Глава 1. Теоретико-правовые основы паломнического туризма 6
1.1.Определение базовых понятий 6
1.2 Современный паломнический туризм в России и зарубежных странах 11
1.2.1. Сущностные особенности паломнического туризма в России 11
1.2.2. Паломнический туризм в зарубежных странах 16
1.3. Правовые основы отечественного паломнического туризма 25
Глава 2. Потенциал развития паломнического туризма Омской области 29
2.1. Социально-экономический анализ состояния Омской области в контексте развития
сферы туризма 29
2.2. Оценка состояния туриндустрии Омской области 31
2.2.1. Динамика и состав туристского потока 31
2.2.2. Емкость туристского рынка Омской области 33
2.2.3. Характеристика турпродукта Омской области. Жизненный цикл турпродукта 35
2.3. Историко-культурный и духовный потенциал развития регионального паломнического
туризма 41
2.4. Состояние потребительского рынка регионального паломнического туризма.
Конкурентная среда 45
Глава 3. Проект паломнического тура и программы «Православная земля Марьяновская» 50
3.1. Обоснование проекта 50
3.2. Программа паломнического тура «Православная земля Марьяновская» 53
3.3. Экономическое обоснование проекта турпродукта «Православная земля
Марьяновская» 54
3.4.Оценка экономической эффективности тура и его социально-экономических последствий для региона 58
Заключение 59
Литература 62
Приложения 69
В стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается большое значение туризма для государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, т.к. туризм является значительным источником финансовых доходов бюджетов всех уровней, способствует развитию социокультурной среды, воспитанию патриотизма, формированию нравственных основ развития гражданского общества.
Стратегия нацеливает участников туристического рынка на переориентацию части потребительского спроса населения на внутренний туризм и привлечение иностранных туристов [78].
В международном туристском обмене Россия - уникальная дестинация. Ее уникальность объясняется особой духовной атмосферой, которую дало нашей стране православие, усилившееся в настоящее время конфессиональной самоидентификацией населения [13, c.7].
В связи со сказанным требуется диверсификация национального туристического продукта за счет поиска новых перспективных направлений, изучения уникальных нужд и запросов потребителей, которые не могут быть удовлетворены с помощью уже существующих на рынке туристических продуктов и услуг.
В качестве нишевого туристического продукта будем рассматривать паломнический туризм. В России данная ниша практически пустовала до 90-х годов XX в. С окончанием эпохи «государственного атеизма» произошло возрождение паломнического движения. Его значимость в качестве экономического и социального явления не могут быть проигнорированы.
Религиозный туризм играет большую роль в системе внутреннего туризма. Значительные людские потоки перемещаются к местам поклонения и религиозным центрам, что положительно сказывается на развитии экономики регионов. По справедливому утверждению О.А. Пикулёвой «Территориям сегодня важно «ловить» подобного рода тенденции и использовать общественные настроения в целях продвижения и развития своих территорий» [23, с.194].
Организацией путешествий паломников занимаются как духовные, так и светские туристические организации, между которыми наблюдается определенное соперничество. В этой конкурентном противостоянии пока выигрывает религиозный традиционализм духовных паломнических учреждений. Светские туристические фирмы отличаются слабой практикой создания паломнического туристского продукта. Их услугами по организации паломнического туризма пользуется всего 1% пользователей [8, с.9].
4
Вышесказанное обусловило актуальность исследования, цель которого заключается в разработке православного паломнического тура и его обоснование в качестве одного из направлений диверсификации турпродукта Омской области.
В рамках заявленной цели в работе были поставлены следующие задачи: 1.Осуществить терминологический анализ базовых понятий: «диверсификация» «турпродукт», «паломник», «паломничество», «религиозный и паломнический туризм».
2. На основе изучения профильной литературы определить современные тенденции паломнического туризма в России и зарубежных странах. Установить законодательные основы паломнического туризма.
3. Провести изучение потребителей рынка паломнического туризма и анализ конкурентоспособности паломнического турпродукта на региональном рынке.
4.Определить направления диверсификации туристского продукта Омской области в результате внедрения паломнических туров и последствия этой диверсификации для социально-экономического развития региона.
Объектом исследования выступает турпродукт Омской области.
Предметом изучения являются православные паломнические туры в качестве направления диверсификации регионального турпродукта.
Для достижения поставленной цели потребовался набор взаимодополняющих исследовательских методов:
• библиографический метод;
• метод терминологического анализа;
• метод эмпирического обобщения;
• социологический метод анкетирование паломников и изучение их отзывов о паломнических турах;
• метод SWOT - анализа.
Основой для написания работы послужили научные, учебно-методические издания по теме исследования в печатной и электронной формах, нормативно-правовые документы, данные официальной статистики.
Среди наиболее авторитетных исследователей, изучавших теорию и практику паломничества и религиозного туризма необходимо назвать И.В. Брандт, С.Ю. Житенёва, Ю.С. Путрика, Т.Т. Христова, Ю.А. Минулина, Е.В. Зеленову и др.
Практической базой для выполнения дипломной работы был избрана Омская область в силу того, что в области имеются неиспользованные ресурсы в формировании паломнического туристического продукта.
Структура и объем работы определяются ее целью и задачами. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Основной текст изложен на 61 странице машинописного текста. Список литературы включает 80 источников. В работе представлены 3 таблицы, 6 рисунков и 4 приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены цель, задачи, объект и предмет исследования, приведены исследовательские методы.
В первой главе «Теоретико-правовые основы паломнического туризма» уточнен понятийный аппарат, описаны сущностные особенности современного паломнического туризма в России и зарубежных странах, определены правовые основы отечественного паломнического туризма.
Во второй главе «Потенциал развития паломнического туризма Омской области» проведен социально-экономический анализ Омской области в контексте развития сферы туризма, дана оценка состояния туриндустрии региона, его историко-культурному потенциалу. Изучен потребительский рынок регионального паломнического туризма и его конкурентная среда.
В третьей главе «Проект паломнического тура и программы «Православная земля Марьяновская» разработан паломнический тур и предложен в качестве направления диверсификации турпродукта Омской области.
В заключении сформулированы выводы и предложения, вытекающие из результатов исследования, определены направления дальнейшего развития православного религиозно-паломнического туризма в Омской области.
Терминологический анализ отечественной и зарубежной литературы по заявленной теме показал, что существует два подхода к понятию «паломнический туризм» от полного отрицания возможности рассматривать паломничество как разновидность туризма, до полного признания его в качестве такового, исходя из определения, данного в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Отметим, что такой феномен, как поездки с целью поклонения святым местам сегодня набирает силу как среди воцерковленных лиц, так и среди светских представителей. В теории и практике отмечается, что появилась некая мода на 59 паломнические путешествия. Таким образом, можно утверждать, что в России сформировался и демонстрирует тенденции роста сегмент рынка паломнического туризма.
Пристальное изучение состава турпродукта Омской области и жизненного цикла реализуемых и предлагаемых туров убедило, что паломничексие туры это вид туризма, развитие которых может способствовать диверсификации и укреплению региональной туристской отрасли.
Всем ходом исследования была доказана целесообразность выбранного направления диверсификации по нескольким причинам:
• преодоление слабой развитости внутреннего регионального туристского рынка из- за сложных инфраструктурных, финансовых условий территории, ее слабой привлекательности для развития туризма;
• форсирование сезонности большинства видов предлагаемых турпродуктов;
• высокая конкурентоспособность паломнического турпродукта на региональном рынке;
• богатый и самобытный культурно-познавательный и духовный потенциалом Омского региона.
В качестве экспериментальной базы для разработки паломнического тура был избран Марьяновский район Омской области, признанный местными органами власти как не перспективный в плане туризма.
Предполагалось доказать, что развитие этой формы туризма может послужить импульсом для постепенного экономического восстановления и развития необходимой инфраструктуры туризма этого района. В работе были определены и названы предполагаемые последствия диверсификации для социально-экономического развития региона.
Предложения по дальнейшему развитию паломнического туризма
Дальнейшее развитие паломнического туризма в Марьяновском районе Омской области можно осуществлять за счет разработки тура для лиц, с ограниченными возможностями, для семейных паломнических поездок с детьми.
Имеется реальная возможность организовывать паломнические поездки выходного дня в Свято-Серафимовский монастырь, используя пригородный железнодорожный транспорт с семикилометровым пешим ходом к монастырю от ст. «Пикетное» летом по красивой местности, и лыжным пробегом зимой. Тем более что от Омской железной дороги поступают предложения о сотрудничестве в этом направлении.
1. Александрова А. Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8 № 1. С.24-38.
2. 61Алятина А. Г. Особенности религиозного туризма // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 5-2(22). С.62-65.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма : учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 208 с.
4. Баранова О.М., Шульчева О.Б. О некоторых духовно-нравственных и образовательных аспектах современного паломничества // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 2. С. 86-94.
5. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 235 с.
6. Бессараб Д.А., Штефан Л.В. География международного туризма :пособ. для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 2. География видов туризма. 2-е изд., испр. Минск: ТетраСистемс, 2013. 224 с.
7. Бондаренко Д.В. Аспекты правового регулирования паломничества и религиозного туризма на современном этапе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 3. Т.9. С. 14-20.
8. Веткин В.А., Винтайкина Е.В. Технология создания турпродукта: пакетные туры. М.: Финансы и статистика, 2013. 240 с.
9. Жданова Т.С. Технологии продаж: учеб. пособие для бакалавров. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 184 с.
10. Заднепренко ГВ. Проблемы и перспективы формирования в России современного туристского продукта // Мир Науки: научный интернет-журнал. 2014. Вып. 2. С. 1-7.
11. Зеленова Е.В. Модель организации православного паломничества // Туризм: право и экономика. 2013. № 1 (44). С. 7-10.
12. ЗеленоваЕ.В. Правовой статус паломнических служб // Туризм: право и экономика. 2013. №
3. С.17-19.
13. Зорин И.В. Феноменопогии пугешесгний: в 8 ч. Ч. IV: Апостольство путешествий: монография. 2-е изд., стереотип. М.: Советский спорт, 2010. 274 с.
14. Коновалова ЕЕ., Завойская АА. Организация и развитие паломнического туризма в Кировской области // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 5-2. С. 159-166.
15. Коченюк Т.М., Беккер И.Л. Мотивационные аспекты современного туризма // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г Белинского. 2007. № 7.
С. 214-216.
16. Круглова И.В. Религиозный туризм или паломничество? // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 4. С. 7-9.
17. Кудреватых С.А. О системе законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2015. № 2. С. 3-8.
18. Кулик С.В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник Новгородского гос. ун-та, 2013 .№ 72. С. 12-15.
19. Мазин КА. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 8-24.
20. Муртузова З.Д. Паломнический и религиозный туризм в Кубано-Черноморье (Конец XVIII - начало XX века) // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 4 (51). С. 69-71.
21. Низовцев В.А., Эрман НМ. Пеший путь из Москвы в Троице-Сергиеву лавру // Туризм и региональное развитие: сборник / Смоленский гуманитарный ун-т. Смоленск, 2014. С. 138-143.
22. ПечерицаЕ.В., ШарафановаЕ.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 572-580.
23. Пикулёва О.А. Религиозный туризм в системе брендинга территории (на примере Ленинградской области) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 194-205.
24. Правовое обеспечение туризма: учебник / под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
25. Правовое регулирование туристской индустрии: опорный конспект лекций / сост. Т.В. Шевцова. Шахты, 2012. 113 с.
26. Силантьева М.В. Духовный смысл православного паломничества в эпоху глобализации // Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретаций: сб. науч. статей. Владимир: Издательство ВлГУ 2012. С. 150-173.
27. Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом: аналит. обзор / Житенёв С.Ю. [и др.]. М. : Междунар. турист, акад., 2010. 178 с.
28. СолодовниковаЮ.Р. Виды туризма: учеб. пособие. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2013. 212 с.
29. Танеева Е.Ш., Волжина С.К. Роль паломнических поездок в организации православного отдыха // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 9 (47). С. 191-198.
30. Халява О.А. Социокультурные и правовые основания развития культурного туризма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 1 (13), март. С.120-132.
31. Христов Т.Т, Жданова А.М. Некоторые особенности религиозного туризма в Московской области // Научный вестник МГИИТ. 2010. № 3. С. 41-47.
32. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко¬культурного наследия // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2013. № 1(23). С. 282-283.
33. ApostolM.S. The pilgrimage at Santiago of Compostela between tradition and modernity - a statistical approach // Quality - Access to Success. 2013. № 14 (SUPPL.2). Р. 326-329.
34. Arceo Peon A.M. New modes of experiencing pilgrimage: devotional tourism in Yucatan, Mexico: dis... doctor of philosophy. Florid. 2009. 259 p.
35. Buzinde C.N.a. Emic understandings of Kumbh Mela pilgrimage experiences / C.N.a Buzinde, J.M.b Kalavar, N.c Kohli, D.a Manuel-Navarrete // Annals of Tourism Research.
2014. № 49. Р. 1-18.
36. Cerna J. Religiousness and religious tourism in Slovakia case study // European Journal of Science and Theology. 2014. № 10. Р. 29-37.
37. Collins-Kreiner Noga Geographers and pilgrimages: changing concepts in pilgrimage tourism research //Economische en Sociale Geografie. 2010. Vol. 101. №. 4, P. 437-448.
38. Di Giovine M.A. Pilgrimage: Communitas and contestation, unity and difference - An introduction // Tourism. 2011 № 59 (3). Р. 247-269.
39. Diti I., Torreggiani D., Tassinari P. Rural landscape and cultural routes: A multicriteria spatial classification method tested on an italian case study // Journal of Agricultural Engineering. 2015. № 46 (1). Р. 23-29.
40. Ebadi M. Typologies of the visitors at Khaled Nabi shrine, Iran: Tourists or pilgrims? // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2014. № 8 (3). Р. 310-321.
41. Ebadi M. Typologies of the visitors at Khaled Nabi shrine, Iran: Tourists or pilgrims? // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2014. № 8 (3). Р. 310-321.
42. FerencovaM.a, Misencikova V.b , Kot S. c. An analytical view of using e-communication tools in promoting of selected pilgrim tourism sites in Slovak Republic // Journal of Environmental Management and Tourism. 2014. № 5 (2-10). Р. 223-229.
43. Fernandes C. A new research approach for religious tourism: The case study of the Portuguese route to Santiago / C. Fernandes E. Pimenta F. Goncalves, S. Rachao // International Journal of Tourism Policy. 2012. № 4 (2) Р. 83-94.
44. Finney R. Z. a., OrwigR.A.b., Spake D.F.a Lotus-eaters, pilgrims, seekers, and accidental tourists: How different travelers consume the sacred and the profane // Services Marketing Quarterly.2009. № 30 (2). Р. 148-173.
45. GuptaK., GullaA. Internet deployment in the spiritual tourism industry: The case of Vaishno Devi Shrine // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2010. № 2 (5). Р. 507-519.
46. Holderness G. Rome: multiversal city: The material and the immaterial in religious tourism // Cross Currents. 2009. Stptember. Р. 342-348.
47. Hosseini R.S.a b, ZainalA.a Religious tourism: Shiite shrine a powerful tool for regional development for Mashhad City, Iran // Current Issues in Hospitality and Tourism Research and Innovations: Proceedings of the International Hospitality and Tourism Conference (IHTC). 2012. Р. 561-565.
48. Hughes K., BondN., Ballantyne R. Designing and managing interpretive experiences at religious sites: Visitors' perceptions of Canterbury Cathedral // Tourism Management. 2013. № 36. Р. 210-220.
49. Kovacs C.L. Pompeii and its material reproductions: The rise of a tourist site in the nineteenth century // Journal of Tourism History. 2013. № 5 (1). Р. 25-49.
50. Liutikas D. In search of miracles: Pilgrimage to the miraculous places // Tourism Review.
2015. № 70 (3). P. 197-213.
51. Lloyd S. Jungian foundations for managing and performing secular pilgrimages // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2013. № 7 (4) Р. 375¬393.
52. Lois-GonzalezR.C., SantosX.M. Tourists and pilgrims on their way to Santiago. Motives, Caminos and final destinations // Journal of Tourism and Cultural Change. 2015. № 13 (2). P 149-164.
53. Matheson C.Ma. Spiritual attitudes and visitor motivations at the Beltane Fire Festival / C.M.a Matheson, R.b c Rimmer, R.b Tinsley // Edinburgh Tourism Management. 2014. № 44. Р. 16-33.
54. Nash J. Re-examining ecological aspects of Vrindavan pilgrimage // Flows of Faith: Religious Reach and Community in Asia and the Pacific. 2012. Р. 105-121. (Book Chapter).
55. Nyaupane G.P., Timothy, D.J., Poudel, S. Understanding tourists in religious destinations: A social distance perspective Tourism Management. 2015. № 48 (1). Р. 343-353.
56. OkhovatH. A study on religious tourism industry management case study: Islamic republic of Iran // International journal of academic research. 2010. Vol. 2. №. 5. September. Р. 302-306.
57. Paraskevaidis Pa, Andriotis K.b. Values of souvenirs as commodities // Tourism Management. 2015. № 48. Р. 1-10.
58. R.Z.a, OrwigR.A.b , Spake D.F.a Lotus-eaters, pilgrims, seekers, and accidental tourists: How different travelers consume the sacred and the profane // Services Marketing Quarterly.2009. №30 (2). Р. 148-173.
59. Raj R. Religious tourist's motivation for visiting religious sites // International Journal of Tourism Policy. 2012. № 4 (2). Р. 95-105.
60. Saayman A.a, SaaymanM.b, Gyekye A.c Perspectives on the Regional Economic Value of a Pilgrimage // International Journal of Tourism Research. 2014. № 16 (4). Р. 407-414.
61. Searcy S. Tourism, pilgrimage and development in Bodhgaya, Bihar, India: Thes.... degree master of arts / East Carolina University. 2012. 76 p.
62. Shinde K.A. Managing Hindu festivals in pilgrimage sites: Emerging trends, opportunities, and challenges // Event Management. 2010. №14 (1). Р. 53-67.
63. Stefko R .a, Nowak S. b Cooperation shrines of europe in regional management and development [Wspolpraca sanktuariow europy w zarz^dzaniu i rozwoju regionalnym] // Polish Journal of Management Studies. 2014. № 10. (2). Р. 209-215.
64. Tucker H. a, Carnegie E. b c. World heritage and the contradictions of 'universal value' // Annals of Tourism Research. 2014. № 47. Р. 63-76.
65. Wichasin P. Stupa worship: the early form of tai religious tourism // Contemporary Buddhism. 2009. Vol. 10. № 1. May. Р.185-191 .
66. WilliamsE.a. Visitor experiences of St Davids Cathedral: The two worlds of pilgrims and secular tourist / E.a Williams, M.a Robbins, L.J.b Francis, J.c Annis // Rural Life and Rural Church: Theological and Empirical Perspectives. 2012. Р. 201-214. (Book Chapter).
67. Winter C. Battlefield visitor motivations: Explorations in the Great War town of Ieper, Belgium // International Journal of Tourism Research. 2011. № 13 (2). Р. 164-176.
68. Wong C. U. I a, McIntosh A. b , Ryan C. b Buddhism and tourism. Perceptions of the monastic community at pu-tuo-shan, China // Annals of Tourism Research. 2013. № 40 (1). Р. 213-234.
69. Zamani-Farahani H.a.b., Musa G.a. The relationship between Islamic religiosity and residents' perceptions of socio-cultural impacts of tourism in Iran: Case studies of Sare'in and Masooleh // Tourism Management. 2012. № 33 (4). Р. 802-814.
Ресурсы сети интернет
70. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
252 с. URL: http://s-kamenskiy.ru/Library/babkin.pdf (дата обращения: 09.02.2016).
71. Баранов Е.Н. Опыт работы православной паломнической службы "Русский Путешественник". URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/pilgrimage ru.htm#6 (дата обращения: 25.02.2016).
72. Брандт И.В. Что может получиться из сотрудничества специалистов по туризму и Русской православной церкви в рамках отдельно взятого вуза / Беседу провела О. Кирьянова. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=11987 (дата обращения: 29.01.2016).
73. Виртуальное паломничество. URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/pilgrimage ru.htm#6 (дата обращения: 24.02.2016).
74.Занемонец Александр (диакон) Паломничество на Святую Землю: как подготовиться / Беседу провела А. Кузьмичева // PRAVMIR.RU =Православие и мир: ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. URL: http://www.pravmir.ru/diakon-aleksandr-zanemonets- svyataya-zemlya-ne-terpit- suetyi/ (дата обращения: 24.02.2016).
75. Паломническая служба «Монастыри России». URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/pilgrimage ru.htm (дата обращения: 25.02.2016).
76. Развитие религиозного и паломнического туризма. Московский рынок религиозных туров. URL: http://rguts.ru/114-seminar-na-temu-razvitie-religioznogo-i- palomnicheskogo-turizma-moskovskiy-rynok-religioznyh-turov.html (дата обращения: 27.01.2016). (Официальный сайт Рос. гос. ун-та туризма и сервиса).
77. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 67315/ (дата обращения:02.04.2016). Электронная правовая система КонсультантПлюс.
78. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р). URL: http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe agentstvo/strategiya- razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya- turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda (дата обращения: 25.12.2015). (Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт).
79. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181793 (дата обращения: 11.03.2015). Электронная правовая система КонсультантПлюс.
80. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) О свободе совести и о религиозных объединениях. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=189576 (дата обращения: 11.03.2016). Электронная правовая система КонсультантПлюс.