Введение 4
Глава I. «Устав об управлении инородцев» 1822 г 15
Глава II. История существования Первого Сибирского комитета 22
Глава III. Первый Сибирский комитет и Народы Сибири (1826 – 1837 гг.) 28
§ 1. Ясак и другие виды податей, взимаемые с сибирских инородцев в результате деятельности Первого Сибирского комитета 28
§ 2. Об образовании и управлении внешних округов «сибирских киргизов» 46
§ 3. О различных делах Первого Сибирского комитета 65
Выводы 75
Источники и литература 79
Тема исследования: Первый Сибирский комитет и Народы Сибири (1826 - 1837 гг.)
Актуальность: В 1822 г. император Александр I утвердил «Сибирское учреждение», состоящее из 10 частей: «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», «Устав об управлении сибирских киргизов» , «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых каз аках», «Положение о земских повинностях», «Положение о хлебных запасах», «Положение о долговых обязательствах между кре стьянами и между инородцами». Данное законодательство, автором которого был знаменитый государственный деятель М.М. Сперанский, стало на территории нашей страны первым примером местного законодательства, регламентирующего все основные сферы жизни населения такого отдаленного и непростого для проживания региона, как Сибирь . Можно сказать , что «Сибирское учреждение», в некоторой мере, является частным случаем «Свода законов Российской империи», и, как известно, оно опередило общероссийское законодательство на 10 лет.
Исходя из этого, следует, что значение сибирской реформы М.М. Спе¬ранского 1822 г. для дальнейшего исторического развития Сибири достаточно велико. И осуществление данной реформы было бы невозможно без деятель¬ности Первого Сибирского комитета (1821 - 1838 гг.), члены которого приня¬ли непосредственное участие в рассмотрении проектов уставов и положений «Сибирского учреждения», а в дальнейшем представили их практически все без изменений на утверждение императора.
После утверждения «Сибирского учреждения» 1822 г. именно Первый Сибирский комитет стал ответственным за принятие дальнейших решений об управлении сибирского региона. В этом состоит значимость данного органа власти, поэтому необходимо более полное изучение деятельности этого Ко¬митета, в том числе и его политики по отношению к коренным народам Си¬бири.
Сибирь - самый большой регион нашей страны. Ее с древнейших вре¬мен заселяло большое количество самых различных народов со своей культу¬рой, языками, обычаями, образом ведения хозяйства. Проблема интеграции коренных народов в русское общество, проблема взаимоотношений между народами Сибири и русским населением актуальна как для сегодня, так и в прошлом. Данная проблема безусловно коснулась решений Комитета каса¬тельно коренного населения Сибири. Исходя из этого, необходимо выяснить, какое именно влияние оказал Комитет на образ жизни коренных народов Си¬бири, как изменилась их судьба.
К сожалению, данная тема не раскрыта полностью и однозначно в тру¬дах современных историков. Существуют лишь отдельные монографии или статьи, посвященные различным компонентам деятельности Первого Сибир¬ского комитета, касающихся народов Сибири. Однако комплексного исследо¬вания на данную тему пока создано не было. Данное исследование - попытка охватить данную проблему в более полной мере, дать ответ на вопрос: каким было влияние Первого Сибирского комитета на жизнь коренных народов: по¬ложительным, отрицательным или и тем, и другим. Исходя из этого, данная работа имеет свою актуальность.
Цель исследования: выяснить, какое значение оказала деятельность Первого Сибирского комитета за 1826 - 1837 гг. на коренные народы Сибири, их образ жизни.
Для достижения поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:
• Рассмотреть основные положения «Устава об управлении ино-родцев» 1822 г. - первого крупного законодательного памятника, опре¬делившего систему управления нерусскими народами Сибири;
• Выявить цель, состав, сроки существования Первого Сибирского комитета;
• Изучить деятельность Второй Ясачной комиссии и те решения касательно ясачной подати, которые были приняты на основании ее де¬ятельности;
• Рассказать о преобразованиях Первого Сибирского комитета, свя¬занных с «сибирскими киргизами» (казахами), об их значении в жизни данного народа;
• Исследовать положения Первого Сибирского комитета касательно некоторых основных сфер жизни народов Сибири (о льготах, предо¬ставляемых сибирскому населению при переходе в православие; о воз¬можностях сибирских инородцев вести торговлю с русским населением и т.д.).
Объектом исследования является деятельность Первого Сибирского комитета, касающаяся коренного населения Сибири, в указанном промежутке времени, а предметом - её значение для дальнейшего развития народов Си¬бири.
Хронологические рамки исследования: 1826 г. (К этой дате относятся первые намерения создания Второй Ясачной комиссии - органа, контролиру¬емого Первым Сибирским комитетом, целью которого являлся пересмотр размеров ясака впервые с 1763 г., что само по себе являлось переломным мо¬ментом в жизни многих народов Сибири; к тому же начиная приблизительно с этого момента времени, мы можем говорить о полноценном утверждении «Устава об управлении инородцев» и его влиянии на жизнь коренного насе¬ления) - 1837 г. (Заключительный год активной деятельности Первого Си¬бирского комитета перед его ликвидацией в январе 1838 г.).
Степень изученности проблемы: Как было сказано ранее, данная тема не была распро странена в целом среди работ русских историков.
Среди работ дореволюционных историков, мы можем выделить не-сколько работ касательно Первого Сибирского комитета в контексте его дея¬тельности по рассмотрению и утверждению «Сибирского учреждения» М.М Сперанского 1822 г.
Во-первых, это работа С.М. Прутченко «Сибирские окраины» . Данная работа посвящена «Сибирскому учреждению» 1822 г., причинам его введе¬ния, процессу приведения его положений в жизнь, попыткам его дальнейшего исправления. На протяжении данной работы автор в отдельных случаях рас¬сказывает о деятельности данного Комитета, в том числе иногда он ссылается на отдельные небольшие выписки из журналов Комитета. Некоторые журна¬лы Первого Сибирского комитета за 1821 - 1822 гг., 1826 - 1828 гг., 1831 г. были опубликованы в Приложениях к данной работе.
Также отдельные сведения о Комитете (в частности, о его работе по рассмотрению «Отчета» М.М. Сперанского по результатам его ревизии в Си¬бири) мы можем найти в труде В.И. Вагина «Исторические сведения о дея¬тельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год» .
Отдельно от них стоит выделить работу С. С. Шашкова «Исторические этюды» 5, в ней можно найти информацию о сибирской реформе М.М. Сперанского, деятельности Первого Сибирского комитета, Второй Ясачной комиссии. Также в данном труде очерчен образ жизни сибирских инородцев в экономическом и религиозном плане на XIX в., дана характеристика отношений инородцев и русского населения. Автор высказывался о том, что данные отношения для инородцев носили «кабальный характер» и не имели для них положительных черт.
Если говорить о современном периоде, то большое количество сведе-ний касательно отдельных аспектов национальной политики Первого Сибир¬ского комитета в Сибири может быть выделено из статей историков, опубли¬кованных в различных журналах и вестниках.
Итак, во-первых, необходимо упомянуть статью историка Б.Ц. Жалса- новой «Законодательная политика Российского государства в отношении ко¬чевых народов Сибири (1822 - 1857 гг.) . Данная статья ценна тем, что, при использовании архивного материала, в ней рассказывается об основных зако¬нодательных актах, касающихся управления кочевыми народами, в отдель¬ных случаях, также бродячими инородцами Сибири, принятых в указанный период времени. Часть из упоминаемых законов была утверждена Первым Сибирским комитетом. Например, в статье говорится о создании Второй Ясачной комиссии, прибывшей в Сибирь в 1828 г. для со ставления новых окладных ясачных книг взамен устаревших окладов 1763 г. Комитет же ак¬тивно разрабатывал «Общее наставление» для данной Комиссии. Также упо¬минаются и другие законы, принятые Комитетом, о податях и земских повин¬ностях сибирских инородцев («Об окладе податями и земскими повинностя¬ми семейств инородцев в Сибири, переходящих из кочевого в оседлое состо¬яние» от 31 декабря 1836 г. и т.д.). Кроме того в статье мы можем найти зако¬ны, касающиеся религиозной политики русской власти в отношении сибир¬ских инородцев («О сложении ясака на три года с инородцев, вступивших в христианскую веру» от 23 декабря 1832 г.), а также торговли («О свободе тор¬говли с сибирскими инородцами» от 6 ноября 1831 г.). Это лишь только часть из множества законов, упоминаемых в статье. По мнению автора, законы, принятые Первым Сибирским комитетом, не изменили кардинально «Устав об управлении инородцев» 1822 г., но дополнили его, особенно в сфере нало¬гообложения сибирских инородцев.
Первый Сибирский комитет был ответственен за разработку проекта «Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири». Данный проект был окончательно одобрен Комитетом в 1841 г., но он никогда не был официально утвержден верховной властью, как законодательный источник. О данном аспекте деятельно сти Комитета рассказывает статья историка А.М. Шангина «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири как начальная попытка кодификации обычного права сибирских народов» .
Статья М.Д. Кушнаревой «Торговые отношения с коренными народами Восточной Сибири в XIX веке» рассказывает о формировании государственной политики России в сфере торговли с коренными народами Восточной Сибири в XIX веке, активное участие в которой принимал и Первый Сибирский комитет.
Отдельные сведения касательно религиозной политики отдельных органов власти Российской империи по отношению к коренным народам Сибири в период второй четверти XIX века мы можем найти в статье Л.М. Дамешека «Конфессиональная политика империи в Азиатской России как составной элемент политики интеграции» .
Также отдельные сведения касательно конфессиональной принадлежности сибирских инородцев в первой половине XIX в. мы можем встретить в статье В.Н. Асочаковой «Христианизация коренных народов Сибири и Ясачный вопрос в политике Российского государства в XVIII - XIX вв. (на примере Хакасско-Минусинского края) .
Работа А.Ш. Кадырбаева и Т.И. Султанова «Умельцы и мудрецы Казах¬ских степей» помогает раскрыть понятие «сибирские киргизы». В ходе ста¬тьи становится ясно, что под данным определением русские власти имели в виду казахов.
В статье Д.И. Оразмагамбетовой и Л.К. Шотбаковой ««Устав о сибир¬ских киргизах» 1822 года и причины принятия «Положения об отдельном управлении сибирскими киргизами» 1838 года» раскрывается значение данного устава для жизни «сибирских киргизов», объясняется устройство со¬здаваемых в 1820 - 1830-е гг. внешних округов Омской области и процесс за¬крытия Омской области в 1838 г.
Историк А.С. Дружинец в своей статье «Открытие Аягузского внешне¬го округа и международная обстановка в Семиречье (1830 - 1833 гг.)» рас¬крывает то, как шел процесс создания данного внешнего округа в условиях непростых отношений русской власти с пограничными китайскими чиновни¬ками. В итоге, Аягузский внешний округ был открыт в 1831 г.
Статья А.Т. Бексеитовой «История Акмолинского внешнего округа и Старший султан Конуркулджа Кудаймендин» посвящена открытию уже другого - Акмолинского внешнего округа «сибирских киргизов» (открыт в
1832 г.) и личности его первого старшего султана. Первый Сибирский коми¬тет положил начало созданию каждого из этих округов.
Л.М. Дамешек в своей статье «Сибирские инородцы в имперской стратегии власти» рассматривает проблему интеграции коренных народов Сибири в русское общество касательно всех сфер жизни. Хронологические рамки статьи - конец XVIII - начало XX вв.
Работа А.К. Нефедкина «Военное дело чукчей (середина XVII - начало XX в.) посвящена развитию военного дела чукчей в указанный промежуток времени. Однако кроме того в ней представлен обзор развития взаимоотношений данного народа с русской властью в Сибири. Эта информация ценна для данного исследования, исходя из нее, мы можем оценить, что степень воздействия русской власти на такой отдаленный сибирский народ была не слишком большой.
В труде И.В. Щеглова «Хронология истории Сибири» на основе раз¬личных исторических источников воссоздана хронология основных событий истории Сибири с 1032 по 1882 гг., поэтому здесь есть некоторые сведения о жизни сибирских инородцев в 1820 - 1830-е гг. - период деятельности Перво¬го Сибирского комитета.
Работа «Сибирь. Атлас Азиатской России» посвящена истории данно¬го региона, основным историческим событиям, которые произошли в Сиби¬ри, коренным народам, их жизни и промыслам. Представленную здесь ин¬формацию сопровождает богатый иллюстративный, в том числе, картографи¬ческий материал. Благодаря этой работе, можно определить приблизительные ме ста обитания основных народов Сибири.
Отдельных монографий, посвященных аспектам национальной полити¬ки Первого Сибирского комитета в Сибири, существует очень мало.
В первую очередь необходимо выделить монографию Л.М. Дамешека и И. Л. Дамешек «Ясак в Сибири в XVIII - начале XX века» . В данной работе прослежены все этапы развития процесса взимания ясака с сибирских инородцев, начиная с XVIII и заканчивая началом XX века. В данной монографии упоминается сибирская реформа 1822 г. и введение «Устава об управлении инородцев». В дальнейшем авторы также прослеживают деятельность Второй Ясачной комиссии.
Нельзя не отметить монографию «Сибирь в составе Российской импе-рии» , под редакторством И.Л. Дамешек и Л.М. Дамешека, а также А.В. Ремнева и др. В данной работе также отражены цель, с которой созда¬вался Комитет, сроки его существования, имена членов Комитета, подробно отображены основные пункты принятых в 1822 г. уставов и положений, в том числе и «Устава об управлении инородцев». Если говорить именно о нацио¬нальной политике Комитета, то здесь могут быть найдены сведения о работе Первого Сибирского комитета касательно составления «Свода степных зако¬нов кочевых инородцев Восточной Сибири».
Краткие сведения о Комитете в контексте его деятельности по сибир-ской реформе 1822 г. мы также можем встретить в монографии И. Л. Даме- шек, Л.М. Дамешека и др. «М.М. Сперанский: сибирский вариант имперского регионализма: (К 180-летию сибирских реформ М. М. Сперанского)» .
Источниками данного исследования являются архивные материалы, которые сохранились в фонде Первого Сибирского комитета № 1264 в Рос-сийском Государственном историческом архиве (в дальнейшем - РГИА), не¬которые законы из Первого и Второго собраний «Полного собрания законов Российской империи».
Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений. Первая глава посвящена анализу основных положений «Устава об управлении инородцев», который, в целом, положил начало законодательной политике верховной власти в отношении коренного населения Сибири в XIX веке. Во второй главе будет объяснено, для чего создавался Первый Сибирский комитет, его состав.
Третья глава будет состоять из трех частей. В первой части будет дан краткий обзор истории процесса взимания ясака с сибирских инородцев, рас¬сказано для чего Первый Сибирский комитет решил создать Вторую Ясачную комиссию, а также об итогах ее деятельности. Во второй части будет пред¬ставлен разбор деятельности Первого Сибирского комитета касательно «си¬бирских киргизов», будет показан процесс образования внешних округов Ом¬ской области - места проживания «киргизов», рассказано о характере их внутреннего управления и порядке сбора ясака с «киргизов». Третья часть будет посвящена разбору деятельности Комитета касательно некоторых ос¬новных сфер жизни коренного населения Сибири.
Первый Сибирский комитет в ходе своей деятельности проводил доста¬точно активную национальную политику в Сибири. В результате, его реше¬ния в той или иной мере затронули все основные сферы жизни коренных на¬родов Сибири.
Но в большей мере это коснулось процесса взимания ясака с сибирских инородцев. По результатам деятельности Второй Ясачной комиссии, работавшей в Сибири с 1828 по начало 1834 гг. для составления новых окладных книг, и деятельности Первого Сибирского комитета, контролировавшего данный орган, 3 марта 1835 г. Николай I утвердил указ «О вновь положенных на кочевых и бродячих инородцев окладах звериными шкурами и деньгами». В совокупности в пушном и денежном отношении новая ясачная подать со всех народов Сибири составила около 450 тыс. рублей. Она была больше старого ясачного оклада 1763 г. практически в 4 раза (122 тыс. руб.).
Почему подать была увеличена так резко? Члены Второй Ясачной ко¬миссии основывали свою деятельность на тех принципах, которые были утверждены в предоставленной им инструкции. В ней говорилось о том, что при определении размера ясака Комиссия должна была учитывать не только число налогоплательщиков, но и уровень развития хозяйства в каждом роде.
Находясь на месте, члены ясачной комиссии в целом отметили улучше¬ние материального положения многих коренных народов. Оно выразилось в развитии их хозяйства, ведении коренным населением торговли. Именно это, по словам членов Комиссии , позволило им увеличить размер ясака сразу в несколько раз. Однако данное увеличение ясачной подати не учитывало хрупкость ситуации в регионе. Несмотря на то, что члены Комиссии докла¬дывали о прогрессе хозяйственного развития многих коренных народов Си¬бири, в действительности же дело обстояло хуже. Да, можно сказать, что, на¬пример, многие представители якутских и бурятских племен действительно вышли на новый уровень своего развития. Однако и у них возникали сложно - сти в процессе привыкания к новому укладу жизни, а это не могло не отра¬зиться на выплате ясака и появлению некоторых недоимок. Что уж говорить в данном случае о других кочевых и бродячих народах Сибири.
У оседлых инородцев также имелись сложности с возложенными на них податями и повинностями. Ведь, по сути, они повторяли подати и повин¬ности русского населения, за исключением права инородцев быть свободны¬ми от рекрутской повинности, и, несмотря на желание русской власти оста¬вить все как есть, они были слишком большими для данной категории корен¬ного населения. Доказательством этого могут служить сохранившиеся в до¬кументах Первого Сибирского комитета просьбы инородцев данного разряда перевести их в прежний разряд или снизить взимаемые с них повинности.
В целом, можно сказать, что процесс хозяйственного развития корен-ных народов Сибири имел место быть, однако он не был значительным и не затрагивал абсолютно всех сибирских инородцев. Поэтому большая часть ко¬ренного населения не могла справиться с таким резким увеличением размера ясачного сбора, что в дальнейшем привело только к постоянному увеличению недоимок. При всем при этом необходимо помнить, что многие коренные жи¬тели участвовали в исполнении земских повинностей и ряда других сборов, наряду с выплатами ясачной подати, что только ухудшало положение корен¬ных народов и приводило многих из них к разорению. В подтверждении это¬го в фонде Первого Сибирского комитета № 1264 в РГИА сохранилось боль¬шое количество принятых постановлений Комитета, касающихся списывания недоимок с сибирских инородцев. Поэтому, можно заключить, что при утверждении нового оклада ясака в 1835 г. было допущено несоответствие податного обложения уровню платежеспособности коренных жителей. Но Первый Сибирский комитет согласился с предложениями Второй Ясачной комиссии касательно нового размера взимаемого ясака. В этом состоит отри¬цательное влияние, оказанное Первым Сибирским комитетом на жизнь си¬бирских инородцев.
Важное место в деятельности Первого Сибирского комитета, касаю-щейся нерусского населения Сибири, также занимал вопрос организации управления «сибирских киргизов» (казахов). В результате его различных по - становлений были организованы внешние округа Омской области, на терри¬тории которых стали кочевать многие рода «сибирских киргизов». Так дан¬ный народ полностью стал официальными подданными Российской империи.
Русские власти стремились оберегать эту территорию от возможных нападок соседнего Китая, ташкентцев и других враждебных народов. Посте¬пенно в Степи «киргизов» увеличивается число казачьих команд для защиты данной местности. Однако вопрос интеграции «сибирских киргизов» в рус¬ское общество не был решен в ходе деятельности Комитета. Его и невозмож¬но было решить, так как Комитет просуществовал около 17 лет - слишком малый промежуток для осуществления этого процесса.
Но Первый Сибирский комитет разработал порядок взимания ясака с «сибирских киргизов». Им предоставлялось пять лет отсрочки от выплаты ясака с момента официального создания внешнего округа и различные льго¬ты, снижающие на первое время размер ясака. К тому же зачастую Первый Сибирский комитет повышал период отсрочки на несколько лет в связи с трудностями, возникающими у «киргизов» - падежом скота, который должен был пойти в ясак, нападками ташкентцев, сложной жизненной ситуацией в целом. Эти меры были шагом Комитета навстречу «киргизам», они должны были оказывать помощь в интеграции данного народа в состав русского об¬щества. Однако, не смотря на это положительное начинание, недоимки с «си¬бирских киргизов» имели место быть. Слишком мало предо ставлялось этому народу времени для привыкания к новому образу жизни, так как самые ран¬ние внешние округа - Каркаралинский и Кокчетавский - на момент закрытия Комитета не просуществовали и пятнадцати лет, о стальные - и десяти лет. Это проблема продолжила свое существование и после закрытия Первого Сибирского комитета в 1838 г. В этом же году была ликвидирована Омская область. Контроль над управлением данных округов получило специально создаваемое Пограничное управление.
Однако не стоит считать, что влияние Первого Сибирского комитета на жизнь коренных народов Сибири было только отрицательным. К примеру, Комитет утверждал указы, предоставляющие различные льготы (освобожде¬ние от выплаты различных податей и ясака на определенное количество лет), при переходе кочевых и бродячих инородцев в оседлое состояние. Также инородцы освобождались от выплаты ясака в течение трех лет при принятии ими православия. Да, с одной стороны, данные постановления были выгодны самому Комитету, так как они снижали напряжение среди сибирских инород¬цев, способствовали интеграции коренного населения в русское общество. Но, с другой стороны, это, в некоторой мере, облегчало положение сибирских инородцев. Цель данных постановлений была в том, чтобы оказать помощь коренному населению в сложный, переходный для них период. Кроме того нельзя забывать и о том вкладе Первого Сибирского комитета, который он оказал для создания «Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири», ценнейшего законодательного памятника, содержащего в себе нор¬мы обычного права коренных народов данного региона. Однако, к сожале-нию, этот Свод так и не получил официальной юридической силы.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что Первый Сибирский комитет и его решения сыграли достаточно важную роль в судьбах коренных народов Сибири в первой половине XIX века. Эти решения стали фундаментом для дальнейших действий русской власти в вопросах национальной политики в Сибири во второй половине XIX века.
Список источников
1. Высочайше утвержденный Устав об управлении инородцев от 22 июля 1822 г. // ПСЗ-1. Т.38. № 29126.
2. Высочайше утвержденное Положение об отдельном управлении Сибирскими киргизами от 6 апреля 1838 г. ПСЗ-2. Т.13. № 11122.
3. Дело об учреждении Сибирского комитета в 1821 г., его деятель¬ности и упразднения в 1838 г. // РГИА. Ф. 1264. Оп.1. Д. 5.
4. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1826 г. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 9.
5. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1827 г. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 11.
6. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1828 г. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 12.
7. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1829 - 1830 гг. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 13.
8. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1831 - 1832 гг. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 14.
9. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1833 - 1835 гг. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 15.
10. Журналы заседаний Сибирского комитета за 1836 г. // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 16.
11. Переписка с разными должностными лицами по вопросам управ¬ления Сибирью: о деятельности Сибирского комитета, о борьбе со зло¬употреблением местных чиновников, о посылке в Сибирь инженера пу¬тей сообщения и доктора, об организации китобойного промысла на Камчатке, учреждении народных училищ в Сибири и по др. вопросам // РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 61.
1. Асочакова В.Н. Христианизация коренных народов Сибири и Ясачный вопрос в политике Российского государства в XVIII - XIX вв. (на примере Хакасско-Минусинского края) // Исторические, философ¬ские, политические и юридические науки, культурология и искусство¬ведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25): в 2 ч. Ч. II. С. 27 - 30.
2. Бексеитова А.Т История Акмолинского внешнего округа и Стар¬ший султан Конуркулджа Кудаймендин // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Исторические и социально-политические науки». Алматы: Из- во КазНПУ им. Абая, 2013. № 3. С. 73 - 76.
3. Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. В 2 т. СПб.: Тип. 2 Отделе¬ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1872. Т.1. 801 с.
4. Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Ясак в Сибири в XVIII - начале XX века. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 303 с.
5. Дамешек Л.М. Конфессиональная политика империи в Азиатской России как составной элемент политики интеграции // Иркутский исто¬рико-экономический ежегодник. Иркутск: Из-во Байкальского гос. ун¬та экономики и права, 2008. С. 303 - 306.
6. Дамешек Л.М. Сибирские инородцы в имперской стратегии вла-сти // Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX вв.: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.М. Гончарова. Барнаул: Изд-во Аз Бука, 2005. С. 257 - 266.
7. Дружинец А.С. Открытия Аягузского внешнего округа и между¬народная обстановка в Семиречье (1830 - 1833 гг.) // Международные отношения в Центральной Азии: история и современность: материалы международной научной конференции. Барнаул, 27-28 марта 2008 г. / под ред. И.В. Анисимовой, Ю.А. Лысенко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 111 - 121.
8. Жалсанова Б.Ц. Законодательная политика Российского государ¬ства в отношении кочевых народов Сибири (1822 - 1857 гг.) // Иркут¬ский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Изд-во Байкальско¬го государственного ун-та экономики и права, 2008. С. 309 - 314.
9. Кадырбаев А.Ш. Султанов Т.И. Умельцы и мудрецы казахских степей // Этносфера. М.: Б/и, 2001. № 6. С. 14 - 19.
10. Кушнарева М.Д. Торговые отношения с коренными народами Восточной Сибири в XIX веке // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск: Из-во Байкальского гос. ун-та экономики и права, 2008. С. 140 - 142.
11. М.М. Сперанский: сибирский вариант имперского регионализма: (К 180-летию сибирских реформ М.М. Сперанского) / Дамешек Л.М., Дамешек И.Л., Перцева Т.А. и др. Иркутск: Оттиск, 2003. 263 с.
12. Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 352 с.
13. Оразмагамбетова Д.И. Шотбакова Л.К. «Устав о сибирских кир¬гизах» 1822 года и причины принятия «Положения об отдельном управлении сибирскими киргизами» 1838 года [Электронный ресурс] // Научные статьи Казахстана: [сайт]. Режим доступа: https://articlekz.com/ article/5343 (дата обращения 17.04.2017).
14. Прутченко С.М. Сибирские окраины: областные установления, связанные с Сибирским учреждением 1822 г. в строе управления русского государства: историко-юридические очерки. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1899. 407 с.
15. Прутченко С.М. Сибирские окраины: областные установления, связанные с Сибирским учреждением 1822 г. в строе управления рус-ского государства: историко-юридические очерки. Приложения. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1899. 532 с.
16. Сибирь. Атлас Азиатской России / Аблажей Н.Н., Бадмажапов Ц.- Б.Б., Болонев Ф.Ф. и др. Новосибирск-М.: Изд-во Феория, 2007. 664 с.
17. Сибирь в составе Российской империи / Дамешек И. Л., Дамешек Л.М., Ремнев А.В. и др. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 368 с.
18. Шангин А.М. Свод степных законов кочевых инородцев Восточ¬ной Сибири как начальная попытка кодификации обычного права си¬бирских народов // Труды института государства и права РАН. М.: Из- во Института государства и права Российской академии наук, 2009. № 4. С. 158 - 168.
19. Шашков С.С. Исторические этюды. В 2 т. СПб.: Тип. А. Мориге- ровского, 1872. Т.2. 350 с.
20. Щеглов И.В. Хронология истории Сибири. Новосибирск: Изд-во Сибирская горница, 2006. 168 с.