ВВЕДЕНИЕ
Вступление в брак является одним из наиболее важных событий в жизни человека, поэтому принятие правильных индивидуальных решений, связанных с созданием и сохранением семьи, является залогом личного семейного благополучия и стабильности общества.
Под браком понимают свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создание семьи.
В отечественной психологической науке проблема выбора брачного партнера освещена крайне мало. Отдельные ее аспекты рассмотрены в работах М. А. Абалакиной, А. Н. Волковой, Л. Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В. А. Сысенко, Б. Ю. Шапиро, В. И. Штильбанс.
В зарубежной психологии данной проблеме уделялось пристальное внимание, и в настоящее время существует большое количество теорий, объясняющих причины выбора потенциального брачного партнера.
Согласно мнению ряда авторов (Р. Уинча, Дж. Эдвардса, Р Сентерса и т.д.), доминирующим фактором при выборе спутника жизни является удовлетворение потребностей индивида. Схожий принцип лежит в основе модели «стимул - ценность - роль» Б. Мурштейна, но в данном случае взаимный выбор партеров зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые они предлагают друг другу. Э. Уолтер и Э. Бершейд в основу теории брачного выбора положили принцип равенства, т.е. человек чувствует себя хорошо тогда, когда получает в отношениях ровно столько, сколько он в них вкладывает.
Согласно теории последовательных фильтров А. Керкгоффа, К. Дэвиса и Дж. Удри, выбор спутника жизни происходит как процесс последовательного прохождения через ряд фильтров (т.е. некую иерархическую систему, задающую все более и более жесткие рамки и критерии отбора), которые постепенно отсеивают людей из множества возможных выборов партнера.
Тем не менее, многочисленные исследования показывают, что немаловажное влияние на построение супружеских отношений, качество и стабильность брака оказывает опыт, полученный в родительской семье, особенно на ранних этапах развития. Согласно мнению Р Скиннера, люди выбирают друг друга неосознанно, опираясь на сходство семейной истории. Н. Н. Нарицын выделил ряд критериев, характеризующих представление о потенциальном брачном партнере, среди которых родительский сценарий, первые навыки общения, полученные в семье, детском саду или школе, первые эротические впечатления, а также определенные генетиче ские признаки, которые являются положительными, по мнению человека. Мать и отец во многом определяют семейные и полоролевые установки будущих жен и мужей, матерей и отцов, а наличие братьев и сестер, и особенности их взаимоотношений являются одним из важных критериев успешности будущего супружества. Исследования полоролевой идентификации представлены работами таких авторов, как И.С. Кон, З. Фрейд, К. Абрахам, К. - Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци, Т. Репина, В.Е. Каган, Ю.М. Орлов и др.
В современном обществе институт брака переживает очередной кризис. Об этом свидетельствует большое количество разводов, которые стали «обыденной» процедурой для россиян. Здесь встает вопрос о правильности и адекватности выбора брачного партнера. Поэтому данная работа посвящена изучению образов идеального партера по браку у девушек. Проблема оценки и моделирования образа будущего супруга у молодых девушек оказалась наименее изученной в связи с отсутствием специальных исследований, касающихся детерминирующей роли отношений в родительской семье в создании образа идеального мужа, чем и определяется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель исследования - изучение основных характеристик «образа» идеального партнера по браку у девушек в связи с особенностями отношений в родительской семье.
Задачи исследования:
1. Выявить значимые характеристики идеального партнера по браку у девушек данной выборки.
2. Проанализировать изменения в представлениях об идеальном партнере в связи с особенностями взаимоотношений в родительской семье.
3. Выявить взаимосвязи значимых характеристик образа идеального партнера с показателями взаимоотношений в семье и ценностными ориентациями.
Объект исследования: Характерные черты образа идеального партнера по браку у девушек.
Предмет исследования: Образ идеального партнера по браку у девушек в связи с особенностями отношений в родительской семье.
Гипотеза исследования: образ идеального брачного партнера у девушек формируется в зависимости от ценностных ориентаций и характера отношений в родительской семье со значимыми мужчинами (отцом и братом).
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что на основании эмпирического исследования выявлены объективные составляющие, детерминирующие формирование образа идеального будущего супруга у девушек: структура семейных ролей в родительской семье и особенности взаимоотношений с отцом и братом, а также жизненные и семейные ценностные ориентиры.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты теоретического и эмпирического исследования можно использовать психологам, педагогам (в том числе и детских дошкольных учреждений), социальным работникам; в практической деятельности специализированных психологических центров по оказанию психологической помощи молодой семье. На основе полученных нами результатов становится возможным разработать Программу психологиче ского сопровождения молодых пар, решивших вступить в брачные отношения. Также в ДОУ можно разработать формы и методы работы по формированию полоролевой идентичности, что является очень важным для младшего дошкольного возраста. Кроме того, опираясь на основные теоретические положения данной работы и эмпирические результаты будет интересным разработать социально¬психологический проект по подготовке старшеклассников к будущей семейной жизни, в котором основными должны выступать направления формирования образа не только будущего партнера, но и образа семьи в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступление в брак, создание собственной семьи - важный шаг в жизни девушки, обуславливающий с одной стороны личное и семейное благополучие, с другой - выступает фактором стабильности общества. Современный институт брака переживает очередной кризис, что выражено в растущем числе разводов. В связи с чем, приобретает актуальность вопрос о выборе адекватного брачного партнера.
Согласно литературным данным, на построение супружеских отношений, качество и стабильность брака оказывает опыт, полученный в родительской семье. С одной стороны мать и отец определяют полоролевые и семейные установки, а наличие бр ать ев и сестер определяет особенности взаимоотношений, но с другой - присутствует недостаточная осведомленность о моделировании образа будущего супруга у девушек в связи с особенностями взаимоотношений в родительской семье.
В связи с чем данная работа посвящена анализу взаимосвязи факторов характеризующих, семейную ситуацию девушек и черты идеального, по их мнению, партнера по браку.
Идеальный партнер представляется как доминантный и энергичный лидер, компетентный и реализованный в сфере общественных отношений, гибкий в разрешении конфликтов и инициативный в достижении целей группы (в том числе семьи); заботливый, одновременно, с чертами критичности по отношению к людям и социальным явлениям, девушки ожидают, что партнер будет компетентен в вопросах воспитания детей и ориентирован на создание положительного микроклимата в отношениях.
Свое детство девушки характеризуют как счастливое, отмечая ключевую роль матери в обеспечении семейного благополучия, авторитет в семье примерно в равной частоте принадлежит матери или отцу. О том, хотят ли девушки, чтобы их отношения были похожи на отношения родителей, мнения разделились поровну, треть девушек отмечают, что их партнер похож на брата, при этом большинство хотят позитивный опыт отношений. Только около трети девушек воспринимают отца, как эталон мужчины.
Существуют изменения в представлениях об идеальном партнере в связи особенностями взаимоотношений в родительской семье, обусловленные тем, кто являлся авторитетным родителем в семье, кто был источником напряжений, частотой конфликтов родителей и девушек с их братом и желанием, чтобы партнер походил на брата; а так же от восприятия своего детства как счастливого. Так, если авторитетным родителем была мать, девушки допускают то, что их идеальный партнер может быть более агрессивным, ожидают, что он будет социально активным; если - отец, то в отношениях с партнером наблюдается больше взаимопонимания. Если мать источник напряжения в семье, то девушки допускают большую агрессивность и подозрительность в характеристиках идеального партнера, чем, если бы это был отец или брат. В случае частых ссор между родителями, образ идеального партнера оценивается как подчиняемый, если конфликты редки, то сами девушки ориентированы на помощь другим людям и предъявляют притязания к социальному статусу партнера, придают значимость общим символам семьи.
Девушек, которые желают, чтобы партнер обладал качествами брата отмечается высокий уровень эмпатии в отношениях, и хотят перенести опыт поддержки и заботы в отношения с партнером, а те, которые не хотят - предъявляют больше требования к организации бытовой сферы от партнера. Если конфликты с бр атом редкое явление, то идеальный партнер характеризуется, как доминантный, в семейных отношениях демонстрируют стремление создавать благоприятную атмосферу в семье, поддерживать.
Уровень образования, опыт партнерских и сексуальных отношений не определяет различий в представления об идеальном партнере по браку.
С одной стороны ценностные ориентации девушки, в том числе и представления о семейных отношениях, выраженные в ролевых ожиданиях и притязания, с другой стороны, характеристики образов значимых мужчин: отца и брата, особенностей взаимоотношений с ними имеют прямые и обратные взаимосвязи с чертами образа идеального партнера по браку.
Образ отца непосредственно взаимосвязан с образом партнера, если отец воспринимается, как альтруист (что характерно для взаимоотошений, отличающихся благополучием), то и идеальный партнер будет соответствовать этому образу, если отец воспринимается как авторитарный или зависимый, то в образе идеального партнера представлена умеренная степень критичности по отношению к миру. Если в сиблинговых отношениях много эмпатии, то в идеальном образе партнера выражены характеристики внимательности и дружелюбия, четко простроенные границы в отношениях способствуют выбору агрессивных и авторитарных мужчин; если брат обладает чертами зависимого типа, то партнер отличается подозрительностью; если агрессивного - то партнер, напротив, представляется как дружелюбный.
Задачей для следующих исследований может быть изучение образа идеального партнера по браку у юношей и дальнейшее соотношение идеальных образов девушек и юношей для оценки благополучия перспективы отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айгумова З. И. Мотивация выбора супруга / З. И. Айгумова, В. Р Айгунов. М.: «Прометей» МПГУ, 2010. 216 с.
2. Алмазова О. В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте / О. В. Алмазова //Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 54-60с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
4. Андреева Т.В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2007. 436 с.
5. Анцибор Л. Теоретические подходы к проблеме выбора брачного партнера / Л. Анцибор А. Николау // Revista §tiinfifica a Universitafii de Stat din Moldova. 2013. nr. 9 (69). P 154-161.
6. Аргентова Т. Е. Семья повторного брака как феномен современной социальной жизни / Т. Е. Аргентова, В. В. Колотилова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №3-1 (59). С. 113-117.
7. Балин В. Д., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003 560 с.
8. Басс Д. Стратегия выбора партнера. Хрестоматия «Сексология» / Д. Басс. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
9. Березина Т. Н. Психические образы в структуре образной формы / Т. Н. Березина // Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 13-25.
10. Бодалев А. А. Лично сть и общение / А. А.Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
11. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации личности С.С. Бубнова // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во ИП РАН, 1994. № 2
12. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. М.: Педагогика, 1987. 258 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гипперейтер. М.: Педагогика, 1997. 260 с.
14. Гримсолтанова Р Э. Методология восприятия вторичного образа / Р Э. Гримсолтанова // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/2. С. 43-46.
15. Голод С. И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи / С. И. Голод // Современная семья. М., 1982. С. 57-62.
16. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 707 с.
17. Девятых С. Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С. Ю. Девятых . Минск: РИВШ, 2007. 135 с.
18. Дубанова В. А. Теоретические подходы к изучению детско- родительских отношений / В. А. Дубанова // Вестник Бурятского Государственного университета. 2012. № 5. С.64-68.
19. Ермолаева М. В Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева. М. Воронеж: Московский психолого-социальный институт, Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 376 с.
20. Иванова Л. С. Социальные причины сознательной бездетности молодой семьи в России /Л. С. Иванова // Социальная политика и социология. 2009. №8(50). С. 191-197.
21. Иваненков С. П. Российская молодежь: современные семейно-брачные установки и ценности/ С. П. Иваненков // CREDO NEW. 2007. №4. С. 6.
22. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
23. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
24. Ипполитова Е. А. Тенденции выбора брачного партнера молодыми людьми, воспитанными в семьях повторного брака / Е. А. Ипполитова // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 55-66.
25. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова. М.: Гардарики, 2005. 244 с.
26. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезаптации: Учебн. Пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р Державина, 2007. 351 с.
27. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. - М.: Медицина, 1991. 336 с.
28. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
29. Кормилицин А. В. Выбор долговременного партнера: концепции биологического и психологического / А. В. Кормилицин, И. В. Рудин, Н. А. Кочурина // Вестник ТГПУ 2012. № 6 (121). С. 112-120.
30. Кошелева Ю. В. «Образ» в психологии: теория и практика / Ю. В. Кошелева // Вестник МГЛУ. 2012. Вып. 7 (640). С. 39-51.
31. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 49-56.
32. Леонтьев А. Н. К психологии образа / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 76.
33. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс. М., 2006. 480 с.
34. Липпо С. В. Образ отца как фактор самоактуализации личности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Липпо Светлана Валерьевна. СПб.: РГБ, 2006. 191 с.
35. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений / И. А. Логинова // Семейная психология и семейная практика. 1998. № 4. С. 77.
36. Малявко Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н. Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 3.
37. Москалева О. А. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка / О. А. Москлева // Проблемы теории и практики современной психологии глазами студентов. 2014. -№ 8. С.42-48.
38. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1985. 130 с.
39. Олиферович, Н. И. Образ брачного партнера в представлениях девушек / Н. И. Олиферович, М. Л. Белановская // Адукацыя i выхаванне. 2012 .№ 11. С. 31-37.
40. Петровский, А. В. Теоретическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. По направлению и специальности «Психология» / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М. : Академия, 2003. 496 с.
41. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В. В. Петухов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13-20.
42. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
43. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2003. 285 с.
44. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999. 288с.
45. Романова Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е. В. Романова, А. С. Щербакова // Вестник СПбГУ, 2011. Вып. 3. С. 121-128.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
47. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
48. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 288 с.
49. Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации / А.Н. Сизанов. Минск, 2001. 592 с.
50. Слепкова В.И.,Заеко Т.А. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учебно-методический комплекс. М.: БГПУ,2003.
51. Скиннер Р Семья и как в ней уцелеть / Р Скиннер, Д. Клииз. М.: Класс, 1995. 272 с.
52. Усынина Т. П. Мотивация вступления в брак у молодежи / Т П. Усынина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, 2014. №7-8. С.70-73.
53. Фабер А. Братья и се стры. Как помочь вашим детям жить дружно / А. Фабер, Э. Мазлиш. М.: Эксмо, 2011. 320 с.
54. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. В. Хухлаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
55. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Шаповаленко, И. В. - М: Гардарики, 2005. - 349 с.
56. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. М.:
Академический проект, 2006. 768 с.
57. Шнейдер, Л. Б. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова» / Л. Б. Шнейдер, Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова. М.: Ижица, 2002. 224 с.
58. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г.
Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2008. 656 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
59. Алмазова О. В. Особенности образа взрослого сиблинга / О. В. Алмазова // Психологические исследования. 2013. № 6 (29) [Электронный ресурс] / Режим доступа:ййр://рзуз1ибу.ги/пиш/2013у6п29/828-а1ша7ОУа29(дата обращения: 11.11.2016).
60. Володина К. А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке / К. А. Володина [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://shgpi.edu.ru/fi1es/nauka/vestnik/2014/2014-3-21.pdf(дата обращения: 18.11.2016).
61. Зырянова Н. М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2 (2) / Режим доступа: URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 22.12.2016).
62. Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире / М. Кузьмина // Школьный психолог. 2000. № 17. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.1september.ru/artic1e.php?ID=200001710 (дата обращения: 20.01.2017).
63. Лагутик В. В. Восприятие и понимание партнёрами друг друга в процессе делового общения / В. В. Лагутик [Электронный ресурс] / Режим до ступа:http://iupr.ru/domains_data/fi1es/zurna1_23/Lagutik%20V.V.pdf(дата обращения: 26.01.2017).
64. Максимова В. П. Гендерные различия представлений молодежи о семье и партнере по браку / В. П. Максимова, Петровская, О. А. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/13344.pdf(дата обращения: 29.01.2017).