Введение 3
1 Конфликт и конфликтная ситуация 5
1.1 Понятие и сущность конфликтов 5
1.2 Классификация видов конфликтов и их характеристика 8
1.3 Техники (технологии) управления конфликтами 12
2 Интерактивная деятельность (решение ситуационных задач).
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную - молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
В настоящее время в коллективах предприятий Российской Федерации трудятся разные люди, с разными характерами, увлечениями, различным рвением к карьерному росту. И конечно в таких коллективах бывает время возникновения конфликта. Это могут быть конфликты, в основе которых может лежать различие в подходе к работе, межличностные конфликты, классовые и должностные конфликты. Такое различие людей в восприятии набора качеств друг друга и приводит к несогласию одного с другим. Конфликт определяется тем, что поведение, поступки или слова одного оппонента идут в разрез с мнением, действиями или словами другого.
Руководитель группы, отдела, филиала или предприятия призван решать такие конфликты быстро и по возможности без потерь. Хороший руководитель вовсе не допустит конфликта на почве разногласий своих сотрудников.
Пресечение и управление конфликтом на предприятии является одной из важнейших функций руководителя. По статистике, которую предоставляет Росстат, в среднем руководитель тратит до 25% своего времени на разрешение различных конфликтов среди своего персонала. Для быстрого разрешения конфликта необходимо понимать, что же такое конфликт в общем понимании, причины их возникновения, типы и средства для их устранения.
В свою очередь, основной целью работы является исследование особенностей возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность конфликтов;
исследовать особенности возникновения конфликтных ситуаций;
выполнить кейс.
В качестве предмета исследования выступает конфликт. Объектом исследования является конфликтная ситуация и природа ее возникновения. При выполнении работы были использованы методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Информация, представленная в первой главе данной работы, позволяет сформулировать вывод о том, что конфликт представляет собой определенную ситуацию, характеризующуюся возникновением соперничества между сторонами при условии взаимоисключения интересов и позиций.
Большинство авторов рассматривают конфликт с позиции исключительно негативного явления, так как следствием конфликта выступает непонимание, угрозы и враждебность, а с позиции управления персоналом наличие конфликтов может являться признаком неэффективного менеджмента в целом. Но при этом, существуют и позитивные функции конфликтов.
Особенностью внутриличностных конфликтов является неспособность индивида справиться с противоречивыми и взаимоисключающими мотивами, а также невозможность формирования приоритетов своего поведения. В свою очередь, межличностные конфликты связаны с противодействием, возникающим в процессе взаимодействия индивидов между собой, а конфликт между личностью и группой возникает в процессе взаимодействия индивида с социальным окружением. Межгрупповые конфликты наиболее обширны по своей природе, а их сущность заключается в возникновении противоречий между социальными группами, коллективами или общностями.
В настоящее время существует множество видов конфликтов, для эффективного управления которыми необходимо использовать определенные техники (технологии).
Сущность нормативных технологий заключается в разрешении конфликтов посредством принятия и соблюдения всеми участниками конфликтной ситуации общепризнанных норм. При этом, возможность корректировки правовых или этических основ находится за пределами компетенции руководителя.
В свою очередь, сущность реалистических технологий заключается том, что выигрыш одной стороны в конфликте соответствует проигрышу другой стороны. В рамках современных предприятий данные технологии применяются на тех предприятиях, где достаточно высокая степень эксплуатации персонала – руководство стремится получить высокие показатели деятельности, максимально используя персонал, но не учитывая их интересы.