Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа №64383

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения несовершеннолетних 9
1.2. Сущность и специфика девиантного поведения несовершеннолетних 19
1.3. Предотвращение девиантного поведения: сущность и содержание понятия 30
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1.Опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 37
2.2.Социальный проект, направленный на предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних, «Мы - будущее » 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Актуальность темы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах негативной направленности.
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами.
Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения. Это значит, что она требует к себе особого внимание. Кроме того, подростки подвержены довольно сильному давлению со стороны общества, школы, семьи, сверстников, что так же оказывает влияние на их поведение.
Любое негативное проявление девиантного поведения несет в себе риск, как для самого подростка, так и для общества в целом. Именно поэтому выявление девиантного поведения несовершеннолетних и предотвращение его является важным направлением деятельности. Главная задача профилактики девиантного поведения - не допустить первого опыта правонарушений и снизить, таким образом, уровень подростковой преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, несомненно, является очень важным направлением деятельности с подростками, так как именно молодое поколение определяет развитие общества.
Для того, чтобы профилактическая работа с несовершеннолетними имела возможность достигнуть хороших результатов, необходимо уделить внимание изучению причин возникновения у несовершеннолетних девиантного поведения [41, с 8].
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема девиантного поведения и профилактики девиантного поведения изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов.
Чтобы отнести то или иное поведение молодых людей к отклоняющемуся или, проще говоря, назвать те или иные поведенческие проявления девиацией, необходимо разобраться, что же такое норма. Определений этого феномена существует множество. Занимались дан- ной проблемой многие исследователи, как зарубежные - В. Дюркгейм, М. Вебер,
У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз, Р. Моррис, Р. Линтон и др., так и отечественные - Ю.А. Клейберг, М.И. Бобнева, С.А. Даштамиров, В.М. Пеньков, В.Д. Плахов, В.А. Ядов [32].
По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [19].
Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм [38].
Точку зрения Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [32, 11].
Ю.А. Клейберг рассматривает девиантное поведение как
специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Он, выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально¬нейтральные [39].
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. [36].
Такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиантное поведение понимают как отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития [32].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы [46].
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [девиантнология].
Для объяснения девиантного поведения существует три подхода.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным
закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм [25, 42].
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. Чезаре Ломброзо (1836—1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898— 1984), который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [25].
Психологические теории девиантного поведения рассматривают личность и ее поведение с точки зрения психологических характеристик человека. В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - организация социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования - проанализировать особенности социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних, разработать социальный проект, направлений на совершенствование деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и специфику девиантного поведения несовершеннолетних;
- проанализировать теоретические основы профилактической деятельности, направленной на девиантного поведения несовершеннолетних;
- охарактеризовать опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать социальный проект, направлений на совершенствование
деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к пониманию девиантного поведения, его причин, классификации, представленные в трудах различных российских и зарубежных авторов.
Важными теоретическими подходами к пониманию девиантного поведения явились: социологический, биологический и психологический. Использование этих подходов позволяет рассмотреть проблему девиантного поведения с разных точек зрения.
При проведении собственного эмпирического исследования применялся социологический подход.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: методы общетеоретического исследования: анализ документов, сравнение, систематизация; методы сбора первичного эмпирического материала: тестирование, экспертный опрос, анкетирование; методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического исследования «Организация деятельности по предотвращению девиантного поведения в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»», проведенного автором в период прохождения учебной практики в декабре 2016 года. В исследовании приняли участие 23 воспитанника социально-реабилитационного центра в возрасте от 13 до 18 лет, и 10 сотрудников социально-реабилитационного центра. Всего 33 человека.
Теоретико-практическая значимость работы. Дальнейшее использование материалов дипломной работы возможно в качестве научно¬методического материала для изучения проблемы девиантного поведения несовершеннолетних.
Положения, содержащиеся в дипломной работы , сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях девиантного поведение несовершеннолетних и профилактической деятельности с несовершеннолетними.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девиантное поведение несовершеннолетних имеет
Профилактика девиантного поведения является важным направление работы с несовершеннолетними. Это связано с тем, что большинство несовершеннолетних имеет склонности к девиантному поведению, а случаи его проявления встречаются довольно часто. Некоторые из них являются социально опасными и разрушительно влияют на целостность общества, другие - целостности личности и ее гармоничному развитию.
Так как девиантное поведение может быть обусловлено различными факторами: психологическими особенностями, социальным окружением, состоянием общества в целом, то и профилактическую деятельность следует направлять на воздействие на все эти факторы. То есть, профилактика должна быть направлена не только на конкретную личность, но и на ее социальное окружение, и на общество в целом.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних по большей степени направлена не на подростков, уже проявляющих девиантное поведение, а на тех, кто имеет склонность к девиантному поведению. В последнем случае профилактическая деятельность может предотвратить проявление девиантного поведения. Именно поэтому следует уделить внимание диагностике, выявлению несовершеннолетних, имеющих склонность к девиантному поведению.
На мой взгляд, для того чтобы профилактическая деятельность имела хороший результат, нужно направить ее на формирование активной жизненной позиции, устойчивых интересов к какой-либо деятельности, будь то спорт, искусство или образование. И информировать несовершеннолетних не о вреде курения, алкоголя или наркотиков, а о пользе спорта, важности здорового образа жизни.
Важным в формировании личности несовершеннолетнего является организация свободного времени. Я считаю, для того, чтобы снизить девиантность в подростковой среде, нужно предоставить
62 несовершеннолетним альтернативные формы активности. Сделать более доступными занятия в различных спортивных секция, творческих кружках. Но чтобы все это было востребованным, необходимо, чтобы у подростка были сформированы установки на здоровый образ жизни. Здесь уже важную роль играет социальное окружение, в первую очередь семья.



1. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
2. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон № 223-ФЗ от 29.12.1995 (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
3. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob- obrazovanii/
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24071998-n-124-fz-ob/
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999- n-120-fz-ob/
6. N 442-ФЗ"Об основах социального обслуживанияграждан в Российской Федерации".
7. Постановления правительства Белгородской области от 27 октября
2014г. И400-пп "Об утверждении порядков предоставления социальных
услуг".
8. Устав ОСГБУСОССЗН «Областной реабилитационный центр для несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osrcbelgorod.ru/documents/
9. Азарова, Л.А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова. - Минск, 2009.
10. Агафонов, А. Н. Социальная работа с молодежью девиантного поведения / А.Н. Агафонов. - Петропавловск, 2000.
11. Афонин, И. А. Психологические аспекты управления кризисной ситуацией в подростковом возрасте / И. А. Афонин, Ю. А. Володина, А. Е. Овчарова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - N 4. - С. 222-228.
12. Ахметова, Г.Д Современная психология [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. - Казань, 2014.
13. Бароненко, В.А. Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - Екатеринбург, 2004.
14. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи [Текст] / И.П. Башкатов. - Воронеж: НПО МОДЕК, 2002.
15. Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.А. Беженцев. - М., 2012.
16. Варламова, А.Я. школьная адаптация подростков / А.Я. Варламова.
- Волгоград, 2001.
17. Вичук, Н.В. Психология аномального поведения / Н.В. Винчук. - Владивосток, 2004.
18. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2007. - С.28.
19. Гилинский, Я.Н. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.Н. Гилинский. - СПб., 2001.
20. Давиденко, Д.Н. Щедрин, В.А. Щеголев Здоровый образ жизни студентов: учебное пособие / Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев.
- СПб., 2005.
21. Дзержинская, Л. Б. Новый взгляд на проблему формирования потребности в организованной досуговой деятельности у подростков с девиантным поведением // Мир образования - образование в мире. - 2013. - N 3. - С. 26-33.
22. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социальный этюд [Текст] / Э. Дюркгейм - М., 1994.
23. Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С. Н. Ениколопов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. - Москва: РОССПЭН, 2014
24. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков / О.Ф. Ерышев. - СПб., 2001.
25. Змановская, Е. В Девиантология: учебное пособие / Е.В. Змановская. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.
26. Кабачков, В. А. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта: учебное пособие / В. А. Кабачков, В. А. Куренцов, Э. А. Зюрин. - М.: Академия, 2015.
27. Калинина, Т. В. Профилактика девиантного поведения подростков / Т. В. Калинина // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции: В 2 т. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. - Т. 2. - С. 61-64.
28. Каневская, Т.М. Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде / Т.М. Каневская, В.А. Серед. - Екатеринбург, 2011.
29. Карпенко, А. Л. Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях // Воспитание школьников. - 2013. - N 2. - С. 35-39.
30. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко - 2-е изд. - М.: Академия, 2000.
31. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М., 2001.
32. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М., 2010.
33. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. - СПб., 2002.
34. Комлев, Ю.Ю. Теории девиантного поведения: учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. - СПб., 2014.
35. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: учебное пособие / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004.
36. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.
37. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие / В.Г. Кравнова. - Волгоград, 2004.
38. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: Норма и патология / В.Н. Кудрявцев. - М., 1982.
39. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы [Текст] / Е.В. Кулебякин. - Владивосток, 2004.
40. Кураев, Г.А. Возрастная психология: курс лекций [Текст] / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов, 2002.
41. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. - СПб., 2007.
42. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога /И.Г. Малкина-Пых. - М., 2005.
43. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб., 2005.
44. Ощепков, А. А. Подростки, склонные к суицидальному поведению: взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок // Альма- матер. - 2013. - N 8. - С. 52-57
45. Першина, А. В. Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 796-798.
46. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. - М., 1990.
47. Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие/ Н.А. Рождественская. - М. 2015.
48. Романникова, М. В. Проблема табакокурения в подростковой среде: возможные пути решения // Воспитание школьников. - 2013. - N 3. - С. 36¬
39.
49. Руденский, Е.В. Психология ненормативного развития личности [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск, 2000.
50. Сидоров, Н. Р. Девиантное поведение несовершеннолетних и принципы системного противодействия ему // Школьные технологии. - 2014. - N 1. - С. 88-91.
51. Синяги, Ю. В. Детский суицид: анализ состояния
профилактической работы в образовательных организациях России / Ю. В. Синягин, Н. В. Сероштанова // Мир психологии. - 2015.
52. Созонов, В. П. Анатомия девиантного поведения // Народное образование. - 2015. - N 6. - С. 171-182.
53. Солотина, Е. В. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Е.В. Солотина. - Тамбов, 2014
54. Суслова, И. А. Методические рекомендации для педагогов- психологов образовательных учреждений по работе с детьми «группы риска» // Методист. - 2015. - N 1. - С. 47-56.
55. Фомина, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / А. Б. Фомина. - М., 2003.
56. Фоминова, А. Н. Трудные жизненные ситуации: как их
воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые / А. Н. Фоминова // Народное образование. - 2015. - N 6. - С. 186-192.
57. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М., 2009. - 860 с.
58. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие/ Е. И. Холостова. - М., 2013.
59. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения: учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов, 2006.
60. Хуснутдинова, З А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде // Социологические исследования. - 2013. - N 6. - С. 86-90.
61. Черняева, И. А. Профилактика семейного неблагополучия // Социальная работа. - 2013. - N 5. - С. 53-57.
62. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.
63. Шуакбаева, Б. С. Основные подходы к объяснению девиантного поведения [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 91-93.
64. Шубникова, Е.Г. Теоретические подходы у изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения [Текст] / Е.Г. Шубникова. - Чебоксары, 2013.
65. Устав молодежного движения «Российский спортивный союз
молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://rosmolsport.ru/ustav
66. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
67. Сайт ОСГБУСОССЗН «Областной реабилитационный центр для несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osrcbelgorod.ru



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ