Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ассоциативное поле «животные восточного календаря» в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка)

Работа №64459

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость5150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ В
ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С КАРТИНОЙ МИРА 9
1.1. Языковая картина мира в современной научной парадигме. 9
1.1.1. Понятие картины мира. Типы картин мира 10
1.1.2. Картина мира и язык 13
1.1.3. «Мир людей» и «Мир животных» в языковой картине мира 17
1.2. Картина мира и ментальный лексикон 19
1.2.1. Ментальный лексикон как компонент речевой способности индивида 19
1.2.2. Единицы ментального лексикона 22
1.2.3. Структура ментального лексикона 23
1.2.4. Взаимосвязь картины мира и ментального лексикона 27
1.3. Ассоциативные поля и их представленность в ментальном лексиконе 28
1.3.1. Понятие ассоциативного поля 28
1.3.2. Лексико-семантические поля и лексико-тематические группы 32
Выводы 37
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ СТРУКТУРЫ АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОГО ПОЛЯ { ЖИВОТНЫЕ ВОСТОЧНОГО КАЛЕНДАРЯ} У НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА 40
2.1 Общая характеристика материала исследования 40
2.3.1 Лексико-тематическая группа «Субъективные оценочные характеристики животного»..47
2.3.2 Лексико-тематическая группа «объективные физические характеристики» 49
2.3.3 Лексико-тематическая группа «сферы и виды деятельности» 51
2.3.4 Лексико-тематическая группа «жизненное пространство» 52
2.4 Сравнение частотных зон структуры ассоциативно-вербального поля «животные восточного календаря» в русском языке с данными словаря 55
2.4.1 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «крыса» с
данными словаря 55
2.4.2 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «бык» с данными
словаря 56
2.4.3 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «тигр» с данными
словаря 57
2.4.4 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «кролик» с
данными словаря 58
2.4.5 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «дракон» с
данными словаря 60
2.4.6 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «змея» с данными
словаря 61
2.4.7 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «лошадь» с
данными словаря 62
2.4.8 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «коза» с данными
словаря 63
2.4.9 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «обезьяна» с
данными словаря 64
2.4.10 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «петух» с
данными словаря 65
2.4.11 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «собака» с
данными словаря 66
2.4.12 Сравнение частотной зоны структуры ассоциативно-вербального поля «свинья» с
данными словаря 67
2.5.1 Частотные зоны лексико-семантического поля «крыса» 68
2.5.2 Частотные зоны лексико-семантического поля «бык» 71
2.5.4 Частотные зоны лексико-семантического поля «кролик» 76
2.5.5 Частотные зоны лексико-семантического поля «дракон» 78
2.5.6 Частотные зоны лексико-семантического поля «змея» 80
2.5.7 Частотные зоны лексико-семантического поля «лошадь» 83
2.5.8 Частотные зоны лексико-семантического поля «коза» 86
2.5.9 Частотные зоны лексико-семантического поля «обезьяна» 88
2.5.10 Частотные зоны лексико-семантического поля «петух» 90
2.5.11 Частотные зоны лексико-семантического поля «собака» 93
2.5.12 Частотные зоны лексико-семантического поля «свинья» 95
Выводы 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
Приложение 1 105
Приложение 2 107
Приложение 3 113
Приложение 4 124

Диссертационное исследование посвящено изучению языковой картины мира, базируется на когнитивном и коммуникативном подходах к явлениям языка. Этим обусловлена его актуальность. Объектом исследования выступают ассоциативно-вербального поля, которые объединяют лексические единицы, обозначающие характеристики животных восточного календаря.
Исследование ассоциативно-вербальных полей носит междисциплинарный характер и является предметом изучения в лингвокультурологии, лексикологии, русистике, когнитивной лингвистике и пр. Ассоциативное поле является уникальным образованием, которое может быть использовано для категоризации различных предметов и явлений окружающей действительности. Характеристики животных составляют неотъемлемую часть языковой картины мира. Двенадцать знаков зодиака имеют особое значение для китайцев, поэтому сравнение характеристик этих животных будет интересно и полезно для русистов из Китая.
Предмет изучения - зависимость структуры ассоциативно-вербального поля «Характеристики животных восточного календаря» от национально¬культурных факторов.
Объектом исследования является ассоциативно-вербальное поле «Животные восточного календаря» в сознании носителей русского и китайского языков.
Материалом исследования - ответы-реакции, которые получены в ходе ассоциативных экспериментов с носителями русского и китайского языков, а также данные ассоциативных словарей.
Цель исследования - сравнить структуру ассоциативно-вербальных полей «Животные восточного календаря» в ментальном лексиконе носителей русского и китайского языков.
Задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по затрагиваемым в работе проблемам.
2. Проанализировать структуру ассоциативных полей наименований животных восточного календаря в русском и китайском языках на основе анализа данных Ассоциативного словаря.
3. Провести экспериментальное исследование. В качестве информантов выступят носители русского и китайского языков.
4. Проанализировать ассоциативно-вербальное поле наименований животных восточного календаря в ментальном лексиконе носителей русского языка; выделить центральные и периферийные компоненты полей, обозначающих различных животных.
5. Выявить компоненты ассоциативно-вербальных полей наименований животных восточного календаря в ментальном лексиконе носителей китайского языка.
6. Сравнить структуру ассоциативно-вербальных полей наименований животных восточного календаря в ментальном лексиконе носителей русского и китайского языков. Выявить общее и различное в их компонентах.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку ассоциативно-вербального поля животных в русской языковой картине мира.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка не только как русистов из Китая, но и в русской аудитории, а также на занятиях по лексикологии.
Методы исследования: ассоциативный эксперимент, описательный метод, сопоставительный метод, анкетирование, статистический метод
Научная новизна заключается в том, что впервые с помощью метода экспериментальной лингвистики (ассоциативный эксперимент) проводится сопоставление характеристик животных восточного календаря в сознании носителей русского и китайского языков.
Гипотеза заключается в том, что у носителей русского и китайского языков разные представления об этих животных, что объясняется разностью культур и что находит отражение в языке.
1. В структуре ассоциативно-вербального поля «Животные восточного календаря» для обозначения характеристик каждого отдельного животного в ментальном лексиконе носителя русского языка можно выделить центральную - наиболее важную - часть, которая отражает русскую языковую картину мира, и периферию, которая дополняет характеристики, описываемые центральной частью.
2. На структуру ассоциативно-вербального поля влияет принадлежность информанта к той или иной национально-исторической общности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной диссертации проведено исследование особенностей взаимодействия мира животных восточного календаря и мира людей в «языковой картине мира». Для этого в теоретической части работы мы рассмотрели понятие «картины мира», существующие типы картин мира и показали взаимосвязь картины мира и языка.
Ассоциативное поле, обнаруживающее реальную для носителя языка психологическую структуру содержания слова, было использовано в данной диссертации как инструмент анализа семантики слова.
С целью уточнения объема и содержания лексико-семантического поля «животные восточного календаря» в сознании носителей русского языка и китайского языка был проведен направленный ассоциативный эксперимент с неограниченным количеством реакций: носителей русского языка и китайского языка просили написать как можно больше слов, которые в их сознании относятся к характеристикам животных восточного календаря.
Сравнение объема ЛТП, структуры ЛТГ и подгрупп ЛТП характеристик каждого животного в русском и китайском языках позволило сделать вывод о том, что у русских и китайцев разные представления о животных восточного календаря, несмотря на то, что в частотных зонах ЛТП животных (кроме крысы и козы) восточного календаря для носителей русского и китайского языков совпадают некоторые лексические единицы.



1. Беликов, В. И., Крысин, Л. П. Социолингвистика: Учебник для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. -М.: Рос. гос. гумангит. ун-т, 2001.
2. Беляева Н. И. Текстовые категории и принцип поля в их изучении (на материале рассказа Ю. Нагибина «Терпение») // Проблемы исследования слова в художественном тексте. — Л., 1990.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Мысль, 1990.
4. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия. //Вопросы языкознания,1993. №2.
5. Гумбольдт, В. Фон. Язык и философия культуры. [Текст]/ В. Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1985
6. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. - СПб.: Алетейя, 2003.
7. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика. - СПБ.: ООО "Издательский дом "МИРС", 2009.
8. Зиндер JI.P, Штерн А.С. Факторы, влияющие на опознавание слова // Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972.
10. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002.
11. Караулов Ю.Н, Черкасова Г.А, Уфимцева Н.В, Сорокин Ю.А, Тарасов Е.Ф. Русский ассоциативный словарь. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
12. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст. / О. А. Корнилов. 2-е изд. испр. и доп. - М.: ЧеРО, 2003.
13. Кубрянова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во МГУ, 1996.
14. Кузнецова Э. В. Русская лексика как система. Свердловск, 1980.
15. Леонтьев А.А., Шахнарович A.M., Батов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М., 1977.
16. Планк М. Единство физической картины мира. - М., 1966.
17. Попова З.Д, Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. - Воронеж: «Истоки», изд.1. 2006.
18. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2010.
19. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. -М. :Аграф,1997.
20. Старинец В. С, Агабабян К. Г., Недялкова Г. И. Эксперимен тальные исследования семантической организации ассоциативных сетей //-Моделирование в биологии и медицине. Киев, 1968 (а).
21. Секерина И. Психолингвистика (Морфологическая организация и ментальный лексикон) / Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сборник обзоров / под ред. А.А.Кибрика,
И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.
22. Серебренников Б. А., Кубрякова Е. С., Постовалова В. И. и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.
23. Телия В.Н. Типы языковых значений: связанное значение слова в языке. - М. :Наука,1981.
24. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М., 1988.
25. Филин В.П. О ЛСГ слов // Очерки по теории языкознания. - М., 1982.
26. Фрумкина P.M. Проблемы восприятия слов в зависимости от их вероятностей // Проблемы языкознания. Доклады и сообщения советских ученых на 10 Международном Конгрессе Лингвистов. М., 1967.
27. Юрков Е. Е. К вопросу о базовых понятиях лингвокультурологии // Русский язык как иностранный в лингвострановедческом и лингвокультурологических аспектах. Научно-методические матер. СПб., 2003.
28. Emmorey K.D., Fromkin V.A. The mental lexicon // Language: Psychological and biological aspects. Cambr etc.: Cambr. UP, 1988.
29. Gibbs S. Phonological awareness: An investigation into the developmental role of vocabulary and short-term memory //Educational Psychology, - 2004.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ