ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
1.1 Содержание понятия, структура и функции общего образования:
региональный аспект 11
1.2 Зарубежный и отечественный опыт управления развитием сферой общего
образования региона 18
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ развития общего образования в Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности управления развитием общего образования в
Челябинской области 43
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРОЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
3.1 Направления совершенствования управления развитием общего образования
в регионе 54
3.2 Мероприятие по повышению эффективности управления развитием общего
образования в регионе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Образование решает главную государственную задачу: воспроизводство человеческого капитала. Значит, оно должно быть доступным, качественным и конкурентноспособным. Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.
В теоретической части были рассмотрены содержание понятия, структура и модели управления общим образованием, проанализирован отечественный и зарубежный опыт управлением образованием, рассмотрена методика анализа оценки эффективности управления развитием сферой общего образования региона.
В аналитической главе представлен анализ оценки эффективности управления развитием сферой общего образования в Челябинской области.
После произведенного анализа реализации оценки эффективности управления развитием сферой общего образования были выделены слабо развитые показатели управления общим образованием:
- мало образовательных организаций отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, процентов;
- мало мест в дошкольных учреждениях;
- слабые результаты ЕГЭ;
- слабо используются информационно-коммуникационные технологии. Основным мероприятием по эффективности управления развитием сферой
общего образования в Челябинской области должно быть совершенствование в целом системы управления общим образованием.
Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.
Новые социокультурные условия России предполагают изменения во всех сферах жизни общества. Одна из первоочередных задач модернизации системы управления образованием, перераспределении и уточнении полномочий между центральными, региональными и местными органами управления. С одной стороны, расширение прав и повышение ответственности региональных и местных органов и самих образовательных учреждений с другой, усиление ответственности федеральных органов власти за оптимальное функционирования системы образования в Российской Федерации. Ведущее направление деятельности центральных органов в новых условиях состоит в выработке национальной доктрины и стратегии развития всей сферы, определение приоритетов на обеспечение крупных социально-педагогических экспериментов и выращивании практико-ориентированной психолого-педагогической науки, мониторинг общественного мнения и информирование его о процессах развития образования.
Главное направление деятельности региональных и местных органов управления - развитие региональных образовательных систем на основе государственных требований, местных социально-экономических условий, национальных и культурно-исторических особенностей, необходимости различных типов и видов образовательных учреждений и услуг.
Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за
собственное воспитание и развитие.
Качество, конкурентоспособность профессионального образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. Изменение условий развития мирового сообщества оказало значительное влияние на развитие системы управления образованием.
Инициативы Президента Российской Федерации Путина В.В. в сфере образования, объявленные 5 сентября 2005 года, восприняты педагогическим и научным сообществом как новый мощный импульс развития системы образования, как конкретные шаги на ближайшую перспективу, на поддержку учительства.
Деятельность по реализации национального проекта «Образование» осуществляется в соответствии с идеями основополагающих документов и нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г.;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные 9 декабря 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы.
Анализ работы управления образованием Челябинской области позволяет говорить о состоянии готовности к реализации новых образовательных и научных проектов.
Руководствуясь Сетевым планом по реализации приоритетного национального проекта «Образование», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.01.2006 г. № 1, в Челябинской области организована деятельность по нескольким основным направлениям:
1) управление реализацией национального проекта «Образование»;
2) нормативно - правовое обеспечение реализации национального проекта «Образование»;
3) финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование»;
4) реализация направления «Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы»;
5) реализация направления «Поощрение лучших учителей»;
6) реализация направления «Информатизация образования»;
7) реализация направления «Поддержка одаренных детей, способной и талантливой молодежи»;
8) реализация направления «Дополнительное вознаграждение за классное руководство»;
^организационное сопровождение реализации национального проекта «Образование».
Программно-целевой подход к управлению предполагает осуществление взаимосогласованных изменений в управляемой и управляющих подсистемах центрального, регионального, муниципального образования как целого. Можно выделить такие основные характеристики регионального управления, как законосообразность, прогностичность, ориентированность системы на развитие образования, расширение сферы сервисных услуг, целенаправленность, гибкость и экономичность.
Составной частью демократизации управления, без которой не может быть развития образовательной системы, является реорганизация системы контроля и регулирования за качеством и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата - уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовыми к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе, в новых социокультурных условиях.
Цель работы: заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления общим образованием на уровне Челябинской области.
Из этой цели вытекает ряд задач:
1) изучить теоретические и методологические аспекты управления общим образованием в регионе;
2) провести анализ моделей управления общим образованием региона;
3) оценить эффективность управления общим образованием в Челябинской области;
4) выявить проблемы управления общим образованием в Челябинской области;
5) разработать рекомендации по совершенствованию управления общим образованием в Челябинской области.
Результат работы является мероприятие по повышению эффективности управления развитием общего образования в Челябинской области.
Образование решает главную государственную задачу: воспроизводство человеческого капитала. Значит, оно должно быть доступным, качественным и конкурентноспособным. Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.
В теоретической части были рассмотрены содержание понятия, структура и модели управления общим образованием, проанализирован отечественный и зарубежный опыт управлением образованием, рассмотрена методика анализа оценки эффективности управления развитием сферой общего образования региона.
В аналитической главе представлен анализ оценки эффективности управления развитием сферой общего образования в Челябинской области.
После произведенного анализа реализации оценки эффективности управления развитием сферой общего образования были выделены слабо развитые показатели управления общим образованием:
- мало образовательных организаций отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса, процентов;
- мало мест в дошкольных учреждениях;
- слабые результаты ЕГЭ;
- слабо используются информационно-коммуникационные технологии. Основным мероприятием по эффективности управления развитием сферой
общего образования в Челябинской области должно быть совершенствование в целом системы управления общим образованием.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О государственной программе Челябинской области Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2019 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 338-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru
3. Об областной целевой Программе развития образования в Челябинской области на 2013 - 2015 годы Постановление Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 520-4-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru
4. О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области Постановление Правительства Челябинской области от 30.12.2016 г. № 749-П от 22.10.2013 г. № 338-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru
5. Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации
государственных программ Челябинской области. Постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2014 г. № 744-П
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru
6. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: постановление Правительства Российской Федерации Российская Федерация. Правительство от 17 июня 2004 г. № 300.[Электронныйресурс].-Режимдоступа: http://www.www.obrnadzor.gov.ru
7. Аминов, А.А. Концепция эффективности развития образовательных учреждений. [Электронный ресурс] /Аминов, А.А. - Режим доступа : http://tshebakly.b-uki.omskedu.ru/glavnaya_stranicaroekt_razvitiya_shkoly.
8. Аранович, М.Л. Индикаторы оценки качества образования. [Электронный
ресурс] /Аранович, М.Л. -Режим доступа: http://www.slideshare.net
/OPENCU/ss-5676984.
9. Арефьев, А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы / Арефьев. // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С.144- 157.
10. Арефьев, А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы / Арефьев. // Высшее образование в России. - 2008. - - № 3. - С.124- 136.
11. Арутюнова, Д.В. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка:. Таганрог, 2005. - 181 с.
12. Бордовский, Г. Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
13. Багаутдинова, Н. Г. Проблемы образования, профессиональной адаптации и социализации молодежи / Н. Г. Багаутдинова // Проблемы современной экономики: Евразийский междуродный научно-аналитический журнал. — 2002. — № 3/4(3/4).
14. Багаутдинова, Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса/ Н.Г. Багаутдинова. — М.: Экономика, 2003. - 426 с.
15. Барабанова, С. Законодательство и образование (быть ли в России Кодексу об образовании?) / С. Барабанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 79-82.
16. Белокоровин, Э. Опыты с бенчмаркингом / Э.Белокоровин // Маркетолог. -
2005. - №7. - С. 5-8.
17. Беляков, С.А., Куклин, В.Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием /С.А Беляков., В.Ж Куклин, // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3(26). - С.10-23.
18. Берштейн, Л.С.,Боженюк, А.В. Нечеткие графы и гиперграфы/ Л.С Берштейн., А.В.Боженюк. -М.: Научный мир, 2005. - 256 с.
19. Бобров, Л.К. В контексте интернационализации образования/ Бобров Л.К. // Высшее образование в России. - 2009. - № 10. - С. 49-56.
20. Боровская, М. А. Механизм социально-экономического партнерства предприятий и вузов. Режим доступа: http://www.keconomy.tsure.ru (дата обращения: 14.12.2017)
21. Вербицкая, Л., Касевич, В. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 16-20.
22. Волгина, С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: автореф. дисс. ...канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009. - 28 с.
23. Волочиенко, В.А. Организация управления производственным процессом машиностроительного предприятия на основе распознавания проблемных ситуаций (Теория, методология, методы реализации): монография. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 216 с.
24. Вольчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Режим доступа: http://www.ie.ru/ (дата обращения: 15.11.2017)
25. Воронин, М., Хохолова Е. Качество - стратегия 21 века // Высшее образование в России. - 2006. - №2. - С.114-118.
26. Жамин, В. А. Экономика образования (вопросы теории и практики) / В. А. Жамин. — М.: Просвещение, 1969. — 335 с.
27.Зеленова, Л.П. Показатели качества образования и оценки эффективности образовательной деятельности/ Л.П.Зеленова // Народное образование. - 2011. - № 10. - С. 86-91.
28.Кириллова, С. Внешний аудит - это не ЕГЭ // Управление школой [электронный ресурс]. - 2015. - № 22.
29. Комплексный проект модернизации образования России. URL: http: //s_shegl .cha. edu54. ru/p26aa 1. html
30. Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва. - М.: Педагогика, 2001. - 88 с.
31. Мишин, Б. И., Грохольская О. Г. Какой должна быть эффективная школа сегодня? // Сервис в России и за рубежом [Электронный ресурс] Режим доступа -2015. -№ 5. -С. 88-96.
32. Направление «Эффективная школа»: формирование философии
«эффективная школа - школа ответственного будущего»
33. Новожилов, Э.Д. Определение экономической эффективности образования /Э.Д. Новожилов// Народное образование. - 2016. - № 10. - С. 21-30.
34. Старилов, Ю. Н. Субъекты. Органы управления. Государственная служба / Ю. Н. Старилов. - Воронеж : экспо, 2001.- 126 с.
35.Челябинская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Челябинскстат. - Челябинск, 2016. - 221 с.