Аннотация 3
Введение 5
1. Теоретическое обоснование 8
1.1. Роль электронной коммерции для современной компании 8
1.2. Концепция управления стоимостью компании 14
1.3. Взаимосвязь веб трафика и стоимости компании 17
2. Постановка исследовательского вопроса 22
3. Методология 25
3.1. Описание данных 25
3.2. Дизайн проведения исследования 35
4. Результаты исследования 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Приложение 3 51
Приложение 4 52
Приложение 5 53
В то время как сегодня существуют явные гиганты розничной онлайн- торговли, такие как Amazon и Alibaba, которые известны по всему миру, распространение электронной коммерции дает все больше возможностей для компаний любого размера, независимо от того действуют ли они в крупной индустрии или более мелкой.
По последним данным, на долю электронной торговли приходится 3,54 трлн долларов в год, что составляет около 10% общего объема потребительских продаж (Приложение 1). Увеличиваясь на 20% ежегодно, рынок электронной коммерции не показывает тенденцию к замедлению, что означает, что существуют новые практически неограниченные возможности для фирм.
Исходя из тенденции роста онлайн-продаж можно предположить, что данная сфера представляет интерес для компаний.
Электронная коммерция является современным инновационным средством международной торговли, особенностью которой является нивелирование географических и социально-политических границ между покупателем и продавцом. По оценкам экспертов, сфера Интернет-торговли привлекает все большее количество игроков, при этом по мере стремительного развития новых технологий происходит замена прежних знаковых предприятий новыми. Текущие лидеры в сфере электронной коммерции определяют ключевые тренды не только в своей нише, но и в торговле в целом (Российская газета, 2019).
Тем самым, веб-сайт как дополнительный канал для осуществления транзакций приобретает все большее влияние на деятельность компании, в том числе, на ее рыночную стоимость.
Знание того, какие показатели являются движущими факторами, а какие сдерживают рост рыночной стоимости компании, дает нам глубокое понимание того, где лежат текущие и потенциальные возможности. И что становится все более очевидным, для большинства компаний в сфере электронной торговли будущий успех будет в значительной степени будет определяться тем, насколько они успешны в Интернете.
Таким образом, цель данного исследования состоит в выявлении совокупности наиболее значимых веб факторов, оказывающих влияние на рыночную стоимость компаний в сфере электронной торговли.
Конкретизация данной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Проведение детального обзора литературы по теме электронная коммерция, концепции управления стоимостью компании и влияние веб трафика на результаты деятельности компаний;
2. Выдвижение гипотез о характере влияния веб трафика на рыночную стоимость компании;
3. Сбор и систематизация данных о публичных компаниях в сфере электронной коммерции;
4. Тестирование выдвинутых гипотез с помощью построения множественной регрессионной модели;
5. Выделение ключевых детерминант, формирующих рыночную стоимость компании, на основе которых возможно формирование рекомендации по ее повышению путем эффективного использования такого канала, как веб сайт.
Методологическая база исследования включает в себя экономический, эконометрический (регрессионный и статистический) и эмпирический анализы, которые были проведены в статистической программе R Studio.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие источники для формирования информационной базы: портал Yahoo Finance, Similar Web и квартальные отчетности компаний.
Данные были собраны самостоятельно и представляют собой кросс - секционный тип.
Данная работа состоит из введения, теоретического обоснования, постановки исследовательской проблемы, практической части и заключения. Во введении кратко представлена ключевая цель исследования, обоснована ее актуальность на текущий момент, обозначены поставленные задачи, определена область работы. В первой главе под названием «Теоретическое обоснование» разобраны преимущества и недостатки электронной коммерции и рассмотрена концепция управления стоимость компании как новый подход в корпоративных финансах. Также проведен анализ имеющихся работ, посвященных влиянию веб трафика сайта на результаты деятельности компании, после чего выдвигается исследовательский вопрос и формируются гипотезы. Эмпирическая часть посвящена дизайну исследования и описанию выбранных показателей, также в ней реализуется дескриптивный, статистический и регрессионный анализ. В завершении делаются выводы относительно полученных оценок, приводится их интерпретация и резюмируются все промежуточные выводы, а также обозначаются ограничения и рекомендации.
Общий объем работы составляет 53 печатные страницы, включая приложения. Общее количество использованных источников - 29.
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий стимулировало компании к освоению Интернет пространства для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. Стремительный рост числа пользователей Интернета также оказал благоприятное воздействие на заинтересованность компаний в электронной коммерции. Сайт как инструмент для осуществления дополнительных транзакций стал оказывать все большее влияние на деятельность компании.
Электронная коммерция как новая форма бизнеса имеет свои особенности, включая драйверы стоимости компании. В виду того, что свою деятельность компании осуществляют в Интернете, то ее эффективность можно измерить, используя индикаторы, которые также непосредственно связаны с веб-пространством, а именно с помощью веб трафика.
Более того, трафик является ключевым драйвером рыночной стоимости компании в сфере электронной коммерции, так как он напрямую отражает деятельность данных фирм во «всемирной паутине» и заинтересованность покупателей. Из этого следует, что наравне с финансовыми показателями, веб трафик является источником формирования стоимости компании.
В текущем исследовании в качестве индикаторов веб трафика было рассмотрено четыре показателя: количество уникальных посетителей сайта, среднее количество просмотренных страниц посетителем за визит, среднее время, проведенное пользователем на сайте, и доля общего числа посетителей в населении интернета. Из них на основе корреляционного анализа был выбран показатель «количество уникальных посетителей сайта», который в последствии был включен в множественную регрессионную модель.
Проведенный эмпирический анализ показал, что количество уникальных посетителей положительно влияет на рыночную капитализацию фирмы при контролировании таких финансовых показателей, как финансовый рычаг, рентабельность активов, объем продаж и чистая прибыль.
Исходя из полученных результатов можно дать следующие рекомендации компаниям в сфере электронной коммерции, а именно им следует уделять внимание такому нефинансовому показателю, как веб трафик, и улучшать его путем оптимизации сайта и повышения удовлетворенности пользователей от его посещения.
Ограничения исследования и рекомендации
Следует отметить, что в эмпирической части работы были рассмотрены только публичные компании, входящие в рейтинг Yahoo по рыночной капитализации. Таким образом, были отобраны компании, которые достаточно успешно ведут свою деятельность на рынке, а значит эффект функционирования сайта на них более заметен.
Данные были собраны самостоятельно, поэтому выборка ограничена 90 наблюдениями. Следствием этого могут быть не наилучшие МНК-оценки модели.
Кроме того, анализируемые в работе данные ограничены одним периодом, четвертым кварталом для рыночной капитализации и третьим кварталом для всех остальных показателей. Тем самым, были рассмотрены кросс-секционные данные.
В связи с этим будут предложены следующие рекомендации для дальнейшего исследования.
Рассмотрение большего числа компаний путем использования панельных данных. Так, в приведенном ранее анализе литературы авторы многих работ использовали квартальные данные двух или более лет, тем самым получая более крупную выборку. Однако получение панельных данных занимает большее время, поэтому не было реализовано в текущей работе.
Также возможно изменение источника получения выборочной совокупности. Может быть взят за основу, как и другой рейтинг, так и сужена область рассмотрения до конкретной отрасли или страны.
1. Гэллоуэй C. (2020). Большая четверка. Секреты успеха Amazon, Apple, Facebook и Google. : [перевод с английского Рахина Е. А.] - Москва: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 352 с.
2. Епифанова Е. С., Атаров Н. З. (2016). Основные этапы развития электронного бизнеса // Вопросы региональной экономики. Т. 28. №3. С. 106-110.
3. Ивашковская И.В. (2009) Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. - М.: ИНФРА-М. - 430 с. - (Научная мысль).
4. Калужский, М. Л. (2015). Маркетинговые сети в электронной коммерции: Институциональный подход: монография. - Изд. Второе, перераб. и доп. - М.- Берлин: Директ-Медиа - 402 с.
5. Кларк, Д. (2017) Alibaba. История мирового восхождения от первого лица : [перевод с английского Сарычевой К. М.] - Москва: Издательство «Э», 240 с.
6. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. (2005) Стоимость компаний: оценка и управление. — 3-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес» — 576 с
7. Онлайн-шопинг стимулирует развитие [Электронный рерурс] URL: https://rg.ru/2019/09/02/elektronnaia-kommerciia-stanovitsia-iadrom-cifrovoj- ekonomiki-kitaia.html (дата обращения 15.04.2020).
8. Aghabekyan, L. (2010). Value-Relevance of Financial and Non-Financial Information for the Publicly Traded Internet-Based Companies in the Post-Sarbanes-Oxley Period.
9. Alibaba vs. Amazon: подробное сравнение двух интернет-гигантов. E-pepper [Электронный рерурс] URL: https://e-pepper.ru/news/alibaba-vs-amazon-podrobnoe- sravnenie-dvux-internet-gigantov.html (дата обращения 20.04.2020).
10. Benbunan-Fich, R., & Fich, E. M. (2004). Effects of Web Traffic Announcements on
Firm Value. International Journal of Electronic Commerce, 8(4), 161-181.
11. Chien, Y.-T., & Lu, H.-M. (2015). Firm websites and the risk of firm. Industrial Management & Data Systems, 115(3), 504-520.
12. Childers, T. L., Carr, C. L., Peck, J., & Carson, S. (2001). Hedonic and utilitarian motivations for online retail shopping behavior. Journal of Retailing, 77(4), 511-535.
13. Chiu, W., & Cho, H. (2019). E-commerce brand: The effect of perceived brand leadership on consumers’ satisfaction and repurchase intention on e-commerce websites. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, APJML-10-2018-0403.
14. Demers, E. (2001). A Rude Awakening: Internet Shakeout in 2000. Review of Accounting Studies, 6(2-3), 331-359.
15. Ecommerce Statistics. [Electronic resource] URL: https://99firms.com/blog/ecommerce- statistics/#gref (дата обращения 12.04.2020)
16. Evans, J. R., & King, V. E. (1999). Business-to-business marketing and the world wide web: Planning, managing, and assessing websites. 4(28), 343-358.
17. Global digital population as of April 2020 [Electronic resource] URL:
https://www.statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide/ (дата
обращения 12.04.2020).
18. Kozberg, A. (2001). The Value Drivers of Internet Stocks: A Business Models Approach. SSRN Electronic Journal.
19. Luo, X., Zhang, J., & Duan, W. (2013). Social Media and Firm Equity Value. Information Systems Research, 24(1), 146-163.
20. McKnight, D. H., Choudhury, V., & Kacmar, C. (2002). Developing and Validating Trust Measures for e-Commerce: An Integrative Typology. Information Systems Research, 13(3), 334-359.
21. Rajgopal, S., Venkatachalam, M., & Kotha, S. (2003). The Value Relevance of Network Advantages: The Case of E-Commerce Firms. 41(1), 135-162.
22. Rajgopal, Shivaram, Kotha, S., & Venkatachalam, M. (б. д.). The Relevance of Web Traffic for Internet Stock Prices. 35.
23. Statista - Global retail e-commerce sales 2014-2023. [Electronic resource] URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/ (дата обращения 14.01.2020).
24. The Nielsen Company (US), LLC. (2018) Future opportunities in fmcg e-commerce: market drivers and five-year forecast. c. 31
25. The truth about online consumers. Global Online Consumer Report, KPMG International,
2017 [Electronic resource] URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ (дата
обращения 23.04.2020).
26. Trueman, B., Wong, M. H. F., & Zhang, X.-J. (2001). The Eyeballs Have It: Searching for the Value in Internet Stocks. 27.
27. Vaughan, L., & Yang, R. (2013). Web traffic and organization performance measures:
Relationships and data sources examined. Journal of Informetrics, 7(3), 699-711.
28. Wen, C., R. Prybutok, V., Blankson, C., & Fang, J. (2014). The role of E-quality within the consumer decision making process. International Journal of Operations & Production Management, 34(12), 1506-1536.
29. What is Ecommerce? [Electronic resource] URL: https://www.shopify.com/encyclopedia/what-is-ecommerce (дата обращения 12.04.2020).