ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 7
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности формирования интереса у детей старшего
дошкольного возраста к занятиям физической культурой 14
1.3. Педагогические условия формирования интереса к занятиям
физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 20
Глава 2. Практическая работа по изучению сформированности интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 32
2.1. Изучение уровня сформированности интереса у старших
дошкольников к занятиям физической культурой 32
2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к
занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 37
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 52
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 7
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности формирования интереса у детей старшего
дошкольного возраста к занятиям физической культурой 14
1.3. Педагогические условия формирования интереса к занятиям
физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 20
Глава 2. Практическая работа по изучению сформированности интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 32
2.1. Изучение уровня сформированности интереса у старших
дошкольников к занятиям физической культурой 32
2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к
занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 37
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 52
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях развития общества проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений стоит наиболее особенно остро. Серьезной проблемой является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
Анализ исследования ряда ученых (В.Н. Андросовой, Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Гордон, В.Г. Ивановой, Л.М. Маневцовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др.) по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что важное значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них интересов. Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др. подчеркивали значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств.
Появляющийся интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний, умений, способов действий. Детьми, усваивается легче, быстрее и прочнее тот материал, который им интересен и понятен. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Позитивное отношение к деятельности, в том числе спортивной, рассмотрено в работах Л.Н. Волошиной, Е.П. Ильина, Л.В. Карамановой, В.И. Лазоренко, М. И. Лисиной, С.О. Филипповой и др.
Особенности развития интереса к занятиям физической культурой в дошкольном возрасте представлена в работах следующих исследователей: Л.Н. Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л.И. Лубышевой, Т.Л. Ощепковой, Н.К. Смирнова и др.
Влияние физической культуры на процесс формирования и развития личности признается специалистами педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, П.А. Виноградов, Л.Н. Волошина и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей.
В связи с этим обращение к развитию интереса к физической культуре - является важной социально-педагогической задачей воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных досугов, как эффективной формы работы по формированию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой и тем, что отсутствует теоретическое обоснование организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, направленных на решение этих задач .
Проблема исследования: поиск педагогических условий,
способствующих формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников в досуговой деятельности.
Гипотеза: формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности;
- привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе;
2) Охарактеризовать особенности формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой
3) Раскрыть педагогические условия формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
4) Определить уровень сформированности интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствующих формированию интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой в досуговой деятельности.
В работе использовался комплекс методов исследования, включающих: теоретические: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для реализации цели и задач определена база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 с. Весёлая Лопань Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек и их родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
Анализ исследования ряда ученых (В.Н. Андросовой, Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Гордон, В.Г. Ивановой, Л.М. Маневцовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др.) по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что важное значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них интересов. Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др. подчеркивали значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств.
Появляющийся интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний, умений, способов действий. Детьми, усваивается легче, быстрее и прочнее тот материал, который им интересен и понятен. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Позитивное отношение к деятельности, в том числе спортивной, рассмотрено в работах Л.Н. Волошиной, Е.П. Ильина, Л.В. Карамановой, В.И. Лазоренко, М. И. Лисиной, С.О. Филипповой и др.
Особенности развития интереса к занятиям физической культурой в дошкольном возрасте представлена в работах следующих исследователей: Л.Н. Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л.И. Лубышевой, Т.Л. Ощепковой, Н.К. Смирнова и др.
Влияние физической культуры на процесс формирования и развития личности признается специалистами педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, П.А. Виноградов, Л.Н. Волошина и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей.
В связи с этим обращение к развитию интереса к физической культуре - является важной социально-педагогической задачей воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных досугов, как эффективной формы работы по формированию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой и тем, что отсутствует теоретическое обоснование организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, направленных на решение этих задач .
Проблема исследования: поиск педагогических условий,
способствующих формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников в досуговой деятельности.
Гипотеза: формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности;
- привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе;
2) Охарактеризовать особенности формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой
3) Раскрыть педагогические условия формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
4) Определить уровень сформированности интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствующих формированию интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой в досуговой деятельности.
В работе использовался комплекс методов исследования, включающих: теоретические: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для реализации цели и задач определена база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 с. Весёлая Лопань Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек и их родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
Анализ литературы по проблеме формирования интереса показал, что можно выделить несколько направлений в определении понятия «интерес». За основу в своем исследовании мы взяли определение, данное С.Л. Рубинштейном, который отмечал, что интерес - это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения».
Также нами были раскрыты особенности развития интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой. Мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст - это наиболее решающий возраст для становления ведущих базовых оснований психики личности, которые обуславливают особенность и успешность к любой деятельности, включая занятиям физической культурой. Главным результатом этого возрастного периода развития является становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладеть произвольным поведением, появление внутреннего единства личности. Основной формой познавательного интереса в дошкольном возрасте является ситуативный интерес. Его особенность заключается в насыщенности эмоциональными переживаниями. Он имеет тенденцию к углублению, приобретению устойчивости и значимости еще в дошкольном возрасте.
Нами отмечен ряд педагогических условий, способствующих развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой (создание проблемных ситуаций; использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности; привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям).
Использование физкультурных досугов с учетом перечисленных выше условий способствует формированию интереса дошкольников к физической культуре.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что только 6 детей (30%) имеют высокий уровень сформированности устойчивого интереса к занятиям физической культурой; 9 детей (45%) - средний; 5 (25%) дошкольников - низкий. Анкетирование родителей воспитанников показало в семьях дошкольников практически совсем не уделяется внимание физической культуре. Затем были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на формирование интереса к физической культуре в досуговой деятельности.
Таким образом, педагогические условия гипотезы доказаны, задачи исследования решены и цель исследования достигнута.
Также нами были раскрыты особенности развития интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой. Мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст - это наиболее решающий возраст для становления ведущих базовых оснований психики личности, которые обуславливают особенность и успешность к любой деятельности, включая занятиям физической культурой. Главным результатом этого возрастного периода развития является становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладеть произвольным поведением, появление внутреннего единства личности. Основной формой познавательного интереса в дошкольном возрасте является ситуативный интерес. Его особенность заключается в насыщенности эмоциональными переживаниями. Он имеет тенденцию к углублению, приобретению устойчивости и значимости еще в дошкольном возрасте.
Нами отмечен ряд педагогических условий, способствующих развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой (создание проблемных ситуаций; использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности; привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям).
Использование физкультурных досугов с учетом перечисленных выше условий способствует формированию интереса дошкольников к физической культуре.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что только 6 детей (30%) имеют высокий уровень сформированности устойчивого интереса к занятиям физической культурой; 9 детей (45%) - средний; 5 (25%) дошкольников - низкий. Анкетирование родителей воспитанников показало в семьях дошкольников практически совсем не уделяется внимание физической культуре. Затем были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на формирование интереса к физической культуре в досуговой деятельности.
Таким образом, педагогические условия гипотезы доказаны, задачи исследования решены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности развития двигательной активности дошкольников на мероприятиях физкультурно-досуговой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



