ФАНДРАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПОМОЩИ БЕЗДОМНЫМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования бездомности 6
1.1. Основные аспекты феномена бездомности 6
1.2. Основные факторы бездомности в современной России 15
Глава 2. Теоретические основы технологии фандрайзинга 21
2.1. Теоретические подходы к пониманию технологии фандрайзинга 21
2.2. Особенности фандрайзинга в работе СО НКО и государственных 30
учреждений
46
Глава 3. Опыт работы СПБ БОО «Ночлежка» по реализации социальных
программ помощи бездомным
3.1. Деятельность СПБ БОО «Ночлежка» по реализации программ 46 социальной реабилитации и ресоциализации бездомных
3.2. Технология фандрайзинга в социальные проекты помощи 52 бездомным СПБ БОО «Ночлежки» (на базе эмпирического исследования)
Заключение 59
Список литературы 61
Глава 1. Теоретические основы исследования бездомности 6
1.1. Основные аспекты феномена бездомности 6
1.2. Основные факторы бездомности в современной России 15
Глава 2. Теоретические основы технологии фандрайзинга 21
2.1. Теоретические подходы к пониманию технологии фандрайзинга 21
2.2. Особенности фандрайзинга в работе СО НКО и государственных 30
учреждений
46
Глава 3. Опыт работы СПБ БОО «Ночлежка» по реализации социальных
программ помощи бездомным
3.1. Деятельность СПБ БОО «Ночлежка» по реализации программ 46 социальной реабилитации и ресоциализации бездомных
3.2. Технология фандрайзинга в социальные проекты помощи 52 бездомным СПБ БОО «Ночлежки» (на базе эмпирического исследования)
Заключение 59
Список литературы 61
На сегодняшний день сильно возросла роль третьего сектора (некоммерческого сектора), благотворительности и спонсорства. С каждым годом появляются все новые представители этих слоев и их количество постоянно увеличивается. Очевидно, что для стабильного и надежного существования и развития любой общественной (некоммерческой) организации необходима постоянная финансовая поддержка. Она нужно для того, чтобы покрывать огромное количество расходов, начиная от покрытия административных нужд, заканчивая реализацией долгосрочных социальных программ и краткосрочных акций. И, несмотря на то, что данный аспект деятельности некоммерческой организации является, пожалуй, основным в ее работе, в большинстве российских некоммерческих организаций он является далеко не продуманным, а скорее носит спонтанный характер.
В связи с этим, для решения данной проблемы используют технологию фандрайзинга (от англ. «fund» и «raise» - искать средства). Сам термин «фандрайзинг» появился еще в США, где он уже на протяжении многих десятилетий применяется как технология по привлечению финансирования в третий сектор на различные социальные нужды, программы, проекты. В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться преимущественно государственными некоммерческими организациями с начала 1990-х годов для покрытия дефицита бюджета, в связи с переходом страны на рыночные условия.
В США же фандрайзинг некоммерческих организаций определяется как процесс привлечение средств со стороны частных и бизнес доноров и на собственные источники финансирования, а не на финансирование со стороны государства. Однако, начиная с 1980-х годов, фандрайзинг стал диверсифицировать источники финансирования как со стороны физических и юридических лиц, так и государственных и местных властей. Также в технологии фандрайзинга стали развиваться новые формы привлечения финансирования, помимо традиционных пожертвований, грантов, спонсорских взносов особое внимание стали уделять разработке полной фандрайзинговой кампании. Это позволяло лучше контролировать процесс привлечения средств.
Если говорить о российской практике, то в России термин «фандрайзинг» стал использоваться государственными некоммерческими организациями, начиная с 1990-х годов, когда экономика страны переходила на рыночные условия. Именно в это время в России появились первые некоммерческие организации и первые доноры, как правило, зарубежные, а не российские. Эти зарубежные фонды сильно повлияли на процесс становления благотворительности и развитие технологии фандрайзинга в новой России, 3
существующей в рыночных условиях. Именно эти фонды выделяли большое количество грантов, как организациям, так и частным лицам.
Однако спустя двадцать лет ситуация изменилась. Большинство крупных зарубежных фондов остановили свою деятельность на российском поприще, но при этом стали появляться отечественные частные фонды, меценаты и активизировался отечественный бизнес - около 80% компаний занимаются благотворительностью. При этом, из более чем 40 000 зарегистрированных российских фондов, только примерно 40 соответствуют принятому в мире понятию фонда, то есть имеют собственные финансовые ресурсы, выделяют гранты и стипендии, управляются попечительскими советами .
В настоящее время широкое распростанение получили государственные грантовые программы, как федеральные, так и региональные. Среди 40 настоящих российских фондов, 20 - местные сообщества. Отдельный вид грантодающих фондов, создаваемых усилиями местого бизнеса, жителями конкретного города или региона финансирующие эти проекты только на территории этого сообщества. Несмотря на то, что многие фонды местного сообщества стали уже надежными и постоянными источниками средств для местных общественнных организаций в своих городах, количество их пока что еще мало и организации из других территорий не могут надеяться на финасирование из фондов местных сообществ.
Все это говорит о том, что в российской практике у большинства представителей НКО до сих пор нет четкого представления о том, как надлежащим образом вести управление организацией и как правильно разрабатывать фандрайзинговые стратегии, которые бы были направлены на поддержание финансового состояния организации и были бы эффективны. Проблема здесь состоит еще и в том, что в России нет как такого целенаправленного профильного обучения основам планирования фандрайзинга и управлению некоммерческими организациями. Как правило, проводятся отдельные специализированные курсы и обучающие программы за счет фондов-посредников или некоторых коммерческих компаний, но их не так много.
Бездомность в России достаточно сложный феномен. В России человек без регистрации фактически лишается многих прав: на труд, на получение медицинской помощи, пенсии, социальных льгот, избирательного права. В нашей стране практически нет государственной системы помощи бездомным: она привязана к месту последней регистрации человека и очень бюрократизированная. По статистике сегодня около 39% граждан становятся бездомными по причине семейных обстоятельств .
На сегодняшний день большое количество социально-ориентированных НКО используют технологию фандрайзига в деятельности. В России немало фондов и НКО, которые применяют данную технологию в своей работе. К примеру, такие крупные организации как «Ночлежка» занимаются благотворительностью в отношении бездомных, привлекают средства на нужды и потребности подопечных. На базе данной технологии и проводится вся работа по привлечению финансовых и иных средств. Именно на базе данной технологии и ведется работа по составлению грантов, работе с бизнес органиазциями, привлечению частных средств для подопечных.
В связи с актуальностью данной темы были определенны основные цель, задачи, объект и предмет работы.
Цель данной работы является изучение и анализ технологии фандрайзинга в программы помощи лицам без определенного места жительства.
В соответствие с поставленной целью были выделены следующие задачи работы:
• рассмотрение теоретических основ сущности феномена бездомности и основных факторов бездомности в России;
• рассмотрение теоретико-методологических подходов к пониманию
технологии фандрайзига;
• изучение особенностей фандрайзинговой деятельности социально¬
ориентированных некоммерческих организаций;
• изучение специфики деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по реализации социальных программ помощи, реабилитации и ресоциализации бездомных, по оказанию социальной помощи бездомным;
• анализ деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по привлечению финансовых и материальных средств в социальные проекты помощи бездомным.
Объектом данной работы выступают лица без определенного места жительства.
Предметом данной работы является фандрайзинг в программы помощи бездомным.
В дипломной работе используются различные виды методов. В ходе исследования использовались такие теоретические методы исследования, как анализ документов и анализ информационных источников. Также в ходе работы использовался такой методы как экспертное интервью.
Эмпирическая база проведения исследования - Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Ночлежка».
Место прохождения практики - «Комплексный центр социального обслуживания наседения Кировского района»
В ходе работы использовались также материалы официальной статистики.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц, список использованной литературы включает 45 источников.
В связи с этим, для решения данной проблемы используют технологию фандрайзинга (от англ. «fund» и «raise» - искать средства). Сам термин «фандрайзинг» появился еще в США, где он уже на протяжении многих десятилетий применяется как технология по привлечению финансирования в третий сектор на различные социальные нужды, программы, проекты. В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться преимущественно государственными некоммерческими организациями с начала 1990-х годов для покрытия дефицита бюджета, в связи с переходом страны на рыночные условия.
В США же фандрайзинг некоммерческих организаций определяется как процесс привлечение средств со стороны частных и бизнес доноров и на собственные источники финансирования, а не на финансирование со стороны государства. Однако, начиная с 1980-х годов, фандрайзинг стал диверсифицировать источники финансирования как со стороны физических и юридических лиц, так и государственных и местных властей. Также в технологии фандрайзинга стали развиваться новые формы привлечения финансирования, помимо традиционных пожертвований, грантов, спонсорских взносов особое внимание стали уделять разработке полной фандрайзинговой кампании. Это позволяло лучше контролировать процесс привлечения средств.
Если говорить о российской практике, то в России термин «фандрайзинг» стал использоваться государственными некоммерческими организациями, начиная с 1990-х годов, когда экономика страны переходила на рыночные условия. Именно в это время в России появились первые некоммерческие организации и первые доноры, как правило, зарубежные, а не российские. Эти зарубежные фонды сильно повлияли на процесс становления благотворительности и развитие технологии фандрайзинга в новой России, 3
существующей в рыночных условиях. Именно эти фонды выделяли большое количество грантов, как организациям, так и частным лицам.
Однако спустя двадцать лет ситуация изменилась. Большинство крупных зарубежных фондов остановили свою деятельность на российском поприще, но при этом стали появляться отечественные частные фонды, меценаты и активизировался отечественный бизнес - около 80% компаний занимаются благотворительностью. При этом, из более чем 40 000 зарегистрированных российских фондов, только примерно 40 соответствуют принятому в мире понятию фонда, то есть имеют собственные финансовые ресурсы, выделяют гранты и стипендии, управляются попечительскими советами .
В настоящее время широкое распростанение получили государственные грантовые программы, как федеральные, так и региональные. Среди 40 настоящих российских фондов, 20 - местные сообщества. Отдельный вид грантодающих фондов, создаваемых усилиями местого бизнеса, жителями конкретного города или региона финансирующие эти проекты только на территории этого сообщества. Несмотря на то, что многие фонды местного сообщества стали уже надежными и постоянными источниками средств для местных общественнных организаций в своих городах, количество их пока что еще мало и организации из других территорий не могут надеяться на финасирование из фондов местных сообществ.
Все это говорит о том, что в российской практике у большинства представителей НКО до сих пор нет четкого представления о том, как надлежащим образом вести управление организацией и как правильно разрабатывать фандрайзинговые стратегии, которые бы были направлены на поддержание финансового состояния организации и были бы эффективны. Проблема здесь состоит еще и в том, что в России нет как такого целенаправленного профильного обучения основам планирования фандрайзинга и управлению некоммерческими организациями. Как правило, проводятся отдельные специализированные курсы и обучающие программы за счет фондов-посредников или некоторых коммерческих компаний, но их не так много.
Бездомность в России достаточно сложный феномен. В России человек без регистрации фактически лишается многих прав: на труд, на получение медицинской помощи, пенсии, социальных льгот, избирательного права. В нашей стране практически нет государственной системы помощи бездомным: она привязана к месту последней регистрации человека и очень бюрократизированная. По статистике сегодня около 39% граждан становятся бездомными по причине семейных обстоятельств .
На сегодняшний день большое количество социально-ориентированных НКО используют технологию фандрайзига в деятельности. В России немало фондов и НКО, которые применяют данную технологию в своей работе. К примеру, такие крупные организации как «Ночлежка» занимаются благотворительностью в отношении бездомных, привлекают средства на нужды и потребности подопечных. На базе данной технологии и проводится вся работа по привлечению финансовых и иных средств. Именно на базе данной технологии и ведется работа по составлению грантов, работе с бизнес органиазциями, привлечению частных средств для подопечных.
В связи с актуальностью данной темы были определенны основные цель, задачи, объект и предмет работы.
Цель данной работы является изучение и анализ технологии фандрайзинга в программы помощи лицам без определенного места жительства.
В соответствие с поставленной целью были выделены следующие задачи работы:
• рассмотрение теоретических основ сущности феномена бездомности и основных факторов бездомности в России;
• рассмотрение теоретико-методологических подходов к пониманию
технологии фандрайзига;
• изучение особенностей фандрайзинговой деятельности социально¬
ориентированных некоммерческих организаций;
• изучение специфики деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по реализации социальных программ помощи, реабилитации и ресоциализации бездомных, по оказанию социальной помощи бездомным;
• анализ деятельности СПБ БОО «Ночлежка» по привлечению финансовых и материальных средств в социальные проекты помощи бездомным.
Объектом данной работы выступают лица без определенного места жительства.
Предметом данной работы является фандрайзинг в программы помощи бездомным.
В дипломной работе используются различные виды методов. В ходе исследования использовались такие теоретические методы исследования, как анализ документов и анализ информационных источников. Также в ходе работы использовался такой методы как экспертное интервью.
Эмпирическая база проведения исследования - Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Ночлежка».
Место прохождения практики - «Комплексный центр социального обслуживания наседения Кировского района»
В ходе работы использовались также материалы официальной статистики.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц, список использованной литературы включает 45 источников.
Проанализировав работу, технологию фандрайзинга, основные подходы к пониманию этой деятельности, основную сущность феномена бездомности и работу благотворительной организации по организации помощи данной категории подопечных, можно сделать следующие выводы.
1. Бездомность как феномен широко распространен на сегодняшний день в России. Феномен обладает рядом характерных признаков, отличающих его от других. Одним из таких типичных признаков является разрыв прежних родственнных и дружественнных отношений. Бездомные - социальная группа, лишенная жилья, отторгнутая от своей некогда ближней среды (семья, дружеские сообщества, професиональные группы), выпадает из общепринятых социальных иерархий. Бездомные - группа, социально исключенная из общества, не имеющая ближних связей.
Бездомные - группа, трудно поддающаяся изучению. На состояние бездомности влияет ряд основных факторов. Эти факторы объясняют причины феномена бездомности.
2. Фандрайзинг с точки зрения теоретико-методологических подходов рассматривается как технология привлечения ресурсов, в первую очередь финансовых, в деятельности СО НКО и представляет собой определенный процесс планирования, реализации, контроля и анализа полученных результатов деятельности по изысканию средств. Фандрайзинг тесно связывают с понятиями благотворительности и спонсорства, корпоративной социальной ответственности и социального партнерства, так как во многом фандрайзинг является предпосылкой развития данных процессов.
3. Фандрайзинг как технология базируется на четырех основных источниках финансирования, таких как государственные, негосударственные, частные и бизнес пожертоввания. С каждым из этих направлений необходимо проводить отдельную работу по привлечению и разработке специальной фандрайзинговой стратегии. В работе с каждой из этих форм стоит учитывать свои нюансы работы. Каждая из этих форм таже требует отдельной корректировки в работе.
4. В ходе работы также были проанализированы работы благотворительной организации «Ночлежка» по предоставлению помощи бездомным. «Ночлежка» обладает достаточно большим опытом по реализации программ социальной реабилитации, помощи лицам без определенного места жительства.
В своей работе они используют достаточно большой спектр услуг для оказания помощи.
«Ночлежка» применяет технологию фандрайзинга для реализации социальных программ помощи бездомным. Для этого она использует различные методы и технологии фандрайзинга, чтобы эти программы реализовались и работали в организации. Наиболее попуряные из этих них это провеление благотвориельных мероприятий и сбор частных средств через электронные платежи. За последние годы организация сильно продвинулась в этом направлении.
Большой популярностью пользуются такие благотворительные мероприятия как Ночлежка Fest, «Экспресс помощь» и многие другие. Благодаря работе этих мероприятий удалось собрать большой приток денежных средств и реализовать много проектов.
За время изучения специфики деятельности благотворительной организации было рассмотрено много проектов по оказанию помощи. Результаты работы проектов впечатляют, была проделана большая работа по оказанию услуг и предоставлению помощи. За последние годы «Ночлежка» помогла тысячам людям и продолжает успешно вести проекты.
На основании проведенного анализа деятельности некоммерческой организации «Ночлежки» можно сделать вывод о том, что организации проводят работу по поддержке социально маргинальных слоев населения на базе источников финансирования и технологий привлечения. Фандрайзинг в социальные проекты помощи бездомным представляет собой многоплановую комплексную программу, которая помогает разрешить проблемы подопечных бездомных. Она включает в себя разработку специальной компании привлечения средств и работу методов финансирования, на основании которых удается привлекать и находить необходимые средства.
На сегодняшний день фандрайзинг становиться все более популярным и прагматичным методом в работе организаций и методом, направленным на решение социальных проблем подопечных (клиентской группы) и решением их различными методами итехнологиями.
Многие организации и фонды используют в своей работе различные источники финансирования, наиболее популярными из которых являются частные пожертвования и бизнес пожертвования.
1. Бездомность как феномен широко распространен на сегодняшний день в России. Феномен обладает рядом характерных признаков, отличающих его от других. Одним из таких типичных признаков является разрыв прежних родственнных и дружественнных отношений. Бездомные - социальная группа, лишенная жилья, отторгнутая от своей некогда ближней среды (семья, дружеские сообщества, професиональные группы), выпадает из общепринятых социальных иерархий. Бездомные - группа, социально исключенная из общества, не имеющая ближних связей.
Бездомные - группа, трудно поддающаяся изучению. На состояние бездомности влияет ряд основных факторов. Эти факторы объясняют причины феномена бездомности.
2. Фандрайзинг с точки зрения теоретико-методологических подходов рассматривается как технология привлечения ресурсов, в первую очередь финансовых, в деятельности СО НКО и представляет собой определенный процесс планирования, реализации, контроля и анализа полученных результатов деятельности по изысканию средств. Фандрайзинг тесно связывают с понятиями благотворительности и спонсорства, корпоративной социальной ответственности и социального партнерства, так как во многом фандрайзинг является предпосылкой развития данных процессов.
3. Фандрайзинг как технология базируется на четырех основных источниках финансирования, таких как государственные, негосударственные, частные и бизнес пожертоввания. С каждым из этих направлений необходимо проводить отдельную работу по привлечению и разработке специальной фандрайзинговой стратегии. В работе с каждой из этих форм стоит учитывать свои нюансы работы. Каждая из этих форм таже требует отдельной корректировки в работе.
4. В ходе работы также были проанализированы работы благотворительной организации «Ночлежка» по предоставлению помощи бездомным. «Ночлежка» обладает достаточно большим опытом по реализации программ социальной реабилитации, помощи лицам без определенного места жительства.
В своей работе они используют достаточно большой спектр услуг для оказания помощи.
«Ночлежка» применяет технологию фандрайзинга для реализации социальных программ помощи бездомным. Для этого она использует различные методы и технологии фандрайзинга, чтобы эти программы реализовались и работали в организации. Наиболее попуряные из этих них это провеление благотвориельных мероприятий и сбор частных средств через электронные платежи. За последние годы организация сильно продвинулась в этом направлении.
Большой популярностью пользуются такие благотворительные мероприятия как Ночлежка Fest, «Экспресс помощь» и многие другие. Благодаря работе этих мероприятий удалось собрать большой приток денежных средств и реализовать много проектов.
За время изучения специфики деятельности благотворительной организации было рассмотрено много проектов по оказанию помощи. Результаты работы проектов впечатляют, была проделана большая работа по оказанию услуг и предоставлению помощи. За последние годы «Ночлежка» помогла тысячам людям и продолжает успешно вести проекты.
На основании проведенного анализа деятельности некоммерческой организации «Ночлежки» можно сделать вывод о том, что организации проводят работу по поддержке социально маргинальных слоев населения на базе источников финансирования и технологий привлечения. Фандрайзинг в социальные проекты помощи бездомным представляет собой многоплановую комплексную программу, которая помогает разрешить проблемы подопечных бездомных. Она включает в себя разработку специальной компании привлечения средств и работу методов финансирования, на основании которых удается привлекать и находить необходимые средства.
На сегодняшний день фандрайзинг становиться все более популярным и прагматичным методом в работе организаций и методом, направленным на решение социальных проблем подопечных (клиентской группы) и решением их различными методами итехнологиями.
Многие организации и фонды используют в своей работе различные источники финансирования, наиболее популярными из которых являются частные пожертвования и бизнес пожертвования.
Подобные работы
- ФАНДРАЙЗИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПОМОЩИ БЕЗДОМНЫМ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие органов государственной власти с некоммерческими организациями в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Маркетинг в некоммерческих организациях
Курсовые работы, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025



