ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы изучения характерологических свойств спортсменов-легкоатлетов 8
1.1. Характер в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Личность спортсмена 17
1.3. Критерии успешности спортсменов легкоатлетов 26
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических свойств спортсменов-легкоатлетов 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 38
Вывод по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Структура процесса подготовки спортсмена базируется на объективно существующих закономерностях становления спортивного мастерства. Эти закономерности
обусловливаются факторами, определяющими эффективность
соревновательной деятельности и оптимальную структуру
подготовленности, особенностями адаптации к характерным для данного вида спорта средствам и методам воздействия, индивидуальными особенностями спортсменов, сроками основных соревнований и их соответствием оптимальному для достижения наивысших результатов возрасту спортсмена, этапом многолетнего спортивного
совершенствования [3].
При исследовании оптимизации процесса многолетней подготовки спортсменов с целью выбора средств, методов и путей организации учебно-тренировочного процесса в различных видах спорта большое внимание уделяется учету характерологических особенностей спортсмена [4]. Индивидуализация многолетней подготовки юных спортсменов базируется на определенных методических положениях: а) управлении тренировочного процесса через предварительное моделирование целесообразной возрастной и квалификационной динамики параметров подготовленности спортсменов; б) преимущественном внимании к ведущим компонентам мастерства; в) конструировании
стандартизированных тренировочных заданий различной направленности;
г) способах учета индивидуальных особенностей спортсменов [5].
Спортивная подготовка - явление сложное. Важное значение здесь приобретает использование идей системного подхода. Подготовка спортсменов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на достижение наивысших результатов в соревнованиях. Главным условием получения все более высоких соревновательных достижений является формирование необходимого по величине и структуре соревновательного потенциала спортсменов [5]. Соревновательный потенциал - это способность к соревновательной деятельности, обеспечивающая достижение запланированного результата, обусловленного природными задатками, эффективностью подготовки и материально - технической обеспеченностью соревновательной деятельности. В теории и методике спортивной тренировки представителей игровых видов спорта остаются малоисследованными проблемы дифференциации средств подготовки в зависимости как от индивидуальных характерологических особенностей, так и от уровня тренированности спортсменов на различных этапах подготовки. Предпосылками адекватного построения программы подготовки в спортивных играх являются знания об особенностях характера и психологических конституций спортсменов, а также индивидуальных характеристик их структуры, уровня развития физических качеств, функционального состояния организма спортсменов и динамики становления подготовленности в процессе адаптации к изменяющимся условиям тренировочного процесса. Поэтому в тренировочном процессе на этапах многолетней подготовки спортсменов важно знание факторной структуры соревновательного потенциала спортсменов, а также ведущих факторов, которые в наибольшей степени влияют на достижение высокого спортивного результата.
Достижение высоких результатов является одним из основных критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процесса. Результат аккумулирует в себе все компоненты спортивной деятельности в их единстве и многообразии. В спорте необходимы состязания при предельных нагрузках. Они выявляют «чистые» профессионально-спортивные качества и способности человека.
Вместе с тем проблему успешности профессиональной деятельности спортсменов в психологической деятельности спортсменов в психологии и спортивной практике нельзя считать полностью решенной, т.к. профессиональный спорт с каждым годом растет и развивается, вместе с
ним и прогрессируют сложные науки (физиология, биохимия, медицина, психофизиология и психология) помогающие спортсмену достичь высоких результатов в своей деятельности, но все силы положены на работу высокопрофессиональных спортсменов и мало внимания уделено начинающим спортсменам, где необходим индивидуальный подход к спортсмену для дальнейшего его профессионального роста, связанный с индивидуально-психологическими качествами личности. Учет
индивидуальных особенностей спортсменов и прогноз выполнения успешного результата в ходе соревновательной деятельности, обусловили, с нашей точки зрения, актуальность и выбор темы данного исследования.
Цель исследования - Изучение характерологических свойств спортсменов-легкоатлетов.
Объект исследования - спортсмены-легкоатлеты в возрасте 18-25 лет.
Предметом исследования являются характерологические свойства спортсменов-легкоатлетов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в характерологических особенностях спортсменов-легкоатлетов в связи с разной степенью их успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать характерологические свойства спортсменов-легкоатлетов.
2. Определить критерии успешности спортсменов-легкоатлетов.
3. Провести сравнительный анализ характерологических особенностей спортсменов-легкоатлетов в связи с разной степенью их успешности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
База исследования. В исследовании принимали участие спортсмены- легкоатлеты, занимающиеся в СК «Единая Россия», г. Елабуга, в количестве 47 респондентов.
Методы исследования. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства:
Характерологический опросник К. Леонгарда; Сигналетический опросник Гекса (для определения характерологических особенностей).
Теоретико-методологической базой исследования стали труды таких авторов, как
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание характерологических свойств спортсменов-легкоатлетов. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию человека, овладение информацией о себе. Результаты исследования могут быть использованы тренером при подготовке спортсменов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Большое внимание при исследовании оптимизации процесса многолетней подготовки спортсменов с целью выбора средств, методов и путей организации учебно-тренировочного процесса в различных видах спорта уделяется учету характерологических особенностей спортсмена.
Одним из основных критериев успешности является достижение высоких и правильность воспитательного и учебно-тренировочного процесса. Результат аккумулирует в себе все компоненты спортивной деятельности в их единстве и многообразии. В спорте необходимы состязания при предельных нагрузках. Они выявляют «чистые» профессионально-спортивные качества и способности человека.
Целю нашего исследования выступает изучение характерологических свойств спортсменов-легкоатлетов.
Объектом исследования выступили спортсмены-легкоатлеты в
возрасте 18-25 лет.
Предметом исследования являются характерологические свойства спортсменов-легкоатлетов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать характерологические свойства спортсменов-легкоатлетов.
2. Определить критерии успешности спортсменов-легкоатлетов.
3. Провести сравнительный анализ характерологических особенностей спортсменов-легкоатлетов в связи с разной степенью их успешности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Исходя из цели и задач нашего исследования, нами была выдвинута следующая гипотеза: существуют различия в характерологических особенностях спортсменов-легкоатлетов в связи с разной степенью их успешности.
Характер - совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.
Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность.
Успешность спортсменов-легкоатлетов и ее динамика улучшается под влиянием ряда факторов: бескорыстная честность, правдивость,
прилежность, успеваемость, рассудительность, внимательность, любознательность, физическая подготовленность, координационная одарённость, успехи в элементарных видах соревнований, бесстрашие, упорство.
В исследовании принимали участие спортсмены-легкоатлеты, занимающиеся в СК «Единая Россия», г. Елабуга, в количестве 47 респондентов.
Для достижения цели использовались следующие методы:
- Характерологический опросник К. Леонгарда;
- Сигналетический опросник Гекса (для определения
характерологических особенностей).
На основе результатов эмпирического исследования, можно констатировать, что для спортсменов с низкой степенью успешности характерны демонстративный, возбудимый и гипертимический тип акцентуаций характера, характерен холерический тип характера, а для спортсменов с высокой степенью успешности - интровертированный, экстравертированный и застревающий типа акцентуаций характера, холерический и флегматический тип характера.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, мы выяснили что существуют различия в характерологический свойствах спортсменов-легкоатлетов с разной степенью успешности.
1. Агеев В.С. - Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 2012. N 6. с.101-106.
2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 183 с.
3. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
4. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2013. - 528 с.
5. Волков В.М. Актуальные вопросы биологии спортивного отбора //Теория и практика физ.культуры. 2013. - N 3. с.18.
6. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Ж., научные исследования и разработки в спорте. - МАПН, №1, 2014, - С. 5 - 10.
7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.
8. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
9. Горбунов Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. - Л.: Нева, 1977. - 220 с.
10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. - 391 с.
11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и
планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
12. Дубровина З.В., Блинова Л.Т., Макарова Л.П. и др. О способах
определения комплексов психофизиологических критериев
профессиональной пригодности.// Физиология человека. 2007,т. 13, N 2. С. 278 - 283.
13. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подго-товки спортсменов. - Смоленск: Знание, 1980. - 298 с.
14. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Пи-тер, 2003. - 319 с.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
16. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). - К.: Вища школа, 1998. - 420 с.
17. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. (Фак-торы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). - М.: Про-свещение, 1983. - 223 с.
18. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
19. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
20. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Академия, 1984. - 196 с.
21. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. - 542 с.
22. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
23. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2000. - 688 с.
24. Общая психология./Под ред. А. В. Петровского. - М.:
Просвещение, 1976. - 479 с.
25. Общая спортивная психология./Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.
26. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — М.: Советский спорт, 2015. — С. 590-591.
27. Петровский А.В. - Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2015. с 251.
28. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.:
Академия, 2011. - 512 с.
29. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984. - 198 с.
30. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.
31. Попов А. Л. Спортивная психология. - М.: Флита, 2000. - 152 с.
32. Психология индивидуальных различий. Тексты./Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романовой В. Я. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 320 с.
33. Психология личности в трудах зарубежных психологов./Под ред. Реана А. А. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
34. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 220 с.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
36. Савельников О. Д. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности.//Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. - С.16-20.
37. Сальников В. А. Спортивная деятельность и
способности.//Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10 - С.24-26.
38. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Р.-на-Д.: Феникс, 1997. - 736 с.
39. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./Под ред. Волкова И. П. - М.: Питер, 2012. - 384 с.
40. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.
41. Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., - М.: MGM Interna, 1998. - 800 с.
42. Юнг К. Г. Психологические типы. - Мн.: Попурри, 1998. - 656 с.
43. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985. - 565 с.