Герой в современном репортаже: сравнительный анализ журналов «Русский репортер» и Newsweek
|
Введение 3
Глава 1. Герой в современном репортаже 6
1.1. Репортаж как жанр. Его состояние на современном этапе 6
1.2. Роль героя в современных медиа 20
Глава 2. Медиагерои в российской и американской журналистике 27
2.1. Представление героев на страницах российского журнала «Русский
репортер» 27
2.2. Представление героев на страницах американского журнала Newsweek 39
2.3. Сравнительный анализ героев российских и американских медиа 51
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 67
Глава 1. Герой в современном репортаже 6
1.1. Репортаж как жанр. Его состояние на современном этапе 6
1.2. Роль героя в современных медиа 20
Глава 2. Медиагерои в российской и американской журналистике 27
2.1. Представление героев на страницах российского журнала «Русский
репортер» 27
2.2. Представление героев на страницах американского журнала Newsweek 39
2.3. Сравнительный анализ героев российских и американских медиа 51
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 67
На рынке современной журналистики сегодня происходят сильные жанровые трансформации. К тому же, благодаря глобализации идёт взаимопроникновение различных журналистских традиций и концепций. В условиях высокой конкуренции и появления огромного количества новостных изданий у аудитории растёт потребность в качественной авторской журналистике, одной из ключевых особенностей которой является привлечение живых героев и их историй в тексты. Именно это обеспечивает актуальность нашего исследования, поскольку в эпоху глобальных перемен, социальных и политических конфликтов, обилия ложной и провокационной информации, аудитория ждёт настоящих историй, гарантами которых выступают реальные люди, герои.
Степень изученности данной темы нельзя назвать достаточно высокой. Существующие исследования преимущественно охватывают современный репортаж в целом (например, практическое пособие А.А Литвиненко «Репортаж: искусство повествования» ), и в меньшей мере подробно описывают отдельные элементы репортажей, в том числе героев. Среди опубликованных работ зарубежных специалистов научные статьи и книги, посвящённые конкретно героям репортажей, также отсутствуют. Что касается отечественных теоретиков, отдельного упоминания заслуживают труды И. А. Неверовой, А. В. Колесниченко, М. И. Шостака.
В связи с этим, научная новизна данной работы заключается в исследовании малоизученного феномена привлечения обычных людей в современные репортажи в качестве героев. В дальнейшем мы попытаемся провести анализ конкретных репортажей и определить собирательный образ героя на страницах журналов «Русский репортер» и Newsweek.
Данный образ, безусловно, изменялся и формировался под влиянием событий, которые происходят в последнее время на международной арене и внутри каждой из стран.
Одним из ярких представителей периодической печати России, освещающих общественно-политические проблемы, является журнал «Русский репортёр» (2007-2017 гг.). Специфический подход к отражению глобальных и частных событий посредством «живых историй» героев позволил ему стать одним из самых востребованных изданий у нынешнего читателя.
Второй исследуемый нами журнал, имеющий схожий формат с вышеназванным изданием, - Newsweek (1933-2017 гг.). Второй по популярности журнал в Америке, позиционирующий себя как качественное, ориентированное на свою аудиторию и привлекающее большое количество героев в репортажи, издание. Этим обусловлена актуальность выбора для анализа «Русского репортёра» и Newsweek.
Объект данного исследования - журналы «Русский репортер» и Newsweek.
Предмет данного исследования - изучение образа героя репортажей.
Цель данной работы - найти и описать ключевой для каждого из изданий образ героя-современника с помощью анализа репортажей в журналах «Русский репортёр» и Newsweek.
В связи с поставленной целью, было необходимо выполнить ряд основных задач:
1) Поэтапно рассмотреть развитие жанра репортаж в российской и американской журналистике;
2) Познакомиться с теорией портретной журналистики, а также рассмотреть антропоцентричную проблематику в СМИ;
3) Определить роль героя в современном репортаже;
4) Проанализировать героев в структуре репортажей «Русского репортера» и Newsweek;
5) Выявить общие черты, объединяющие всех персонажей журналистских материалов каждого из журналов;
6) Сравнить героев российской и американской журналистики, определить общие и различные черты.
Для решения поставленных задач были применены методы контент- анализа журналов «Русский репортёр» и Newsweek, а также дискурсивный и описательно-аналитический методы, предусматривающие непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов.
Эмпирическую базу данной исследовательской работы составили репортажи журналов «Русский репортер» и Newsweek.
Хронологические рамки исследования. В связи с тем, что образ современника динамичен и постоянно трансформируется в условиях изменения политической, экономической и социальной ситуаций, для получения более объективной картины рассматривались номера «Русского репортёра» и Newsweek, вышедшие с января 2016 года по март 2017 года.
Теоретической базой исследования послужили работы историков и теоретиков, посвященные современному репортажу в целом, а также героям в структуре репортажа, как в России, так и за рубежом. Данную базу со ставили труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе И.А Неверовой, М.Н. Кима, А.А. Тертычного, Е.В. Зелениной, Т. Вульфа, М. Халлера, С. Пирсон и др.
Целями и задачами обусловлена структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты современных репортажей и их основных элементов. Вторая глава посвящена подробному анализу образов героев в репортажах российского издания «Русский репортер» и американского журнала Newsweek. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Степень изученности данной темы нельзя назвать достаточно высокой. Существующие исследования преимущественно охватывают современный репортаж в целом (например, практическое пособие А.А Литвиненко «Репортаж: искусство повествования» ), и в меньшей мере подробно описывают отдельные элементы репортажей, в том числе героев. Среди опубликованных работ зарубежных специалистов научные статьи и книги, посвящённые конкретно героям репортажей, также отсутствуют. Что касается отечественных теоретиков, отдельного упоминания заслуживают труды И. А. Неверовой, А. В. Колесниченко, М. И. Шостака.
В связи с этим, научная новизна данной работы заключается в исследовании малоизученного феномена привлечения обычных людей в современные репортажи в качестве героев. В дальнейшем мы попытаемся провести анализ конкретных репортажей и определить собирательный образ героя на страницах журналов «Русский репортер» и Newsweek.
Данный образ, безусловно, изменялся и формировался под влиянием событий, которые происходят в последнее время на международной арене и внутри каждой из стран.
Одним из ярких представителей периодической печати России, освещающих общественно-политические проблемы, является журнал «Русский репортёр» (2007-2017 гг.). Специфический подход к отражению глобальных и частных событий посредством «живых историй» героев позволил ему стать одним из самых востребованных изданий у нынешнего читателя.
Второй исследуемый нами журнал, имеющий схожий формат с вышеназванным изданием, - Newsweek (1933-2017 гг.). Второй по популярности журнал в Америке, позиционирующий себя как качественное, ориентированное на свою аудиторию и привлекающее большое количество героев в репортажи, издание. Этим обусловлена актуальность выбора для анализа «Русского репортёра» и Newsweek.
Объект данного исследования - журналы «Русский репортер» и Newsweek.
Предмет данного исследования - изучение образа героя репортажей.
Цель данной работы - найти и описать ключевой для каждого из изданий образ героя-современника с помощью анализа репортажей в журналах «Русский репортёр» и Newsweek.
В связи с поставленной целью, было необходимо выполнить ряд основных задач:
1) Поэтапно рассмотреть развитие жанра репортаж в российской и американской журналистике;
2) Познакомиться с теорией портретной журналистики, а также рассмотреть антропоцентричную проблематику в СМИ;
3) Определить роль героя в современном репортаже;
4) Проанализировать героев в структуре репортажей «Русского репортера» и Newsweek;
5) Выявить общие черты, объединяющие всех персонажей журналистских материалов каждого из журналов;
6) Сравнить героев российской и американской журналистики, определить общие и различные черты.
Для решения поставленных задач были применены методы контент- анализа журналов «Русский репортёр» и Newsweek, а также дискурсивный и описательно-аналитический методы, предусматривающие непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов.
Эмпирическую базу данной исследовательской работы составили репортажи журналов «Русский репортер» и Newsweek.
Хронологические рамки исследования. В связи с тем, что образ современника динамичен и постоянно трансформируется в условиях изменения политической, экономической и социальной ситуаций, для получения более объективной картины рассматривались номера «Русского репортёра» и Newsweek, вышедшие с января 2016 года по март 2017 года.
Теоретической базой исследования послужили работы историков и теоретиков, посвященные современному репортажу в целом, а также героям в структуре репортажа, как в России, так и за рубежом. Данную базу со ставили труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе И.А Неверовой, М.Н. Кима, А.А. Тертычного, Е.В. Зелениной, Т. Вульфа, М. Халлера, С. Пирсон и др.
Целями и задачами обусловлена структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты современных репортажей и их основных элементов. Вторая глава посвящена подробному анализу образов героев в репортажах российского издания «Русский репортер» и американского журнала Newsweek. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В настоящей работе было проведено исследование по определению ключевого героя на страницах журналов «Русский репортер» и Newsweek.
В теоретической части мы проанализировали опыт исследователей в области современного репортажа, определили стандарты данного жанра, обусловленные историче скими предпосылками и современными тенденциями. Изучили тенденцию западной журналистики к трансформации репортажа в новый для российской журналистики жанр «фиче». Далее мы познакомились с нарративными техниками и стратегией сторителинга, которые являются востребованными в построении современных репортажей.
Чтобы проанализировать и выявить особенности привлечения героев в репортажи нынешних журналистов, мы определили несколько типологий и классификаций персонажей в журналистике.
По завершении работы над теоретической частью были сделаны следующие выводы: на сегодняшний день медиарынок основывается на интересе аудитории к живым людям и их историям. Не смотря на специфику современной журналистики, герои должны присутствовать в текстах с той целью, чтобы адаптировать информацию для аудитории, делать её более наглядной и вызывать большее доверие у читателей.
На основе выводов, сделанных в теоретической части, нами был проведен анализ репортажей журналов «Русский репортер» и Newsweek за период с января 2016 по март 2017 года.
Мы проанализировали структурные и стилистические особенности репортажей и разобрались в специфике изображения героев внутри репортажей каждого из журналов. Обратили внимание на то, что способы создания образа героя могут быть различными. Определили основные критерии, по которым возможен анализ героев. Ими стали: характеристика действием, портретное описание, окружающая среда, речевые характеристики, ключевая деталь. Выявили специфику освещения социальных и политических тем в обоих журналах: она заключается в построении публикаций вокруг личных историй героев. И, наконец, посредством контент-анализа, определили образ современника - такой, каким его представляют журналисты изданий «Русский репортер» и Newsweek.
В заключительном параграфе второй главы мы сравнили основных героев журналов, нашли их общие и различные черты. После чего смогли сделать вывод о том, что оба журнала формируют главный образ героя на основе своей читающей аудитории.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что журналы «Русский репортёр» и Newsweek реализуют одну из основных тенденций современной журналистики: привлечение живых героев в тексты. Собственная жизненная история, условия, в которых герой существует, его отношение к жизни и поведение в ключевых ситуациях - это основные элементы в создании глубокого портрета современника.
В одном из интервью главный редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин заявил :
Мы, конечно, не считаем, что наши герои инопланетяне. Но они действительно на голову возвышаются над общественной депрессией, надолго поразившей нашу страну.
Репортёр американского журнала, в свою очередь, в одном из репортажей написал:
Мы читаем про этих героев и погружаемся в них, пытаемся защитить хотя бы мысленно, на самом деле эти герои, которым мы сочувствуем или симпатизируем, - это мы сами .
Собирательный образ главного героя действительно отражает все современные проблемы общества и, более того, показывает возможные пути их преодоления. Именно поэтому, не смотря на разное профессиональное образование, вероисповедание, социальное и материальное положение, герои публикаций как «Русского репортера» так и Newsweek проявляют активную гражданскую позицию, они не равнодушны к окружающим, они инициативные и деятельные участники жизни общества и собственные творцы своей судьбы
В теоретической части мы проанализировали опыт исследователей в области современного репортажа, определили стандарты данного жанра, обусловленные историче скими предпосылками и современными тенденциями. Изучили тенденцию западной журналистики к трансформации репортажа в новый для российской журналистики жанр «фиче». Далее мы познакомились с нарративными техниками и стратегией сторителинга, которые являются востребованными в построении современных репортажей.
Чтобы проанализировать и выявить особенности привлечения героев в репортажи нынешних журналистов, мы определили несколько типологий и классификаций персонажей в журналистике.
По завершении работы над теоретической частью были сделаны следующие выводы: на сегодняшний день медиарынок основывается на интересе аудитории к живым людям и их историям. Не смотря на специфику современной журналистики, герои должны присутствовать в текстах с той целью, чтобы адаптировать информацию для аудитории, делать её более наглядной и вызывать большее доверие у читателей.
На основе выводов, сделанных в теоретической части, нами был проведен анализ репортажей журналов «Русский репортер» и Newsweek за период с января 2016 по март 2017 года.
Мы проанализировали структурные и стилистические особенности репортажей и разобрались в специфике изображения героев внутри репортажей каждого из журналов. Обратили внимание на то, что способы создания образа героя могут быть различными. Определили основные критерии, по которым возможен анализ героев. Ими стали: характеристика действием, портретное описание, окружающая среда, речевые характеристики, ключевая деталь. Выявили специфику освещения социальных и политических тем в обоих журналах: она заключается в построении публикаций вокруг личных историй героев. И, наконец, посредством контент-анализа, определили образ современника - такой, каким его представляют журналисты изданий «Русский репортер» и Newsweek.
В заключительном параграфе второй главы мы сравнили основных героев журналов, нашли их общие и различные черты. После чего смогли сделать вывод о том, что оба журнала формируют главный образ героя на основе своей читающей аудитории.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что журналы «Русский репортёр» и Newsweek реализуют одну из основных тенденций современной журналистики: привлечение живых героев в тексты. Собственная жизненная история, условия, в которых герой существует, его отношение к жизни и поведение в ключевых ситуациях - это основные элементы в создании глубокого портрета современника.
В одном из интервью главный редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин заявил :
Мы, конечно, не считаем, что наши герои инопланетяне. Но они действительно на голову возвышаются над общественной депрессией, надолго поразившей нашу страну.
Репортёр американского журнала, в свою очередь, в одном из репортажей написал:
Мы читаем про этих героев и погружаемся в них, пытаемся защитить хотя бы мысленно, на самом деле эти герои, которым мы сочувствуем или симпатизируем, - это мы сами .
Собирательный образ главного героя действительно отражает все современные проблемы общества и, более того, показывает возможные пути их преодоления. Именно поэтому, не смотря на разное профессиональное образование, вероисповедание, социальное и материальное положение, герои публикаций как «Русского репортера» так и Newsweek проявляют активную гражданскую позицию, они не равнодушны к окружающим, они инициативные и деятельные участники жизни общества и собственные творцы своей судьбы



