СОМАТИЗМЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Тематическая группа слов-соматизмов в современном русском языке 7
1.1 Соматизм как лингвистическое понятие 7
1.2 Тематическая группа соматической лексики как системное образование.. 9
1.3 Классификации соматизмов в лингвистических исследованиях 12
Выводы по главе 1 16
Глава II Тематические группы соматической лексики в творчестве С.А. Есенина: состав, сочетаемость, стилистические особенности 18
2.1 Состав соматической лексики в есенинской лирике 18
2.2 Сочетаемость соматизмов в лирике С.А.Есенина 26
2.3 Стилистические особенности есенинских соматизмов 32
Выводы по главе II 34
Глава III Специфика функционирования соматизмов в лирике С.А. Есенина 36
3.1 Женщина как объект описания в лирике С.А. Есенина 36
3.1.1 Г лаза/ очи в описании женщины 36
3.1.2 Номинации рта в описании женщины 41
3.1.3 Номинации волос в описании женщины 44
3.2 Соматологический портрет лирического героя поэзии С.А. Есенина 46
3.2.1 Глаза/ очи в описании лирического героя 46
3.2.2 Номинации рта в описании лирического героя 49
3.2.3 Номинации волос в описании лирического героя 51
Выводы по главе III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиография 59
Приложение 65
Глава I Тематическая группа слов-соматизмов в современном русском языке 7
1.1 Соматизм как лингвистическое понятие 7
1.2 Тематическая группа соматической лексики как системное образование.. 9
1.3 Классификации соматизмов в лингвистических исследованиях 12
Выводы по главе 1 16
Глава II Тематические группы соматической лексики в творчестве С.А. Есенина: состав, сочетаемость, стилистические особенности 18
2.1 Состав соматической лексики в есенинской лирике 18
2.2 Сочетаемость соматизмов в лирике С.А.Есенина 26
2.3 Стилистические особенности есенинских соматизмов 32
Выводы по главе II 34
Глава III Специфика функционирования соматизмов в лирике С.А. Есенина 36
3.1 Женщина как объект описания в лирике С.А. Есенина 36
3.1.1 Г лаза/ очи в описании женщины 36
3.1.2 Номинации рта в описании женщины 41
3.1.3 Номинации волос в описании женщины 44
3.2 Соматологический портрет лирического героя поэзии С.А. Есенина 46
3.2.1 Глаза/ очи в описании лирического героя 46
3.2.2 Номинации рта в описании лирического героя 49
3.2.3 Номинации волос в описании лирического героя 51
Выводы по главе III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиография 59
Приложение 65
Лексический ярус в языке содержит огромное количество единиц и чрезвычайно подвижен, поэтому «в отношении лексики в целом утверждение о её системности проблематично. Можно лишь предположить, что различные участки лексики структурированы в неодинаковой степени. Вероятно, мера их системности и зависит от специфики связей в обозначаемой данной группой семантем сфере действительности» [Москович 1969: 58].
Так, отличаются высокой степенью структурированности термины родства, числительные, личные местоимения, цветообозначения и т.д. Группа слов, обозначающих элементы внешности человека, также обладает высокой степенью организованности, к тому же она обладает потенциалом художественной выразительности вследствие своей живописности.
Лексические единицы, называющие элементы внешности (соматизмы) играют важную роль в поэзии С.А. Есенина, однако специальному изучению эта группа слов применительно к его творчеству не подвергалась.
Выбор в качестве объекта изучения соматизмов есенинских поэтических текстов объясняется несколькими причинами:
- в поэзии специфика художественной речи является особенно ощутимой;
- в есенинской поэзии соматизмы представляют особый интерес при воссоздании образа поэта и реконструкции его индивидуально-авторской картины мира, так как общеизвестно, что образ лирического героя был максимально приближен к образу поэта.
Актуальность работы предопределена особым вниманием к человеку телесному в лингвистической поэтике, отсутствием описания соматической лексики в поэзии С.Есенина, перспективностью изучения портретов как «зеркала души» в художественной картине мира.
Объект исследования - язык лирических произведений С.А. Есенина.
Предметом анализа выступают лексико-семантические и стилистические особенности есенинского поэтического словоупотребления, а также образная семантика соматической лексики в поэзии С.А. Есенина.
Соматизмы, принадлежащие к самому древнему пласту словарного фонда, отражают знания носителей языка об окружающем мире, их представления о самом себе и о своем организме. Исследование языка в семантическом измерении предполагает обращение не только к внутриязыковым категориям, но и к изучению всего многообразия окружающих реалий. Эти реалии подразумевают смежность с антропоцентрической парадигмой, вопросы которой приобретают доминирующее значение, как в современных лингвистических исследованиях, так и в гуманитарной науке в целом.
.......
Цель работы - выявить и описать лексические единицы, представляющие названия частей тела человека в поэзии С.А. Есенина
Данная цель определила следующие конкретные задачи.
1) выявить лексемы, номинирующие человека телесного в поэтических текстах С.А. Есенина;
2) определить частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе;
3) выявить лексико-семантические и стилистические особенности использования соматизмов в есенинской поэзии;
4) определить специфику использования отдельных соматизмов в зависимости от описания конкретного лирического персонажа.
Выбор методов исследования. В ходе работы применялись индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, классификацию, анализ и последующий синтез рассматриваемых явлений; контекстный метод, позволяющий учитывать текстовое окружение соматизма. При этом применялись традиционные приемы осмысления выявленных единиц - статистической обработки данных, сравнения окказиональных образований с узуальными, описания фактического материала.
Материалом исследования явился 521 соматизм, полученный путём сплошной выборки в результате анализа есенинских стихотворений, опубликованных в 7-томном собрании сочинений (Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995 -2002).
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Так, отличаются высокой степенью структурированности термины родства, числительные, личные местоимения, цветообозначения и т.д. Группа слов, обозначающих элементы внешности человека, также обладает высокой степенью организованности, к тому же она обладает потенциалом художественной выразительности вследствие своей живописности.
Лексические единицы, называющие элементы внешности (соматизмы) играют важную роль в поэзии С.А. Есенина, однако специальному изучению эта группа слов применительно к его творчеству не подвергалась.
Выбор в качестве объекта изучения соматизмов есенинских поэтических текстов объясняется несколькими причинами:
- в поэзии специфика художественной речи является особенно ощутимой;
- в есенинской поэзии соматизмы представляют особый интерес при воссоздании образа поэта и реконструкции его индивидуально-авторской картины мира, так как общеизвестно, что образ лирического героя был максимально приближен к образу поэта.
Актуальность работы предопределена особым вниманием к человеку телесному в лингвистической поэтике, отсутствием описания соматической лексики в поэзии С.Есенина, перспективностью изучения портретов как «зеркала души» в художественной картине мира.
Объект исследования - язык лирических произведений С.А. Есенина.
Предметом анализа выступают лексико-семантические и стилистические особенности есенинского поэтического словоупотребления, а также образная семантика соматической лексики в поэзии С.А. Есенина.
Соматизмы, принадлежащие к самому древнему пласту словарного фонда, отражают знания носителей языка об окружающем мире, их представления о самом себе и о своем организме. Исследование языка в семантическом измерении предполагает обращение не только к внутриязыковым категориям, но и к изучению всего многообразия окружающих реалий. Эти реалии подразумевают смежность с антропоцентрической парадигмой, вопросы которой приобретают доминирующее значение, как в современных лингвистических исследованиях, так и в гуманитарной науке в целом.
.......
Цель работы - выявить и описать лексические единицы, представляющие названия частей тела человека в поэзии С.А. Есенина
Данная цель определила следующие конкретные задачи.
1) выявить лексемы, номинирующие человека телесного в поэтических текстах С.А. Есенина;
2) определить частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе;
3) выявить лексико-семантические и стилистические особенности использования соматизмов в есенинской поэзии;
4) определить специфику использования отдельных соматизмов в зависимости от описания конкретного лирического персонажа.
Выбор методов исследования. В ходе работы применялись индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, классификацию, анализ и последующий синтез рассматриваемых явлений; контекстный метод, позволяющий учитывать текстовое окружение соматизма. При этом применялись традиционные приемы осмысления выявленных единиц - статистической обработки данных, сравнения окказиональных образований с узуальными, описания фактического материала.
Материалом исследования явился 521 соматизм, полученный путём сплошной выборки в результате анализа есенинских стихотворений, опубликованных в 7-томном собрании сочинений (Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995 -2002).
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Нами была проделана большая работа по выявлению и описанию лексических единиц, представляющих названия частей тела человека в поэзии С.А. Есенина. Мы проанализировали все стихотворения, в которых встречается особая группа слов, а именно соматизмы.
Во-первых, применив метод статистической обработки данных, мы пришли к выводу о том, что частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе довольно велика, причём наиболее часто употребляется лексика сомонимическая (тело, голова и её части, ноги, руки и волосы). Менее применима сенсонимическая лексика (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), и, наконец, лексика сплахнонимическая и остеонимическая встречается в творчестве поэта не очень часто.
Во-вторых, нами установлено, что лексемы, номинирующие человека телесного в лирике С.А. Есенина, а именно волосы, руки, голова, рот, глаза и ноги используются не только применительно к описанию внешности лирического героя или героини, но и к описанию природы в целом, а также её отдельных частей, таких как деревья, тучи, луна. Также поэт любил использовать приём олицетворения для обрисовки предметов абсолютно неживых, как может показаться с первого взгляда (изба, фонарь), напротив, под влиянием его пера любой из них оживает и представляет собой вполне самостоятельное мифическое существо. Это обусловлено тем, что соматическая лексика, которая входит в семантическое поле «человек», очень тесно связана с семантическим полем «природа» и образует с ним единый комплекс представлений человека о себе и о мире. Такая взаимосвязь человека телесного и природы наиболее полно отражает особенности языковой картины мира писателя.
В-третьих, соматизмы, встречающиеся в его стихотворениях, во многих случаях имеют стилистически сниженную окраску. Например, описывая рот героини, поэт использует в одних случаях соматизм «оскал», что говорит о его неприятии к ней, негативном восприятии происходящего - Молодая, с 56
чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? ( IV, 95), в других, наоборот, при помощи соматизма «уста» автор передаёт всю нежность, любовь, привязанность, возвышенность чувств, испытываемых лирическим героем к предмету своего обожания и усиливает впечатление повторами и звукописью - Милая, ты ли, та ли? Эти уста не устали. Эти уста, как в струях, Жизнь утолят в поцелуях (IV,91).
В лирике Есенина нередки окказиональные образования. Возьмём, к примеру, слово надежды. В литературе и в языке оно сочетается с глаголами «высокого стиля», такими как рушить, возлагать, питать, надежды даже способны умереть. Но у нашего поэта-хулигана это слово сочетается с глаголом жевать, что не является типичным для стихотворений о любви - Чуть бледнели складки от одежды, И, казалось в русле тёмных вод, - Уходя, жевал мои надежды Твой беззубый, шамкающий рот (IV, 60).
В поздних его произведениях в описании физического и душевного неравновесия лирического героя встречается по нескольку раз соматизм «глаза» как компонент фразеологизма «залить глаза», т. е., опьянеть, напиться до беспамятства. Но и это состояние он так виртуозно умеет преподать, что только диву даешься! - Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет (II, 69).
Показательно, что в русском языке такие соматизмы праславянского происхождения, как лоно, чрево, чресла, утроба перешли в разряд устаревших. Не получив эквивалентного русского названия, эти лексемы стали обозначаться лексемой живот (значение «часть тела» у слова живот является собственно русским). К разряду архаизмов относятся также слова ланита, перст, длани, перси, очи, выя, стан, уста, чело, однако, в творчестве Есенина они виртуозно вплетены в текст наряду со словами современными, обыкновенными и даже стилистически сниженными, типа морда, харя, кишки, задница, а также просторечиями титьки, ляжки.
Это объясняется тем, что, по словам Толстой-Есениной «на протяжении всей жизни его, почти до самого конца, одними из самых любимых и одно время даже настольных книг были «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева и «Поэтические воззрения славян на природу» того же автора. Он говорил, что черпал из них много материалов для своего творчества» [Восп., т.2, 260].
Еще нами замечен тот факт, что поэт не пользовался постоянно одним стихотворным жанром и размером, как это иногда бывает, а пробовал себя в жанре сказки, былины, частушки, народной песни с повторами куплетов в начале и в конце, и писал немного даже в стиле Владимира Маяковского - Ревут валы, Поет гроза! Из синей мглы Горят глаза (II, 14).
Но конечно же, любимым его жанром оставалась песня - удалая, народная, бесшабашная, лирическая, душевная. Она и определила идиостиль поэта, ведь неслучайно многие его стихотворения положены на музыку и прекрасно поются, и живут в народе, напоминая о своём авторе - деревенском пареньке с типичной русской внешностью и характером, а главное, огромной и беззаветной любовью к своей родине - России!
Во-первых, применив метод статистической обработки данных, мы пришли к выводу о том, что частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе довольно велика, причём наиболее часто употребляется лексика сомонимическая (тело, голова и её части, ноги, руки и волосы). Менее применима сенсонимическая лексика (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), и, наконец, лексика сплахнонимическая и остеонимическая встречается в творчестве поэта не очень часто.
Во-вторых, нами установлено, что лексемы, номинирующие человека телесного в лирике С.А. Есенина, а именно волосы, руки, голова, рот, глаза и ноги используются не только применительно к описанию внешности лирического героя или героини, но и к описанию природы в целом, а также её отдельных частей, таких как деревья, тучи, луна. Также поэт любил использовать приём олицетворения для обрисовки предметов абсолютно неживых, как может показаться с первого взгляда (изба, фонарь), напротив, под влиянием его пера любой из них оживает и представляет собой вполне самостоятельное мифическое существо. Это обусловлено тем, что соматическая лексика, которая входит в семантическое поле «человек», очень тесно связана с семантическим полем «природа» и образует с ним единый комплекс представлений человека о себе и о мире. Такая взаимосвязь человека телесного и природы наиболее полно отражает особенности языковой картины мира писателя.
В-третьих, соматизмы, встречающиеся в его стихотворениях, во многих случаях имеют стилистически сниженную окраску. Например, описывая рот героини, поэт использует в одних случаях соматизм «оскал», что говорит о его неприятии к ней, негативном восприятии происходящего - Молодая, с 56
чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? ( IV, 95), в других, наоборот, при помощи соматизма «уста» автор передаёт всю нежность, любовь, привязанность, возвышенность чувств, испытываемых лирическим героем к предмету своего обожания и усиливает впечатление повторами и звукописью - Милая, ты ли, та ли? Эти уста не устали. Эти уста, как в струях, Жизнь утолят в поцелуях (IV,91).
В лирике Есенина нередки окказиональные образования. Возьмём, к примеру, слово надежды. В литературе и в языке оно сочетается с глаголами «высокого стиля», такими как рушить, возлагать, питать, надежды даже способны умереть. Но у нашего поэта-хулигана это слово сочетается с глаголом жевать, что не является типичным для стихотворений о любви - Чуть бледнели складки от одежды, И, казалось в русле тёмных вод, - Уходя, жевал мои надежды Твой беззубый, шамкающий рот (IV, 60).
В поздних его произведениях в описании физического и душевного неравновесия лирического героя встречается по нескольку раз соматизм «глаза» как компонент фразеологизма «залить глаза», т. е., опьянеть, напиться до беспамятства. Но и это состояние он так виртуозно умеет преподать, что только диву даешься! - Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет (II, 69).
Показательно, что в русском языке такие соматизмы праславянского происхождения, как лоно, чрево, чресла, утроба перешли в разряд устаревших. Не получив эквивалентного русского названия, эти лексемы стали обозначаться лексемой живот (значение «часть тела» у слова живот является собственно русским). К разряду архаизмов относятся также слова ланита, перст, длани, перси, очи, выя, стан, уста, чело, однако, в творчестве Есенина они виртуозно вплетены в текст наряду со словами современными, обыкновенными и даже стилистически сниженными, типа морда, харя, кишки, задница, а также просторечиями титьки, ляжки.
Это объясняется тем, что, по словам Толстой-Есениной «на протяжении всей жизни его, почти до самого конца, одними из самых любимых и одно время даже настольных книг были «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева и «Поэтические воззрения славян на природу» того же автора. Он говорил, что черпал из них много материалов для своего творчества» [Восп., т.2, 260].
Еще нами замечен тот факт, что поэт не пользовался постоянно одним стихотворным жанром и размером, как это иногда бывает, а пробовал себя в жанре сказки, былины, частушки, народной песни с повторами куплетов в начале и в конце, и писал немного даже в стиле Владимира Маяковского - Ревут валы, Поет гроза! Из синей мглы Горят глаза (II, 14).
Но конечно же, любимым его жанром оставалась песня - удалая, народная, бесшабашная, лирическая, душевная. Она и определила идиостиль поэта, ведь неслучайно многие его стихотворения положены на музыку и прекрасно поются, и живут в народе, напоминая о своём авторе - деревенском пареньке с типичной русской внешностью и характером, а главное, огромной и беззаветной любовью к своей родине - России!




