МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития скоростно- 6
силовых способностей у баскетболистов
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2. Средства и методы воспитания скоростно-силовых 9
способностей в баскетболе
1.3. Характеристика проявлений скоростно-силовых 19
способностей в спортивной деятельности баскетболиста
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики 28
развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-15 лет
3.1. Характеристика экспериментальной методики 28
3.2. Результаты педагогического эксперимента и обсуждение 40
полученных результатов
Выводы 43
Практические рекомендации 45
Список литературы 47
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития скоростно- 6
силовых способностей у баскетболистов
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2. Средства и методы воспитания скоростно-силовых 9
способностей в баскетболе
1.3. Характеристика проявлений скоростно-силовых 19
способностей в спортивной деятельности баскетболиста
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики 28
развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-15 лет
3.1. Характеристика экспериментальной методики 28
3.2. Результаты педагогического эксперимента и обсуждение 40
полученных результатов
Выводы 43
Практические рекомендации 45
Список литературы 47
Актуальность. Баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, это проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; 21].
Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча [7; 17; 40].
В настоящее время в баскетболе произошли значительные изменения в правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой деятельности, которая характеризуется значительным смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами современного баскетбола сокращено время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону, данные изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости [19; 24].
Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть [32; 34; 42].
Многие исследователи отмечают, что физическая работоспособность и функциональные возможности отечественных баскетболистов различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного баскетбола [1; 15]. Однако в изученной литературе мы не нашли
рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню скоростно-силовой подготовки баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовой подготовки - с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой подготовки баскетболистов с использованием специфических средств и методов.
Объект исследования: средства и методы скоростно-силовой
подготовки в баскетболе
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых
способностей у баскетболистов 14 - 15 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития скоростно-силовых способностей баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития скоростно-силовых способностей баскетболистов станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на совершенствование прыгучести.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития скоростно-силовой подготовки баскетболистов.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики
развития скоростно-силовых способностей, в соответствии с
преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести баскетболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в тренировочном процессе баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.
Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча [7; 17; 40].
В настоящее время в баскетболе произошли значительные изменения в правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой деятельности, которая характеризуется значительным смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами современного баскетбола сокращено время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону, данные изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости [19; 24].
Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть [32; 34; 42].
Многие исследователи отмечают, что физическая работоспособность и функциональные возможности отечественных баскетболистов различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного баскетбола [1; 15]. Однако в изученной литературе мы не нашли
рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню скоростно-силовой подготовки баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовой подготовки - с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой подготовки баскетболистов с использованием специфических средств и методов.
Объект исследования: средства и методы скоростно-силовой
подготовки в баскетболе
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых
способностей у баскетболистов 14 - 15 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития скоростно-силовых способностей баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития скоростно-силовых способностей баскетболистов станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на совершенствование прыгучести.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития скоростно-силовой подготовки баскетболистов.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики
развития скоростно-силовых способностей, в соответствии с
преимущественной направленностью на развитие прыгучести у баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести баскетболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в тренировочном процессе баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.
1. По результатам анализа научно-методической литературы определено, что специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.
2. Экспериментальная методика развития прыгучести баскетболистов 14 - 15 лет предусматривала:
- Изменение соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки в пользу СФП. Вместо традиционно принятого: ОФП - 30-40%, СФП - 60-70% - соотношение составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.
- Соотношение средств СФП составило 35% скоростно-силовой (в основном прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту и специальную выносливость и 5% на увеличение подвижности в суставах и расслабление.
- 3анятия по СФП носили интегральный характер и проводились в сочетании с технико-тактической подготовкой. 3анятия с интегральной направленностью проводились 3 раза в неделю через день.
- Блочную систему применения прыжковых упражнений различной интенсивности.
3. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальная методики развития прыгучести баскетболистов 14 - 15 лет. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное прирост. Так в тесте 1 на 5,4% результаты лучше, чем в контрольной, в тесте 2 на 3,2%, в тесте 3 на 2%, в тесте 4 на 5,4%.
2. Экспериментальная методика развития прыгучести баскетболистов 14 - 15 лет предусматривала:
- Изменение соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки в пользу СФП. Вместо традиционно принятого: ОФП - 30-40%, СФП - 60-70% - соотношение составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.
- Соотношение средств СФП составило 35% скоростно-силовой (в основном прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту и специальную выносливость и 5% на увеличение подвижности в суставах и расслабление.
- 3анятия по СФП носили интегральный характер и проводились в сочетании с технико-тактической подготовкой. 3анятия с интегральной направленностью проводились 3 раза в неделю через день.
- Блочную систему применения прыжковых упражнений различной интенсивности.
3. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальная методики развития прыгучести баскетболистов 14 - 15 лет. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное прирост. Так в тесте 1 на 5,4% результаты лучше, чем в контрольной, в тесте 2 на 3,2%, в тесте 3 на 2%, в тесте 4 на 5,4%.
Подобные работы
- МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УТЯЖЕЛИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - Особенности скоростно-силовой подготовки юношей 14-15 лет в секции тяжелой атлетики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ ПРЫЖКОВОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 13-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4510 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование техники нападения игры в баскетбол обучающихся 14-15 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



