Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОМАТИЗМЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА

Работа №64316

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Тематическая группа слов-соматизмов в современном русском языке 7
1.1 Соматизм как лингвистическое понятие 7
1.2 Тематическая группа соматической лексики как системное образование.. 9
1.3 Классификации соматизмов в лингвистических исследованиях 12
Выводы по главе 1 16
Глава II Тематические группы соматической лексики в творчестве С.А. Есенина: состав, сочетаемость, стилистические особенности 18
2.1 Состав соматической лексики в есенинской лирике 18
2.2 Сочетаемость соматизмов в лирике С.А.Есенина 26
2.3 Стилистические особенности есенинских соматизмов 32
Выводы по главе II 34
Глава III Специфика функционирования соматизмов в лирике С.А. Есенина 36
3.1 Женщина как объект описания в лирике С.А. Есенина 36
3.1.1 Г лаза/ очи в описании женщины 36
3.1.2 Номинации рта в описании женщины 41
3.1.3 Номинации волос в описании женщины 44
3.2 Соматологический портрет лирического героя поэзии С.А. Есенина 46
3.2.1 Глаза/ очи в описании лирического героя 46
3.2.2 Номинации рта в описании лирического героя 49
3.2.3 Номинации волос в описании лирического героя 51
Выводы по главе III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиография 59
Приложение 65


Лексический ярус в языке содержит огромное количество единиц и чрезвычайно подвижен, поэтому «в отношении лексики в целом утверждение о её системности проблематично. Можно лишь предположить, что различные участки лексики структурированы в неодинаковой степени. Вероятно, мера их системности и зависит от специфики связей в обозначаемой данной группой семантем сфере действительности» [Москович 1969: 58].
Так, отличаются высокой степенью структурированности термины родства, числительные, личные местоимения, цветообозначения и т.д. Группа слов, обозначающих элементы внешности человека, также обладает высокой степенью организованности, к тому же она обладает потенциалом художественной выразительности вследствие своей живописности.
Лексические единицы, называющие элементы внешности (соматизмы) играют важную роль в поэзии С.А. Есенина, однако специальному изучению эта группа слов применительно к его творчеству не подвергалась.
Выбор в качестве объекта изучения соматизмов есенинских поэтических текстов объясняется несколькими причинами:
- в поэзии специфика художественной речи является особенно ощутимой;
- в есенинской поэзии соматизмы представляют особый интерес при воссоздании образа поэта и реконструкции его индивидуально-авторской картины мира, так как общеизвестно, что образ лирического героя был максимально приближен к образу поэта.
Актуальность работы предопределена особым вниманием к человеку телесному в лингвистической поэтике, отсутствием описания соматической лексики в поэзии С.Есенина, перспективностью изучения портретов как «зеркала души» в художественной картине мира.
Объект исследования - язык лирических произведений С.А. Есенина.
Предметом анализа выступают лексико-семантические и стилистические особенности есенинского поэтического словоупотребления, а также образная семантика соматической лексики в поэзии С.А. Есенина.
Соматизмы, принадлежащие к самому древнему пласту словарного фонда, отражают знания носителей языка об окружающем мире, их представления о самом себе и о своем организме. Исследование языка в семантическом измерении предполагает обращение не только к внутриязыковым категориям, но и к изучению всего многообразия окружающих реалий. Эти реалии подразумевают смежность с антропоцентрической парадигмой, вопросы которой приобретают доминирующее значение, как в современных лингвистических исследованиях, так и в гуманитарной науке в целом.
Избрание в качестве объекта исследования соматической лексики в поэтическом тексте мотивируется как языковыми особенностями собственно соматизмов, так и спецификой их использования в художественной (поэтической) речи:
1. Соматизмы отражают знания и представления человека о самом себе в противопоставлении животному миру (ср, например, рука - лапа - крыло, рот - пасть - клюв, нос - хобот, волосы - шерсть). В том случае, когда «человеческие» соматизмы в художественном тексте уподоблены и соматизмам животного мира, создается особый образный эффект. У С.А. Есенина: Как тогда, я отважный и гордый, Только новью мой брызжет шаг... Если раньше мне били в морду, То теперь вся в крови душа (I, 58) . Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? Чей черпак в снегов твоих накипь? На дорогах голодным ртом Сосут край зари собаки (II, 39).
2. История развития словарного состава русского языка свидетельствует о том, что группа соматизмов является динамичной системой, что позволило этим словам стать ярким художественным средством (ср, например, уста - губы, выя - шея, длань - ладонь, очи - глаза, ланиты - щеки). Ни друга, ни думы о бабьих губах Не зреет в её тихомудрых словах, Но есть в ней, как вера, живая мечта К незримому свету приблизить уста (IV, 63), Навсегда простер глухие длани Звездный твой Пилат (I, 49).
3. Широкий ассоциативный диапазон соматизмов дает им возможность образовывать сложную систему переносных значений. Они отражают, с одной стороны, внутренний мир человека (например, жить сердцем, волнение в груди), с другой - предметный мир (например, горло кувшина, сердце города, челюсть порога, язык колокола). До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди (IV, 97), Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины (I, 26), Небо - как колокол, Месяц - язык (II, 28).
4. Являясь одним из древнейших пластов лексики, соматизмы относятся к традиционным образным средствам языка (например, шелк ресниц, звезды очей, водопад волос, радуга глаз). Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст (I ,61), Лебединое пенье Нежит радугу глаз (I, 36).
Цель работы - выявить и описать лексические единицы, представляющие названия частей тела человека в поэзии С.А. Есенина
Данная цель определила следующие конкретные задачи.
1) выявить лексемы, номинирующие человека телесного в поэтических текстах С.А. Есенина;
2) определить частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе;
3) выявить лексико-семантические и стилистические особенности использования соматизмов в есенинской поэзии;
4) определить специфику использования отдельных соматизмов в зависимости от описания конкретного лирического персонажа.
Выбор методов исследования. В ходе работы применялись индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, классификацию, анализ и последующий синтез рассматриваемых явлений; контекстный метод, позволяющий учитывать текстовое окружение соматизма. При этом применялись традиционные приемы осмысления выявленных единиц - статистической обработки данных, сравнения окказиональных образований с узуальными, описания фактического материала.
Материалом исследования явился 521 соматизм, полученный путём сплошной выборки в результате анализа есенинских стихотворений, опубликованных в 7-томном собрании сочинений (Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995 -2002).
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была проделана большая работа по выявлению и описанию лексических единиц, представляющих названия частей тела человека в поэзии С.А. Есенина. Мы проанализировали все стихотворения, в которых встречается особая группа слов, а именно соматизмы.
Во-первых, применив метод статистической обработки данных, мы пришли к выводу о том, что частотность соматической лексики в анализируемом поэтическом корпусе довольно велика, причём наиболее часто употребляется лексика сомонимическая (тело, голова и её части, ноги, руки и волосы). Менее применима сенсонимическая лексика (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), и, наконец, лексика сплахнонимическая и остеонимическая встречается в творчестве поэта не очень часто.
Во-вторых, нами установлено, что лексемы, номинирующие человека телесного в лирике С.А. Есенина, а именно волосы, руки, голова, рот, глаза и ноги используются не только применительно к описанию внешности лирического героя или героини, но и к описанию природы в целом, а также её отдельных частей, таких как деревья, тучи, луна. Также поэт любил использовать приём олицетворения для обрисовки предметов абсолютно неживых, как может показаться с первого взгляда (изба, фонарь), напротив, под влиянием его пера любой из них оживает и представляет собой вполне самостоятельное мифическое существо. Это обусловлено тем, что соматическая лексика, которая входит в семантическое поле «человек», очень тесно связана с семантическим полем «природа» и образует с ним единый комплекс представлений человека о себе и о мире. Такая взаимосвязь человека телесного и природы наиболее полно отражает особенности языковой картины мира писателя.
В-третьих, соматизмы, встречающиеся в его стихотворениях, во многих случаях имеют стилистически сниженную окраску. Например, описывая рот героини, поэт использует в одних случаях соматизм «оскал», что говорит о его неприятии к ней, негативном восприятии происходящего - Молодая, с 56
чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? ( IV, 95), в других, наоборот, при помощи соматизма «уста» автор передаёт всю нежность, любовь, привязанность, возвышенность чувств, испытываемых лирическим героем к предмету своего обожания и усиливает впечатление повторами и звукописью - Милая, ты ли, та ли? Эти уста не устали. Эти уста, как в струях, Жизнь утолят в поцелуях (IV,91).
В лирике Есенина нередки окказиональные образования. Возьмём, к примеру, слово надежды. В литературе и в языке оно сочетается с глаголами «высокого стиля», такими как рушить, возлагать, питать, надежды даже способны умереть. Но у нашего поэта-хулигана это слово сочетается с глаголом жевать, что не является типичным для стихотворений о любви - Чуть бледнели складки от одежды, И, казалось в русле тёмных вод, - Уходя, жевал мои надежды Твой беззубый, шамкающий рот (IV, 60).
В поздних его произведениях в описании физического и душевного неравновесия лирического героя встречается по нескольку раз соматизм «глаза» как компонент фразеологизма «залить глаза», т. е., опьянеть, напиться до беспамятства. Но и это состояние он так виртуозно умеет преподать, что только диву даешься! - Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам. Пускай бываю иногда я пьяным, Зато в глазах моих Прозрений дивных свет (II, 69).
Показательно, что в русском языке такие соматизмы праславянского происхождения, как лоно, чрево, чресла, утроба перешли в разряд устаревших. Не получив эквивалентного русского названия, эти лексемы стали обозначаться лексемой живот (значение «часть тела» у слова живот является собственно русским). К разряду архаизмов относятся также слова ланита, перст, длани, перси, очи, выя, стан, уста, чело, однако, в творчестве Есенина они виртуозно вплетены в текст наряду со словами современными, обыкновенными и даже стилистически сниженными, типа морда, харя, кишки, задница, а также просторечиями титьки, ляжки.
Это объясняется тем, что, по словам Толстой-Есениной «на протяжении всей жизни его, почти до самого конца, одними из самых любимых и одно время даже настольных книг были «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева и «Поэтические воззрения славян на природу» того же автора. Он говорил, что черпал из них много материалов для своего творчества» [Восп., т.2, 260].
Еще нами замечен тот факт, что поэт не пользовался постоянно одним стихотворным жанром и размером, как это иногда бывает, а пробовал себя в жанре сказки, былины, частушки, народной песни с повторами куплетов в начале и в конце, и писал немного даже в стиле Владимира Маяковского - Ревут валы, Поет гроза! Из синей мглы Горят глаза (II, 14).
Но конечно же, любимым его жанром оставалась песня - удалая, народная, бесшабашная, лирическая, душевная. Она и определила идиостиль поэта, ведь неслучайно многие его стихотворения положены на музыку и прекрасно поются, и живут в народе, напоминая о своём авторе - деревенском пареньке с типичной русской внешностью и характером, а главное, огромной и беззаветной любовью к своей родине - России!


1. Авраамов А.М. «Воплощение: Есенин - Мариенгоф», М., 1921, - с. 24
2. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного
описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. № 1. - с.23.
3. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. - М, 1999. - с. 3 - 10.
4. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Русский язык, 1998. - 665 с.
5. Берестнев Г.И. Самосознание личности в зеркале языка: автореф. дис.
... канд. филол. наук / И.Г. Берестнев. - Москва, 2000. - 243 с.
6. Вайнтрауб Р.М. О соматических фразеологизмах в русском языке /
Р.М. Вайнтрауб // Лексические единицы русского языка и их изучение.
- Ташкент, 1980. - С. 51- 55.
7. Вайнтрауб, 1998: Вайнтрауб, P.M. Опыт сопоставления соматической
фразеологии в славянских языках [Текст.] / P.M. Вайнтрауб // Вопросы фразеологии. 1998. - №3. - с. 157- 162.
8. Вакк Ф. О соматической фразеологии в современном эстонском языке: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Ф. Вакк. - Таллин, 1964. - 24 с.
9. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. -
175 с.
10. Васильев Л. М. Значение в его отношении к системе языка: Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологических факультетов. Уфа, 1985. - 61 с.
11. Васильев Л. М. Коннотативный компонент языкового значения. // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. Екатеринбург, 1997.
- с. 35 - 40.
12. Васильев Л. М. Методы современной лингвистики: Учебное пособие по общему языкознанию. Уфа, 1997. - 180 с.
13. Васильев Л. М. Теория семантических полей. // Вопросы языкознания. 1971. - №5. - с. 105 - 113.
14. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // избр. Труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - Москва, 1977. - 312 с.
15. Виноградов, В. В. Вопросы грамматического строя: Сборник. / АН СССР, Ин-т языкознания; Редкол. В. В. Виноградов и др. - М. Изд-во АН СССР, 1955. - 480, 1. е. - 14.18.
16. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов - М.: Наука, 1975. - 559 с.
17. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1977 - 312 с.
18. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов - М. : Гослитиздат, 1959. - 654 с.
19. Виноградов, Виктор Владимирович. Русский язык:
(Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов . - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 717 с.
20. Васильева И. В. Феномен неоромантизма в художественной культуре россии XX века: авто-реф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011.
21. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. / А. Вежбицкая. - М: Русские словари, 1997. - 416 с.
22. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
23. Воронова О. Е. Духовный путь Есенина: религиозно-философские и эстетические искания. Рязань, 1997.
24. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998. Изд. «Языки славянской культуры»
25. Гак В.Г. Языковые преобразования. Виды языковых преобразований. Факторы и сферы реализации языковых преобразований. М., изд. «Либроком» 2010
26. Гак В.Г. Языковые преобразования. Некоторые аспекты
лингвистической науки в конце XX века. От ситуации к высказыванию. М., изд. «Либроком» 2009
27. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.,
2000. - 4764 с.
28. Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике / Д.Б. Дашиева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 10. - с. 70 - 73.
29. Ерофеева И.В. Лингвистические средства создания портретной характеристики в истории русского языка (соматическая лексика, словесный портрет) / И.В. Ерофеева // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23 - 25 мая 2006 г.): Труды и материалы: В 2-х т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2006. - Т.1. - С. 76 - 78.
30. Есенин С. А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.) / гл. ред. Ю. Л. Прокушев. М., Наука, Голос, 1995 - 2001.
31. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М, - Л., 1965. - 110 с.
32. Кодухов В. И. Лексико-семантические группы слов. Л., 1955. - 18 с.
33. Кочеваткин А.М. Соматическая лексика в диалектах эрзянского языка (лингвогеографический анализ): Дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 1999.
34. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989. - 216 с.
35. Кузнецова Э. В. Русская лексика как система: Учебное пособие. Свердловск, 1980. - 89 с.
36. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
3Т. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».М., Литиздат, 2013.
38. Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке / Н.В. Павлович. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азбу¬ковник, 2004. - 527 с.
39. Плунгян В.А. учебник «Общая морфология: введение в
проблематику». - М.: Эдиториал УРСС, 2000; 2 изд. 2003; 3 изд. (испр. и доп.) 2009.
40. Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию, 1959 г.
41. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924 - 1925 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. с. 13-1Т
42. Сергеев В. А. Образ тела в лирике Сергея Есенина // Молодой ученый. -2016. - №6.4. - с. 38-41. - URL https://moluch.ru/archive/110/2T26T/ (дата обращения: 29.01.2018).
43. Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www. imli.ru/nauka/ds/002_209_02/seregina. php
44. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир; Пер. с англ. под ред. и с предисл. д-ра филол. наук проф. А.Е. Кибрика. - М.: Прогресс: Универс, 1993. - 656 с.
45. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
46. Скнарев Д.С. Фразеологизмы русского языка с компонентами- соматизмами: проблемы семантики и прагматики: Дисс. ... канд. филол. наук / Д.С. Скнарев. - Челябинск, 2006. - 240 с.
4Т. Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л. И. Тимофеева и М. П. Венгрова. М., 1963.
48. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 198Т.
49. «Словарь современного русского литературного языка» (в 17 томах) / Под ред. Б.И. Чернышева. М., 2012.
50. Словарь русской литературы. / Под ред. М. Г. Уртминцевой. Н. Новгород, 1997.
51. Старых О.В. Соматизм как особый класс слов в лексической системе церковнославянского языка / О.В. Старых // Вестник ПСТГУ: Филология. - 2011. - вып. 2(24). - с. 80-85
52. Субботин С. И. о некоторых источниках текста «Ключей Марии» с. Есенина //Текстологический временник. русская литература XX века: вопросы текстологии и источниковедения. М., 2009. с. 231- 244.
53. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. - М., 1986. - 142 с.
54. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия. - М.: Наука, 1998. - 179 с.
55. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. - М.: Наука, 2000.
56. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»(в 4 томах). М., 2015
57. Фатющенко В. И. Русская лирика революционной эпохи (1912-1922 гг.). М., 2008.
58. Федосеева Т. В. «Исповедь хулигана» С.А. Есенина как лирическая книга //Фольклорные и литературные исследования: современные научные парадигмы : материалы науч. конф. с междунар. участием / Омск. гос. пед. ун-т. ; отв. ред.: О.Л. Гиль, Э. И. Коптева. Омск, 2013. с. 124-128.
59. Федосеева Т. В. Творчество С.А. Есенина 1910-х гг.
60. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста / Н.М. Шанский. - Л., 1990. - 415 с.
61. Швецова Л. K. Сергей Есенин и Андрей Белый //Изв. Ан сср: сер. лит. и яз. 1985. Т. 44. № 6. с. 535-547.
62. Шмелев А.Д. Строение человека в русской языковой картине мира / А.Д. Шмелев // Русская языковая модель мира: Материалы к словарю.
- М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 19-37.
63. Шмелев А.Д. Языковая картина мира: лингвистический и
культурологический аспекты / А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 1998. - 224 с.
64. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: на материале русского языка / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1973. - 280 с.
65. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М., 1964. - 224 с.
66. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М., 1977. -335 с.
67. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М: Наука, 1973. - 280 с.
68. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. / Л.В. Щерба; под ред. Л.Р. Зиндер, М.И Матусевич. Москва, 2004. - 427 с.
69. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Чёрного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.,
2001.
70. Шульская О.В. Глаза и очи в русской поэзии XX в. / О.В. Шульская // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1986. - С. 127 -140.
71. Яшманова В. А. Инструментальность и субъективно-объективные отношения // Теория функциональной грамматики. СПб, 1992. - С. 178



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ