Содержание
Введение 3
Глава 1. Формирование системы власти Токугава бакуфу 8
Приход к власти Токугава Иэясу 8
Противоборство Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу 8
Указ из семи статей 1589 г. Смерть Тоётоми Хидэёси 1598 г. Битва при Сэкигахара 1600 г 10
Мероприятия Токугава Иэясу по укреплению власти нового военного правительства. 15 Окончательное уничтожение дома Тоётоми 18
«Законы о военных домах» 1615 г. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г 21
Глава 2. Политика бакуфу по отношению к даймё с 1616 по 1651 гг. 24 Приход к власти Токугава Хидэтада и его политика в отношении даймё 24
Проблема наследования поста сёгуна. Приход к власти Токугава Иэмицу и его политика в отношении даймё 27
Восстание в Симабара 1637-1638 гг. Окончательное укрепление систем контроля над даймё 33
Глава 3. Проявление кризиса системы бакухан 36
Смерть Токугава Иэмицу и номинальный статус сёгуна Токугава Иэцуна. Переход от «военного» политического курса к «гражданскому» 36
Приход к власти Токугава Цунаёси. Восстание 47рбнинов как отражение кризиса системы бакухан 40
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения 53
Приложение 1. Карта провинций Японии XVI в 53
Приложение 2. Изображение использованных исторических источников. 54 Приложение 3. Схема структуры власти внутри бакуфу (наиболее важные должности) 55
Начало правления военного дома Токугава является важной вехой в истории Японии. Японское государство, как мы условно его можем называть, принимая во внимание особенности политической и административной структуры того периода, наконец перешло из стадии междоусобных войн даймё Л^ , или военных феодалов, в стадию мирного времени. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению изменений, произошедших как в структуре власти, так и в структуре общества соответственно, следует совершить ретроспективу и кратко охарактеризовать два предшествовавших эпохе Токугава периода: Сэнгоку дзидай ^ Я $ ft, или Эпоху «воюющих провинций», и период Адзути-Момояма £±#fc^^ft.
В японской историографии период Сэнгоку принято ограничивать рамками, начиная со смуты годов Онин-Буммэй Ж—’&ВЛФ& (Онин-Буммэй- но ран) 1467 года и заканчивая изгнанием из Киото последнего сёгуна династии Асикага в 1573 году. Данный временной отрезок нередко характеризуется как время политического хаоса, так как сильно ослабла центральная власть, что повело за собой и подрыв прежней иерархии. В те годы имел место так называемый процесс гэкокудзё F ^ _Ь(«низы подавляют верхи»): сёгуны смещались могущественными государственными сановниками; на периферии сюго-даймё ^ ^S Л £, являвшиеся представителями бакуфу на местах, свергались вассалами; в военных домах главенство над кланом нередко оказывалось в руках младших представителей ветви, нежели старших. Однако в этой обстановке различного рода конфликтов - как военных, так и политических - новым властителям княжеств, которых называют сэнгоку-даймё ^ Я Л ^, на местах удалось создать достаточно крепкую социально¬политическую систему, что содействовало небывалому экономическому прогрессу. Была упорядочена система вассалитета, согласно которой осуществлялся контроль как над самими вассалами даймё, так и над землями,
которые находились в их собственности. Также каждый военный дом устанавливал свои регламенты какун ж и, являвшиеся по сути своей законодательными актами. Для усиления военной мощи княжества даймё использовали систему ёриоя-ёрико Ж ^ • Ж Ж, где мелкие землевладельцы ёрико были подчинены потомственным вассалам фудай (ёриоя). Таким образом можно сказать, что, проводя в пределах своих владений данный политический курс, направленный на ведение оборонительных и захватнических войн, сэнгоку-даймё заложили основы социально-политической системы бакухан Ж Ж, которая представляла собой в эпоху Токугава взаимодействие центральной власти (бакуфу Ж Ш) с обладавшими весьма сильной автономией во внутренних делах княжествами (хан Ж).
Период Адзути-Момояма (1573-1603) главным образом характеризуется историками как период проведения экономических, социально-политических и военных действий двумя выдающимися полководцами Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Следует здесь заметить, что Ода Нобунага больше проявил себя в военном деле, нежели в экономической сфере, что удалось Тоётоми Хидэёси. Напротив, он не стремился к полному уничтожению заложенной ещё в средневековье системы вотчин - сёэн Й й, так как закрепляя за аристократами и храмами незыблемое право на владения сёэн, он заручался поддержкой со стороны императора и его двора, что в свою очередь придавало большую легитимность его власти и способствовало расширению его владений. После восстания Акэти Мицухидэ в 1582 году, в результате которого в храме Хоннодзи погиб Ода Нобунага (Ф ^ ^ 0 ^ Хоннбдзи-но хэн), объединение земель и проведение экономических и административных реформ продолжил вассал дома Ода Тоётоми Хидэёси. Проведя ряд военных походов на юг и северо-восток Японии, которые увенчались успехом, а также подавив силы тех, кто выступал против его власти (один из сыновей Ода Нобунага Ода Нобуо и даймё, занявшие его сторону, среди которых был и Токугава Иэясу), Хидэёси окончательно утвердил среди влиятельных военных домов своё право, как наследника дела Ода Нобунага. Он, как и Нобунага, продолжал курс на сближение с императорским двором и был первым, кто получил должность кампаку Ш Й, которой до этого обладали только представители аристократического рода Фудзивара. Также Хидэёси провёл экономические и административные реформы, которые оказали огромное значение на дальнейшее развитие Японии. Таковыми являются мероприятия по учёту земель, или тайкд кэнти *т и «отделение воинов от земледельцев» (хэйнд бунри ^Ж^^). Вместе с тем были окончательно ликвидированы сёэн. Однако необходимо иметь в виду, что в то время эти реформы не смогли упразднить общинное самоуправление среди крестьян и не привели к возникновению слоя мелких сельскохозяйственных производителей, но в дальнейшем, уже при сёгунах Токугава, проведение кадастра земель стало фундаментом укрепления центральной власти.
Возвращаясь к обзору реформ, проведённых первыми сёгунами Токугава, немаловажным является рассмотрение сложившейся новой социальной структуры. Теперь японское общество делилось на четыре основных сословия: военное сословие, или буси; сословие крестьян, сословие ремесленников и торговое сословие. В историографии Японии данную систему принято называть синдкдсё i Ж Т Й. Согласно ей, военное сословие, осуществлявшее управление страной, занимало наивысшую ступень в обществе (особое положение занимали император и придворная аристократия, так как по- прежнему двор формально назначал представителей правящего военного дома на пост сёгуна). Сюда входили даймё и самураи, их вассалы. Далее разделение на социальные классы шло на основе конфуцианской идеи, где земледельцы гораздо выше торговцев, так как их труд считался более почётным («земледелие надо поощрять, а торговлю - подавлять»). Вне этих четырёх сословий оказались другие социальные группы - эта, хинин и артисты. Первые две считались презираемыми, так как представители этих групп занимались так называемой
«грязной работой»: обслуживанием мест казни или захоронением казнённых. Тем не менее, и у них был свой лидер, который выступал в роли посредника между представителями группы и властями. В целом, создание этой системы автоматически послужило разрастанию бюрократического аппарата, что тоже часто выступает одной из характерных черт периода Токугава.
Целью данной работы является рассмотрение института даймё; и его особенностей в рамках системы бакухан, сложившейся в XVII - первом десятилетии XVIII вв. Эта система является основой управления домом Токугава как подвластных непосредственно самим сёгунам земель, так и земель, принадлежащих даймё;. Более подробное рассмотрение этой системы, как и института даймё;, представляет собой научный интерес в виду того, что, прослеживая их формирование, можно понять причины многих событий, происходящих в то время. Основными задачами при создании данной работы стали:
1. рассмотрение становления власти дома Токугава с 1590 года;
2. анализ исторических документов, относящихся к началу периода Токугава, которые устанавливали правила поведения даймё;;
3. исследование политики сёгунов в XVII веке, направленной на окончательное формирование административной системы бакуфу.
В работе использованы материалы исследований периода Токугава отечественных востоковедов (Гальперин А.Л., Искендеров А.А., Лещенко Н.Ф, Подпалова Г.И., Филиппов А.В. и др.), англоязычных (Тёрнбул, Тотман, Сэнсом и др.) и японских (Такано Нобухару, Оиси Манабу, Ибара Нори и др.). Изучение этих материалов позволяет рассмотреть разные точки зрения, что позволяет составить более точное и полное представление исследуемого периода.
Кроме того, что немаловажно при написании любой работы, относящейся к истории той или иной страны, - это изучение исторических источников, созданных в разный исторический период. В данной работе представлен краткий анализ некоторых правовых актов, в их числе «Указ из семи статей» ситикадзётэйсё ЦЙ'^ЖШ, «Закон о военных домах» Букэ сёхатто ^Ж^?£ 6
Ж, «Стостатейные установления Токугава» Токугава сэйкэн хяккадзё ЖЛ1^Ж 0ЖЖ. Также будут задействованы переводы кодексов военных домов Като, Асакура, Хотта и др.
Подводя итог, необходимо обозначить общие выводы, сделанные в ходе исследования вопроса, обозначенного в качестве темы данной работы.
Во-первых, внутренняя политическая ситуация в Японии, сложившаяся во второй половине XVI века, значительно повлияла на дальнейшие принципы управления дома Токугава. Тенденция к объединению разрозненных земель (хан) и укреплению центральной власти способствовали началу формирования таких систем, как система санкин котай, которые окончательно сформировались во времена правления второго сёгуна Токугава Хидэтада и третьего сёгуна Токугава Иэмицу. Т.е. к середине XVII в. была установлена прочная база центральной власти, что способствовало поддержанию мира внутри страны на протяжении более чем двухсот лет.
Во-вторых, меры, которые проводило правительство первых трёх сёгунов в отношении даймё? для упрочения своей позиции и ослабления наиболее могущественных своих противников, оказали значительное влияние как на положение некоторых военных домов, так и на систему управления внутри княжеств. Разделение всех военных домов на фудай, т.е. близких дому Токугава, и тодзама, к которым относились те военные дома, которые присягнули Токугава после победы Восточной коалиции в битве при Сэкигахара в 1600 г., определило главенствующее положение в политической жизни страны первой категории даймё? над второй. Положительная сторона такого разделения заключалась в том, что противники дома Токугава лишились возможности влиять на ход решения важных государственных вопросов, что предотвращало раскол внутри правительства и начало новых междоусобных войн. К тому же, заинтересованным в увеличении своих владений и соответственно дохода с них фудай-даймё было выгодно следовать политическому курсу, которого придерживался дом Токугава на начальном периоде своего правления.
Следует также обратить внимание на то, что, несмотря на сохранение некоторой автономии власти даймё?, кодексы, созданные Токугава Иэясу и Токугава Хидэтада, регламентировали не столько поведение всех даймё?, сколько модель управления внутри каждого княжества, а также модель взаимоотношений с соседними княжествами. Положения, прописанные в кодексах, должны были соблюдаться как законы, установленные для всех. В результате кодексы военных домов, которые создавались в предшествующий периоду Токугава период Сэнгоку и которые действовали в каждом княжестве как свод законов для всех его жителей, начали носить характер наставлений. Постепенно в каждом княжестве складывалась система управления подобная той, что существовала в самом бакуфу.
Однако необходимо обозначить и ряд отрицательных последствий политики бакуфу в отношении даймё;.
Это, прежде всего, практика кайэки, в результате которой многие военные дома лишались самурайских привилегий, а также переселение тодзама-даймё в новые, менее доходные земли, конфискация или уменьшение их прежних владений. Все эти действия послужили возникновению ряду крестьянских восстаний, чаще всего происходящих под предводительством ронинов - самураев, которые остались без сюзерена. Существование такой угрозы могло заметно пошатнуть власть сёгунов Токугава, поэтому после массового восстания в Симабара в 1637-1638 гг. и военного заговора Юи Сёсэцу в 1651 г. (Восстание годов Кэйан) политический курс, проводимый бакуфу, становится «гражданским», т.е. контроль даймё; становится менее ужесточённым.
Тем не менее, переход на новый политический курс не способствовал урегулированию сложившейся сложной ситуации. Лишение сёгуна реальной власти, что произошло в период правления четвёртого сёгуна Токугава Иэцуна, и произвольный характер политики Сакаи Тадакиё в 60-е гг. XVII в. лишь усилили критику со стороны военного дворянства в адрес бакуфу.
Недовольство центральной властью продолжало нарастать и в годы правления пятого сёгуна Токугава Цунаёси. Первые четыре года его правления (эра Тэнна) в целом носили положительный характер благодаря политике тайро Хотта Масатоси. Однако после его убийства 1684 г. одним из членов Младшего совета старейшин вакадосиёри Инаба Масаясу официальные органы бакуфу были лишены реальной власти, в результате чего основные государственные вопросы начали решать фавориты сёгуна, которые нередко прибегали к коррупции и взяточничеству. Инцидент 1701 г., когда ронины из Ако под предводительством Оиси Кураноскэ устроили разгром усадьбы церемониймейстера Кира Ёсинака, а затем казнили его, отомстив таким образом за смерть своего господина Асано Наганори, обнаружил кризис системы бакухан, в основе которой лежали взаимоотношения бакуфу и подчинявшихся его власти княжеств. Таким образом, постепенное ослабление власти бакуфу начинает происходить уже в начале XVIII в. В дальнейшем, во время правления восьмого сёгуна Токугава Ёсимунэ, будет осуществлена попытка к восстановлению былого могущества бакуфу, но в целом успех политики его будет носить временный характер.
Таким образом, можно сказать, что политика первых пяти сёгунов Токугава, направленная прежде всего на укрепление власти их дома, а также на сохранение мира в стране, носила противоречивый характер, что в первую очередь отразилось на взаимоотношениях бакуфу и княжеств. Постепенно внутри многих военных домов, в том числе и внутри тех, которые относились к фудай, начали нарастать антиправительственные настроения, приведшие к кризису системы бакухан и краху Токугава бакуфу в 1868 г.