Дж. Стангеллини, М. Баллерини. Их работы позволяют дать критическую оценку методологии Р.Д. Лэйнга.
В соответствии с предметом исследования целью данной работы является выявление некартезианского способа понимания роли телесности в формировании субъективности и вытекающих отсюда следствий для феноменологического описания нормы и патологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть переход от классического картезианского дуализма к феноменологической модели взаимосвязи телесности и субъективности, разработанной Э. Гуссерлем; 2) проанализировать феноменологический подход к пониманию телесности и интерсубъективности, предложенный Ж.-П. Сартром, в его отношении как к феноменологии Гуссерля, так и к возникшим на стыке психиатрии и феноменологии проектам; 3) сравнить способы конституирования субъективности телесностью в норме и патологии с опорой на феноменологический метод.
Структура данной работы определяется поставленными задачами. В первой главе я реконструирую критику картезианства в работах Р. Декарта и Э. Гуссерля и анализирую концепцию телесности, представленную в работах Гуссерля. Во второй главе я рассматриваю концепцию телесности и интерсубъективности Ж.-П. Сартра и ее преимущества в сравнении с моделью Э. Гуссерля, а также анализирую проект Сартра в его отношении к феноменологической психиатрии и экзистенциальному анализу. В третьей главе я показываю, как идеи Сартра были использованы Р. Д. Лэйнгом для описания структуры раскола между Я и телом, которую он выделил на основе своей клинической практики, и с опорой на метод Лэйнга выявляю подобную структуру раскола в случае аутизма, определяя специфику последнего в его сравнении с шизофренией. Для этого я привлекаю автобиографии аутисток И. Юханссон и Т. Грандин.
В данной работе я показала, что проект классической феноменологии, представленный в работах Э. Гуссерля, является более перспективным для описания психопатологии в сравнении с картезианской моделью, так как Гуссерль рассматривает телесность в связи с темой интерсубъективности и не говорит о психофизическом Я как об автомате. С другой стороны, как показала критика идей Гуссерля последующими мыслителями, в частности, Ж.-П. Сартром, мир и Другие у Гуссерля по-прежнему остаются имманентными сознанию, будучи конституированы в качестве коррелятов интенциональных актов.
В результате рассмотрения феноменологии Сартра я сделала вывод, что хотя его анализ, как и проект Гуссерля, основан на учете лишь опыта нормальности, работа Сартра дает повод проблематизировать границу между нормой и патологией. Субъект Сартра оказывается пограничным субъектом, находящимся под угрозой разрушения. Именно это положение субъекта между нормой и патологией сделало схему Сартра подходящей для анализа шизофрении в работе Р. Д. Лэйнга.
В ходе работы я выявила, что структура «раскола», с помощью которой Лэйнг охарактеризовал взаимодействие телесности и субъективности при шизофрении, может быть использована для феноменологического анализа других заболеваний - в частности, аутизма. Рассмотрение аутизма и шизофрении показало, что результатом отчуждения от тела всегда оказывается измененная структура субъективности. Подобная субъективность лишена важных качеств, которые мы приписываем сознанию субъекта в норме: способности к рефлексивному осознанию своего Я, проведению границ между собой и внешним миром, а также взаимодействию с ним - открытости миру и Другим.
Таким образом, анализ альтернативных картезианству проектов Гуссерля и Сартра и разбор анализа шизофрении, проведенного Лэйнгом - с расширением его описания на случай аутизма, - показали, что незначительным образом трансформированная феноменология телесности Сартра может быть применена для описания структуры субъективности и телесности в патологии.
Также необходимо указать, что в ходе исследования была прояснена продуктивность феноменологического подхода в сравнении с редукционизмом, сводящего описание сознания к описанию мозга как объекта нейронауки. Если обратиться к редукционистскому подходу, то само состояние «раскола» Я и тела не ухватывается концептуально и не может быть проблематизировано: если сознание попросту элиминировано, ничто не может находиться в расколе с телом. Более того, как отмечает В. И. Молчанов, феноменологическая перспектива показывает невозможность теоретического разрешения mind-body problem, так как «опыт различия-тождества в отношении Другого нам недоступен, а от своего опыта мы не можем отстраниться» [15, с. 222].
В качестве дальнейших исследовательских перспектив следует отметить актуальность более тщательного изучения проблемы границ нормы и патологии. В данном исследовании я лишь констатировала подвижность этой границы, но вопрос о том, как именно она конструируется и поддерживается, требует отдельного рассмотрения, включающего не только философский, но и социологический анализ. В свою очередь, философская методология должна быть расширена обращением к другим версиям феноменологии телесности - в частности, к концепции воплощенности М. Мерло-Понти, получившей распространение в современных исследованиях по философии психиатрии.
1. Бардина С. Применимость описательных моделей «от
первого/второго/третьего лица» в исследованиях шизофрении // Философия. Язык. Культура. Вып. 3. Спб.: Алетейя, 2012. С. 137144.
2. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк:
«Лебедь», 1999. URL:
http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=2000 (дата обращения:
20. 04. 2016)
3. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.; СПБ: КСП+, Ювента, 1999.
4. Власова О. Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 75-87
5. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.
6. Грандин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Теревинф, 2012.
7. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010.
8. Декарт Р. Размышления о первой философии... // Сочинения. Том
2. М.: Мысль, 1994. С. 3-72.
9. Декарт Р. Страсти души // Сочинения. Том 1. М.: Мысль, 1989. С. 481-572.
10. Коваль О. А. От тела субъекта к субъекту тела: дилемма страстей в философии Декарта // Метаморфозы телесности. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 33-48.
11. Косилова Е. В. Взаимосвязь воли и разума в норме и патологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2014. С. 29-47.
12. Косилова Е. В. Психиатрия: опыт философского анализа. М.: Проспект, 2014.
13. Лэйнг Р. Д. Расколотое «Я» СПб.: Белый кролик, 1995.
14. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: «Ювента»; «Наука». 1999.
15. Молчанов В. И. Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в «Картезианских медитациях» Эдмунда Гуссерля //
Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010. С. 200-224.
16. Руткевич А. М. Эдмунд Гуссерль // Философы двадцатого века. Книга первая. М.: Издательство «Искусство XXI век», 2004. С. 4659.
17. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
18. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. Спб.: Наука, 2002.
19. Сакс О. Антрополог на Марсе. М.: АСТ: Астрель, 2010.
20. Тхостов А. Ш. Топология субъекта. Опыт феноменологического исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. №2. С. 3-13.
21. Тхостов А. Ш. Топология субъекта. Опыт феноменологического исследования Ч. 2 // Вестник Московского университета. Серия 14. №3. С. 4-15.
22. Юханссон И. Особое детство. Москва: Теревинф, 2010.
23. Collier A. R.D. Laing: The Philosophy and Politics of Psychotherapy. London: Harvester, 1977.
24. Johnston A., Malabou C. Self and emotional life: philosophy, psychoanalysis, and neuroscience. N.Y.: Columbia University Press, 2013.
25. Matthews E. Body-subjects and Disordered Minds. Oxford: Oxford University Press, 2007.
26.Smith S.,Watson J. Reading Autobiography. A guide for Interpreting Life Narratives, М№ University of Minnesota Press, 2001.
27.Stanghellini G., Ballerini M. Autism: Disembodied existence // Philosophy, Psychiatry, & Psychology, Volume 11, Number 3, September 2004, pp. 259-268.