ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМА
|
Введение 3
Глава 1. Гендерная теория и история феминизма.
1.1 История развития западного феминизма и гендерной теории
6
1.1.1 Первая волна феминизма 7
1.1.2 Вторая волна феминизма 8
1.1.3 Третья волна феминизм 9
1.1.4 Понятие «гендер» и гендерная теория 14
1.3 Феминизм в арабских странах 16
Глава 2. Письменные источники социально-правового статуса женщины в исламе и их критика с точки зрения феминизма. 22
2.4 Письменные источники ислама
2.1.1 Коран как первый письменный источник мусульманской доктрины 22
2.1.2 Сунна Пророка 26
2.1.2 «Тафсир» или толкование Корана 27
2.1.3 Шариат 28
2.3Спорные моменты в источниках мусульманского права и их критика
2.2.2 Положение о гендерном неравенстве 29
2.2.2 Процедура развода 34
2.2.3 Проблема полигамии 36
2.2.4 Хиджаб и никаб 38
Глава 3. Освещение гендерных проблем в современном Египте.
3.1. Особенность колониального дискурса стран Ближнего Востока и положение Египта в этом дискурсе 46
3.2. Современное состояние Египта в контексте гендерного равенства.
3.2.1. Арабская Республика Египет после прихода к власти Абдель- Фаттаха Халила Ас-Сиси 48
3.3. Анализ отчета Global Gender Gap Report за 2016 год 52
3.4. Внутренняя политика Арабской Республики Египет и ключевые события, направленные на достижение гендерного равенства, при правлении Абдель-Фаттаха Ас-Сиси
3.3.1. Политика в отношении сексуальных домогательств и насилия
55
3.3.2. Меры, предпринятые для борьбы с женским обрезанием 57
3.3.3. Участие женщин в политической жизни Арабской Республики Египет 59
3.3.4. Женские организации, их инициативы и кампании по борьбе с гендерным неравенством 60
Заключение 65
Список литературы 67
Глава 1. Гендерная теория и история феминизма.
1.1 История развития западного феминизма и гендерной теории
6
1.1.1 Первая волна феминизма 7
1.1.2 Вторая волна феминизма 8
1.1.3 Третья волна феминизм 9
1.1.4 Понятие «гендер» и гендерная теория 14
1.3 Феминизм в арабских странах 16
Глава 2. Письменные источники социально-правового статуса женщины в исламе и их критика с точки зрения феминизма. 22
2.4 Письменные источники ислама
2.1.1 Коран как первый письменный источник мусульманской доктрины 22
2.1.2 Сунна Пророка 26
2.1.2 «Тафсир» или толкование Корана 27
2.1.3 Шариат 28
2.3Спорные моменты в источниках мусульманского права и их критика
2.2.2 Положение о гендерном неравенстве 29
2.2.2 Процедура развода 34
2.2.3 Проблема полигамии 36
2.2.4 Хиджаб и никаб 38
Глава 3. Освещение гендерных проблем в современном Египте.
3.1. Особенность колониального дискурса стран Ближнего Востока и положение Египта в этом дискурсе 46
3.2. Современное состояние Египта в контексте гендерного равенства.
3.2.1. Арабская Республика Египет после прихода к власти Абдель- Фаттаха Халила Ас-Сиси 48
3.3. Анализ отчета Global Gender Gap Report за 2016 год 52
3.4. Внутренняя политика Арабской Республики Египет и ключевые события, направленные на достижение гендерного равенства, при правлении Абдель-Фаттаха Ас-Сиси
3.3.1. Политика в отношении сексуальных домогательств и насилия
55
3.3.2. Меры, предпринятые для борьбы с женским обрезанием 57
3.3.3. Участие женщин в политической жизни Арабской Республики Египет 59
3.3.4. Женские организации, их инициативы и кампании по борьбе с гендерным неравенством 60
Заключение 65
Список литературы 67
В современном мире остро стоит вопрос взаимодействия культур в ходе глобализации. Большой приток мигрантов из стран Ближнего Востока на территорию Европы усилил и без того очевидные проблемы культурной адаптации и интеграции в новом регионе, выявил ряд проблем, связанных с ежедневной коммуникацией представителей различных культур и недопониманиями в ходе межкультурного диалога.
Одной из наиболее актуальных проблем на протяжении всей истории взаимоотношений Востока и Запада является положение женщины в мусульманском мире. Представления о ее образе жизни являются важной частью стереотипов о Востоке и могут помочь в понимании конфликта восточной и западной культур. Положение женщины в обществе, ее роль в семье служат предметом дискуссий и споров, что нашло свое отражение в работах маститых европейских и отечественных ученых-востоковедов с 17 века и до наших дней, таких как «Мусульманский ренессанс» швейцарского арабиста Адама Меца и «Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века» британского востоковеда Эдварда Лейна, осветивших культуру и образ жизни жителей арабо-мусульманского мира, соответственно, во времена Арабского халифата, а также в 20-х и 30-х годах XIX столетия. Современный (постколониальный) дискурс включает в себя множество работ зарубежных исследователей, востоковедов,теологов и социологов, среди которых особое место занимают Лейла Ахмед - американка египетского происхождения, посвятившая долгие годы изучению ислама и исламского феминизма , являясь профессором Гарвардского университета в области женских исследований и религии, а также египетская феминистка и социолог Науаль аль - Садави, всемирно известная благодаря своим произведениям , посвященным арабским женщинам, переведенным впоследствиЬ на многие языки.
Место женщины в современном арабо-мусульманском обществе представляет наибольшую актуальность в контексте диалога культур, подвергаясь зачастую критике со стороны феминизма, как западного, так и исламского. Многочисленные дебаты последних лет подтверждают, что единого состоявшегося ответа на женский вопрос пока не существует, поскольку мы живем в эпоху изменений и пересмотра традиционных религиозных по стулатов, следовательно, можем лишь на блюдать за процессом и отмечать тенденции, но не конечный итог.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости зафиксировать то состояние, в котором на данный момент находится вышеупомянутый дискурс, на конкретном примере Арабской Республики Египет (как наиболее светского и либерального государства в Арабском мире). Поскольку в последнее время в Египте отмечается тенденция к расширению положения и полномочий женщин в общественно-политической деятельности, что вызвало появление женских правозащитных и феминистских организаций (Союз арабских феминисток, Альянс арабских женщин), берущих свое начало именно в Египте. Так, впервые в истории страны женщина (Надия Абдо) была назначена губернатором одной из весьма важных египетских мухафаз - Бухейра, что позволяет нам заявить на основе анализа существующей ситуации через призму гендерных исследований, что именно в Египте это вопрос представляет наибольшую актуальность. Египет на современном Арабском Востоке служит своеобразным маяком, образцом, задающим тон в контексте гендерного равенства, являясь на данный момент наиболее прогрессивным примером во всем арабском мире.
Объектом исследований является положение женщины и политика государства в области гендерного равенства в Арабской Республике Египет в наши дни.
Предметом исследования является отражение социально-правового статуса женщины в исламе (на основе Корана, сунны пророка и канонических установок шариата) и критика коранических положений с точки зрения феминизма, а также новая конституция и внутренняя политика Арабской Республики Египет.
Целью исследования является анализ источников прав мусульманки, выявление в них актуальных в контексте гендерного равенства проблем а также исследование конституции Арабской Республики Египет и политики действующего президента в области гендерного равенства.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Исследовать историю феминизма и дать определение понятию «гендер».
2. Дать комплексный обзор источников мусульманского права.
3. Проанализировать реакцию феминисток на спорные положения в вышеуказанных источниках.
5. Рассмотреть современное состояние Арабской Республики Египет с точки зрения включенности женщин в общественную и политическую жизнь страны.
5. Исследовать конституцию Арабской Республики Египтет 2014 года и проекты, осуществленные за последнее время, направленные на достижение гендерного равноправия.
При создании дипломной работы использовались методы анализа источников мусульманского права, изучения и обобщения феминистской критической реакции на данные источники, прогнозирования дальнейшей политики государства в области «женского вопроса» и ее влияния на другие мусульманские страны.
Одной из наиболее актуальных проблем на протяжении всей истории взаимоотношений Востока и Запада является положение женщины в мусульманском мире. Представления о ее образе жизни являются важной частью стереотипов о Востоке и могут помочь в понимании конфликта восточной и западной культур. Положение женщины в обществе, ее роль в семье служат предметом дискуссий и споров, что нашло свое отражение в работах маститых европейских и отечественных ученых-востоковедов с 17 века и до наших дней, таких как «Мусульманский ренессанс» швейцарского арабиста Адама Меца и «Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века» британского востоковеда Эдварда Лейна, осветивших культуру и образ жизни жителей арабо-мусульманского мира, соответственно, во времена Арабского халифата, а также в 20-х и 30-х годах XIX столетия. Современный (постколониальный) дискурс включает в себя множество работ зарубежных исследователей, востоковедов,теологов и социологов, среди которых особое место занимают Лейла Ахмед - американка египетского происхождения, посвятившая долгие годы изучению ислама и исламского феминизма , являясь профессором Гарвардского университета в области женских исследований и религии, а также египетская феминистка и социолог Науаль аль - Садави, всемирно известная благодаря своим произведениям , посвященным арабским женщинам, переведенным впоследствиЬ на многие языки.
Место женщины в современном арабо-мусульманском обществе представляет наибольшую актуальность в контексте диалога культур, подвергаясь зачастую критике со стороны феминизма, как западного, так и исламского. Многочисленные дебаты последних лет подтверждают, что единого состоявшегося ответа на женский вопрос пока не существует, поскольку мы живем в эпоху изменений и пересмотра традиционных религиозных по стулатов, следовательно, можем лишь на блюдать за процессом и отмечать тенденции, но не конечный итог.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости зафиксировать то состояние, в котором на данный момент находится вышеупомянутый дискурс, на конкретном примере Арабской Республики Египет (как наиболее светского и либерального государства в Арабском мире). Поскольку в последнее время в Египте отмечается тенденция к расширению положения и полномочий женщин в общественно-политической деятельности, что вызвало появление женских правозащитных и феминистских организаций (Союз арабских феминисток, Альянс арабских женщин), берущих свое начало именно в Египте. Так, впервые в истории страны женщина (Надия Абдо) была назначена губернатором одной из весьма важных египетских мухафаз - Бухейра, что позволяет нам заявить на основе анализа существующей ситуации через призму гендерных исследований, что именно в Египте это вопрос представляет наибольшую актуальность. Египет на современном Арабском Востоке служит своеобразным маяком, образцом, задающим тон в контексте гендерного равенства, являясь на данный момент наиболее прогрессивным примером во всем арабском мире.
Объектом исследований является положение женщины и политика государства в области гендерного равенства в Арабской Республике Египет в наши дни.
Предметом исследования является отражение социально-правового статуса женщины в исламе (на основе Корана, сунны пророка и канонических установок шариата) и критика коранических положений с точки зрения феминизма, а также новая конституция и внутренняя политика Арабской Республики Египет.
Целью исследования является анализ источников прав мусульманки, выявление в них актуальных в контексте гендерного равенства проблем а также исследование конституции Арабской Республики Египет и политики действующего президента в области гендерного равенства.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Исследовать историю феминизма и дать определение понятию «гендер».
2. Дать комплексный обзор источников мусульманского права.
3. Проанализировать реакцию феминисток на спорные положения в вышеуказанных источниках.
5. Рассмотреть современное состояние Арабской Республики Египет с точки зрения включенности женщин в общественную и политическую жизнь страны.
5. Исследовать конституцию Арабской Республики Египтет 2014 года и проекты, осуществленные за последнее время, направленные на достижение гендерного равноправия.
При создании дипломной работы использовались методы анализа источников мусульманского права, изучения и обобщения феминистской критической реакции на данные источники, прогнозирования дальнейшей политики государства в области «женского вопроса» и ее влияния на другие мусульманские страны.
XXI век - эпоха глобализации и информационной открытости, где благодаря сети Интернет произошло формальное уничтожение государственных границ. В свете всеобщей информационной доступности, а также участившихся контактов между Востоком и Западом возросло внимание к гендерным проблемам и роли женщин в обществе. В последнее время в Арабском мире усилилась активизация феминистских движений, что вызвано обменом идеями во всем мире и участием арабских женщин в конструировании нового феминистического дискурса. Актуальность этих событий, происходящих на наших глазах, и вызвала интере с к их исследованию.
В данном исследовании гендерная теория и проблемы феминизма были не только изучены в общеполитическом, историческом и философском аспектах, но и проанализированы «в действии» - на примере внутренней политики и процессов, происходящих в Арабской Республике Египет. Выбор этого государства для исследования не был случайным: с начала XIX века дискурсы, возникающие в Египте, и идущие за ними действия переходят впоследствии и в другие страны Арабского мира, задают тенденции к изменениям во всем регионе.
В работе были исследованы труды значимых активистов исламского феминизма (Лейлы Ахмед, Асма Барлас, Марго Бадран, Науаль аль-Садави), а также действия нынешнего президента и правительства, направленные на достижение в стране гендерного равенства. Также были проанализированы повестки дня и проекты многочисленных женских организаций Египта, позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается общество в настоящее время.
Анализ их сочинений и деятельно сти доказал, что в современном мусульманском мире происходят серьезные изменения, а традиционный взгляд на положение женщины в семье и обществе постепенно уходит в прошлое. Мы отметили активное вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь Египта.
Несмотря на недостаточное количество конкретно восточных источников и медиа-ресурсов, в которых бы освещались гендерные проблемы и роль феминистских движений на мусульманском востоке, нам удалось выявить основные параметры, в которых эти движения нашли практическое воплощение: в борьбе с насилием против женщин (в особенности с домашним), женским обрезанием, стереотипизацией женской роли в качестве хранительницы домашнего очага.
В работе была также исследована статистика Всемирного экономического форума, наглядно демонстрирующая недо статок усилий по включению женщин в политическую жизнь Египта, но в целом отмечающая положительные тенденции в вопросах экономики, образования и здравоохранения.
В результате работы выяснилось, что традиционное для ислама восприятие женщины только внутри семьи давно постепенно выходит за эти рамки в современных арабо-мусульманских странах. Эти изменения заметны на государственном уровне, что и было отмечено в исследовании при анализе новой конституции Арабской Республики Египет. В настоящий момент в государстве начинает создаваться гражданское общество, в рамках которого женщина имеет возможности для самореализации и построения карьеры, в том числе и в органах власти.
В данном исследовании гендерная теория и проблемы феминизма были не только изучены в общеполитическом, историческом и философском аспектах, но и проанализированы «в действии» - на примере внутренней политики и процессов, происходящих в Арабской Республике Египет. Выбор этого государства для исследования не был случайным: с начала XIX века дискурсы, возникающие в Египте, и идущие за ними действия переходят впоследствии и в другие страны Арабского мира, задают тенденции к изменениям во всем регионе.
В работе были исследованы труды значимых активистов исламского феминизма (Лейлы Ахмед, Асма Барлас, Марго Бадран, Науаль аль-Садави), а также действия нынешнего президента и правительства, направленные на достижение в стране гендерного равенства. Также были проанализированы повестки дня и проекты многочисленных женских организаций Египта, позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается общество в настоящее время.
Анализ их сочинений и деятельно сти доказал, что в современном мусульманском мире происходят серьезные изменения, а традиционный взгляд на положение женщины в семье и обществе постепенно уходит в прошлое. Мы отметили активное вовлечение женщин в общественно-политическую жизнь Египта.
Несмотря на недостаточное количество конкретно восточных источников и медиа-ресурсов, в которых бы освещались гендерные проблемы и роль феминистских движений на мусульманском востоке, нам удалось выявить основные параметры, в которых эти движения нашли практическое воплощение: в борьбе с насилием против женщин (в особенности с домашним), женским обрезанием, стереотипизацией женской роли в качестве хранительницы домашнего очага.
В работе была также исследована статистика Всемирного экономического форума, наглядно демонстрирующая недо статок усилий по включению женщин в политическую жизнь Египта, но в целом отмечающая положительные тенденции в вопросах экономики, образования и здравоохранения.
В результате работы выяснилось, что традиционное для ислама восприятие женщины только внутри семьи давно постепенно выходит за эти рамки в современных арабо-мусульманских странах. Эти изменения заметны на государственном уровне, что и было отмечено в исследовании при анализе новой конституции Арабской Республики Египет. В настоящий момент в государстве начинает создаваться гражданское общество, в рамках которого женщина имеет возможности для самореализации и построения карьеры, в том числе и в органах власти.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - КОНВЕРГЕНЦИЯ ИСЛАМА И ФЕМИНИЗМА В ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - Перспективы становления ислама в качестве интеграционной силы в Германии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Способы самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности нарративных и дискурсивных стратегий как инструментов трансформации гендернорелигиозного статуса в виртуальном сегменте исламского феминизма
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Семья в исламе: социологический анализ на материалах по Санкт-Петербургу
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-
европейской прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2017



