ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ 4
1.1 Категория общения в психологии 4
1.2 Развитие личности в общении 7
1.3 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 9
1.4 Трудности общения младших школьников и способы их преодоления 14
2 МЕТОДИКА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ТРУДНОСТЯМИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 20
2.1 Методика организации и результаты проведения эмпирического исследования 20
2.2 Программа работы по формированию и развитию навыков общения младших школьников со сверстниками 24
2.3 Анализ результативности педагогического эксперимента 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Общение учащихся начальных классов имеет опосредованный деятельностью характер. Оно осуществляется в контактах детей между собой и окружающими, являясь и самостоятельным фактором в их жизни. От содержательной стороны общения зависит получаемая школьником информация, которая помогает познать окружающий мир, себя в нем. Непосредственное общение педагогов с учащимися — своеобразный канал педагогического влияния на них, связь между управляющей подсистемой (педагогами) и управляемой (воспитанниками) в воспитательном коллективе.
Организация и регулирование общения детей в коллективе — один из путей педагогического управления им как объектом и инструментом воспитания. Не всякое общение, однако, способствует обогащению социального опыта учеников и правильному осознанию ими себя. Поэтому управление коллективом осуществляется не только через организацию социально полезного общения учащихся, но и через корректировку того общения между ними, которое складывается стихийно, прежде всего через такое изменение содержания, которое вызывает потребность в обмене информацией, чтобы каждый школьник был не только объектом, но и субъектом общения.
Вместе с тем типичными являются ситуации, когда в общении класса и конкретных школьников появляются сбои, расстройства. В этих случаях возникает необходимость в специальном педагогическом влиянии на отдельные стороны общения. Оно направлено на устранение негативных явлений в сфере общения и улучшения характера межличностных отношений. В связи с этим педагогам необходимо знать возрастную специфику трудностей общения, межличностных отношений младших школьников и способы корректировки этих трудностей.
Проблема общения детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман).
Цель работы: исследование возможностей оказания социально-психологической помощи младшим школьникам с трудностями общения со сверстниками.
Объект исследования: процесс общения младших школьников.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь младшим школьникам с трудностями общения со сверстниками.
Задачи:
1. Проанализировать категорию общения в психологии.
2. Выделить особенности развития личности в общении.
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести исследование сформированности навыков общения младших школьников со сверстниками.
5. Разработать программу работы по формированию и развитию навыков общения младших школьников со сверстниками.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, наблюдение, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУО «Средняя школа №Х г.Х».
Общение — специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии ребёнка. Полноценное проживание данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, кот обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.
Характер товарищеских взаимоотношений также меняется на протяжении младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте, живут на одной улице и т.п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе.
В ходе эмпирического исследования установлено, что большинство младших школьников, принявших участие в исследовании, испытывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками в ходе совместной учебной и игровой деятельности: не умеют считаться с интересами и мыслями товарищей, не проявляют дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, честность.
Нами разработана программа совместной творческоучебной деятельности, направленная на формирование навыков общения, дружеских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста. Опытноэкспериментальным путём доказана его эффективность.