Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая помощь младшим школьникам с трудностями общения со сверстниками (республика Беларусь)

Работа №6441

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость2390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ 4
1.1 Категория общения в психологии 4
1.2 Развитие личности в общении 7
1.3 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 9
1.4 Трудности общения младших школьников и способы их преодоления 14
2 МЕТОДИКА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ТРУДНОСТЯМИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 20
2.1 Методика организации и результаты проведения эмпирического исследования 20
2.2 Программа работы по формированию и развитию навыков общения младших школьников со сверстниками 24
2.3 Анализ результативности педагогического эксперимента 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37



Общение учащихся начальных классов имеет опосредованный деятельностью характер. Оно осуществляется в контактах детей между собой и окружающими, являясь и самостоятельным фактором в их жизни. От содержательной стороны общения зависит получаемая школьником информация, которая помогает познать окружающий мир, себя в нем. Непосредственное общение педагогов с учащимися — своеобразный канал педагогического влияния на них, связь между управляющей подсистемой (педагогами) и управляемой (воспитанниками) в воспитательном коллективе.
Организация и регулирование общения детей в коллективе — один из путей педагогического управления им как объектом и инструментом воспитания. Не всякое общение, однако, способствует обогащению социального опыта учеников и правильному осознанию ими себя. Поэтому управление коллективом осуществляется не только через организацию социально полезного общения учащихся, но и через корректировку того общения между ними, которое складывается стихийно, прежде всего через такое изменение содержания, которое вызывает потребность в обмене информацией, чтобы каждый школьник был не только объектом, но и субъектом общения.
Вместе с тем типичными являются ситуации, когда в общении класса и конкретных школьников появляются сбои, расстройства. В этих случаях возникает необходимость в специальном педагогическом влиянии на отдельные стороны общения. Оно направлено на устранение негативных явлений в сфере общения и улучшения характера межличностных отношений. В связи с этим педагогам необходимо знать возрастную специфику трудностей общения, межличностных отношений младших школьников и способы корректировки этих трудностей.
Проблема общения детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман).
Цель работы: исследование возможностей оказания социально-психологической помощи младшим школьникам с трудностями общения со сверстниками.
Объект исследования: процесс общения младших школьников.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь младшим школьникам с трудностями общения со сверстниками.
Задачи:
1. Проанализировать категорию общения в психологии.
2. Выделить особенности развития личности в общении.
3. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
4. Организовать и провести исследование сформированности навыков общения младших школьников со сверстниками.
5. Разработать программу работы по формированию и развитию навыков общения младших школьников со сверстниками.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, наблюдение, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУО «Средняя школа №Х г.Х».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общение — специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии ребёнка. Полноценное проживание данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, кот обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.
Характер товарищеских взаимоотношений также меняется на протяжении младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте, живут на одной улице и т.п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе.
В ходе эмпирического исследования установлено, что большинство младших школьников, принявших участие в исследовании, испытывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками в ходе совместной учебной и игровой деятельности: не умеют считаться с интересами и мыслями товарищей, не проявляют дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, честность.
Нами разработана программа совместной творческоучебной деятельности, направленная на формирование навыков общения, дружеских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста. Опытноэкспериментальным путём доказана его эффективность.



1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 284 с.
2. Алфёров, В.Д. Психология развития школьника / В.Д. Алфёров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 433 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001.  544 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника.  М.: Изд.МОДЭК,МПСИ,2006.  632 с.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А.Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.- 367 с.
7. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд. МГУ, 1997.  544 с.
8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164 с.
9. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М.В.Ермолаева. – М.: Ось-89, 2003. – 416 с.
10. Жилионис О.Н. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/27/razvitie- mezhlichnostnykh-otnosheniy-u-detey
11. Ильин, Е. П.: Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.  СПб.: Питер, 2010.  433 с.
12. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.  Минск,1984.- 240 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006.  433 с.
14. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.  Минск, 1999.  240 с.
15. Косякова, О.О. Детская психология / О.О.Косякова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 362 с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2004. – 464 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. − М.: Мечта, 1995. – 377 с.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Воронеж. – 1997. – 99с.
19. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 2001. – 128 с.
20. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1992. – 334 с.
21. Мокшанцев, Р.Н. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов /Р.Н. Мокшанцев, А. С. Мокшанцева. – М.: Сибирское соглашение, 2001. – 633 с.
22. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В.Мудрик. - М.: Пед. об-во России, 2001. – 320 с.
23. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. — М.: Академия, 2002. – 456 с.
24. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С  М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.  289 с.
25. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев. 1990.  376 с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. — М.: Тривола, 2002. – 360 с.
27. Ольшанский, В.Б. Межличностные отношения / В.Б. Ольшанский. - М.: Мысль, 2005.  433 с.
28. Петровский, А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова.  М.: ВЛАДОС, 1997. – 426с.
29. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А.Петровский. − Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 467 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.Л.Рубинштейн // Проблемы общей психологии. − М.: Просвещение, 1993.- 563 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. - 495 с.
32. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн, 2009.  455 с.
33. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе / К.Фопель,  М.: Сфера, 2009. 344 с.
34. Харре, Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию / Р.Харре // Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб: изд. Питер, 2001. – 512 с.
35. Хухлаева О.В., Хухдаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки.- М., 2004.- 176 с.
36. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман . - Томск, 2005.- 268 с.
37. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров.  М.: Гардарики, 2011.  243 с.
38. Швалева, Н.М. Обеспечить полноценное развитие школьников / Н.М. Швалева // Народное образование.  2007.  №8.  С. 172-174.
39. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа. - 2011. - № 11.- С.4-9
40. Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления. // Начальная школа. - 2014. - № 9.- С.7-11.
41. Юркова, Е.В. Дружба как социально-психологический феномен: гендерный аспект / Е.В. Юркова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос.съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб., 2003.  С.583-586.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ