Управление здравоохранением в РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
1.1 Сущность и функции управления здравоохранением 9
1.2 Исторический анализ российского и зарубежного опыта управления здравоохранением 22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
2.1 Анализ сферы здравоохранения в РФ 37
2.2 Анализ системы управления качеством в медицинских учреждениях РФ..63 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования управления в здравоохранении 76
3.2 Создание акушерско-фельдшерских пунктов как условие совершенствования управления здравоохранением в РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
1.1 Сущность и функции управления здравоохранением 9
1.2 Исторический анализ российского и зарубежного опыта управления здравоохранением 22
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
2.1 Анализ сферы здравоохранения в РФ 37
2.2 Анализ системы управления качеством в медицинских учреждениях РФ..63 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования управления в здравоохранении 76
3.2 Создание акушерско-фельдшерских пунктов как условие совершенствования управления здравоохранением в РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Здравоохранение является сложной системой с специфической отраслью народного хозяйства, способна обеспечить реализацию важнейшего для государства социального принципа сохранение и улучшение здоровья граждан, предоставление высококвалифицированной медицинской помощи.
Для любого государства стабильное управление системы здравоохранения является одной из главных задач. От уровня медицинского обслуживания зависит благосостояние страны в целом.
После распада экономика перешла на рыночные условия в политической жизни произошли существенные изменения. Все изменения затронули важнейшую для жизни населения сферу здравоохранения.
В первой половине 90-х годов произошло резкое падение жизненного уровня основной части населения, усиление миграционных процессов, высокий рост преступности, резкая смена привычных для общества жизненных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне. Все это сопровождалось серьезными медикодемографическими проблемами.
В начале 90-х резко сократилось финансирование здравоохранения. Осуществление необходимой в целом децентрализации разрушило вертикаль управления здравоохранением.
Значительно сократились поставки в медицинские учреждения медикаментов и медицинского оборудования, высокий уровень инфляции повлиял на рост цен на медицинскую технику и лекарственные средства, что затрудняло их приобретение учреждениями здравоохранения.
Все это способствовало разрушению единого научного пространства, взаимосвязи между отдельными научными учреждениями и специалистами, сокращение финансирования как фундаментальных, так и прикладных исследований, что привело существенному снижению научного потенциала здравоохранения.
В настоящее время перед Россией стоит ряд важных проблем в сфере управления здравоохранением:
- проблема недофинансирования;
- низкий уровень доверия населения к системе здравоохранение;
- проблемы качества и доступности медицинских услуг;
- дефицит высококвалифицированных кадров
- низкая управленческая квалификация руководителей организаций здравоохранения.
Объектом исследования в данной работе является система здравоохранения РФ, а предметом проблемы и приоритеты развития здравоохранения.
Целью работы является на основании научной литературы раскрыть проблемы и перспективы развития управления здравоохранения в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей здравоохранения как отрасли общественного здоровья;
2. Анализ системы финансирования здравоохранения в России;
3. Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе;
4. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления в сфере здравоохранения.
Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов и нормативно-правовая база по данной проблематике. В частности статьи журнала Здравоохранение Российской Федерации таких авторов как Мухина Т.В., Попов И.В. Солодкий В.А. и др. А так же нормативно-правовые документы: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 „Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года“, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 701 „О родовом сертификате".
Для любого государства стабильное управление системы здравоохранения является одной из главных задач. От уровня медицинского обслуживания зависит благосостояние страны в целом.
После распада экономика перешла на рыночные условия в политической жизни произошли существенные изменения. Все изменения затронули важнейшую для жизни населения сферу здравоохранения.
В первой половине 90-х годов произошло резкое падение жизненного уровня основной части населения, усиление миграционных процессов, высокий рост преступности, резкая смена привычных для общества жизненных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне. Все это сопровождалось серьезными медикодемографическими проблемами.
В начале 90-х резко сократилось финансирование здравоохранения. Осуществление необходимой в целом децентрализации разрушило вертикаль управления здравоохранением.
Значительно сократились поставки в медицинские учреждения медикаментов и медицинского оборудования, высокий уровень инфляции повлиял на рост цен на медицинскую технику и лекарственные средства, что затрудняло их приобретение учреждениями здравоохранения.
Все это способствовало разрушению единого научного пространства, взаимосвязи между отдельными научными учреждениями и специалистами, сокращение финансирования как фундаментальных, так и прикладных исследований, что привело существенному снижению научного потенциала здравоохранения.
В настоящее время перед Россией стоит ряд важных проблем в сфере управления здравоохранением:
- проблема недофинансирования;
- низкий уровень доверия населения к системе здравоохранение;
- проблемы качества и доступности медицинских услуг;
- дефицит высококвалифицированных кадров
- низкая управленческая квалификация руководителей организаций здравоохранения.
Объектом исследования в данной работе является система здравоохранения РФ, а предметом проблемы и приоритеты развития здравоохранения.
Целью работы является на основании научной литературы раскрыть проблемы и перспективы развития управления здравоохранения в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей здравоохранения как отрасли общественного здоровья;
2. Анализ системы финансирования здравоохранения в России;
3. Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе;
4. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления в сфере здравоохранения.
Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов и нормативно-правовая база по данной проблематике. В частности статьи журнала Здравоохранение Российской Федерации таких авторов как Мухина Т.В., Попов И.В. Солодкий В.А. и др. А так же нормативно-правовые документы: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 „Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года“, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 701 „О родовом сертификате".
На современном этапе главной задачей функционирования системы управления здравоохранения в настоящее время остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Для полноценного развития отрасли здравоохранения главной ролью в этом процессе остается подготовка высококвалифицированных медицинских кадров.
Качество оказания медицинских услуг определяется не только организацией и состоянием материально-технической базы, но и в значительной степени наличием квалифицированного сотрудника, обладающего современными специализированными знаниями и отработанными навыками. Доказано, что улучшение качества оказания медицинской услуги напрямую связано с совершенствованием профессиональных знаний и умений медицинских кадров. Именно поэтому система профессионального развития медицинских кадра должна носить регулярный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.
Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействий и преемственность служб (лечебных и профилактических), а также всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощь и реальной гуманистической направленностью.
Система здравоохранения может быть результативной и эффективной только в том случае, если она учитывает потребности каждой из заинтересованных сторон и более того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности.
В последние годы в области активно осуществляется модернизация здравоохранения - создание системы, когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированы на результат.
При этом главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе должно заключаться в охране здоровья населения, создании оптимальных социально-экономических, правовых и медикосоциальных условий, решении медико-демографических проблем, не оставляя при этом без внимания другие важные проблемы здравоохранения.
Существенной проблемой здравоохранения в современных условиях является то, что законодательство, регулирующее нормы медицинского права и декларирующее многоукладность здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы здравоохранения, что усложняет управление данной сферой и сужает возможности проведения целенаправленной государственной политики в области охраны здоровья, а также препятствует установлению единых стандартов во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения, что впоследствии при реформировании здравоохранения ярко выражается в фрагментарности, так как проявляется нечеткость правового регулирования здравоохранения на разных уровнях государственного управления, неопределенность разделения ответственности участников системы здравоохранения и координации их деятельности.
Поэтому для полноценного функционирования данной сферы должна быть разработана целостная организационная структура управления.
Не только для улучшения показателей здоровья населения, но и для улучшения деятельности организаций в системе здравоохранения необходимы постоянные усовершенствования технологической базы этой отрасли, в том числе развитие образования, медицинской науки, кадрового состава. Все эти пункты неизбежно требуют увеличения доли государственных расходов на развития медицинской отрасли, а с этим и возникает необходимость государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, как на региональном, так и на государственном уровнях.
Также для решения проблем в управлении медицинскими учреждениями и повышения эффективности его работы целесообразно использовать метод TQM. С помощью этого метода медицинские работники могут создать эффективное и высокотехнологичное медицинское учреждение, которое станет мощной, поддержи- ваяемой всеми своими участниками, работающей на порядок лучше, чем она работала в прошлом, организацией.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отрасль здравоохранения является одним из важнейших элементом национальной экономики страны, а недостаток в финансирование лечения граждан может привести к серьезным негативным последствиям в экономики. Не стоит забывать, что высокая заболеваемость ведет к снижению продуктивности, а впоследствии к преждевременной смертности населения в раннем возрасте.
В России финансирование здравоохранение сегодня находится на стадии реформирования. Осуществляется поиск новых источников финансирования медицинской отрасли, ведется рационализация расходов, осуществляется контроль над государственными программами медицинских учреждениях. Все эти факторы дают основания полагать, что в России состояние здравоохранения как отрасли в целом станет постепенно улучшаться.
В работе были проведена исследовательская работа по улучшению управления здравоохранением. В следствии чего были разработаны следующие рекомендации:
- увеличение фельдшерско-акушерских пунктов в сельских местностях;
- повышение качества предоставления медицинских услуг.
При расчетах стоимости акушерско-фельдшерского пункта пришли к выводу, что строительство нового модульного акушерско-фельдшерского пункта обходится дешевле 1 723 630 руб., чем восстановление старого 2 149 033 руб. Срок эксплуатации нового фельдшерско-акушерского пункта 50 лет. Отреставрированные фельдшерско-акушерские пункты прослужат гораздо меньше так как большинство построены в советское время, а некоторые еще со времен Великой Отечественной Войны.
С помощью данных рекомендации возможно повысить доступность и улучшить качество предоставления медицинских у слуг в сельской местности.
Качество оказания медицинских услуг определяется не только организацией и состоянием материально-технической базы, но и в значительной степени наличием квалифицированного сотрудника, обладающего современными специализированными знаниями и отработанными навыками. Доказано, что улучшение качества оказания медицинской услуги напрямую связано с совершенствованием профессиональных знаний и умений медицинских кадров. Именно поэтому система профессионального развития медицинских кадра должна носить регулярный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.
Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействий и преемственность служб (лечебных и профилактических), а также всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощь и реальной гуманистической направленностью.
Система здравоохранения может быть результативной и эффективной только в том случае, если она учитывает потребности каждой из заинтересованных сторон и более того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности.
В последние годы в области активно осуществляется модернизация здравоохранения - создание системы, когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированы на результат.
При этом главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе должно заключаться в охране здоровья населения, создании оптимальных социально-экономических, правовых и медикосоциальных условий, решении медико-демографических проблем, не оставляя при этом без внимания другие важные проблемы здравоохранения.
Существенной проблемой здравоохранения в современных условиях является то, что законодательство, регулирующее нормы медицинского права и декларирующее многоукладность здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы здравоохранения, что усложняет управление данной сферой и сужает возможности проведения целенаправленной государственной политики в области охраны здоровья, а также препятствует установлению единых стандартов во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения, что впоследствии при реформировании здравоохранения ярко выражается в фрагментарности, так как проявляется нечеткость правового регулирования здравоохранения на разных уровнях государственного управления, неопределенность разделения ответственности участников системы здравоохранения и координации их деятельности.
Поэтому для полноценного функционирования данной сферы должна быть разработана целостная организационная структура управления.
Не только для улучшения показателей здоровья населения, но и для улучшения деятельности организаций в системе здравоохранения необходимы постоянные усовершенствования технологической базы этой отрасли, в том числе развитие образования, медицинской науки, кадрового состава. Все эти пункты неизбежно требуют увеличения доли государственных расходов на развития медицинской отрасли, а с этим и возникает необходимость государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, как на региональном, так и на государственном уровнях.
Также для решения проблем в управлении медицинскими учреждениями и повышения эффективности его работы целесообразно использовать метод TQM. С помощью этого метода медицинские работники могут создать эффективное и высокотехнологичное медицинское учреждение, которое станет мощной, поддержи- ваяемой всеми своими участниками, работающей на порядок лучше, чем она работала в прошлом, организацией.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отрасль здравоохранения является одним из важнейших элементом национальной экономики страны, а недостаток в финансирование лечения граждан может привести к серьезным негативным последствиям в экономики. Не стоит забывать, что высокая заболеваемость ведет к снижению продуктивности, а впоследствии к преждевременной смертности населения в раннем возрасте.
В России финансирование здравоохранение сегодня находится на стадии реформирования. Осуществляется поиск новых источников финансирования медицинской отрасли, ведется рационализация расходов, осуществляется контроль над государственными программами медицинских учреждениях. Все эти факторы дают основания полагать, что в России состояние здравоохранения как отрасли в целом станет постепенно улучшаться.
В работе были проведена исследовательская работа по улучшению управления здравоохранением. В следствии чего были разработаны следующие рекомендации:
- увеличение фельдшерско-акушерских пунктов в сельских местностях;
- повышение качества предоставления медицинских услуг.
При расчетах стоимости акушерско-фельдшерского пункта пришли к выводу, что строительство нового модульного акушерско-фельдшерского пункта обходится дешевле 1 723 630 руб., чем восстановление старого 2 149 033 руб. Срок эксплуатации нового фельдшерско-акушерского пункта 50 лет. Отреставрированные фельдшерско-акушерские пункты прослужат гораздо меньше так как большинство построены в советское время, а некоторые еще со времен Великой Отечественной Войны.
С помощью данных рекомендации возможно повысить доступность и улучшить качество предоставления медицинских у слуг в сельской местности.
Подобные работы
- Управление здравоохранением в РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование государственного управления здравоохранением на основе внедрения системы непрерывного образования медицинского персонала
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка экономической эффективности открытия российско-итальянской лаборатории медицинской генетики при ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет»
Главы к дипломным работам, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Управление развитием государственного учреждения здравоохранения (на примере ГБУ «Мокроусовская ЦРБ» Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



