Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения воздействия СМИ 8
1.1 Роль средств массовой информации в современном мире 8
1.2 Массовая коммуникация и функции СМИ 9
1.2.1 Сетевые средства массовой информации 11
1.3 Психологические аспекты изучения поведения человека и эффекты
воздействия СМИ 13
1.4 Ценности и их влияние на восприятие информации 18
1.4.1Характеристики ценностей и их классификации 20
1.5 Социальные представления 25
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
Глава 2. Организация и методы проведения исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 32
2.2.1 Контент-анализ 32
2.2.2 Семантический дифференциал для оценки выборов 34
2.2.3 Ценностный опросник Шварца 36
2.2.4 Методика Роттера 37
2.2.5Методика Готтшальда «Тест включенных фигур» 39
2.3. Статистические методы 40
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
Глава 3.Результаты анализа эмпирических данных исследования 42
3.1 Общая характеристика участников исследования 42
3.2 Используемые средства массовой информации 44
3 . 3 Ассоциации респондентов к обозначенному событию «выборы на Украине в 2014 году» 45
3.4 События, происходившие во время президентских выборов в Украине в
2014 году 46
3.5 Участники президентских выборов на Украине 47
3.6 Прилагательные, которые ассоциируются с президентскими
выборами 48
3.7 Результаты, полученные при помощи семантического дифференциала.. .50
3.8 Результаты корреляционного анализа 52
3.9 Контент-анализ статей 60
ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список литературы 67
Приложения 71
Одной из основных особенностей современного социума являются возрастающие возможности и темпы коммуникации. Развитие современного общества невозможно без существования эффективной системы массовой социальной коммуникации. В данном контексте, мы понимаем коммуникацию как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством содержания передаваемой информации. Роль СМИ в современном обществе трудно переоценить. В 21 веке СМИ стали одним из ключевых политических институтов общества и весомым инструментом организации свободного времени человека. Масс-медиа оказывают влияние на социальное поведение человека, его характеристики личности, а также на индивидуальные психологические особенности. На данном этапе развития современного общества сетевые масс-медиа выступают важнейшим средством воздействия на общественное и индивидуальное сознание, политическую жизнь, экономику и культуру. Сегодня Интернет, наравне с телевидением стал главным носителем информации. Он расширяет представления о реальности, распространяет культурные ценности и помогает людям изучать мир. При этом можно выделить несколько функций сети Интернет, таких как информационная, образовательная, культурно-публицистическая, развлекательная и функция общения. В большинстве своем масс-медиа обладают уникальной способностью влиять на когнитивные структуры (ценности, смыслы, идеалы, нормы, стереотипы и др.) общественного сознания и, соответственно, регулировать ценностные системы и мировоззренческие платформы своих аудиторий. В связи с этим востребованным оказывается то, как репрезентируются в масс-медиа различные события и как это сказывается на общественном сознании.
Данное исследование является актуальным, так как знание особенностей информационного пространства, а именно сетевых масс-медиа, имеет важное значение, так как позволяет ответить на актуальные вопросы, касающиеся особенностей формирующейся в обществе картины мира.
Основной целью нашего эмпирического исследования является изучение психологического содержания репрезентации политического события и особенностей репрезентации политического события во взаимосвязи с психологическими особенностями респондентов
Под репрезентацией мы понимаем представление респондентов о политическом событии - выборах на Украине в 2014 году. Также нами исследовались особенности данного политического события, представленные в средствах массовой информации и, соотственно, представления данной информации в сознании объектов политики.
Исследование состояло из двух этапов:
• процедура анкетирования молодежи, направленная на выявление эффектов репрезентации политического события в СМИ в сознании объектов политики;
• контент-анализ статей российских электронных СМИ
Объект:
• студенческая молодежь в количестве 100 человек в возрасте от 18 до 27 лет;
• статьи российских электронных СМИ («РИА новости», «РБК»).
Предмет: представление о политическом событии у молодежи и в СМИ
Гипотезы:
Ценностные ориентации личности имеют взаимосвязь с характером репрезентации политического события
Такая ценностная ориентация, как самостоятельность (включающая независимость и самостоятельность мышления) имеет взаимосвязь с такими характеристиками выборов, как нечестные.
Задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению медиаобраза политического события в СМИ.
2. Определить основные понятия: психологическое содержание репрезентации политического события.
3. Определить выборку.
4. Разработать методический комплекс исследования.
5. Определить круг влиятельных изданий, отражающих необходимое нам событие.
6. Из всего материала СМИ отобрать статьи, касающиеся необходимого события.
7. Провести психологический анализ текстов статей на основе контент- анализа.
8. Провести исследование особенностей восприятия и репрезентации данного события у респондентов.
9. Сравнить психологическое содержание репрезентации политического события в СМИ с представлениями респондентов.
10. Выявить взаимосвязь психологических особенностей репрезентации с процессом формирования представления о каком-либо событии.
Выборка исследования
В исследовании принимали участие всего 100 человек: из них 44 - мужчины и 56 - женщины, в возрасте от 18 до 27 лет, проживающие в Санкт- Петербурге. Все, без исключения, респонденты получают высшее образование и являются студентами.
Методологической основой данного исследования является системный подход, учитывающий взаимодействие политической психологии, социальной психологии, теории массовых коммуникаций
Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих российских и зарубежных исследователей, таких как Г.Г. Почепцов, А.А. Гостев, Т. ван Дейк, С.Г. Кара-Мурза.
Востребованность исследований такого рода объясняется тем, что знание и понимание особенностей информационного пространства, а именно той области, которая представлена сетевыми масс-медиа особо ценно, так как позволяет ответить на вопросы, затрагивающие особенности картины мира, формирующейся в обществе.
В результате исследования наша гипотеза о наличии взаимосвязей между ценностными ориентации личности и характером репрезентации политического события была подтверждена.
Также, мы выяснили, что такая ценностная ориентация, как самостоятельность (включающая независимость и самостоятельность мышления) имеет взаимосвязь с такими характеристиками выборов, как нечестные.
В ходе корреляционного анализа были выявлены статистические значимые положительные взаимосвязи между возрастом и такими характеристиками данных выборов, как недемократические и напряженные, а также выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи между возрастом и описанием данного события, как негативного и эмоционально насыщенного.
Полученные в нашей дипломной работе результаты можно использовать для дальнейшей разработки в данном направлении.
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М, 2001
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
3. Бабушкин А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. - Воронеж, 2001
4. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 480 с.
5. Бернейс Э. Пропаганда/ Эдвард Бернейс; пер. с англ. И. Ющенко. - М., Hippo Publishing, 2010
6. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.
7. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1923
8. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. - М., Аспект-Пресс, 2008. - 191 с.
9. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер с англ. - М.: Издательский Дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
10. Брунер Дж. Психология познания. М, 1977
11. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984. 176 с.
13. Гостев А.А. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.
14. Данилова, А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А. А. Данилова. - М. : Добросвет : КДУ, 2009. - 234 с.
15. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М, 1989
16. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Наука, 1994
17. Дмитриев А.В., Латыпов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. - М., 1997
18. Дружинин В.Н. Психологическое исследование образов. Психол. журн., 14, № 5, 1993.
19. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР,- М.: Мысль. - 1966.- т.2.- с. 187-207.
20. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000
21. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004
22. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 256 с.
23. Кузнецова И.В. Психология массовых коммуникаций: учебное пособие / И. В. Кузнецова ; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.). - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 28 с
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975
25. Мамардашвили М.К. Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1997.
26. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд// Психологический журнал. - 1995. Т. 16, № 1; Т. 16, № 2.
27. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - 360 с.
28. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - Изд-во Питер, 576 с.
29. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии)
30. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М, 1990
31. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010
32. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Ваклер; К.: Рефл-бук, 2001. — 656 с.
33. Проблема сознания в философии и науке / под ред. Проф. Д.И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 472 с.
34. Проблемы социальной психологии и пропаганды /Сост. В. Н. Колбановский, Ю. А. Шерковин. - М. : Политиздат, 1971
35. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / под ред. Леонтьева А.А. - М.: Наука, 1974
36. Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации: научное издание / ред.: А. Л. Журавлев, Н. Д. Павлова. - М. : Институт психологии РАН, 2014. - 400 с. - (Труды Института психологии РАН)
37. Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров /С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. — М.: Издательство Юрайт, 2014. - 512 с.
38. Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с.
39. Тощенко Ж.Т. Политическая социология: учебник. М., Издательство Юрайт, 2012. - 624 с.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. ПитерПресс, 1997.- 608 с.
41. Шаров, А. Н. СМИ как коммуникативная система в оценках населения / А. Н. Шаров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, Политология, Социология, Психология, Право, Международные отношения: Научно-теоретический журнал. - 2002. - N1. - С. 97
42. Шейнов В.П. Манипулирование - Минск: Харвест, 2010. - 768 с
43. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М, 1973
44. Шерман Дж. Развитие и репрезентация стереотипов // Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова и М.В. Фаликман. - М.: Языки славянских культур; М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2012. - 320 с.
45. Bourdieu P Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991.
46. Budd R. a.o. Content-analysis of communication, New-York etc, 1967
47. Dimbleby R., Burton G. More Than Words. An Introduction to Communication. L.; N.Y.: Routledge, 1998.
48. Eysenck H.J. The psychology of politics. N.Y., 1968
49. Jodelet, D. Representations sociales: un domaine en expansion // Les representations sociales. P., 1989
50. Lasswell H.D. The structure and Function of Communication in society// The Communication of Ideas/ Ed. By Bryson. N.Y., 1948
51. Murray E.J. The symbolic uses of politics. Urbana, 1964
52. Potter J.,Wetherell M. Discourse and Social Psychology. L, 1989
53. Powell N.J. Anatomy of public opinion. N.Y., 1951. Quatler T.H. Opinion control in the democracies. N.Y.,1985
54. Rogerson S. Propaganda in the next war. N.Y., 1972
55. Wilson F.G. A theory of public opinion. Chicago, 1962