Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 4 уровня

Работа №64463

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы29
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Рассмотрена программа обследования лексико-грамматического строя речи младших школьников с ОНР IV .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Онтогенез формирования грамматического строя речи у детей 5
1.2. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи IV уровня 9
1.3. Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Принципы, организация и методика обследования лексико-грамматического строя речи у младших школьников 15
2.2. Программа обследования лексико-грамматического строя речи у младших школьников 16
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ 22
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по коррекции грамматического строя речи у младших школьников 22
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28


Если у младшего школьника сообщим недоразвитием речи есть проблемы в сформированности грамматического строя речи, это значительно усложнит усвоение им учебной программы. Поэтому необходимо своевременно выявлять нарушения грамматического строя речи у младших школьников с ОНР, что позволит спланировать логопедическую работу по коррекции выявленных нарушений.
Цель исследования – изучить проблему коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
2. Охарактеризовать процедуру и методику обследования лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
3. Определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Объект исследования – грамматический строй речи младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Предмет исследования – процесс коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – разработка процедуры и методики обследования грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня; проектирование логопедической работы по коррекции нарушений в сформированности лексико-грамматического строя речи.
Методологическая основа исследования. Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев и др. определил механизмы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. определены общие механизмы развития речи при ОНР. В научных трудах В.А. Карпуковой, Л.А. Кухоренко и др. представлены результаты апробации диагностических методик по выявлению нарушений в развитии грамматического строя у детей младшего школьного возраста с ОНР. В исследованиях Н.Ш. Марковой, В.И. Терентьевой и др. описаны методы и средства по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список информационных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению младших школьников. Чем богаче и правильнее у младшего школьника речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Вариативность клинических характеристик детей с ОНР обнаруживает общие признаки, а именно: общее недоразвитие составляющих компонентов фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. У детей с ОНР формирование лексико-грамматической стороны происходит с большим трудом, что обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм, морфологической и синтаксической систем языка и искажения общей картины речевого развития. Это обусловлено тем, что грамматические значения более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система речи организована на основе большого количества регламентирующих правил. Однако, грамматические формы словоизменения, синтаксической единицы появляются, как правило, в той же последовательности, что и у детей с нормальным развитием речи.
Была разработана программа и подобраны методики для обследования лексико-грамматического строя речи младших школьников с ОНР IV уровня.
Коррекция лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ОНР IV уровня рассматривается как система последовательных этапов, содержательно направленных на формирование и развитие пассивного и активного словаря и грамматического строя; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи приводит к трудностям освоения родным языком, а потому выступает важным компонентом в структуре коррекционной работы.



1. Белополова, Ю. Развитие грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ю. Белополова. – Томск: Изд-во Томского. гос. ун-та, 2019. – 235 с.
2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у детей младшего школьного возраста / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
3. Бородич, А.М. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 569 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста: Учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 471 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2016. – 874 с.
6. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн.: Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Питер. 2015. – 471 с.
7. Дмитриева, Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Практическое пособие / Е. Дмитриева. – М.: Аркти, 2017. – 68 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у детей младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Эксмо, 2018. – 112 с.
9. Жинкин, Н.И. Психолингвистика. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2014. – 288 с.
10. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. / В.А. Калягин – М.: Академия, 2017. – 320 с.
11. Карпукова, В.А. Ситуация речевого развития в младшем школьном возрасте при ОНР / В.А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
12. Коваленко, Б.И. Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи / Б.И. Коваленко // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 45-51.
13. Корнева, П.О. Дефектология / П.О. Корнеева. – М.: Инфра-М, 2016. – 522 с.
14. Кухоренко, Л.А. Речевое развитие младших школьников / Л.А. Кухоренко. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 248 с.
15. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у детей / Р.И. Лалаева. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2009. – 224 с.
16. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М.: Гном – Пресс, 2011. – 478 с.
17. Маркова, Н.Ш. Развитие грамматической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях / Н.Ш. Маркова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 21-26.
18. Перышкина, О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О.Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
19. Смирнова, И.В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у младших школьников. Алалия, дизартрия / И.В. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
20. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.
21. Терентьева, В.И. Особенности грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ОНР / В.И. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
22. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2014. – 452 с.
23. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 410 с.
24. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2015. – 266 с.
25. Чиркина, Г.В., Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: проблемы и пути коррекции / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – М.: АСТ, 2013. – 412 с.
26. Шахнарович, А.М. Проблема формирования языковой способности / А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М.: Инфра-М, 2013. –741 с.
27. Юрчик, Р.О. Методическая подготовка учителя-логопеда: теоретический и практический аспект: монография / Р.О. Юрчик. – М.: Инфра-М, 2013. – 225 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ