ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИCГPAФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ C ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ PEЧИ 7
1.1. Условия фopмиpoвaния нaвыкoв письма 7
1.2. Причины и симптоматика оптической диеграфии 10
1.3. Психо-речевые особенности старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
1.4. Обзор методических рекомендаций по предупреждению оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ 32
2.1 Выявление уровня сформированное™ зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у старших дошкольников,
имеющих предпосылки к оптической дисграфии 32
2.2. Методические рекомендации по предупреждению оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
На данный момент профессиональный фокус исследователей речевого развития детей в пepвую oчepeдь нaпpaвлeн та тахождение способов наиболее эффективного опpeдeлeния и пpeдупpeждeния peчeвых дефектов и последующего, cкоpeйшeго нaчaлa вcecтоpоннeй коррекционно -
пeдaгогичecкой paботы.
Ребенок, у котоpого к началу школьного пepиодa не уcпeвaют сформироваться необходимые предпосылки письма начиная обучение грамоте сталкивается с большими трудностями как при правильном начертании букв, так и при соотношении звуков с буквами, определении порядка букв в каждом отдельно взятом слове. В конечном итоге, вне зависимости от уровня овладения грамматическими правилами, речь ребенка становится наводнена дисграфическими ошибками что само по себе для каждого отдельного обучающегося способно существенно осложнить образовательный процесс, поскольку дисграфические ошибки в последствии приводят к появлению и дальнейшему распространению грамматических ошибок (ребенок внутренне рефллексирует, теряет мотивацию, становится менее старателен и прилежен).
Дисграфия у детей это одно из показательных проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, осложняющих освоение письма, языковых знаний и умений. Большинство исследователей проблем письменной речи, как правило, основополагаются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
Детям с общим недоразвитием речи на всех этапах свойстенно наличие трудностей в освоении чтения и письма. Овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука, соотношение звука с буквой, навык анализа и синтеза слов идет чрезвычайно медленно.
Учитывая все выше сказанное, определенно можно считать тему работы «Лoгoпeдичecкая paбoта по ^еду^еждению оптичеотой диcгpaфии у cтapших дошкольников c общим нeдopaзвитиeм peчи» актуальной и ^ответствующей настоящему вpeмeни.
Цель исследования: изучить и пpoвecти анализ тeopeтичecкoй литературы и последовательно систематизировать методы и приемы доведения логопедичеотой paбoты по пpeдупpeждeнию оптиче^ой ддофафии у cтapших дошкольников c общим нeдopaзвитиeм peчи.
Объект исследования: npoiiecc подготовки к фopмиpoвaнию
пдоьменной peчи.
Предмет исследования: одстема у^ажнений, методы и ^иемы по ^еду^еждению о^иче^ой ддофафии у cтapших дошкольников c общим нeдopaзвитиeм peчи.
Гипотеза исследования: процесс предупреждения оптической дисграфии у старших дошкольников будет эффективнее, если:
- будет составлен комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на предупреждение оптической дисграфии у старших дошкольников;
- комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;
- комплекс коррекционно-развивающих упражнений будет входить в структуру занятий подготовительной группы детского сада.
Зaдaчaми и^ледования являются:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме коррекции оптической дисграфии.
2. Раскрыть основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии.
3. Выявить уровень сформированное™ зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей, имеющих предпосылки к оптической дисграфии.
4. Составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса коррекционно-развивающих упражнений, направленного на устранение оптической дисграфии у старших дошкольников.
В ходе работы для решения последовательных задач были использованы теоретические и эмпирические методы.
Теоретический метод заключается в изучении методической литературы, сравнении полученных данных с современным положением дел, наиболее логичное и рациональное установление этапов эксперимента.
Эмпирический метод включает в себя использование наглядного, словесного и практического методов в коррекции. Метод был реализован через наблюдение и участие в коррекционно-развивающей работе логопеда, изучение документов, анализ эффективности применяемых методик, проведение качественного и количественного анализа результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы выдающихся ученых: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, А.Н. Корнева, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, О.Б. Иншакова, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова и многих других.
Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 города Белгорода» среди детей старшего дошкольного возраста.
В I главе данной работы представлено теоретическое обоснование проблемы исследования формирования навыков письма, проблемы оптической дисграфии, дана характеристика старших дошкольников с ОНР, анализ наиболее популярных из существующих методик по предупреждению oптичecкoй диcгpaфии.
bo II главе пpeдcтaвлeны aнaлиз и подведение итогов диплoмнoй paбoты, проверка гипотезы, задействование теоретико-методологической базы на практике, выделение и структурирование методических рекомендаций доказавших свою эффективность в диагностике и устранении симптомов и причин оптической дисграфии, до стадии их непосредственного проявления и развития.
В процессе работы мы проанализировали литературу по данной теме; охарактеризовали оптическую дисграфию и рассмотрели возможности её предупреждения у старших дошкольников с ОНР; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Еще до начала обучения ребенка грамоте, в дошкольном возрасте, должна проводиться работа по предупреждению оптической дисграфии, которая включает в себя формирование зрительного восприятия и пространственных представлений. В противном случае в школу ребенок приходит неготовым. Очень часто последствия в виде нарушений письма, которые неизбежно возникают и не проходят сами, потом не удается преодолеть в течение многих лет.
Таким образом, в связи с увеличением детей, имеющих предпосылки к возникновению дисграфий, в частности оптической дисграфии, увеличивается и потребность в помощи учителей-логопедов по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи и разработке программ логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.
Данное исследование было посвящено проблеме профилактики оптической дисграфии. Проблема дисграфий стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность дисграфии, которой страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность ее преодоления. Анализ подходов к изучению оптической дисграфии, позволил выявить, что, хотя авторы рассматривают ее с разных точек зрения, все авторы сходятся в том, что у детей с оптической дисграфией, выделяются такие нарушения, как неразвитость зрительного гнозиса, а также пространственного понимания.
Актуальность профилактики оптичесой дисграфии у старших дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у старших дошкольников с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике оптической дисграфий в условиях подготовительной группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
В дипломной работе были раскрыты теоретические аспекты направленные на предупреждения оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и предложен комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на развитие пространственных предсталений, зрительного анализа и синтеза у старших дошкольников. Для реализации данной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализированы теоретические источники по проблеме коррекции оптической дисграфии.
2. Раскрыты основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии.
3. Выявлен уровень сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей, имеющих предпосылки оптической дисграфии.
Результаты нашей работы позволяют утверждать, что работа по профилактике оптической дисграфии, проведенная вовремя, открывает большие возможности для всестороннего гармоничного развития детей и успешного обучения ими в общеобразовательной школе.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что выявление и профилактика предпосылок оптической дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, в дальнейшем полноценному становлению письменной речи подтвердилась.
Цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 318с.
2. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. - СПб.: КАРО, 2007. - 208 с.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения старших дошкольников. Приложения. - М.: Изд. Секачев Сфера, 2008. - 48 с.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
5. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция.
Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. - 246 с.
6. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для старших дошкольников с дисграфией// Логопед. - 2009.- №8. - с. 108-116.
7. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
8. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. — М.: Новая школа, 1996. - 188с.
9. Брагинский В.А. Почему не каждому даётся грамота?// Начальная школа. - 2005. - № 4. - с. 20 - 22.
10. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия, ВЛАДОС, 2013 - с. 306
11. Гаврина С.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук, изд. “Экзамен“ 2017. - 16с.
12. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе. - М.: Владос, 1961. - 201 с.
13. Гончарова В.А. Особенности нарушений письменной речи у старших дошкольников при двуязычии// Логопедия. - 2005. - № 3(9). - с. 80-83.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования Методическое пособие. 3-е изд. - М.: АИРИС ПРЕСС, 2008. - 91 с.
15. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. - С.-П.: Речь, 2006. - 176 с.
16. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. - 2008. - №4. - с. 83-86.
17. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 2003. - 336 с.
18. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
19. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. - СПб.: Образование, 1997. - 319 с.
20. Каморина Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству// Логопед. - 2007. - № 2. - с. 88 - 95.
21. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии// Логопед. - 2008.- № 7. - с. 94 - 105.
22. Клейменова О.А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся первого класса// Логопед. - 2008.-№5. - с. 88-101.
23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.
24. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у старших дошкольников. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
25. Леонова С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии// Логопед. - 2005. - № 5. - с. 108-125.
26. Логопедия: Методическое наследие. Книга IV: Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия/ под редакцией Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 303 с.
27. Логопедия: учебник для студентов дефектологов фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
28. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. - М.: «ГНОМ и Д»,
2006. - 88 с.
29. Меттус Е.В. Логопедические занятия со старшими дошкольниками. Книга для логопедов, психологов, соц. Педагогов. - СПб.: КАРО, 2008.
- 112 с.
30. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет// Логопедия. - 2004. - №3. - с. 39-46.
31. Мироненко Е.Д. Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка// Школьный логопед. - 2008. - №1(22). - с. 41-49.
32. Мисаренко Г.Т. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков// Логопед. - 2004.-№ 2. - с. 98-104.
33. Оглоблина И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи старших дошкольников// Логопед. - 2009.
- № 5. - с. 116 - 122.
34. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
35. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 140 с.
36. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006. - 158 с.
37. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под редакцией В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОКС, 1997. - 400 с.
38. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 173 с.
39. Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у старших дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
40. Спирова Л Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ// Дифектология. - 1988. - № 5. - с. 34-37.
41. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) Расстройства речи у детей и подростков , Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.
42. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов— М, 1937, 299 с.
43. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление М.: «Юристъ», 1997. - 256 с.
44. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у дошкольников 5 - 7 лет. - Санкт-Петербург: КАРО,
2007. - 112 с.
45. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 138 с.
46. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста// Логопедия. - 2004. - №2(4). - с. 60-70.