Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №64398

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 7
1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности формирования интереса у детей старшего
дошкольного возраста к занятиям физической культурой 14
1.3. Педагогические условия формирования интереса к занятиям
физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 20
Глава 2. Практическая работа по изучению сформированности интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 32
2.1. Изучение уровня сформированности интереса у старших
дошкольников к занятиям физической культурой 32
2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к
занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности 37
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 52


Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях развития общества проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений стоит наиболее особенно остро. Серьезной проблемой является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
Анализ исследования ряда ученых (В.Н. Андросовой, Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Гордон, В.Г. Ивановой, Л.М. Маневцовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др.) по проблеме воспитания детей дошкольного возраста показывает, что важное значение в формировании личности дошкольника принадлежит развитию у них интересов. Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др. подчеркивали значимость формирования у дошкольников интереса как важнейшего элемента их мотивационной сферы можно объяснить возрастными особенностями детей дошкольного возраста: непроизвольностью внимания, непреднамеренным характером запоминания, высокой эмоциональностью, недостаточной сформированностью волевых качеств.
Появляющийся интерес обостряет внимание, возбуждает творческое воображение, интенсифицирует логическую и эмоциональную память. Интерес способствует более быстрому, плодотворному восприятию материала, снимает утомление и тем самым способствует более эффективному усвоению знаний, умений, способов действий. Детьми, усваивается легче, быстрее и прочнее тот материал, который им интересен и понятен. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Позитивное отношение к деятельности, в том числе спортивной, рассмотрено в работах Л.Н. Волошиной, Е.П. Ильина, Л.В. Карамановой, В.И. Лазоренко, М. И. Лисиной, С.О. Филипповой и др.
Особенности развития интереса к занятиям физической культурой в дошкольном возрасте представлена в работах следующих исследователей: Л.Н. Волошиной, Н. Н. Кожуховой, Л.И. Лубышевой, Т.Л. Ощепковой, Н.К. Смирнова и др.
Влияние физической культуры на процесс формирования и развития личности признается специалистами педагогики физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.Д. Глазырина, П.А. Виноградов, Л.Н. Волошина и др.). Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических сторон личности, в том числе и на социальное развитие детей.
В связи с этим обращение к развитию интереса к физической культуре - является важной социально-педагогической задачей воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность разрабатываемой проблемы вполне очевидна. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что существует противоречие между необходимостью использования физкультурных досугов, как эффективной формы работы по формированию интереса у дошкольников к занятиям физической культурой и тем, что отсутствует теоретическое обоснование организации различных форм досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, направленных на решение этих задач .
Проблема исследования: поиск педагогических условий,
способствующих формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию интереса к физической культуре у старших дошкольников в досуговой деятельности.
Гипотеза: формированию интереса к занятиям физической культурой у старших дошкольников в досуговой деятельности будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности;
- привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе;
2) Охарактеризовать особенности формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой
3) Раскрыть педагогические условия формирования интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
4) Определить уровень сформированности интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой;
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствующих формированию интереса старших дошкольников к занятиям физической культурой в досуговой деятельности.
В работе использовался комплекс методов исследования, включающих: теоретические: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для реализации цели и задач определена база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 с. Весёлая Лопань Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек и их родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме формирования интереса показал, что можно выделить несколько направлений в определении понятия «интерес». За основу в своем исследовании мы взяли определение, данное С.Л. Рубинштейном, который отмечал, что интерес - это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения».
Также нами были раскрыты особенности развития интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой. Мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст - это наиболее решающий возраст для становления ведущих базовых оснований психики личности, которые обуславливают особенность и успешность к любой деятельности, включая занятиям физической культурой. Главным результатом этого возрастного периода развития является становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладеть произвольным поведением, появление внутреннего единства личности. Основной формой познавательного интереса в дошкольном возрасте является ситуативный интерес. Его особенность заключается в насыщенности эмоциональными переживаниями. Он имеет тенденцию к углублению, приобретению устойчивости и значимости еще в дошкольном возрасте.
Нами отмечен ряд педагогических условий, способствующих развитию интереса у старших дошкольников к занятиям физической культурой (создание проблемных ситуаций; использование игровых и соревновательных приемов при организации досуговой деятельности; привлечение родителей к формированию интереса детей дошкольного возраста к физическим упражнениям).
Использование физкультурных досугов с учетом перечисленных выше условий способствует формированию интереса дошкольников к физической культуре.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что только 6 детей (30%) имеют высокий уровень сформированности устойчивого интереса к занятиям физической культурой; 9 детей (45%) - средний; 5 (25%) дошкольников - низкий. Анкетирование родителей воспитанников показало в семьях дошкольников практически совсем не уделяется внимание физической культуре. Затем были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на формирование интереса к физической культуре в досуговой деятельности.
Таким образом, педагогические условия гипотезы доказаны, задачи исследования решены и цель исследования достигнута.



1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] : книга для воспитателей детского сада / Э.И. Адашкявичене. - М., 1992. - 158 с.
2. Аксенова, З.Ф. Спортивные праздники в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошкольных учреждений / З.Ф. Аксенова. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 233 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М. : Педагогика, 1980; Т. 2 - 286 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 1990. - 342 с.
5. Асташина, М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет [Текст] / М.П. Асташина. - М. : Издательство: Учитель, 2013.
- 110 с.
6. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебное пособие для педагогических институтов и училищ / Б.А. Ашмарин.
- М. : Физкультура и спорт, 1988. - 294 с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988. - 221 с.
8. Бабушкин, Г.Д. Психология - спорту [Текст] / Г.Д. Бабушкин. - Омск, 1998. - 231 с.
9. Бабушкин, Г.Д. Психология физического воспитания [Текст] : Учебно-методическое пособие / Г.Д. Бабушкин и др. - Омск, 1997. - 235 с.
10. Бавина, А.В. Специфика физического воспитания [Текст] /
А.В. Бавина. - М., 1987. - 259 с.
11. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении [Текст] / В.К. Бальсевич // Советский спорт. - 1988. - №2. - С. 55-67.
12. Богданов, Г.П. Школьникам здоровый образ жизни [Текст] / Г.П. Богданов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 235 с.
13. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
14. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Ред. А.М. Прохоров;
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
15. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.
- М. : Воронеж, 1995. - 209 с.
16. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е.Н. Вавилова.
- М. : Просвещение, 1986. - 127 с.
17. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 1988. - 225 с.
18. Волошина, Л.Н. Будущий воспитатель и культура здоровья [Текст] / Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 23-25.
19. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ [Текст] / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 165 с.
20. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в
дошкольном учреждении [Текст] : Методическое пособие /
И.М. Воротилкина. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.
21. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 45-58.
22. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред.
В.В. Давыдова. - М., 1996. - 534 с.
23. Гамезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гамезо. - М. : Просвещение, 1989. - 172 с.
24. Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов [Текст] / Е.М. Геллер. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 125 с.
25. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] / К.А. Гельвицкий. - М., 1988. - 462 с.
26. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам [Текст] / Л.Д. Глазырина. - М. : Владос, 2005. - 206 с.
27. Голощекина, М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре [Текст] / М. Голощекина // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4. - С. 81-87.
28. Григорович, И.Н. Педагогические и психофизиологические аспекты надёжности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом [Текст] / И.Н. Григорович, О.А. Романова. - Омск : Изд- во Омск. инст. физической культуры, 1990. - 152 с.
29. Гугин, А.А. Уроки физической культуры в 1-3 классах [Текст] /
А.А. Гугин. - М. : Просвещение, 1977. - 299 с.
30. Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гурьевич. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 359 с.
31. Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к урокам физической культуры [Текст] / П.К. Дуркин. - М., 1995. - 234 с.
32. Дусавицкий, А.К. Формула интереса [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М. : Просвещение, 1989. - 276 с.
33. Евтухова, Е.А. Здоровый образ жизни для детей и родителей [Текст] / Е.А. Евтухова // Физкультура и спорт. - 1995. - №4. - С. 46-48.
34. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст] / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Межд. пед. академия, 1994. - 673 с.
35. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Советский спорт. - 1991. - №5. - С. 10-14.
36. Зобков, В.А. Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре [Текст] : научное методическое пособие для учителей / В.А. Зобков. - Набережные Челны, 1991. - 141 с.
37. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст] : педагогическое пособие для студентов / Е.П. Ильин. - М., 1987. - 285 с.
38. Кенеман, А.В. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] /
A. В. Кенеман. - М., 1988. - 300 с.
39. Ковалев, В.И. Психологические особенности человека [Текст] /
B. И. Ковалев, В.Н. Мясищев. - М. : Просвещение, 1957. - 139 с.
40. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. М.: Наука, 1988. - 192 с.
41. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : Схемы и таблицы [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. : Владос, 2003. - 192 с.
42. Козленко, Н.А. Школьникам - привычку заниматься физической культурой [Текст] / Н.А. Козленко. - Киев, 1985. - 120 с.
43. Копухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н. Копухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 231 с.
44. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 66-72.
45. Кутепов, М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Е. Кутепов. - М., 1980. - 47 с.
46. Леонтьев, А.Н. Концептуальный подход к формированию у школьников интереса к физической культуре [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов. - М., 1990. - 142 с.
47. Лесгафт, П.Ф. Изб. пед. соч. [Текст] / П.Ф. Лесгафт / Сост. И.Н. Решетень. - М. : Педагогика, 1988. - 400 с.
48. Лисина, М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 76-79.
49. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. -
С. 32-35.
50. Лысова, В.Я. Спортивные праздники и развлечения [Текст] / В.Я. Лысова, Л.А. Яковлева. - М. : АРКТИ, 2000. - 216 с.
51. Манукян, С.П. Актуальные проблемы современной педагогики [Текст] / С.П. Мануян. - М., 2003. - 165 с.
52. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М., 1979. - 251 с.
53. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 31 декабря. - №53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
54. Осокина, Т.И. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. - М. : Издательский центр «Академия», 1987. - 211 с.
55. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина - М. : Просвещение, 1986. - 289 с.
56. Островская, Л. О детских интересах [Текст] / Л. Островская // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 7. - С. 24-28.
57. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Пилоян. - М. : Просвещение, 1984. - 154 с.
58. Прохоров, A.M. Советский энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохоров. - М., 1981. - 1600 с.
59. Пуни, А.Ц. Психология : учебное пособие для техникумов физической культуры [Текст] / А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 255 с.
60. Романова, О.А. Методика физического воспитания в школе [Текст] / О.А. Романова. - М., 1990. - 135 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - М., 1976. - 211 с.
62. Семейкин, А.И. Формирование мотиваций спортивной направленности детей младших школьников [Текст] / А.И. Семейкин, Г.П. Воробьёва. - Омск, 1996. - 179 с.
63. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М. : АСАДЕМА, 2006. - 324 с.
64. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации / Э.Я. Степаненкова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 218 с.
65. Тимофеева, Е.А. Больше внимания подвижным играм [Текст] / Е.А. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 10. - С. 26-28.
66. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование, 2017. - 1375 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 265.
68. Фомина, Н.А. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / Н.А. Фомина. - М., 1984. - 240 с.
69. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с.
70. Щербаков, Е.П. Формирование интереса к спорту у школьников [Текст] : Учеб. пособие / Е.П. Щербаков. - Омск, 1978. - 56 с.
71. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 348 с.
72. Эльконин, Д.Б. Игра. Ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. - С. 56-68.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ