Введение
1. Экономическое сущность понятия затрат в организациях
1.1. Экономическое содержание понятия затрат в организациях
1.2 Классификация затрат.
2. Учет затрат в транспортной организации по данным ООО «ЗПАТП» 2.1.Особенности бухгалтерского учета затрат в транспортной организации
2.2. Особенности учета затрат в транспортной организации для целей налогообложения
З.Анализ и контроль затрат в транспортной организации по данным ООО «ЗНАТИ»
3.1. Анализ затрат в транспортной организации
3.2.Анализ исполнения бюджета в транспортной организации и пути его совершенствования
3.3.Организация контроля затрат в транспортной организации и пути его совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Предпринимательская деятельность в первую очередь связана с эффективностью расходов живого и овеществленного труда, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Для эффективного управления расходами предпринимательской деятельности необходимо владеть категориями "расходы" и "затраты".
Категории затрат и расходов используются экономистами и менеджерами в процессе решения как текущих (тактических, краткосрочных), так и перспективных (стратегических, долгосрочных) управленческих задач. При оперативном управлении организацией на разных уровнях используются, как правило, бухгалтерские затраты, то есть затраты, фактически понесенные организацией. Такие суммы отражаются в системе бухгалтерского учета. Для решения стратегических вопросов наряду с бухгалтерскими затратами обязательно изучаются экономические затраты.
Затраты и расходы организации являются одними из основных объектов учета, анализа и управления. Поэтому возрастание роли затрат в управлении организацией обусловливает актуальность совершенствования управленческого учета затрат.
Данная работа посвящена оценке применения системы учета, контроля и анализа затрат на примере конкретного предприятия, ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие».
Цель дипломной работы состоит в исследовании основных аспектов организации системы учета, контроля и анализа затрат в транспортных организациях.
Исходя из этого, при написании работы, ставились следующие задачи:
-рассмотреть экономическое содержание понятия «затрат»;
-рассмотреть нормативные документы бухгалтерского учета (ПБУ), регламентирующие порядок учета затрат на предприятии;
-раскрыть вопросы, связанные с особенностями бухгалтерского учета затрат в транспортных организациях;
-раскрыть вопросы, связанные с особенностями автоматизации бухгалтерского учета затрат в транспортных организациях;
-раскрыть вопросы, связанные с особенностями организации контроля затрат в организации, и дать свои рекомендации по его усовершенствованию;
-провести анализ прямых и косвенных затрат организации;
-провести анализ исполнения бюджета в организации;
-дать свои рекомендации по усовершенствованию исполнения бюджета в организации, направленные на оптимизацию затрат, устранения не производительных потерь в организации.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие».
Предметом исследования являются организационные и методологические аспекты организации учета, контроля и анализа затрат на предприятии.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Источниками для написания работы послужили федеральные законы, федеральные нормативно-методические документы бухгалтерского учета, нормативные документы международных стандартов финансовой отчетности. При написании дипломной работы были изучены труды авторитетных специалистов в области учета затрат Т.В. Шишковой, М.А. Вахрушиной, С.А. Котлярова, С.А. Николаевой , Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер , Г.А. Безрученко, А.А. Галдиной, источниками для написания дипломной работы также являлись нормативные документы организации:
- Приказ № 1 «Показатели финансово-хозяйственной деятельности
предприятия» на 2015г., так называемый, Бюджет доход и расходов;
- Бюджет движения денежных средств на 2015г. и другие материалы.
В первой главе приведено экономическое содержание понятия «затрат» с различных точек зрения разных авторов: отечественных, зарубежных, согласно нормативным документам ПБУ РСБУ, и нормативным документам МСФО; рассмотрены нормативные документы бухгалтерского учета, регулирующие порядок учета затрат на предприятии.
Во второй главе раскрыты вопросы, связанные с особенностями бухгалтерского учета затрат по списанию автотранспортных средств, автошин, горюче-смазочных материалов, расходов на первое техническое обслуживание - ТО-1;второе техническое обслуживание - ТО-2, аккумуляторных батарей, заработной платы водителей.
В третьей главе приведен анализ прямых и косвенных затрат в организации; приведен анализ исполнения бюджета в организации; раскрыты вопросы, связанные с особенностями автоматизации бухгалтерского учета затрат в организации на базе существующей программы 1-С «Бухгалтерия» (8.3-версия); раскрыты вопросы, связанные с особенностями организации контроля затрат в организации, и даны предложения по его усовершенствованию, даны предложения по усовершенствованию исполнения бюджета в организации, направленные на оптимизацию затрат, устранения не производительных потерь в организации, а именно, рекомендации по формированию: оптимального графика обновления автопарка, автошин, аккумуляторных батарей; оптимальных затрат на горюче-смазочные материалы, затрат на ТО1 и ТО2, заработной платы водителей.
В приложении приведены таблицы с результатами анализа затрат и исполнения бюджета в ООО «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие».
Затраты представляют собой любые расхода: организации за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Отсюда затраты - это любые платежи организации за использование тех или иных экономических ресурсов, а формирование расходов связано с определением момента продажи: в момент продажи организация признает доходы и ту часть понесенных затрат, которая связана с полученными доходами, что и признается расходами организации.
В российской практике учет расходов и требования к нему изложены в Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99 "Расходы организации", утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015г.) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99".
В соответствии с этим ПБУ 10/99 "расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)." [3].
Бухгалтерский учет расходов по списанию автотранспортных средств, автошин, горюче-смазочных материалов, расходов на техническое обслуживание, аккумуляторных батарей, заработной платы водителей, на исследуемом предприятии ООО«ЗПАТП» регулируется учетной политикой, что позволяет обеспечить единство методологии при организации ведения бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. План счетов бухгалтерского учета разработан на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000
№ 94н. Бухгалтерский учет выше перечисленных расходов на предприятии ведется, в соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О
бухгалтерском учете», «путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета» [2, п.4 ст.8] и в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 "Расходы организации". Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.
Автоматизация бухгалтерского учета на исследуемом предприятии осуществляется на платформе 1С «Бухгалтерия» версия 8.3» и дополнительной настройки к данной программе 1С «Управление автотранспортом», программой 1С «Заработная плата и управлением персоналом» (ЗУП).
Программа «Управление автотранспортом» позволяет формировать основные отчетные формы для текущего анализа работы автотранспорта: данные по фактическим пробегам, анализ выхода автопарка, анализ ремонтных листов и т.д. Все отчетные формы могут формироваться ежедневно и с нарастающим итогом в общем виде по всему автопарку техники, так и в разрезе каждой единицы техники. Отчетные формы позволяют отслеживать текущую деятельность отдела эксплуатации, формировать прогнозные данные по выручке от оказания транспортных услуг, количества ремонтов и простоя и т.д.
В результате исследования было выявлено, что автоматизированный бухгалтерский учет на поставку материальных ценностей и оказание услуг: запасных частей, текущей ремонт, техническое обслуживание автомашин и прочие расходы, осуществляется без увязки с программой 1С «Управление автотранспортом», что является его основным недостатком.
Таким образом, основным недостатком в организации контроля затрат на сегодняшний день является ограниченное использование на исследуемом предприятии большего чиста возможностей программы 1С «Управление автотранспортом» и 1С «Бухгалтерия».
Автор дипломной работы свои предложения по усовершенствованию системы учета, контроля и анализа затрат на предприятии, предлагает построить на дальнейшем внедрении учета путевых листов на базе существующей программы 1-С «Бухгалтерия» (8.3 версия) и дополнительной настройки к данной программе 1С «Управление автотранспортом». Данный учет путевых листов, должен быть основан на учете и контроле пробега автомашины, который анализируется и сравнивается с разработанными (имеющимися) нормативами обновления автотранспортных средств, автошин, проведения плановых технических осмотров, замены аккумуляторных батарей, которые необходимо заложить в программный комплекс 1-С «Управление автотранспортом». Результаты данного анализа обрабатываются ежеквартально (ежегодно), и включаются в ежеквартальный (ежегодный) бюджет предприятия, в виде планируемых расходов на приобретение автотранспортных средств, автошин, аккумуляторных батарей ,проведения плановых ТО1, ТО2.
Вторым недостатком в организации учета затрат на предприятии является низкий квалификационный уровень инженерно-технических сотрудников по вопросам эффективного использования интегрированного программного комплекса 1С «Бухгалтерия».
Для устранения данного недостатка автор дипломной работы предлагает заинтересовать сотрудников в показателях работы предприятия, и «привязать» заработную плату каждого сотрудника к основным показателям работы отдела, в котором он работает, дополнив тем самым, основные показатели работы предприятия: выполнение планов по выручке, прибыли от реализации, рентабельности, непосредственными производственными показателями каждого функционального отдела:
- ПТО: не превышение предельного уровня ремонтов на весь автопарк техники; не превышение лимитов затрат по статье капитальный ремонт и текущий ремонт; не превышение максимального показателя остатка топлива в баках;
- отдел эксплуатации: отсутствие возвратов от заказчиков I реестров транспортных услуг; выполнение плана! выручки; не превышение месячного лимита|машино-часов на!собственные нужды;
- отдел безопасности дорожного движения: не превышение максимального числа нарушений скоростного режима; отсутствие дорожно-транспортных происшествий; проведение плановых ежемесячных проверок при выезде техники;
- отдел охраны труда: соблюдение ежемесячных лимитов по статье «Охрана! труда»; проведение плановых ежемесячных проверок на! предмет нарушений правил охраны!труда.
Внедрение данного предложения должно привести, по мнению автора дипломной работы, к появлению индивидуальной ответственности и инициативы со стороны сотрудников предприятия. В данном случае сотрудники каждого функционального отдела! непосредственно отвечали бы за! свои обязанности, отслеживали свои лимиты затрат и уже сами бы «сигнализировали» руководству о том или другом превышении лимитов, и предлагали пути решения проблемы.
Из проведенного анализа! затрат на! предприятии, можно сделать определенные выводы: в отчетном периоде по сравнению с предыдущим имело место рост затрат. На! 1 рубль от продаж рост составил 5,94 коп. или 7,27% , что обусловлено ростом удельных затрат по выплате страховых взносов и эксплуатационных затрат, в частности капитальных ремонтов техники, в тоже время наблюдается снижение уровня зарплатоемкости на!0,10 коп.
Из данных анализа видно, что размер затрат на рубль продукции возрос на 5,94 коп. из-за следующих факторов:
-увеличения страховых взносов на! 1,93 коп., ТО и ТР автомашин на!0,47 коп., капитального ремонта!техники на! 1,99 коп., общехозяйственных расходов на 1,14 коп., ГСМ на!0,72 коп. В тоже время имеется экономия по статьям смазочные
материалы - 0,03 коп., приобретение авторезины -0,19 коп., заработная плата водителей -0,1 коп.
Также можно констатировать, что в сравнении с прошлым годом автопарк предприятия увеличился на 14 единиц техники и составил 173 единиц техники (в 2014 году техники было 159 единиц), прирост техники составил 8,8%. Производственная программа была перевыполнена относительно прошлого года на 21 тыс м/час и составила 368,8 тыс.м/час., рост составил 6,1%. Рост выполнения производственной программы составил ниже общего роста количество техники, что говорит о неполном использовании всего автопарка техники на предприятии, это четко прослеживается при анализе показателя выработки на 1 единицу техник,, в 2014 году выработка составила 2 187 м/часа, в отчетном году выработка составляет 2 132 м/час, снижение составило на 55 м/час или примерно 8 рабочих дней за 9 месяцев. Снижение данного показателя говорит о «пробелах» в работе отдела эксплуатации, идет динамика снижения выхода техники относительно показателей прошлого года. Выручка от реализации составила 153 млн. руб., относительно прошлого года рост составляет 15,2%, что обусловлено ростом автопарка (8,8%) и ростом тарифов на транспортные услуги (на 7%), за 9 месяцев 2015 года тарифы были пересмотрены и увеличены . Основной причиной роста тарифов является постоянный рост цены на топливо. Затраты на транспортные расходы относительно прошлого года увеличились на 23% и составили 134 млн. руб., чистая прибыль снизилась относительно 2014 года на 5 млн. руб., процент снижения составил 28%. Снижение прибыли обусловлено ростом затрат на предприятии, в первую очередь техническое обслуживание и текущий ремонт, капитальный ремонт. Но следует отметить, что затраты увеличены и по причине роста автопарка предприятия.
Из анализа выполнения плановых показателей видно, что рост эксплуатационных затрат значительно выше прочих затрат. Предприятие тратит значительные средства на долю текущих и капитальных ремонтов, что говорит о высоком уровне ремонтов в организации. Большое количество ремонтов не характеризует положительно деятельность предприятия, т.к. это влияет на общий показатель выхода автопарка в день, дает снижение выручки, ухудшения таких показателей, как коэффициент использования парка (КИП) и коэффициент технической готовности парка (КТГ). Также, если наблюдается сильное превышение от плана по статье ТО и ТР, КР ,это может свидетельствовать о низких плановых лимитов по данным статьям - предприятию не в полном объеме выделены лимиты по данным статьям.
Для совершенствования исполнения бюджета на предприятии автор дипломной работы предлагает существующие формы БДДС и Приказа № 1 Приказ № 1 «Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия» «привязать», с помощью дополнительных программных настроек, к работе автоматизированного комплекса на базе 1С «Бухгалтерия». Это позволило бы:
- сократить значительную часть времени и отслеживать ежедневно
изменения по исполнению данных основных плановых документов;
- привязать ежемесячные планы по конкретным статьям бюджета к производимым в системе 1-С «Бухгалтерия» операциям по конкретным договорам , а именно, оприходование счетов-фактур, формирование платежных поручений, что позволило бы снизать, или свести к нулю, роль человеческого фактора.
Также для оптимизации затрат и улучшения контроля одним из предложений может выступить увеличения «горизонта» планируемого периода БДДС с одного месяца до одного квартала и придания ему «скользящего» характера, что исключило бы непроизводительные потери рабочего времени на его постоянную корректировку.
Таким образом, внедрение на предприятии всех выше перечисленных предложений приведет к повышению слаженной аналитической работы функциональных отделов по планированию, учету, контролю и анализу затрат на предприятии.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часта вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 01.10.2016)// Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (действующая редакция, 2016 ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
3.Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н ( в ред. от 06.04.2015) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
4.Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению : Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 08.11.2010) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
5.Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01: Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 24.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
6.Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01: Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (в ред. от 16.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
7.Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (в ред. от 24.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
8. Представление финансовой отчетности: Международные стандарты финансовой отчетности - IAS 1;
9. Запасы: Международные стандарты финансовой отчетности - IAS 2;
10.Основные средства: Международные стандарты финансовой отчетности- IAS 16;
11 .Нематериальные активы : Международные стандарты финансовой отчетное™ - IAS 38;
12. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 272 с.
13. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России. Налоговые споры: теория и практика / М. Д. Абрамов // Финансовый бизнесмен. -
2007. — №9.-С.2-9.
14. Адамов Н.. Еремин И. Учет по центрам финансовой ответственности // Финансовая газета. 2008. №2. - С.9.
15. Андреева Е.В. Затраты в хозяйственной деятельности организаций // Знания — стратегический ресурс экономики. - Челябинск: РГТЭУ, 2009.
16. Аверчев И. В. МСФО : учеб. Пособие / Аверчев И. В. - М.: Изд-во Эксмо,
2008. -256 с.
17. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебник / В.П. Астахов. - 7¬е изд. - М.: МЦФЭР, 2007. - 1070 с.
18. Атаманов Д.Ю. Распределение затрат при калькуляции себестоимости традиционным и операционно-ориентированным методом // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2003. - № 3.
19. Балабанов И.Т. Фин. анализ и планирование хозяйственного объекта : учеб. пособие / Балабанов И.Т. - М. : Финансы
20. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.- М.:Финстатинформ,2000.-533с.
21. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
22. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник / И.В. Ершова, Т.М. Иванова. -М.: Изд-во «Кнорус», 2007. 315 с.
23. Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебное пособие / О.В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 512 с.
24. Лапыгин Ю.Н. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат: практическое руководство / Ю.Н. Лапыги, Н.Г. Прохорова. - М.: Эксмо, 2007.
25. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг): Методика и практикум. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 144
26. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2010.
27. Котляров С.А.Управление затратами.- СПб.:Питер,2001.-с.14
28. Костромина Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент. - 2004. -№4.
29. Макарьев И.Н. Учет прямых и косвенных расходов для целей
налогообложения // Налоговый вестник.- 2008.- №11-С.12
30. Мещеряков В. Отчет о прибылях и убытках // практическая бухгалтерия. 2005. №1. ИПС КонсультантПлюс // [Электронный ресурс]
31. Мошкина А.Е. Стратегия развития на основе бюджетирования в условиях кризиса // Современный бухучет.-2008.- N 2- С.5-8.
32. Николаева С.А. Управленческий учет, «Информационное агентство «ИПБ- БИНФА»,2002., с. 9.
33. Николаева С.А., Безрученко Г.А., Галдина А.А. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы
трансформации, направления реформирования.-Аналитика-Пресс,2002.
34. Николаева С.А. Формирование себестоимости в современных условиях // Бухгалтерский учет. - №11. - 2007.
35.Осипенкова О.П. Управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2007. - 397с.
36. Петров В.А. Себестоимость транспортных услуг// Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение.-2007, N 3
37. Подкопаев М.В. Управленческая отчетность организации // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- N 15- С. 15-18.
38. Семенов М.В. Учет ГСМ на автотранспортных предприятиях / М.В.Семенов // Финансовый бизнесмен. - 2008. — № 9. - С. 2 - 9.
39. Савицкая Г.В Анализ себестоимости продукции (работ, услуг): учебник - М.: ИНФРА-М, 2005.
40. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2010
41. Савчук В.П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности // Интернет-Издание Gaap.ru.-2004.
42. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2006.
43. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: Учеб. рособие. - М.: Инфра-М, 2007.
44.Чуева Л.Н. Экономика фирмы. Учебник для студентов. - 2-изд. - М.: Дашков и К. - 2008.
45. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2000., с. 20;
46. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. - СПб.: Бизнес-Микро, 2006. - 388с.
47. Шишкова Т.В. Классический управленческий учет, М.:УРСС,2010г.
48.Экономика предприятия (фирмы):Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007.
49.Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. - М.: ЮНИТИ- ДАНА. - 2008.