ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК 8
1.1 Понятие и сущность закупок 8
1.2 Модели управления закупками 14
1.3 Методика оценки моделей управления закупками 19
2 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 25
2.1 Правовое регулирование закупочной деятельности в России 25
2.2 Модель управления закупками Администрации Альменевского
района Курганской области 31
2.3 Совершенствование модели закупочной деятельности
Администрации Альменевского района Курганской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Муниципальный заказ - мощный фактор, оказывающий влияние на экономический уровень развития любой страны, чем эффективнее исполняется муниципальный заказ, тем эффективнее срабатывает экономика в целом. Несовершенство системы (модели) управления закупками становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и как результат - не исполнение мероприятий в области государственного управления. Исследование моделей управления государственными и муниципальными закупками, выявление единых критериев оценки данных моделей может помочь в формировании оптимальной для российской экономики модели управления закупками. В связи, с чем приобретает особую актуальность исследование модели управления муниципальным заказом.
Степень разработанности проблемы. В данном исследовании рассмотрены участники закупок по 44 Федеральному закону и 223 Федеральному закону о закупках отдельными видами юридических лиц. Выделены и обозначены характерные особенности моделей управления государственными и муниципальными закупками, плюсы и минусы их применения. Раскрыта российская практика применения управления закупками. Раскрыта модель управления закупками органа местного самоуправления, реализацию централизации на районном и местном уровне, проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при реализации норм Закона о контрактной системе.
Объектом исследования является система управления государственных и муниципальных закупок.
Предметом исследования служит модель управления закупками органа местного самоуправления.
Целью данной научно-исследовательской работы является: анализ модели управления закупками органа местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать модели управления закупочной деятельностью, оценить их преимущества и недостатки;
2) проанализировать правовую базу по регулированию закупочной деятельности в России;
3) разработать методику оценки влияния эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностями на платежеспособность предприятия;
4) разработать предложения по совершенствованию модели управления закупками на муниципальном уровне.
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам управления государственных и муниципальных закупок.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы закупочной деятельности в государственной и муниципальной сферах.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные, представленные в трудах российских и зарубежных исследователей по вопросам государственных и муниципальных закупок, методические рекомендации по вопросам закупочной деятельности, данные периодической печати, интернет ресурсы и иные источники.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что сделанные по ходу исследования выводы, освещенные недоработки закона о контрактной системе на примере органа местного самоуправления, предложенные пути совершенствования системы закупок на муниципальном уровне могут быть использованы при подготовке очередного пакета документов о внесении изменений в 44-ФЗ и подзаконные акты, регулирующие деятельность заказчиков и поставщиков.
Целью данной научно-исследовательской работы является анализ модели управления закупками органа местного самоуправления.
В ходе проведения работы были проанализированы существующие модели управления закупками. Рассмотрены характеристики, преимущества и недостатки каждой модели, приведены примеры действующих систем управления заказами, показывающих сложности управления закупками и отсутствие идеальной модели. Кроме того, рассмотрены различные системы (методики) оценок управления закупками.
В работе проведен подробный анализ правовой базы по регулированию закупочной деятельностью в Российской Федерации. Рассмотрено становление Закона о размещении заказа, его основные положения и направленности. Проанализировав практику применения Законодательства о размещении заказов автор приходит к выводу, что существовавшая модель управления закупочной деятельностью, хотя изначально и формировалась с признаками централизованной, в итоге более подходит к децентрализованной.
Так в период действия Федерального Закона № 94-ФЗ отсутствовал единый подход к планированию, что не могло обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, закупки осуществлялись в большинстве своем каждым заказчиком самостоятельно даже при существующих возможностях
централизации (уполномоченный орган, совместные торги), не
предусматривалась координация закупок, не было единой базы типовых документов, отсутствовал контроль за исполнением контрактов и т. д.
В свою очередь принятие Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок. Законом о контрактной системе регулирование закупочного цикла начинается с планирования, более развернуто раскрыта стадия определение поставщика, несколько расширены способы осуществления закупок, завершает цикл осуществления закупки исполнение контракта, ранее не отраженное в Законе о размещении заказов, усилено направление по регулированию ответственности и качества размещения закупок заказчиками, появляется мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок.
По сравнению с Законом № 94-ФЗ Федеральный закон о контрактной системе регулирует вопросы централизации значительно более подробно, выделяя виды и способы централизации, регламентируя порядок ее осуществления.
Автором подробно рассмотрена и проанализирована модель управления закупками органа местного самоуправления на примере Администрации Альменевского района Курганской области. В ходе исследования сделаны выводы о том, что реализация положений 44 Федерального закона ведется на муниципальном уровне по примеру централизованной модели управления. Применение данной модели приносит как положительные результаты, экономия фонда оплаты труда при найме сотрудников, занимающихся закупками, их обучении, наличие единого координирующего центра в лице отдела закупок, снижение риска появления противоречий и ошибок в закупочной документации, соблюдение сроков размещения необходимых документов, снижение затрат (при выходе на конкурентную процедуру вероятность снижения цены гораздо выше нежели при заключении контракта с единственным поставщиком), снижением риска отсутствия связи (интернет) (в отдаленных районах не всегда устойчивая связь), так и осложняет деятельность по реализации Закона 44 ФЗ
В результате проведенного исследования автор научно-исследовательской работы может рекомендовать повышать уровень профессионализма всех специалистов, соприкасающихся в своей деятельности с Законом о Контрактной системе, организовать нормативно-правовую и методическую поддержку муниципалитетов со стороны областных органов, а также внести инициативу по доработке статьи 26 «Централизованные закупки» Закона 44 ФЗ, в части добавления возможности частичной централизации по усмотрению Заказчика.
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - СПС «Гарант».
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». - СПС «Гарант».
3. Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 15. - Ст. 1756.
4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах». - http://base.consultant.ru
5. Андреева Е.Н. Принципы эффективности закупок: модели управления / Е.Н. Андреева // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 15. - С. 45-52.
6. Белогурова Е.Б. Проблемные вопросы централизации закупок в рамках контрактной системы / Е.Б. Белогурова // Госзаказ управление, размещение. Обеспечение. - 2014. - № 37. - С.12-28.
7. Галанов В.А. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства: учебник / В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев. - М., ИНФРА-М, 2010. - 236 с.
8. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России / В.Л. Макаров // Вестник РАН. - 2003. - т. 73. - № 5. - С. 54.
9. Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. -
2014. - № 10. - С. 30-38.
10. Методические рекомендации по использованию Стандарта оценки закупочной системы города Москвы для использования персоналом Департамента города Москвы по конкурентной политике и других заинтересованных структурных подразделениях Правительства Москвы./ под ред. И. В. Кузнецовой. - М.: «Деловой двор», 2008. - 125 с.
11. Методические рекомендации по осуществлению совершенствования процесса размещения государственных и муниципальных заказов в городе Москве / под ред. И. В. Кузнецовой. - М.: «Деловой двор», 2008. - 128 с.
12. Руководство по закупкам: учебник / Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М. М. Форже, Е. В. Хилинской под ред. И. В. Кузнецовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 695 с.
13. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография/ Ф.А. Тасалов. - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 215 с.
14. Федорович В. А. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования: учебник / В.А. Федорович, А.П. Патрон, В.П. Заварухин. - М.: Наука, 2010. - 745 с.
15. Чертков В.С. Практика применения закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд через систему контроля / В.С. Чертков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №10. - С. 44-48
16. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С.М. Яруллин. - История государства и права. - 2010. - №20. - С. 8990.
17. Якушина Е.В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования / Е.В. Ярушина // Вопросы Интернет Образования. -
2017. - № 14. - С. 25-32.
18. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. - http://www.economy. gov.ru
19. General Services Administration - Офис государственного заказа США http: //www.gsa.gov
20. Федорович В.А. США: Федеральная контрактная система: механизм
регулирования государственного хозяйствования / В.А. Федорович // Наука. - 2010. - № 7. - С.24-29.