Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ФАКТАМИ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ/ОПРОВЕРЖЕНИЯ ЗАДАННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ XVT - XVII вв.

Работа №64465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
3
Глава 1. Исторический факт в обучении истории 7
1.1. Понятие и значение исторического факта. Умение
работы с историческими фактами
7
1.2. Современный урок в условиях ФГОС 14
1.3. Методы и приёмы формирования умений работать с историческими
фактами 18
Глава 2. Уроки по истории России XVI - XVII вв. с элементами формирования умений работать с фактами с целью опровержения или подтверждения заданной точки зрения 26
2.1. Урок на тему: «Иван Грозный: безумный тиран или
последовательный реформатор»
26
2.2. Урок на тему: «В чём причина возникновения смутного времени 34 Заключение 39 Библиографический 42 Приложения


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Одним из требований является усвоение обучающимися личностных, предметных и метапедметных результатов обучения. Отдельно в стандарте рассматриваются предметные результаты. Так в качестве предметных результатов в изучении Истории России и Всеобщей истории выступает: «Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней» [2]. Поэтому работа с историческими фактами на уроке истории является определяющей.
Немаловажным компонентом является, как отмечал Е.Е. Вяземский, тенденции современного исторического образования. Первая тенденция - это теснее связать обучение истории с развитием личности, что отвечает личностному компоненту. Вторая тенденция заключается в том, чтобы обеспечить приоритет «государственнических» традиций, патриотических ценностей, направленность на формирование российской гражданской идентичности. И это всё необходимо соотнести с двумя определяющими документами в сфере исторического образования ФГОС и Историко¬культурный стандарт, где фактический материал играет немаловажную роль в развитии общих тенденций в преподавании школьного курса истории. Таким образом перед преподавательским корпусом встала проблема выработки новых методов и средств работы на уроке истории, в том числе и подбор фактического материала [16; 13].
Актуальность данной работы обусловлена, необходимостью использования различных методов и приёмов обучения в работе с историческими фактами, сформировать у школьников историческое мышление, развить личностный компонент. Эта проблема стала наиболее важной в условиях современного мира, когда исторические факты стали подменятся в угоду доказательности собственного мнения. Именно поэтому учителю необходимо рассматривать исторический факт, как комплекс мотивов, причин, последствий исторического события, для того чтобы установить действительность данного исторического факта и научить детей важной составляющей в истории причинно-следственной связи.
Таким образом, методика работы с историческими фактами на уроках истории, является важной в условиях современного образования. Так как работа с фактами позволяет реализовать принципы, закрепленные в стандартах.
Сущность рабаты исторического факта рассматривается в работах доктора философских наук, профессором, А.Л. Никифорова; в работах доктора исторических наук, профессором кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории, Б.Г. Могильницкого. Так они понимают исторический факт, как сущность познавательной деятельности в целом и в особенности субъект - объектных отношений в историческом познании, в частности.
Теоретический аспект работы с историческими фактами на уроках истории рассматривается в работах доктора педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой методики преподавания истории МПГУ - Е.Е. Вяземского; в работах М.Т Студеникина кандидата исторических наук, профессора, заведующим кафедрой методики преподавания истории МПГУ; М.В.Коротковой, доктором исторических, доцент кафедры методики преподавания истории.
Также базу исследования составляют нормативно¬правовые акты: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании», а также федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [1].
Таким образом, изучению особенностей учения исторического факта на уроках истории уделено определенное количество исследований. Однако отметим, что работ, посвящённых комплексному изучению методики преподавания исторического факта на уроках истории, - недостаточно. Большая часть проанализированных исследований носят либо узкую направленность в рассмотрении аспекта преподавания, либо связанные только рассмотрением одной из составляющего элемента исторического факта. Всё выше сказанное определило объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - исторический факт.
Предмет исследования - методика формирования у школьников предметного умения работы с историческим фактом на уроках истории.
Цель исследования - на основе анализа методик работы с историческим фактом на уроках установить наиболее эффективные методы по формированию предметного умения работы с ними с целью подтверждения/опровержения заданной точки зрения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
1. рассмотреть сущность исторического факта в обучении истории;
2. изучить требования к изучению фактов на уроках истории, согласно ФГОС;
3. проанализировать методы и приемы формирования умений работать с фактами на уроке истории;
4. определить эффективные методы работы с историческими фактами на уроках истории;
5. разработать уроки по истории России периода XVI¬XVII века с целью формирования предметного умения опровержения и подтверждения заданной точки зрения.
В основу исследования положен метод анализа, проблемно-хронологический
Научная новизна работы определяется выбором темы и подходом к ее исследованию - это систематизация методов работы с фактами на уроке истории, а также выработка средств и приёмов работы с историческими фактами, согласно ФГОС, с целью развить у учащихся умения для подтверждения или опровержения заданной точки зрения.
Научно-практическая значимость исследования заключается в использовании полученных данных на уроках истории.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключение и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исторический факт - это событие и явления которая установила историческая наука в результате работы с источником и его трактовки учёными. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, но и необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Это является одним из инструментов познания истории. Факты, относящиеся к одному событию должны быть в логической взаимосвязи и не противоречить друг другу. Установление факта носит в себе эмпирические знания. Исторические факты выражаются в материальной культуре (письменные источники, остатки орудий и средств труда людей, предметы их обихода, публицистические и художественные произведения и т.д.). Существуют первичные факты (главные факты) и вторичные факты (не главные факты), именно они необходимы для определения и составления исторической связи. Из сочетаний исторических фактов формируется образ исторического события.
В основе работы с историческими фактами на уроках истории лежат умения, которыми пользуется обучающийся в процессе познания истории. То есть в рамках каждого урока и работы с историческими фактами в частности, от учащихся требуется готовность совершать определённые действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений. Учитель в условиях современного стандарта выступает в роли координатора учебной деятельности, применяя методы для наиболее эффективного развития умений. Процесс стандартизации образования запущен, именно он определяет выработку новых методов и приёмов проведения урока, отвечающим требованиям ФГОС.
Учителя методисты активно заняты поиском новых эффективных методов и приёмов работы на уроке истории. Отметим тенденцию на возрастание значения личностных и метапредметных результатов, по отношению к предметным. Именно это следует учесть, чтобы урок носил не сугубо предметную составляющую, выраженную в запоминании и репродукции. Также следует учесть, что сейчас преподаватель истории обеспечен учебно-методическим комплексом, который позволяет творчески подходить к реализации обучения. Педагог истории должен владеть методикой формирования исторических умений, знать, когда и на каком уроке применять методы для формирования умений, ясно представлять поэтапность их формирования; Грамотно подобранный приём и средство преподнесения фактического материала формирует личностные, метапредментные и предметные компетенции, отвечающие требованиям ФГОС.
Результативность обучения истории зависит от многих составляющих, в том числе от руководства учебным процессом, которое заключается в следующем:1) формирование целей учителем перед учащимися; 2) создание у учащихся психологического настроя на изучение материала, пробуждение интереса и познавательной
активности, организация устойчивого внимания. 3) выбором приёма достижения учебной цели 4) руководство мышлением учащихся на всех этапах процесса познания истории. 5) организация закрепления знаний и руководство им на уроках, способность правильно применять знания на практике В обучении истории эти задачи решаются разнообразными средствами в зависимости от изучаемого материала и обучаемости школьников.
Таким образом, применяя от урока к уроку различные методы, учитель со временем достигнет важного результата - это критического отношения к миру, недоверие к сказанному. А также правильный подход в обучении способствует развитию у учащегося своей точки зрения, которую он сможет аргументировать с помощью фактов.
Так в результате предложенных в работе методик проведения уроков, учитель сможет сформировать у учащихся умение анализировать исторические источники и работать с ним, а также развить такие качества как: стремление к истине, справедливости, доброте и состраданию (личностные компетенции). У обучающихся сформируется важнейшее умение в условиях современного мира - получать необходимую информацию из разнообразных источников (метапредментые компетенции). Также важнейшим результатом выступает применения исторических знаний при решении учебных и практических задач (предметные компетенции). Полученные компетенции позволят усовершенствовать свои навыки аргументации собственного мнения, что является неотъемлемой частью современного мира. Учащиеся в дальнейшем смогут: самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; принимать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.



Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании»: [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года N 273-ФЗ]/ [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://fgos.ru
2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями): [принят Министерством образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897.] / [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://fgos.ru
Монографические издания
3. Большакова, О.В. История России в гендерном
измерении. Современная зарубежная историография: аналитический обзор // О.В. Большакова. Электрон. текстовые данные. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. 122 c. / [Электронный
ресурс]// Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22483.html
4. Вагин, А.А Методика обучения истории в школе // А.А. Вагин - М.: «Просвещение», 1972. - 351 с.
5. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 382с., С.-212
6. Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.
7. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя// А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2019. - 112 с. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.google.Com/document/d/1k0ufWwgH5knlHKUAitfHR ENeNHfTypmONn2QTaHlQQ4/edit
8. Короткова, М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах таблицах описаниях: практическое пособие для учителей // М.Т. Студеникин, М.В.Короткова. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 191с., С.- 85-95
9. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2015. - 513 с.
10. Лернер, И.Я. «Дидактические основы методов обучения» / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
11. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие // Н.Ю.Никулина. - Калининград ун., 2000. 95 с., С-44.
12. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение // А.П. Панфилова - М.: изд. «Академия», 2009 - 191 с.
13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2017. - 251 с.
14. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2015. - 119 с.
15. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в. [Электронный ресурс]: монография / М.Т. Студеникин. - Электрон. текстовые данные. — М.: Прометей, 2016. - 236 с. — 978-5-9907452-7-8. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58147.html
Статьи, сборники статей
16. Вяземский, Е.Е. Проблемы преподавания истории и
гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации // Е.Е. Вяземский, Ю.В. Романо в, И.Ю. Синельников; Под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015г., Московский педагогический государственный университет, 2016. - 120 с. C.38-45. // [Электронное издание]/ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/epd-reader?
publicationId= 70144
17. Ильичев, A.A. Разработка понятия факт в философии позитивизма //А.А. Ильичев, Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации, Саратов 2010. Вып. IX. - С 59-64. // [Электронное издание]/ Режим доступа: http://sgu.ru
18. Кукаева, Д.А. Приёмы и методы работы на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС // Д.А.Кукаева, Современный урок в условиях внедрения ФГОС опыт, проблемы, перспективы - М.: Всероссийская научно¬методическая конференция, - 2017. С.119-221./ [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp
19. Никифоров А. Л. «Факт» Новая философская энциклопедия // А.Л Никифоров - Институт философии РАН. 2008.№ 2. С. 166 - 172.
20. Осадчая Е.В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС// Е.В. Осадчая, Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, - 2017. с 126-132.
21. Чернова, Н.В. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Н.В. Чернова, Перспективы науки и образования. 2018. №6. с.105-113. / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hronologicheskih- znaniy-umeniy-i-navykov-na-urokah-istorii-v-5-klasse-v-ramkah- fgos/viewer
22. Хачатурова, Т.В. Дискуссия и правила её проведения // Т.В. Хачатурова, Вестник Майкопского государственного технологического университета, - 2009 № 3. с.53-57. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-i-pravila-ee- provedeniya/viewer
23. Широкий, В.А. Методы и приёмы формирования предметных умений у учащихся основной школы на уроках истории: достижение и проблемы // В.А. Широкий, Инновационные проекты и программы образования, - 2017. №2. с.62-69. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// elibrary. ru/query_results. asp
Интернет ресурсы
24. URL: https://pandia.ru/text/78/080/5891.php
25. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ege-po-istorii-
argumentatsiya-tochki-zreniya/
26. URL: https://vuzlit.ru
27. URL:https://www.dissercat.com/content/istoricheskii- fakt-kak-gnoseologicheskii-fenomen/read



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ