ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения несовершеннолетних 9
1.2. Сущность и специфика девиантного поведения несовершеннолетних 19
1.3. Предотвращение девиантного поведения: сущность и содержание понятия 30
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1.Опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 37
2.2.Социальный проект, направленный на предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних, «Мы - будущее » 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения несовершеннолетних 9
1.2. Сущность и специфика девиантного поведения несовершеннолетних 19
1.3. Предотвращение девиантного поведения: сущность и содержание понятия 30
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1.Опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 37
2.2.Социальный проект, направленный на предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних, «Мы - будущее » 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность темы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах негативной направленности.
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами.
Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения. Это значит, что она требует к себе особого внимание. Кроме того, подростки подвержены довольно сильному давлению со стороны общества, школы, семьи, сверстников, что так же оказывает влияние на их поведение.
Любое негативное проявление девиантного поведения несет в себе риск, как для самого подростка, так и для общества в целом. Именно поэтому выявление девиантного поведения несовершеннолетних и предотвращение его является важным направлением деятельности. Главная задача профилактики девиантного поведения - не допустить первого опыта правонарушений и снизить, таким образом, уровень подростковой преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, несомненно, является очень важным направлением деятельности с подростками, так как именно молодое поколение определяет развитие общества.
Для того, чтобы профилактическая работа с несовершеннолетними имела возможность достигнуть хороших результатов, необходимо уделить внимание изучению причин возникновения у несовершеннолетних девиантного поведения [41, с 8].
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема девиантного поведения и профилактики девиантного поведения изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов.
Чтобы отнести то или иное поведение молодых людей к отклоняющемуся или, проще говоря, назвать те или иные поведенческие проявления девиацией, необходимо разобраться, что же такое норма. Определений этого феномена существует множество. Занимались дан- ной проблемой многие исследователи, как зарубежные - В. Дюркгейм, М. Вебер,
У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз, Р. Моррис, Р. Линтон и др., так и отечественные - Ю.А. Клейберг, М.И. Бобнева, С.А. Даштамиров, В.М. Пеньков, В.Д. Плахов, В.А. Ядов [32].
По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [19].
Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм [38].
Точку зрения Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [32, 11].
Ю.А. Клейберг рассматривает девиантное поведение как
специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Он, выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально¬нейтральные [39].
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. [36].
Такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиантное поведение понимают как отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития [32].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы [46].
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [девиантнология].
Для объяснения девиантного поведения существует три подхода.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным
закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм [25, 42].
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. Чезаре Ломброзо (1836—1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898— 1984), который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [25].
Психологические теории девиантного поведения рассматривают личность и ее поведение с точки зрения психологических характеристик человека. В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - организация социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования - проанализировать особенности социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних, разработать социальный проект, направлений на совершенствование деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и специфику девиантного поведения несовершеннолетних;
- проанализировать теоретические основы профилактической деятельности, направленной на девиантного поведения несовершеннолетних;
- охарактеризовать опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать социальный проект, направлений на совершенствование
деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к пониманию девиантного поведения, его причин, классификации, представленные в трудах различных российских и зарубежных авторов.
Важными теоретическими подходами к пониманию девиантного поведения явились: социологический, биологический и психологический. Использование этих подходов позволяет рассмотреть проблему девиантного поведения с разных точек зрения.
При проведении собственного эмпирического исследования применялся социологический подход.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: методы общетеоретического исследования: анализ документов, сравнение, систематизация; методы сбора первичного эмпирического материала: тестирование, экспертный опрос, анкетирование; методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического исследования «Организация деятельности по предотвращению девиантного поведения в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»», проведенного автором в период прохождения учебной практики в декабре 2016 года. В исследовании приняли участие 23 воспитанника социально-реабилитационного центра в возрасте от 13 до 18 лет, и 10 сотрудников социально-реабилитационного центра. Всего 33 человека.
Теоретико-практическая значимость работы. Дальнейшее использование материалов дипломной работы возможно в качестве научно¬методического материала для изучения проблемы девиантного поведения несовершеннолетних.
Положения, содержащиеся в дипломной работы , сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях девиантного поведение несовершеннолетних и профилактической деятельности с несовершеннолетними.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами.
Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения. Это значит, что она требует к себе особого внимание. Кроме того, подростки подвержены довольно сильному давлению со стороны общества, школы, семьи, сверстников, что так же оказывает влияние на их поведение.
Любое негативное проявление девиантного поведения несет в себе риск, как для самого подростка, так и для общества в целом. Именно поэтому выявление девиантного поведения несовершеннолетних и предотвращение его является важным направлением деятельности. Главная задача профилактики девиантного поведения - не допустить первого опыта правонарушений и снизить, таким образом, уровень подростковой преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, несомненно, является очень важным направлением деятельности с подростками, так как именно молодое поколение определяет развитие общества.
Для того, чтобы профилактическая работа с несовершеннолетними имела возможность достигнуть хороших результатов, необходимо уделить внимание изучению причин возникновения у несовершеннолетних девиантного поведения [41, с 8].
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема девиантного поведения и профилактики девиантного поведения изучается уже долгое время, ей посвящено множество публикаций отечественных и зарубежных авторов.
Чтобы отнести то или иное поведение молодых людей к отклоняющемуся или, проще говоря, назвать те или иные поведенческие проявления девиацией, необходимо разобраться, что же такое норма. Определений этого феномена существует множество. Занимались дан- ной проблемой многие исследователи, как зарубежные - В. Дюркгейм, М. Вебер,
У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз, Р. Моррис, Р. Линтон и др., так и отечественные - Ю.А. Клейберг, М.И. Бобнева, С.А. Даштамиров, В.М. Пеньков, В.Д. Плахов, В.А. Ядов [32].
По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [19].
Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм [38].
Точку зрения Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [32, 11].
Ю.А. Клейберг рассматривает девиантное поведение как
специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Он, выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально¬нейтральные [39].
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. [36].
Такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиантное поведение понимают как отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития [32].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы [46].
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [девиантнология].
Для объяснения девиантного поведения существует три подхода.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным
закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм [25, 42].
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. Чезаре Ломброзо (1836—1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898— 1984), который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [25].
Психологические теории девиантного поведения рассматривают личность и ее поведение с точки зрения психологических характеристик человека. В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - организация социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования - проанализировать особенности социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних, разработать социальный проект, направлений на совершенствование деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и специфику девиантного поведения несовершеннолетних;
- проанализировать теоретические основы профилактической деятельности, направленной на девиантного поведения несовершеннолетних;
- охарактеризовать опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать социальный проект, направлений на совершенствование
деятельности по предотвращению девиантного поведения
несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к пониманию девиантного поведения, его причин, классификации, представленные в трудах различных российских и зарубежных авторов.
Важными теоретическими подходами к пониманию девиантного поведения явились: социологический, биологический и психологический. Использование этих подходов позволяет рассмотреть проблему девиантного поведения с разных точек зрения.
При проведении собственного эмпирического исследования применялся социологический подход.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: методы общетеоретического исследования: анализ документов, сравнение, систематизация; методы сбора первичного эмпирического материала: тестирование, экспертный опрос, анкетирование; методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического исследования «Организация деятельности по предотвращению девиантного поведения в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»», проведенного автором в период прохождения учебной практики в декабре 2016 года. В исследовании приняли участие 23 воспитанника социально-реабилитационного центра в возрасте от 13 до 18 лет, и 10 сотрудников социально-реабилитационного центра. Всего 33 человека.
Теоретико-практическая значимость работы. Дальнейшее использование материалов дипломной работы возможно в качестве научно¬методического материала для изучения проблемы девиантного поведения несовершеннолетних.
Положения, содержащиеся в дипломной работы , сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях девиантного поведение несовершеннолетних и профилактической деятельности с несовершеннолетними.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет
Профилактика девиантного поведения является важным направление работы с несовершеннолетними. Это связано с тем, что большинство несовершеннолетних имеет склонности к девиантному поведению, а случаи его проявления встречаются довольно часто. Некоторые из них являются социально опасными и разрушительно влияют на целостность общества, другие - целостности личности и ее гармоничному развитию.
Так как девиантное поведение может быть обусловлено различными факторами: психологическими особенностями, социальным окружением, состоянием общества в целом, то и профилактическую деятельность следует направлять на воздействие на все эти факторы. То есть, профилактика должна быть направлена не только на конкретную личность, но и на ее социальное окружение, и на общество в целом.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних по большей степени направлена не на подростков, уже проявляющих девиантное поведение, а на тех, кто имеет склонность к девиантному поведению. В последнем случае профилактическая деятельность может предотвратить проявление девиантного поведения. Именно поэтому следует уделить внимание диагностике, выявлению несовершеннолетних, имеющих склонность к девиантному поведению.
На мой взгляд, для того чтобы профилактическая деятельность имела хороший результат, нужно направить ее на формирование активной жизненной позиции, устойчивых интересов к какой-либо деятельности, будь то спорт, искусство или образование. И информировать несовершеннолетних не о вреде курения, алкоголя или наркотиков, а о пользе спорта, важности здорового образа жизни.
Важным в формировании личности несовершеннолетнего является организация свободного времени. Я считаю, для того, чтобы снизить девиантность в подростковой среде, нужно предоставить
62 несовершеннолетним альтернативные формы активности. Сделать более доступными занятия в различных спортивных секция, творческих кружках. Но чтобы все это было востребованным, необходимо, чтобы у подростка были сформированы установки на здоровый образ жизни. Здесь уже важную роль играет социальное окружение, в первую очередь семья.
Профилактика девиантного поведения является важным направление работы с несовершеннолетними. Это связано с тем, что большинство несовершеннолетних имеет склонности к девиантному поведению, а случаи его проявления встречаются довольно часто. Некоторые из них являются социально опасными и разрушительно влияют на целостность общества, другие - целостности личности и ее гармоничному развитию.
Так как девиантное поведение может быть обусловлено различными факторами: психологическими особенностями, социальным окружением, состоянием общества в целом, то и профилактическую деятельность следует направлять на воздействие на все эти факторы. То есть, профилактика должна быть направлена не только на конкретную личность, но и на ее социальное окружение, и на общество в целом.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних по большей степени направлена не на подростков, уже проявляющих девиантное поведение, а на тех, кто имеет склонность к девиантному поведению. В последнем случае профилактическая деятельность может предотвратить проявление девиантного поведения. Именно поэтому следует уделить внимание диагностике, выявлению несовершеннолетних, имеющих склонность к девиантному поведению.
На мой взгляд, для того чтобы профилактическая деятельность имела хороший результат, нужно направить ее на формирование активной жизненной позиции, устойчивых интересов к какой-либо деятельности, будь то спорт, искусство или образование. И информировать несовершеннолетних не о вреде курения, алкоголя или наркотиков, а о пользе спорта, важности здорового образа жизни.
Важным в формировании личности несовершеннолетнего является организация свободного времени. Я считаю, для того, чтобы снизить девиантность в подростковой среде, нужно предоставить
62 несовершеннолетним альтернативные формы активности. Сделать более доступными занятия в различных спортивных секция, творческих кружках. Но чтобы все это было востребованным, необходимо, чтобы у подростка были сформированы установки на здоровый образ жизни. Здесь уже важную роль играет социальное окружение, в первую очередь семья.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ
ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы предупреждения девиантного поведения и преступности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность специалистов по социальной работе с подростками
девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



