Практическая часть сделана на примере на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям».
Проведено исследование. Выборка: 15 родителей (мамы), которые усыновили (удочерили) детей. Из 15 родителей 3 – усыновили (удочерили) 2 детей, 12 – по 1 ребенку. Все дети проживают в приемных семьях от 1 года до 2 лет.
Есть приложения (Анкета для приёмных родителей).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях 5
1.1 Феноменологический подход к изучению понятия «приемная семья» 5
1.2 Специфика организации психолого-педагогической поддержки детям и родителям в приемных семьях 8
Глава 2 Изучение мер психолого-педагогической поддержки детей, находящихся на воспитании в приемных семьях на примере на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь) 14
2.1 Анализ запросов приемных семей в оказании им и их детям психолого-педагогической поддержки 14
2.2 Описание опыта работы по организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях 20
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33
Цель исследования – изучить проблему организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемной семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феноменологического подхода к изучению понятия «приемная семья».
2. Определить специфику организации психолого-педагогической поддержки детям и родителям в приемных семьях.
3. Проанализировать запросы приемных семей в оказании им и их детям психолого-педагогической поддержки.
4. Описать опыт работы по организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь).
Гипотеза исследования: предполагается, что психолого-педагогическая поддержка детей, воспитывающихся в приемных семьях, должна осуществляться комплексно и направлена, как на решение проблем детей, так и их родителей.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов анкетирования, анализ опыта работы ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь).
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «приемная семья» раскрывается в работах Р.В. Овчаровой, Н.Г. Осуховой, С.Г. Струмилина и др. Проблемы организации психолого-педагогической поддержки родителям и детям в приемной семье проанализированы в научных трудах О.В. Кучмаевой, Н.Н. Павловой и др. Меры помощи детям, воспитывающимся в приемных семьях, проанализированы Н.Л. Зуевой, Е.С. Коровиной, Т.Е. Котовой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Приемная семья – форма правового устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется по возмездному договору между супругами либо одинокими гражданами и российскими органами опеки и попечительства (ООП).
Сопровождение – это содействие, совместное продвижение, помощь одного человека другому на пути достижения цели. Психолого-педагогическая поддержка детей в приемных семьях – это комплекс мер помощи приемным родителям и их детям по гармонизации взаимоотношений между членами семьи в новых условиях. Психолого-педагогическая поддержка осуществляется как на этапе принятия решения родителей об усыновлении (удочерении), так и после того, как приемный ребенок был передан на воспитание в семью.
С целью изучения запросов родителей и детей в приемной семье в организации им психолого-педагогической поддержки было организовано исследование. Проведенное исследование позволило заключить, что психолого-педагогическая поддержка необходима для приемных родителей, которые решили усыновить или удочерить ребенка. Также она необходима для родителей, которые уже являются усыновителями определенное количество времени.
В ходе исследования был проанализирован опыт организации психолого-педагогического сопровождения приемных семей в ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г. Ставрополь). Отметим, что специалистами учреждения проводится большая работа, при этом не всегда удается получить положительные результаты. Зачастую проблемы заключаются не только в отсутствии воспитания у детей, но и в самих родителях, которые оказываются психологически неготовыми к воспитанию приемного ребенка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ). от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) действующая редакция от 04.11.2014. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 6. – ст. 325.
2. Алексеева, Д. Л. Дети и родители : территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
3. Гурко, Т. А. Становление института приемной семьи в регионах / Т. А. Гурко, О. А. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 2. –С. 136–132.
4. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в замещающей семье / И. Ф. Дементьева. – Москва : Педагогика, 2019. – 258 с.
5. Дрожжина, И. В. Договор о приемной семье: понятие и особенности заключения / И. В. Дрожина // Юридическая наука. – 2018. – № 2. – С. 30–34.
6. Захарова, Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье / Ж. А. Захарова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 427 с
7. Звенигородская, Н. Ф. Правовая природа договора о приемной семье и соглашения приемной семьи о создании фермерского хозяйства. [Электронный ресурс] / Н. Ф. Звенигородская. Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_6015.html. (Дата обращения: 10. 01. 2021)
8. Зуева, Н. Л. Оптимизация процесса семейного устройства воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. Л. Зуева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. – № 5 (59). – С. 18–22.
9. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2015. – 320 с.
10. Конина, М. М. Влияние воспитания в замещающей семье на развитие личности ребенка / М. М. Конина // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 50-54.
11. Коровина, Е. С. Приемная семья как инновационный институт современного российского общества [Электронный ресурс] / Е. С. Коровина. Режим доступа: http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/bitstream/ 123456789/1919/1/Коровина.doc. (Дата обращения: 10. 01. 2021).
12. Котова, Т. Е. Изучение идентификационных основ готовности к замещающему родительству / Т.Е. Котова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2015. – №1 (11). – С. 47–52.
13. Кудрявцева, Т. В. Особенности воспитания в замещающей семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2018. – № 3. – С. 36 – 41.
14. Кучмаева О. В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2016. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
15. Мамайчук, И. И. Психолого-педагогическая помощь семье / И. И. Мамайчук, Л. А. Кириеева. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 471 с.
16. Новоселова, С. Л. Особенности воспитания приемных детей / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 48-51.
17. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2016. – 496 с.
18. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2017. – № 31. – С. 2 - 17.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosstat.gov.ru (Дата обращения: 10.01.2021)
20. Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемного ребенка / Н. Н. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2014. – № 3. – С. 42-47.
21. Пяткина, Г. Н. Педагогическая модель социализации детей-сирот в приемной семье / Н. Г. Пяткина // Мир науки, культуры, образования. – 2019. –№ 6 (25) ч. 2. – С. 220–222.
22. Соколова, М. Б. Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : методический сборник / М. Б. Соколова. – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
23. Спиридонова, И. А. Социально-адаптивная программа «Школа для мам» / И.А. Спиридонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». − 2018, Т. 1. − С. 364-365.
24. Струмилин, С. Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С. Г. Струмилин, Е. А. Савина. – Москва : Инфра-М, 2019. – 526 с.
25. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. – Тамбов, 2016. – С. 175-177.
26. Япарова, О. Г. Ценностные ориентации приемных родителей / О. Г. Япарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 98. – С. 325-328.