РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Региональная промышленная политика. Цели и понятие,
виды и факторы 10
1.2 Инструменты реализации региональной промышленной
политики 17
1.3 Методика оценки эффективности реализации региональной
промышленной политики 26
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика социально-экономического положения Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности региональной промышленной политики
Челябинской области 38
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы региональной промышленной политики в Челябинской
области и пути их решения 54
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Региональная промышленная политика. Цели и понятие,
виды и факторы 10
1.2 Инструменты реализации региональной промышленной
политики 17
1.3 Методика оценки эффективности реализации региональной
промышленной политики 26
2 АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика социально-экономического положения Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности региональной промышленной политики
Челябинской области 38
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы региональной промышленной политики в Челябинской
области и пути их решения 54
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роль субъектов Российской Федерации в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны в последнее время усиливается. На общегосударственном уровне устанавливаются общие принципы, дающие возможность решения проблем всех регионов, а уже на уровне региона определяется собственный потенциал каждого региона, конкретизируются проблемы и способы их решения. В этой связи возрастает необходимость формирования целенаправленной региональной промышленной политики.
Однако сформировать эффективную региональную промышленную политику нельзя без всестороннего изучения социально-экономического положения субъекта РФ и, соответственно, факторов, влияющих на специализацию региона. Также необходимо провести статистический анализ данных по показателям, оценивающим существующее положение промышленности в субъекте РФ и уже на основании этих данных возможно сформировать предложения по улучшению проводимой в регионе промышленной политики.
Челябинская область - промышленный регион с многолетней историей, однако для формирования эффективной региональной промышленной политики, ведущей к улучшению социально-экономического положения области, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой экономике и в экономике РФ.
Таким образом, объектом настоящего исследования является экономика Челябинской области, а предметом исследования - региональная промышленная политика Челябинской области.
Целью диссертации являются теоретико-методологические исследования основ региональной промышленной политики для разработки концепции ее совершенствования в Челябинской области.
Задачи, которые планируется выполнить в ходе написания диссертации, можно определить следующим образом:
1) Изучение теоретико-методологических основ исследования региональной промышленной политики;
2) Анализ региональной промышленной политики в Челябинской области (за последние 5 лет);
3) Определение основных направлений совершенствования региональной промышленной политики в Челябинской области.
В ходе выполнения работы планируется формирование собственного авторского проекта, направленного на стратегический поиск эффективных путей развития региональной промышленной политики Челябинской области.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Региональная промышленная политика. Цели и понятие, виды и факторы
Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который был принят 31 декабря 2014 года и вступил в силу 30 июня 2015 года, определил основные цели, задачи, принципы и инструменты промышленной политики на современном этапе. В ФЗ под промышленным производством (промышленностью) понимают определенную на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений [1]. Промышленный комплекс региона представляет собой компонент производственно - территориальной структуры хозяйства региона, одновременно являясь частью экономики страны. Промышленный комплекс региона - открытая межотраслевая система, обладающая потенциалом природных, производственных, инфраструктурных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов территории.
В таблице 1 приведены понятия региональной промышленной политики по данным разных источников. В таблице 2 приведены коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для промышленности.
Однако сформировать эффективную региональную промышленную политику нельзя без всестороннего изучения социально-экономического положения субъекта РФ и, соответственно, факторов, влияющих на специализацию региона. Также необходимо провести статистический анализ данных по показателям, оценивающим существующее положение промышленности в субъекте РФ и уже на основании этих данных возможно сформировать предложения по улучшению проводимой в регионе промышленной политики.
Челябинская область - промышленный регион с многолетней историей, однако для формирования эффективной региональной промышленной политики, ведущей к улучшению социально-экономического положения области, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой экономике и в экономике РФ.
Таким образом, объектом настоящего исследования является экономика Челябинской области, а предметом исследования - региональная промышленная политика Челябинской области.
Целью диссертации являются теоретико-методологические исследования основ региональной промышленной политики для разработки концепции ее совершенствования в Челябинской области.
Задачи, которые планируется выполнить в ходе написания диссертации, можно определить следующим образом:
1) Изучение теоретико-методологических основ исследования региональной промышленной политики;
2) Анализ региональной промышленной политики в Челябинской области (за последние 5 лет);
3) Определение основных направлений совершенствования региональной промышленной политики в Челябинской области.
В ходе выполнения работы планируется формирование собственного авторского проекта, направленного на стратегический поиск эффективных путей развития региональной промышленной политики Челябинской области.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Региональная промышленная политика. Цели и понятие, виды и факторы
Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который был принят 31 декабря 2014 года и вступил в силу 30 июня 2015 года, определил основные цели, задачи, принципы и инструменты промышленной политики на современном этапе. В ФЗ под промышленным производством (промышленностью) понимают определенную на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений [1]. Промышленный комплекс региона представляет собой компонент производственно - территориальной структуры хозяйства региона, одновременно являясь частью экономики страны. Промышленный комплекс региона - открытая межотраслевая система, обладающая потенциалом природных, производственных, инфраструктурных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов территории.
В таблице 1 приведены понятия региональной промышленной политики по данным разных источников. В таблице 2 приведены коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для промышленности.
Проведено изучение теоретико-методологических основ концепции региональной промышленной политики. Выявлено, что существует два метода влияния государства на бизнес:
1) прямой метод, предполагающий поддержку определенных отраслей (дотации, кредиты, налоговые льготы, модернизация предприятий и пр.);
2) косвенный метод, который включает в себя стимулирование развития и повышения конкурентоспособности путем создания условий эффективного функционирования хозяйственных субъектов.
Региональные власти также должны постоянно бороться за повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ, так как именно инвестиции помогут в модернизации предприятий, в открытии новых площадок, а также снимут нагрузку с бюджетов всех уровней.
В ходе исследования проведен анализ региональной промышленной политики в Челябинской области через анализ состояния отраслей промышленности путем расчета индексов промышленного производства и производительности труда, коэффициентов локализации производства, рыночной специализации, душевого производства, эффективности используемых производственных мощностей, а также оценена инвестиционная составляющая.
На основании полученных данных проведен SWOT-анализ состояния промышленности в регионе. Согласно проведенному анализу Челябинская область имеет моноспециализацию, ориентированную на металлургическое производство. Необходима дифференциация отраслевой структуры промышленного производства.
Для этого предполагается:
1) Развитие экологичных и востребованных отраслей как «Производство пищевых продуктов» и «Производство напитков». Увеличение доли экспорта пищевой продукции и напитков в регионы РФ. Необходимо учитывать высокую окупаемость подобного производства. Климатические условия области не позволяют выращивать сырье для производства тканей. Однако условия горнозаводской зоны позволяют выращивать овец для производства шерсти. Также климатические условия позволяют рассматривать возможность построения питомников для производства меха (например, выращивание норок).
2) Развитие экологичных высокотехнологичных производств с высокопроизводительными рабочими местами на базе существующих предприятий. Например, на базе радиозавода «Полет» создать кластер по производству полупроводниковой техники и электроники, в частности, для авиастроения.
Более подробно рассмотрен проект по созданию питомника по выращиванию норок и фабрики по производству меховых шуб в горнозаводской зоне Челябинской области, отличающейся низким уровнем занятости населения.
Рентабельность производства составляет порядка 10 %. Участие региональных властей можно определить следующим образом:
1) Объявление конкурса на лучший бизнес-проект с выделением гранта на первоначальное строительство;
2) Г осударственно-частное партнерство, предполагающее предоставление имущества или земли в пользование бизнес-партнеру;
3) Прямые методы воздействия: предоставление налоговых льгот, субсидирование лизинга, субсидирование кредитов, дотации из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
1) прямой метод, предполагающий поддержку определенных отраслей (дотации, кредиты, налоговые льготы, модернизация предприятий и пр.);
2) косвенный метод, который включает в себя стимулирование развития и повышения конкурентоспособности путем создания условий эффективного функционирования хозяйственных субъектов.
Региональные власти также должны постоянно бороться за повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ, так как именно инвестиции помогут в модернизации предприятий, в открытии новых площадок, а также снимут нагрузку с бюджетов всех уровней.
В ходе исследования проведен анализ региональной промышленной политики в Челябинской области через анализ состояния отраслей промышленности путем расчета индексов промышленного производства и производительности труда, коэффициентов локализации производства, рыночной специализации, душевого производства, эффективности используемых производственных мощностей, а также оценена инвестиционная составляющая.
На основании полученных данных проведен SWOT-анализ состояния промышленности в регионе. Согласно проведенному анализу Челябинская область имеет моноспециализацию, ориентированную на металлургическое производство. Необходима дифференциация отраслевой структуры промышленного производства.
Для этого предполагается:
1) Развитие экологичных и востребованных отраслей как «Производство пищевых продуктов» и «Производство напитков». Увеличение доли экспорта пищевой продукции и напитков в регионы РФ. Необходимо учитывать высокую окупаемость подобного производства. Климатические условия области не позволяют выращивать сырье для производства тканей. Однако условия горнозаводской зоны позволяют выращивать овец для производства шерсти. Также климатические условия позволяют рассматривать возможность построения питомников для производства меха (например, выращивание норок).
2) Развитие экологичных высокотехнологичных производств с высокопроизводительными рабочими местами на базе существующих предприятий. Например, на базе радиозавода «Полет» создать кластер по производству полупроводниковой техники и электроники, в частности, для авиастроения.
Более подробно рассмотрен проект по созданию питомника по выращиванию норок и фабрики по производству меховых шуб в горнозаводской зоне Челябинской области, отличающейся низким уровнем занятости населения.
Рентабельность производства составляет порядка 10 %. Участие региональных властей можно определить следующим образом:
1) Объявление конкурса на лучший бизнес-проект с выделением гранта на первоначальное строительство;
2) Г осударственно-частное партнерство, предполагающее предоставление имущества или земли в пользование бизнес-партнеру;
3) Прямые методы воздействия: предоставление налоговых льгот, субсидирование лизинга, субсидирование кредитов, дотации из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Оценка инвестиционной привлекательности региона ( на примере Челябинской области )
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



