ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРЗВИТИЕМ РЕЧИ.
1.1 Понятие о графомоторных навыках. Их развитие в
онтогенезе 6
1.2 Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием
речи 11
1.3 Методические подходы к формированию графомоторных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 15
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
2.1 Изучение уровня развития базиса графомоторных навыков у старших
дошкольников с общим недоразвитием
речи 22
2.2 Технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Навык письма - это сложный навык. Он включает координированные тонкие движения руки. Процесс письма требует не только слаженной работы мелких мышц кисти, но и всей руки в целом, а также хорошо развитого произвольного внимания и зрительно - пространственного восприятия. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.
Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
В настоящее время число детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим недоразвитием речи, увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать трудности в овладении графомоторными навыками.
Проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению в школе.
И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, В. А. Илюхиной, Е. В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук, С. Н. Лысюк, и другие.
Цельисследования: разработать технологию формирования
графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Объектисследования: процесс формирования графомоторных
навыков старших дошкольников с ОНР.
Предметисследования: система коррекционно-педагогического
воздействия по совершенствованию графомоторных навыков.
Гипотеза: успешность коррекционно-педагогической работы по
формированию графомоторного навыка будет зависеть от соблюдения следующих условий:
1) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
2) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка.
Задачиисследования:
1. На основе анализа литературы, теоретически обосновать проблему формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
2. Исследовать состояние базиса графомоторного навыка у старших дошкольников с ОНР.
3. Определить направления и содержание технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Теоретико-методологической основой исследования явились исследования в области взаимосвязи речи и тонкой моторики
М.М. Кольцовой, Л.В. Антакова-Фоминой, О.С. Бот, Г.Г. Галкиной,С.П. Дувановой, Е.Ю. Тебелевой, М.М. Дьяченко, О.И. Лазаренко, Л.П. Савиной, В.В. Цвынтарного; исследования в области общего недоразвития речи Т.В. Волосовец, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой; исследования пространственных представлений положено трудами М.С. Лебединского, А.Л. Лурия, Ж. Пиаже, В.Л.Деглина, Н.Н. Николаенко, А.В.Семенович; исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С.Е. Большаковой, В.П. Дудьева, Н.А. Кирпичниковой, Е.В. Рогожиной, Т.А. Ткаченко.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов:теоретические- анализ научной литературы по теме исследования; эмпирические - анализ продуктов деятельности испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка»»г. Белгорода.
Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Проанализировав методическую литературу, мы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи развитие мелкой и общей моторики отстает от детей с нормой. Также у таких детей можно наблюдать нарушение зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки.
Проведенное нами экспериментальное исследование было направлено на исследование состояния базиса графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Для определения уровня развития основных психических процессов, обеспечивающих формирование графомоторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого, Гуткиной Н.Н. При выполнении заданий, велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей с ОНР слабое развитие пальцевой моторики; недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; отсутствие плавности линий; медленный темп выполнения предложенных заданий. Все это позволяет сделать вывод, о необходимости коррекционно¬развивающей работе.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он вдвойне сложен. Поэтому, нами была разработана технология формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. В данной технологии мы выделили следующие направления работы:
- развитие психологической базы графомоторных навыков;
- формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук;
- развитие произвольного рисования;
- развитие графической символики.
Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. [Текст]/О.В. Бачина, Н.Ф.Коробова. - М.: АРКТИ, 2006.- 88с.
2. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. [Текст] /М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002.
3. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст] /С.Е. Большакова - Сфера, 2009.
4. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. [Текст]/ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед. - 2005. - №3.-С.84-94
5. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст]/С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Издательство: АСТ Харвест., 2008. - 24с.
6. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. [Текст] / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина - Гном и Д, 2005.
7. Гостунская, Я.И. Формирование зрительно - моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи . [Текст] / Я.И. Гостунская//Логопедия сегодня. - 2008. - №4(22). - С. 73 - 75.
8. Губанихина, Е.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности. [Текст] / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина// Молодой ученый, 2014. - №21.1. -167-170 с.
9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2000.- 184 с.
10. Диулина, Е.В. Проявление мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. [Текст] /Е.В.Диулина, Е.Е.Романова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007.
11. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. [Текст] / Н.С. Жукова. - М., 2002.-320с.
12. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2011.- 280с.
13. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно- предметногогнозиса и зрительно-моторной координации. [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 183с.
14. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. -111с.
15. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб, 2006. -224с.
16. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. [Текст]/ О.И. Крупенчук. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.
17. Лазаренко, О.И. Артикуляцтонно-пальчиковая гимнастика. [Текст] / О.И. Лазаренко. - 2011. - 32с.
18. Логопедия [Текст] учебное пособиедля
студ.дефектол.фак.пед.вузов/ под.ред. Волковой Л.С.5-е изд. -М: перераб.и доп. Изд.: ВЛАДОС, 2009г. - 703с.
19. Лопатина, Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики. [Текст] / Л.В.Лопатина // Практическая психология и логопедия - 2003. - №3.
20. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое исследование. [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 346с.
21. Матвеева, О.А. Пальчиковые дорожки. Игровая технология для развития мелкой моторики дошкольников с ОНР. [Текст]/ О.А. Матвеева.- Логопед. - 2014. - №2. - С. 62 - 65.
22. Моисеева, Р. Пальчиковые игры. [Текст] / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание - 2000. - №10. - 42с.
23. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие.[Текст] /И.Н. Моргачева - СПб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2009. - 212с.
24. Некрылова, Л.В. Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи (консультация для родителей). [Текст] / Л.В. Некрылова. - Логопед. - 2013. - №7. - С.82 - 84.
25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.В. Нищева. -СПб. 2005. -352с.
26. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. [Текст] / Е.В. Новикова. - М.: «Гном и Д».2003. -40с.
27. Оглоблина, И.Ю. Массаж для коррекции функциональных возможностей кистей рук. [Текст] / И.Ю. Оглоблина. // Логопед. - 2013. - №6. - С.18 - 27.
28. Основы специальной психологии/ Под.ред. Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И. - М., 2003.- 480с.
29. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Под ред. Белой А.Е., Мирясовой В.И. - М.: ООО «Издательство Артель», 2002. - 46с.
30. Петров, А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пособие. [Текст] / А.В. Петров. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44с.
31. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С.О. - СПб.: «Детсво - Пресс», 2001. - 94с.
32. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.П.Савина - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48с.
33. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст] / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 71с.
34. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта
дошкольников. [Текст] / А.Л. Сиротюк. -М: ТЦ Сфера, 2001. - 48с.
35. Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей. [Текст] / В.А. Солнцева., Т.В. Белова.-М.: АСТ: Астрель, 2007.- 96с
36. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие. [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256с.
37. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. [Текст] / С.О. Филиппова. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 94с.
38. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1994. - 103с.
39. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст] /В.В. Цвынтарный - Санкт-Петербург: «Лань», 1998.
40. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие. [Текст] / И.А. Шаповал. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320с.
41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.