Практическая часть сделана на примере на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям».
Проведено исследование. Выборка: 15 родителей (мамы), которые усыновили (удочерили) детей. Из 15 родителей 3 – усыновили (удочерили) 2 детей, 12 – по 1 ребенку. Все дети проживают в приемных семьях от 1 года до 2 лет.
Есть приложения (Анкета для приёмных родителей).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях 5
1.1 Феноменологический подход к изучению понятия «приемная семья» 5
1.2 Специфика организации психолого-педагогической поддержки детям и родителям в приемных семьях 8
Глава 2 Изучение мер психолого-педагогической поддержки детей, находящихся на воспитании в приемных семьях на примере на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь) 14
2.1 Анализ запросов приемных семей в оказании им и их детям психолого-педагогической поддержки 14
2.2 Описание опыта работы по организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях 20
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение 33
Цель исследования – изучить проблему организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемной семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феноменологического подхода к изучению понятия «приемная семья».
2. Определить специфику организации психолого-педагогической поддержки детям и родителям в приемных семьях.
3. Проанализировать запросы приемных семей в оказании им и их детям психолого-педагогической поддержки.
4. Описать опыт работы по организации психолого-педагогической поддержки детям, находящимся на воспитании в приемных семьях на примере ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь).
Гипотеза исследования: предполагается, что психолого-педагогическая поддержка детей, воспитывающихся в приемных семьях, должна осуществляться комплексно и направлена, как на решение проблем детей, так и их родителей.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов анкетирования, анализ опыта работы ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь).
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «приемная семья» раскрывается в работах Р.В. Овчаровой, Н.Г. Осуховой, С.Г. Струмилина и др. Проблемы организации психолого-педагогической поддержки родителям и детям в приемной семье проанализированы в научных трудах О.В. Кучмаевой, Н.Н. Павловой и др. Меры помощи детям, воспитывающимся в приемных семьях, проанализированы Н.Л. Зуевой, Е.С. Коровиной, Т.Е. Котовой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Приемная семья – форма правового устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется по возмездному договору между супругами либо одинокими гражданами и российскими органами опеки и попечительства (ООП).
Сопровождение – это содействие, совместное продвижение, помощь одного человека другому на пути достижения цели. Психолого-педагогическая поддержка детей в приемных семьях – это комплекс мер помощи приемным родителям и их детям по гармонизации взаимоотношений между членами семьи в новых условиях. Психолого-педагогическая поддержка осуществляется как на этапе принятия решения родителей об усыновлении (удочерении), так и после того, как приемный ребенок был передан на воспитание в семью.
С целью изучения запросов родителей и детей в приемной семье в организации им психолого-педагогической поддержки было организовано исследование. Проведенное исследование позволило заключить, что психолого-педагогическая поддержка необходима для приемных родителей, которые решили усыновить или удочерить ребенка. Также она необходима для родителей, которые уже являются усыновителями определенное количество времени.
В ходе исследования был проанализирован опыт организации психолого-педагогического сопровождения приемных семей в ГБУ социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» (г. Ставрополь). Отметим, что специалистами учреждения проводится большая работа, при этом не всегда удается получить положительные результаты. Зачастую проблемы заключаются не только в отсутствии воспитания у детей, но и в самих родителях, которые оказываются психологически неготовыми к воспитанию приемного ребенка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.