ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТА
ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАБИНЕТА ФИЗИКИ И
ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 5
1.2. ОБЗОР СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПО ФИЗИКЕ 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА КУРСА
ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 24
2.1. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 24
2.2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ
ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА 51
Актуальность. На сегодняшний день в условиях развития информационного общества один из основных компонентов, дозволяющих максимально индивидуализировать учебный процесс, считается цифровизация учебы, основанная на применении информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), на организации тренировочного процесса в специализированной образовательной среде, в которой происходит обмен информацией. Важной особенностью школьников является их информированность и интерес по различным вопросам и способность без особых трудностей ориентироваться в постоянно меняющейся цифровой среде.
В этой связи появляются новые требования к организации учебного процесса, таким образом, чтобы проще усваивать материал. В частности, лабораторный практикум по физике является одним из важнейших методов формирования практических умений и системного мышления. Поэтому поиск путей повышения эффективности лабораторных работ в современных условиях развития цифрового общества является актуальным.
Цель исследования: составить рекомендации по выбору оборудования для лабораторного практикума по физике в основной школе.
Объект исследования: учебный процесс по физике в основной школе.
Предмет исследования: организация кабинета физики.
Задачи:
- Изучить особенности организации кабинета физики и лабораторного практикума в современной школе
- Выделить технологии по повышению мотивации и вовлеченности в образовательный процесс
- Рассмотреть средства для проведения натурного и виртуального лабораторного практикума
- Составить перечень лабораторных работ по физике для основной школы
- Составить рекомендации по выбору оборудования для проведения лабораторных работ
- Составить рекомендации по выбору оборудования для проведения виртуальных лабораторных работ
База исследования: МАОУ Гимназия им. Н. Д. Лицмана
Практическая значимость: полученные результаты работы могут использоваться школами для организации кабинетов физики
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В работе были получены следующие выводы и результаты:
1. Кабинет физики - это учебное помещение школы, оснащенное необходимым оборудованием, создающее оптимальные научно-методические, организационные и информационные условия проведения лабораторного практикума и обучения.
2. Проведение лабораторного практикума ставит целью формирование умений и навыков обращения с приборами и другим оборудованием, применение теоретических знаний на практике и закрепление материала.
3. Большое внимание нужно уделять особенностям восприятия и освоения информации школьниками, и уже на основе этого формировать особенности организации лабораторного практикума.
4. С каждым годом становится все более актуальным использование современного технического и мультимедийного обеспечения, позволяющее виртуальные эксперименты, без непосредственного контакта с оборудованием.
5. Преимущества виртуальных лабораторных работ: недорогая по стоимости, безопасность, наглядность, повышенный интерес, быстрая усвояемость информации школьниками, возможность работы дома.
6. Недостатки виртуальных лабораторных работ: не каждый
эксперимент позволяет в полной мере усвоить определенные умения, нет физического контакта, может заменить только часть натуральных лабораторных работ.
7. Систематизировали информацию по четырем современным комплектам для проведения натуральных лабораторных работ по физике и четырем программным средствам для проведения виртуальных лабораторных работ по физике с восьми магазинов и платформ, которые рекомендованы для использования в общеобразовательных школах для повышения качества образования.
8. Таким образом, мы провели анализ лабораторных работ учебников двух линеек авторов с 7 по 9 класс, рекомендованных ФГОС, приоритетной целью которых является приобретение опыта полученных теоретических знаний на практике.
9. Для улучшения образовательного процесса используется федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляющий собой совокупность требований необходимых для реализации учебных программ.
10. Рассмотрели, чему по стандартам ФГОС основной школы должны научиться школьники в рамках лабораторного практикума по физике
11. На основании проведенного анализа лабораторных работ по учебникам двух линеек авторов с 7 по 9 класс по физике был проведен подбор соответствующего лабораторного оборудования для проведения натурального и виртуального практикума.
12. При анализе выявили, что программное обеспечение для виртуальных лабораторных работ на данный не может полностью охватить школьную образовательную программу обучения, а лишь частично.
13. Были составлены рекомендации по выбору комплектов для натурального и виртуального лабораторного практикума для каждого учебника.