ВВЕДЕНИЕ 3
I. ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ 10
РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО И ОККУЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1. Причины распространения религиозного экстремизма и радика- 10
лизма в интернете в современной России
1.2. Механизмы деструктивной деятельности экстремистских рели- 25
гиозных объединений в сети интернет
II. ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ 37
РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ИНТЕРНЕТ-
СООБЩЕСТВАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Интернет-сообщества, как инструмент деструктивной деятель- 37
ности экстремистских и радикалистских новых религиозных объе¬динений
2.2. Методика мониторинга, профилактики и основных направлений 51
противодействия религиозному экстремизму и радикализму в ин¬тернете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования проблемы экстремизма определяется тем, что на сегодняшний день экстремистская деятельность представляет со¬бой одну из наиболее опасных угроз национальной безопасности Российской Федерации, всей системе жизнедеятельности российского общества. От ред-ких, по большей части хулиганских форм экстремизма в начале 1990-х годов прошлого века практика экстремизма проделала путь к массовым противо-правным акциям, взрывам, поджогам, убийствам, иным тяжким противо-правным деяниям. Единичные субъекты экстремистской деятельности сме-нились экстремистскими сообществами, охватывающими значительное ко-личество лиц.
С момента начал ведения официальной статистики экстремистских преступлений их массив вырос более чем в четыре раза и продолжает расти. При этом отметим наличие значительных сложностей в квалификации пре-ступлений экстремистской направленности, значительный объем латентно¬сти, присущий данному виду преступности. Преступления экстремистской направленности следует понимать, как «верхушку айсберга», самое яркое выражение экстремизма, тогда как распространенность экстремистских идей, экстремистского мировоззрения в обществе гораздо шире.
Угроза экстремизма остро стоит не только перед Россией. Значитель¬ное количество стран мирового сообщества сегодня сталкиваются с экстре-мисткой деятельностью. Резонансные насильственные экстремистские акции, усиливающаяся активность экстремистских структур вынуждает мировое со-общество обратиться к поиску путей осмысления и эффективного противо-действия этой угрозе.
Таким образом, актуальность данного исследования обнаруживается в связи с тем, что на сегодняшний день одним из приоритетных вопросов для России является вопрос сохранения и укрепления целостности российского государства в условиях нарастающего экстремистского насилия, что возмож-но только в результате создания целостной и непротиворечивой системы стратегии профилактики и противодействия религиозному экстремизму и фундаментализму в средствах массовой информации и коммуникации, к ко-торым относится интернет-пространство.
Степень разработанности проблемы. Рассматривая вопрос о степени разработанности проблемы, необходимо упомянуть о том, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области проти-водействия экстремистской деятельности и Федеральным списком экстреми-стских материалов, мы не можем привлекать к нашему анализу ряд произве-дений. Так, мы будем вынуждены опустить ссылки на труды основополож-ников фашизма, отдельных приверженцев идеи построения религиозного го-сударства, иные работы, признанные экстремистскими в установленном за-коном порядке. Изучению феномена экстремизма уделялось значительное внимание на протяжении последних лет. В юридической науке феномен экс-тремизма подвергался глубокому анализу в работах С.В. Дьякова , И.А. Ку-ницына , И.М. Рассолова , А.Х. Валеева , Ю.Д. Денисова , С.А. Ещенко , Н.Г. Иванова , В.П. Кашепова , Н. Халла и ряда других исследователей.
С психологических позиций экстремизм получил определенное рас-смотрение в работах Е.В. Круглова , В.И. Красикова, М.Ф. Мусаеляна, Ю.М. Антоняна, Е.Н. Юрасовой, Ф.В. Кондратьева , А.М. Сысоева, Р.М. Узденова, М.В. Кроза, Н.А. Ратиновой и ряда других.
Как социальное явление экстремизм рассматривается в работах О.С. Жуковой , Л.И. Залихановой , Ю.А. Зубок , Т.И. Заславской , О.А. Руса-новой , М.Н. Руткевич , М.М. Градусовой, С.Е. Рыбакова, Г.В. Кожевнико¬вой, Р. Гриффина, В. Лихачева, П.Е. Суслонова, В.А. Бурковской, Е.О. Кубя- кина, Д.Э. Аминова, А.П. Назаретяна, Р.Э. Оганяна, А.А. Козлова, А.В. Дмитриева, А. Мерари, и др.
Политологическая трактовка экстремизма была предложена в работах
17 18 19
А.Т. Смирнова , А.Ф. Истомина , М.А. Краснова , Х. Кичельда, Г.К. Робер¬та, П. Меркля, С. Мадда, О.Ф. Русаковой, П.Е. Суслонова, М. Эрмерта, М. Лероя, С.Р. Коэпена, А.С. Грачева, И.С. Морозова и др.
Отдельно следует упомянуть о значительном количестве работ, посвя-щенном такому яркому проявлению экстремизма как террор. Нельзя не ука-зать на работы Жафярова А.Г., Караваев А.Г., Колесов Д.В., Сафиуллина Н.Х., Лакера В., Устинова В.В.,
В меньшей степени мы наблюдаем осмысление экстремизма. Как в отечественной, так и в зарубежной философской мысли подобные примеры являются единичными. Так, можно отметить работы И.А. Сазонова , А. Ум-ланда , М. Фухса и некоторых других. Отдельные аспекты экстремизма и фундаментализма получали свое осмысления, но целостной картины экстре-мизма как сущностно нового феномена насилия создано не было.
При этом важные характеристики отдельных форм экстремизма пред-ставлены в работах А. Басалай , Б.Н. Бессонова, А.Г. Залужного , С.Н. Бул-гакова, Г. Джемаля, В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана, а также некоторых других.
Несмотря на значительную теоретическую ценность данных концеп¬ций, многие вопросы исследования проявлений религиозного экстремизма и фундаментализма в сети Интернет остаются не раскрытыми.
Проблема исследования - анализ и интерпретация экстремистской деятельности новых религиозных объединений деструктивного характера в интернете, а также выявление основных направлений профилактики религи-озного экстремизма в интернете и в интернет-сообществах в Российской Фе-дерации.
Объектом исследования выступает экстремизм в системе мультиме-дийного пространства в современной России.
Предметом исследования является религиозный экстремизм и фунда-ментализм в многообразии форм своих проявлений в различных сферах ин-формационного пространства российского сегмента сети интернета.
Целью исследования является анализ механизмов распространения и деятельности экстремистских и фундаменталистских новых религиозных объединений в сети интернета, а также исследование методики поиска, про-филактики и основных направлений противодействия религиозному экстре-мизму в интернете.
Задачи исследования:
- проанализировать причины распространения религиозного экстре-мизма и фундаментализма в интернете в современной России;
- выявить механизмы деструктивной деятельности экстремистских и фундаменталистских религиозных объединений в интернете;
- рассмотреть интернет-сообщества, как инструмент деструктивной деятельности экстремистских и радикалистских новых религиозных объеди-нений;
- исследовать методику поиска, профилактику и основные направления противодействия религиозному экстремизму в интернете.
Методологические основания исследования. В ходе решения постав-ленных в исследовании задач автором были использованы методы системно-структурного анализа, а также принципы: всестороннего рассмотрения пред-мета; восхождения от абстрактного к конкретному; единства теоретического и логического; принцип объективности; принцип единства социально-теологических и конкретно-научных знаний в научном исследовании. В ра-боте использованы также такие общенаучные методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключает-ся в предложенной автором концепции экстремистского насилия. Анализи¬руя научное осмысление такой актуальной проблемы современного общества как экстремизм, автор отмечает определенную тенденцию исследователей к описательным характеристикам данного явления, его эмпирическим формам в ущерб вопросу о его онтологическом статусе. Автор реализовал ранее не предпринимавшийся применительно к проблеме социальной онтологии экс-тремизма феноменологический подход, фиксирующий на уровне феномена новую разновидность насилия - экстремистское насилие. Ранее не выделяв-шееся в качестве самостоятельной разновидности экстремистское насилие, по мысли автора, имеет как идейную (легитимационную), так и практиче¬скую (многообразие эмпирических форм актуального и потенциального на¬силия) составляющие и локализовано в социально-политическом пространст¬ве. В смысловом отношении такое насилие противостоит насилию суверен¬ной политической власти демократического государства в силу несовмести¬мости трансцендентного и имманентного оснований легитимационного ми¬фа. Демонстрация трансцендентных оснований легитимационного мифа экс-тремистского насилия завершает авторскую концепцию и позволяет с ее по-мощью разрешить значимую проблему онтологических оснований социаль-ного бытия экстремизма, углубить понимание механизмов насилия в совре-менном обществе и альтернатив социального бытия в ситуации наличия экс-тремистского насилия в обществе, что в своей совокупности позволяет выйти на новые теоретические, методологические и праксиологические рубежи в современном социальной философии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мате-риалы работы и полученные автором выводы способны внести существен¬ный вклад в дальнейшее развитие теоретических знаний по проблемам дея-тельности экстремистских и фундаменталистких новых религиозных объеди-нений, углубить понимание механизмов поиска информации о противоправ-ных проявлениях религиозного радикализма и экстремизма в сети интернета, способствовать выработке эффективной системе профилактики распростра-нения религиозного фундаментализма в интернете.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материа-лы и полученные выводы будут полезны в рамках общей системы противо-действия экстремизму, а также функционально-технологических доктрин для государственных органов, непосредственно реализующих мероприятия по пресечению и предупреждению экстремистской деятельности. Выработанные в работе положения могут быть использованы и внедрены в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в рамках подготовки специализированных кадров для борьбы с экстремизмом, при разработке курсов «Новые религиозные движения», «Духовная безопасность личности» и соответствующих спецкурсов.
Апробация исследования. Основные положения данного исследова¬ния были изложены в докладах на четырех конференциях различного уровня: «Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре» (16-17 мая 2013 г., г. Белгород); «Евангелие в контексте современной культуры» (15 мая 2013 г., г. Белгород); «Гуманитарное знание и духовная безопасность че-ловека, общества, государства» (19 декабря 2013 г., г. Белгород); «Традици-онные культуры народов мира: история, интерпретация и восприятие» (30 ноября 2013 г., г. Белгород); «Евангелие в контексте современной культуры» (18 мая 2017 г., г. Белгород). По теме работы опубликовано 4 статьи.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена темой, спецификой ее раскрытия и используемой методологией. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы и источников.
На основании вышеизложенного, разрешено произносить о том, что отно-шение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей летописи чело-вечества было не однозначным. Очень почтивсе зависело от такого, кто и при каких обстоятельствах совершал суицид. Отношение к самоубийцам у раз¬личных народов и в различные эры изменялось от безоговорочного осужде- ния( у христиан) до преклонения перед ними( в Японии).
Первым, дошедшим до нас письменным источником безызвестного ав-тора, который сберег упоминания о суицидальном поведении, является древнееги¬петский " Спор разочарованного со собственной душой ", относящийся к эре Древнего королевства( xxi в. до н. э.). " Спор... " проникнут пережива-ниями одиночества и заброшенности, герой его ощущает себя одиноким в окру¬жающем сообществе, в котором все далеко и воинственно. В его строчках нет и знака на церковный ужас перед добровольным лишением себя жизни. Исторически первыми формами самоубийств, как установили архео-логи, изучавшие гробницы старых королей Шумера и Аккада( третье тыся-челетие до н. э.), были ритуальные самоубийства. В крайний путь совместно с коро¬лями отправлялись борьбы его собственной охраны. Они воспринимали смер-тельную дозу яда и навсегда оставались защищать собственного прави¬теля.
У старых кельтов( второе-первое тысячелетие до н. э) числилось для бойца стыдом дожить до беспомощной старости. Они считали, что люди, пособст- веннойволе обретшие погибель в другом мире, могли полагать на бла-женное наличие, а люди, умершие от заболевания или старческой дрях-лости, могли очутиться в преисподней.
Датские борьбы считали стыдом для себя помереть в глубочайшей старо-сти или от заболеваний. Когда жизнь старикам становилась им в тягость, они сбрасывались с высочайшей горы, которая называлась " Скала предков ". Буддизм состоит в вере в бескрайность перерождений. Прекратить ее разре¬шено лишь в состоянии Будды, мирянину же это полностью недо-ступно.
Самоубийство может привести к предстоящему перерождению, но уже не в виде человека, а, кпримеру, животного или беса.
В исламе суицид запрещалось Кораном и числилось тяжелей-шим из грехов. Правоверные мусульмане веруют, что судьба, предначер-танная Аллахом, станет определять всю их жизнь, и они должны терпеливо разрушать все удары судьбы. Однако, двоякое истолкование дозволяет отбирать себя жиз¬ни, при этом действие не считается самоубийством( шахиды). В из-вестном значении шахиды не являются самоубийцами, так как целью являет-ся смер¬тоубийство иного человека или группы людей, сам шахид в предоставленном случае рассматривается как воин Аллаха, павший на поле ругани.
В Римской империи погибель описывалась как акт избавления, в ко-тором усматривалось преимущество человека над богами. Поэтому для мудреца суицид могло быть полностью полезным. Немалую роль в распространенно¬сти самоубийств в Римской империи сыграл обычай, со-гласно которому провинившиеся должностные лица с поддержкой самоубий-ства " искупали вину ". В таком случае судебное гонение их семьям уже не угрожало.
Тема самоубийства была главный в письмах крупнейшего римского поэта, писателя и философа Л. А. Сенеки( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), занимаясь про-блемами практической философии, а втомжедухе выбора и обоснования жизненного поведения, выложил ряд уникальных идей о погибели. Эти идеи он высказывает в " Нравственных письмах к Луцилию ". К само-убийству у Сенеки двоякое известие. Первое: идти к погибели как к само-освобождению. " Лучшее из устроенного нескончаемым законодательством то, что он дал нам один путь в жизнь, но оченьмного - бросать из жизни ". И чтоб не му¬читься от заболеваний и от ката, лучше вылезти из кружка решетка, отбро¬сить все бедствия. Но при всем при этом, по Сенеке, натура человека сопро- тивля-ется боли и погибели. Но в определенных вариантах нужно идти соб¬ственный крест, из-бегать самоубийства. Так, он против сладострастной жа¬жды погибели. " Мудрый и Бравый обязан не удирать из жизни, а ретиро¬ваться " ". Осо-бенно принципиальна мысль Сенеки, выраженная в его напут¬ствии к Луцилию: невозможно вследствии ужаса погибели на себя прикла¬дывать руки.
Для Цицерона мишень жизни( 106-43 до н. э.) состоит в том, чтоб существо¬вать и любить себя в согласовании с природой, суицид не является огромным злобном. Самоубийство для мудреца, желающего быть преданным ей до кон¬ца, могло быть полностью полезным. Нужно отметить, что Цицерон и Л. А. Сенека свои философские взоры претворили в жизнь. Суицидальное поведе¬ние такового рода получает форму особенного вида художества, так, кприме- ру, в Египте в период правления Марка Антония была академия - " си- напофименон ", члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседаниях обговаривали и выдумывали новей¬шие его методы. Со пор средневековья меж Западом и Востоком стали от¬слеживаться значительные различия в восприятии самоубийства. В стра-нах Востока акт самоубийства почаще только не рассматривался как кое-что ан-тиобщественное - он не лишь не запрещался, но нередко, напротив, при-носил самоубийце почтение окружающих. Так, в Индии тихо ждать собст-венной погибели числилось стыдом до середины ХХ1 века. Мудрецами назы¬вали тех, кто сжигал себя живьем, когда наступала старость. Также прак¬тиковалось ритуальное самосожжение супруги, потерявшей собственного супруга.
В христианской традиции суицид попадает под непосредственный запреще-ние " не убий "( Втор. 5. 17). Фома Аквинский( 1225-1274) видел в нем:
1) грех против натурального закона, сообразно которому человек обязан лю¬бить себя;
2) грех против церковной общины;
3) грех против Бога, преимущество которого дарить или отнимать дар жизни никто не обязан присваивать себе.
После распоряжения Триденстского храма( 1568), официально при-знававшего на основании заповеди " не убий " суицид убийством, сформи-ровались надлежащие законодательные меры в большинстве госу-дарств Ев¬ропы, какие и определили преобладающее известие обще-ства к самоубий¬цам. Христиане считают суицид одним из тяжелей-ших грехов по той факто¬ру, что человек не может распоряжаться тем, что ему не принадлежит - жиз¬нью. Совершившие суицид лишаются от-певания перед погребением. Един¬ственным исключением являются сума-сшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения разума. Ранее самоубийц хоронили вне кладбища. В загробной жизни самоубийцы об-речены на нескончаемые мучения в аду. В Библии суицид осуждается. Са-моубийцу отпевают только в том случае, еже¬ли священнослужитель признает покойного сумасшедшим. Позднее, погиб¬ших не по-христиански( то имеется по-средством самоубийства), хоронили раздельно от других.
За рубежом с опаской и большущий озабоченностью сейчас все почаще мол¬вят о самоубийствах на религиозной базе. Некоторые так называе-мые ве¬рующие " новообразования ", а по существу верующие секты, стают источ¬ником массовых самоубийств.
В свою очередность, православная храм считает, что добровольное лишение себя жизни, даже ежели оно представляет собой бегство от страда-ний, по¬стоянно воспринималось как тягчайший грех, который Церковь на зем-ле уже не может выпустить, ибо любой грех отпускается лишь при покая-нии. В результате, есть угроза широкого распространения в обще-стве экстреми¬стских новообразований, а необузданный нрав их веро-учений вдохновляет почтивсе цивилизованные страны, неглядя на провоз-глашаемую ими же де¬мократическую свободу вероисповедания, прини-мать меры ограничения и даже пресечения деятельности аналогичного рода религиозных сект. В неких государствах эти секты законодательно запрещены.
Источники:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - США-
Швеция: Русское библейское сообщество, 1991. - 1342 с.
2. Коран/ Пер. И. Ю. Крачковского. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2003 - 544 с. Монографии:
3. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное толкование старых текстов/ В. П. Андросов. - М.: Наука, 2001. - 508 с.
4. Арвон А. Буддизм/ А. Арвон. - М.: АСТ, 2005. - 160 с.
5. Архимандрит Хрисанф Религш Древняго мхра въ ихъ от-ношеши къ христханству/ Архимандрит Хрисанф. - Т. 1. - СПб: " Странникъ ", 1873. - 640 с.
6. Архимандрит Хрисанф Религш Древняго мхра въ ихъ от-ношеши къ христханству/ Архимандрит Хрисанф. - Т. 2. - СПб: " Странникъ ", 1875. - 630 с.
7. Болотов В. В. Лекции по летописи Древней Церкви/ В. В. Болотов. - Т. З. - М.: Репринт, 1994. - 604 с.
8. Булгаков С. В. Расколы. Ереси. Секты. Противные хри-стианству и право-славию учения. Западные христианские вероиспо-ведания. Соборы Западной Церкви/ С. В. Булгаков. - М.: Современ-ник, 1994. - 164 с.
9. Васильев, В. Н. Наша религия/ В. Н. Васильев, С. М. Смирнов, И. Г. Федо¬ров. - М.: Ковчег, 2003. - 292 с.
10. Васильев Л. С. История религий/ Л. С. Васильев. - Мн.: Харвест, 2008. - 792 с.
11. Васильев Л. С. История религий Востока/ Л. С. Васильев. - Мн.: Харвест, 2006. - 704 с.
12. Великие религии Востока/ Под ред. А. Н. Краскова. - М.: Типография И. Д. Сытина, 1899. - 304 с.
13. Гийон Э. Философия буддизма/ Э. Гийон. - М.: АСТ, 2005. - 159 с.
14. Голубинский Е. Е. История российской церкви/ Е. Е. Голу-бинский. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 1850 с.
15. Гонсалес Х. Л. История христианства в 2 т. Т2. От эры Реформации до нашего времени/ Х. Л. Гонсалес. - СПб.: Библия для всех, 2002. - 378с.
16. Горохов Д. В. Буддизм и Христианство/ Д. В. Горохов. - К.: Типография " Петр Барский в Киеве ", 1914. - 466 с.
17. Дубровская О. Н. Древние религии решетка/ О. Н. Дубров-ская. - М.: Ри- пол Классик, 2003. - 448 с.
18. Ермакова Т. В. Классические буддийские практики. Путь благородной личности. Индия/ Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 304 с.
19. Ермакова Т. В. Классический буддизм/ Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. - 256 с.
20. Ермакова Т. В. Классическая буддийская философия/ Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой. - СПб.: " Лань ", 1999. - 544 с.
21. Зноско-Боровский М. Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное теология/ М. Зноско-Боровский. - М.: Москов-ское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 96 с.
22. Зубов А. Б. История религий: Доисторические и внеисто-рические рели-гии/ А. Б. Зубов. - М.: Планета деток, 1997. - 344 с.
23. Ильин И. А. Основы христианской культуры/ И. А. Иль-ин. - Мюнхен: Издание Братства Преп. Иова Почаевского, 1990// cd " Благовещение. Право-славные проекты в Интернете ". - Вып. 5.
24. Ислам за 90 минут/ сост. У. Булахова. — СПб.: Сова, 2006. — 89 с.
25. Карташев А. В. Вселенские Соборы/ А. В. Карташев. - Режим доступа: http:// www. Lib. Eparhiasaratov. Ru/ books/ 10k/ kartashev/
26. Кассиан( Безобразов), еп. Иисус и первое христианское происхождение/ Еп. Кассиан( Безобразов). — М.: Православный Свято-Тихоновский Бого-словский ВУЗ; Русский путь, 2001. — 560 с.
27. Категории буддийской культуры. - СПб.: " Петербургское Востоковеде-ние ", 2000. - 320 с.
28. Кин М. Религии решетка/ М. Кин. - Харьков: " Клуб семей-ного досуга ", 2006. - 240 с.
29. Козлов М. Православие и западное христианство/ М. Козлов, Д. П. Огиц- кий. - М.: МДА, 1999. - 175 с.
30. Конзэ Э. Буддизм: суть и формирование/ Э. Конзэ. - СПб.: Наука, 2003. - 288 с.
31. Кудрявцев В. В. Лекции по летописи религии и свободо-мыслия/ В. В. Кудрявцев. - 3-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тетра Си-стемс, 1998. - 384 с.
32. Лосский В. Н. Толкование на знак веры/ В. Н. Лосский. - Режим доступа: www. Krotov. Ru
33. Мак Грат А. Богословская мысль Реформации/ А. Мак Грат. - Режим дос-тупа: www. Krotov. Ru
34. Максимов Ю. Православное Религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм/ Ю. Максимов, К. Смоляр. - М.: Издательство храма пророка Даниила на Кан¬темировской, 2005. - 304 с.
35. Матвеев К. П. История ислама/ К. П. Матвеев. - М.: Act: Восток — Запад, 2005. — 254 с.
36. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни/ А. Мень. - М.: Изд-во Мирос, 1994. - 184 с.
37. Митрохин Л. Н. Религия и цивилизация( философские наброски)/ Л. Н. Митрохин. - М.: ИФРАН, 2000. - 317 с.
38. Мюллер А. История ислама. От доисламской летописи арабов до падения династии Аббасидов/ А. Мюллер. - М.: Астрель, АСТ, 2004. - 912 с.
39. Нановски Д. Христианство: православие, католицизм/ Д. Нановски. - М.: Ферт, 2002. - 304с.
40. Порублёв Н. Культы и вселенские религии/ Н. Порублёв. - Режим досту-па: http:// www. Gumer. Info/ bogoslov_buks/ sekta
41. Поснов М. И. История Христианской Церкви( До разделе-ния церквей 1054 г.)/ М. И. Поснов. - М.: Высшая школа, 2005. - 648 с.
42. Протоиерей П. Смирнов. История Церкви/ Протоиерей П. Смирнов. - Ре-жим доступа: www. Krotov. Ru
43. Родионов М. А. Ислам строгий/ М. А. Родионов. - СПб.: Петербургское Востоковедение ", 2001. - 256 с.
44. Розенберг О. О. Труды по буддизму/ О. О. Розенберг. - М. Главная редак¬ция восточной литературы издательства Наука, 1991. - 295 с.
45. Современные лжи и секты на Руси/ под ред. Митропо-лита Санкт- Петербургского и Ладожского Иоанна. - 2-е изд. доп. - Житомир: " Ни-ка ", 2001. - 314 с.
46. Современный католицизм: вопросы и ответы/ сост. В. Васильев, Г. Алек-сеев. - М.: Одигитрия, 2000. - 96с.
47. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время/ Э. Ю. Соловьев. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 288 с.
48. Стрелков А. М. Буддизм. Каноны. История. Искусство/ А. М. Стрелков. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. - 600 с.
49. Тальберг Н. Д. История христианской церкви/ Тальберг Н. Д., По благо-словению Иова, Епископа Сумского и Ахтырского. - М.: Православный Свя-то-Тихоновский Богословский ВУЗ, 2001. - 518 с.
50. Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций/ Е. А. Торчинов. - СПб.: Санкт-Петербургское философское обще-ство, 2000. - 304 с.
51. Чернышев В. М. Религиоведение/ В. М. Чернышев. - К.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003 - 336 с.
52. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаута-мы Будды до триумфа христианства/ М. Элиаде. - М.: Академиче-ский проект, 2009. - 688 с.
53. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Маго-мета до Реформа-ции/ М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2009. - 464 с.
54. Яннарас Х. вера Церкви. Введение в православное бого-словие/ Х. Янна- рас. - М.: Центр по исследованию религий, 1992. - 231с.
Статьи:
55. Костюк В. Учение преподобного Викентия Леринского о Священном Предании/ В. Костюк// Встреча №2( 2), 1996. - Режим доступа: http:// vstrecha-mpda. Ru
56. Протопресвитер Боровой В. Русская Православная Цер-ковь и экумениче¬ское перемещение/ Протопресвитер В. Боровой, А. С. Буевский. - Режим дос¬тупа: http:// www. Golubinski. Ru/
57. Христианское воссоединение: Экуменическая неувязка в православном сознании: Сборник статей/ Прот. С. Булгакова; архи-епископа Гелиопольско-го Геннадия; митрополита Буковины Некта-рия; Н. Бердяева; А. Карташева; протопр. Стефана Цанкова; Г. Але-визатоса; В. В. Зеньковского. - paris: ymcapress, 1933. - 166 с.
Энциклопедии, словари, справочники, хрестоматии, учебни-ки:
58. Васечко В. Н. Сравнительное теология/ В. Н. Васечко. - Режим доступа: http:// lib. Eparhia-saratov. Ru/
59. Всемирная энциклопедия: Религия/ гл. ред. М. В. Адам-чик: Гл. науч. ред. В. В. Адамчик и др. - Мн.: Современный литера-тор, 2003. - 832 с.
60. Ерышев А. А. Религиоведение/ А. А. Ерышев. - К.: МАУП, 2003. - 280 с.
61. Ислам строгий/ энциклопедия. - СПб: Мидгард, 2005. - 416 с.
62. История религии. В 2 т. Учебник/ под ред. И. Н. Яблоко-ва. - Т. 2. - М.: Высшая школа, 2004. - 676 с.
63. История религий в России: учебник/ под общ. ред. Н. А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 592 с.
64. Ожегов С. И. Словарь российского языка/ С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1989. - 928 с.
65. Основы религиоведения: учеб./ Ю. Ф. Боркунов, И. Н. Яблоков, К. И. Ни¬конов и др.; Под редакцией И. Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
66. Религии и секты в современной России: справочник. - Режим доступа: http:// www. Nevskiy. Orthodoxy. Ru/ center/ spravochnik/
67. Религии народов современной России: словарь/ Л. А. Андреева и др. - М.: Республика, 1999. - 624 с.
68. Религиоведение: энциклопедический словарь. - М.: Ака-демический про-ект, 2006. - 1256 с.
69. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. - 4-е изд. - М.: Сов. Энцикло-педия, 1987. - 1600 с.
70. Теологический энциклопедический словарь - evangelical dictionary of theology; Под ред. У. Элвелла. - М.: Духовное возрож-дение, 2003. - 1467 с.
71. Христианство: Словарь/ Под общ. Ред. Л. Н. Митрохина и др. - М.: Рес-публика, 1994. - 559 с.
72. Энциклопедия обычаев и традиций. - СПб.: " РЕСПЕКС ", 1996. - 560 с.
Интернет-ресурсы:
73. Http :// anthropology. Ru/ ru/ texts/ torchin/ buddhism_01. Html
74. Http:// www. India. Ru/ india/ religion/ islam_hist. Shtml
75. Http:// www. Islamreligion. Com/ ru/ articles/ 317/
76. Http:// voov. Narod. Ru/ buddha/ istor. Htm
77. Http:// waytoislam. Ucoz. Ru/ load/ 9-1-0-24