Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование сферы высшего образования в РФ

Работа №64223

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Высшее образование в Российской Федерации: понятие и содержание
российской системы высшего образования 12
1.2 Анализ нормативно-правового регулирования и государственной политики в сфере высшего образования в РФ: законодательство, принципы
и формы 32
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования сферы высшего
образования 38
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
2.1 Деятельность Министерства образования и науки РФ по реализации
государственной политики в сфере высшего образования в РФ 48
2.2 Организационные основы государственного регулирования сферы
высшего образования в РФ 57
2.3 Методические основы оценки эффективности реализации государственной политики в сфере высшего образования в РФ 62
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
3.1 Тенденции развития высшего образования в РФ 71
3.2 Направления модернизации сферы высшего образования в РФ 82
3.3 Предположения по совершенствованию государственного регулирования сферой высшего образования в РФ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современный этап развития российского общества отличают глубокие трансформационные тенденции, в т.ч. проявляющиеся и в значительных преобразованиях отечественной системы образования. С начала XXI в. отечественная высшая школа значительно изменилась, отвечая на новые вызовы политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.
В условиях стремительного совершенствования современного общества, степень значимости образования, способствующего эффективному функционированию государственной системы, активному росту и развитию сферы экономики, области науки и техники, сложно переоценить. Высокий уровень развития системы образования составляет основу социально-экономического и социокультурного благополучия общества.
Результаты исследований отечественного и мирового опыта государственного регулирования сферы образования свидетельствуют о существовании противоречий и нерешенных проблем данной сфере. В частности, к этому можно отнести тот факт, что для полноценного развития российской системы образования требуется переход к новой стратегии, включающей не только инновационные решения и технологии, но и учитывающей многолетний опыт и существующие традиции отечественной школы.
Систему образования РФ отличают такие важнейшие качества, как традиционная доступность высшего образования для широких слоев населения и высокий интеллектуальный потенциал, который в настоящее время широко востребован мировым сообществом.
Совершенствование отечественной системы образования подразумевает проведение соответствующих мероприятий во всех сферах деятельности общества - политической, экономической, социальной и культурной, которые должны стать базой для реформирования сферы образования.
Возникает очевидная потребность выявления и осмысления тенденций развития системы образования на современном этапе.
Актуальность исследования проблем управления системой высшего профессионального образования в России обусловлена, что национальные интересы Российской Федерации на современном этапе заключаются в развитии экономики, достижении высокого уровня жизни граждан, обеспечении общества качественными услугами здравоохранения, образования, науки и культуры, в связи с чем российская система высшего образования призвана стать мощной движущей силой повышения конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста и культурного потенциала страны.
Таким образом, в качестве объекта исследования в данной работе рассматривается сфера высшего образования Российской Федерации на современном этапе ее развития.
Предметом исследования является государственное регулирование сферы высшего образования в РФ.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении возможных путей совершенствования деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в области государственного регулирования в сфере высшего образования с учетом современных тенденций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру отечественной системы высшего образования;
- проанализировать принципы и формы нормативно-правового регулирования и государственной политики в сфере высшего образования в РФ;
- рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования высшей школы;
- изучить организационные основы государственного регулирования сферы высшего образования РФ;
- исследовать методику оценки эффективности реализации государственной политики в сфере высшего образования в РФ;
- выявить тенденции и направления модернизации российской высшей школы на современном этапе;
- предложить механизмы совершенствования государственного регулирования в сфере высшего образования в РФ.
В процессе выполнения работы были использованы методологические принципы системного подхода - в совокупности это было выполнено посредством применения таких научных методов как анализ и синтез, индукция и дедукция, теоретические и эмпирические обобщения.
Вопросы функционирования системы образования и ее развития, проблемы реформирования образования представляют важную значимость для академической науки и находятся в области компетенции таких дисциплин, как политология, социология, культурология, философия и экономика. Каждая из этих дисциплин вносит определенный вклад в развитие научных основ процессов организации и реформирования образования.
Аспектам существования и функционирования системы образования посвящены многочисленные работы ученых-классиков мировой общественно-политической мысли - Д. Аптера, Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлера, С. Хантингтона.
Реформы системы образования в современной России, в том числе в современный период, рассматриваются трудах исследователей В.М. Димова, В.И. Жукова, P.M. Нуреева, A.M. Осипова, В.В. Серикова и т.д.
Необходимо отметить исследования Н.В. Гапоненко, М.К. Горшкова, З.Н. Сергеевой, Е.Г. Сокуренко, Э.В. Шарифуллиной и других ученых, обращающихся к выявлению современных проблем и противоречий отечественной школы.
Большую значимость в контексте изучения проблем совершенствования системы образования в Российской Федерации приобретают работы таких исследователей как А.В. Логвинова, И.Б. Панфилов, И.А. Сенюгина.
В связи со спецификой темы настоящей работы были изучены работы, посвященные исследованию особенностей регулирования сферой образования в Российской Федерации, формированию стратегии модернизации высшей школы.
Структура настоящей работы определена целью исследования и последовательностью решения поставленных задач. Исследование включаетв себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, библиографический список и приложения. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические аспекты и нормативно-правовое регулирование сферы высшего образования в Российской Федерации» рассматривается структура российской системы высшего образования, производится анализ принципов и форм нормативно-правового регулирования в сфере высшего образования в РФ, произведен обзор зарубежного опыта государственного регулирования высшей школы.
Во второй главе «Современное состояние, актуальные проблемы и перспективные направления развития высшего образования в российской федерации» производится анализ деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в области регулирования сферы высшего образования, рассматриваются организационные основы государственного регулирования высшей школы, приводятся данные о методических основах оценки эффективности реализации государственной политики в сфере высшего образования.
Втретей главе «Основные направления по совершенствованию развития сферы высшего образования в Российской Федерации» выявляются и анализируются основные тенденции развития российского высшего образования, определяются основные направления модернизации отечественной высшей школы, формируются практические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования сферы высшего образования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Высшее образование в Российской Федерации: понятие и содержание
российской системы высшего образования
Современная система образования является одним из основных социальных институтов и представляет собой исторически сложившуюся общенациональную систему образовательных учреждений и органов управления, действующую в интересах воспитания подрастающих поколений, а также их подготовки к профессиональной деятельности, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей [21].
В настоящее время, сфера образования признана одной из самых важных сфер, которая особенно нуждается в постоянном развитии и совершенствовании в целях соответствия современным реалиям. Мировые процессы развития, связанные с глобализацией и интеграционным движением, находят свое отражение в системе образования, в том числе и в сфере высшего [34]. На современном этапе развития общества российская система высшего образования призвана стать мощной движущей силой повышения конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста и культурного потенциала страны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время тема образования в России приобретает особое значение, что связано,прежде всего, с необходимостью выбора приоритетных направлений в развитии страны (достижение высокоразвитого постиндустриального общества или же пребывание в ряду слаборазвитых, сырьедобывающих стран). Поэтому возникает необходимость принятия мергосударствомпо развитию науки и образования, высоких технологий, придания образованию приоритетной социальной ценности. Таким образом, современная российская система высшего образования призвана стать мощной движущей силой повышения конкурентоспособности народного хозяйства, экономического роста и культурного потенциала страны.
Современная система российского высшего образования включает в себя три уровня, каждый из которых подразумевает отдельные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также самостоятельную итоговую аттестацию.Согласно законодательству, в Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
На сегодняшний день сформирована обширная нормативно-правовая база в сфере регулирования высшего и послевузовского образования и включает как «внутренние», российские нормативные правовые акты, так и «внешние», международно-правовые акты.
Центральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.
Каждому из уровней соответствуют определенные полномочия в части управления системой образования.
Управление системой образования в целом осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
В настоящее время система отечественного высшего образования находится под воздействием ряда тенденций, на каждую из которых она реагирует определенным образом.Ведущие тенденции, характерные для современного этапа развития российской системы высшего образования, находят свое отражение как во внутренних процессах, происходящих системе образования, так и на макроуровне в государственном управлении.
Процессы развития международных связей и глобализация, вхождение в Болонский процесс, рост деловой активности населения не оставили возможности российской высшей школе находиться в стороне и функционировать на прежнем уровне.«Новый курс» российского образования был принят в 2003 г. в результате подписания Россией Болонской декларации, в связи с чем последовал ряд серьезных реформ, связанных с внедрением двухуровневой системы подготовки кадров; введением кредитной системы; реализацией контроля качества образования;расширением мобильности студентов и преподавателей и др. Законодательно-закрепленными приоритетами модернизации российского образования стали такие категории, как «качество», «доступность» и «эффективность».
Совершенствование государственного регулирования сферы высшего образования, прежде всего, предполагает:
- оптимизацию административно-правового механизма;
-рост степени участия общества в управлении высшей школой;
Отличительной чертой современной образовательной системы и одним из важных направлений совершенствования становится развитие взаимодействие вузов и работодателей, их привлечение к разработке программ подготовки кадров и их реализации. Объединение заинтересованных сторон для эффективного решения проблем позволяет не только соединить теорию и практику, но и предельно соотнести знания и навыки, полученные обучающимися в вузе, с существующими требованиями и условиями работодателей.
Данный подход позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов разных уровней на современном рынке труда.
Наиболее эффективными формами взаимодействия вузов и работодателей призваны стать разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов и создание базовых кафедр.
Разработка и реализация новых образовательных программ высшей школы с учетом требований работодателей, безусловно, будет способствовать их актуализации и повышению качества подготовки выпускника.
Создание и развитие базовых кафедр будет способствовать совершенствованию образовательного процесса путем усиления связей между вузами и органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и предприятиями.
Эффективная система оценки качества образования и итоговых компетенций выпускников, также будет способствовать обеспечению рост качества образовательной деятельности организаций высшего образования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»
6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 14.09.2016) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы».
7. Приказ Минобрнауки России от 10.10.2013 № 1132 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации»
8. Приказ Минобрнауки от 11.06.2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»
9. Абыласынова, Г.И. Ведущие современные тенденции инновационного развития системы высшего образования / Г.И.Абыласынова // Известия Кыргызской академии образования, 2014. - №1(29). - С.7-11.
10. Аксенова, Д.А. Образовательное право: учебное пособие / Д.А. Аксенова. - М.: Книгодел, 2016. - 312 с.
11. Богуславский, М.В. Стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию / М.В. Богуславский // Проблемы современного образования. - 2013. - № 4. -С. 5-20.
12. Бондаренко, Н. В. Анализ взаимосвязей системы образования и рынка трудав России за последние 5 лет / Н. В. Бондаренко, М. Д. Красильникова // Стратегииучреждений профессионального образования. Информационный бюллетень. - 2012. - № 4 (58). - С. 40.
13. Бородина, Д.Р. Образование в цифрах: 2017: краткий статистический сборник / Д.Р. Бородина,Л.М. Гохберг, О.Б. Жихарева. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 80 с.
14. Гайдукова, И.Б. Перспективы развития системы высшего образования в Российской Федерации / И.Б. Гайдукова, О.В. Рудакова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания, 2017. - №1(10). - С.32-34.
15. Глечикова, Т.О. Современные тенденции развития российской системы- высшего образования / Т.О. Глечикова // Приоритеты социально - экономического развитияевразийского пространства: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 149 с.
16. Головецкий, Н.Я. Государственная политика России в сфере образования: понятие и принципы / Н.Я. Головецкий, Л.Н. Мирошниченко, С.В. Колесникова // Науковедение, 2015. - №5. - 10 с.
17. Горшков, М.К. Непрерывное образование в контексте модернизации: научное издание / М.К. Горшков, Г.А. Ключарев. - М., 2012. 232 с.
18. Жукова, М.В. Нормативно-правовое регулированиегосударственной политики реформированияроссийской системы образования / М.В. Жукова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 2 (57). - 7 с.
19. Иващенко, А.С. Цели, принципы и система подготовки специалистов с высшим образованием в странах с развитой рыночной экономикой / А.С. Иващенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2011. - 8 с.
20. Информационно-справочные материалы к парламентским слушаниям по теме «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации» / М.: Российская ассоциация исследователей образования, 2016. - 46 с.
21. Коваленко, С.А. Приоритеты социально-экономического развития юга России / С.А. Коваленко // Сборник статей XIV межрегиональной научнопрактической конференции молодых ученых. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2017. - С. 60-64.
22. История педагогики и образования: Учебное Пособие /
З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова и др. - Красноярск, 2012. - С.71-87.
23. Логвинова, А.В. Модернизация современного высшего образования в России / А.В. Логвинова // Научный альманах. - 2017. - № 2-2 (28). - С. 349-353.
24. Меликян, А.В. Мониторинг высшего образования в России и за рубежом /
А.В. Меликян // Оценка эффективности вуза, 2014. - С. 58-66.
25. Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / З.Г. Нигматов, Л.Р. Шакирова; под ред. З.Г. Нигматова. - Казань, 2012. - 357 с.
26. Панфилов, И.Б. Формирование стратегии повышения качества образования в высшей школе / И.Б. Панфилов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - №4 (28). - С.323-330.
27. Поляков, М.Б. Управление системой образования в Российской Федерации: Справочно-методическое пособие / М.Б. Поляков. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2016.- 36 с.
28. Приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Омск, 14 октября 2017). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 149 с.
29. Российский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник / М.: Росстат, 2017. - 686 с.
30. Рыжкова, И.В. Психология и педагогика высшей школы: краткий курс лекций для аспирантов, магистров, слушателей системы повышения квалификации и преподавателей / И.В. Рыжкова, Н.А. Щербакова. - Саратов, 2013. - 134 с.
31. Сафонов, А.А. Основы научных исследований: учебное методическое пособие / А.А. Сафонов. - Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2010. - 154 с.
32. Сенюгина, И.А. Значение оценки качества высшего образования при разработке стратегии высших учебных заведений / И.А. Сенюгина,
B. В. Мануилова // Журнал KANT. - 2014. - №10. - с. 125-127.
33. Сергеева, З. Н. Тренды российского высшего образования в контексте ориентации нарейтинги вузов / З. Н. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 6 (54). -
C. 238-247.
34. Сокуренко, Е.Г. Модернизация и перспективы развития системы высшего образования России / Сокуренко Е.Г., Крючкова Е.А. // Известия МГТУ «МАМИ», 2013. - № 4(18). -С. 181-186.
35. Сюпова, М.С. Современная структура высшего образования: преимущества и недостатки / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко, К. А. Уразова // «Ученые заметки ТОГУ», 2014. - № 2. - С. 297 - 301.
36. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М., 2013. - 800 с.
37. Фахрутдинова, А.З. Управление социальной сферой; учебное пособие /
А.З. Фахрутдинова. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - 187 с.
38. Чибисова, Е.И. Правовое регулирование взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования / Е.И. Чибисова, О.В. Чибисов // Транспортное дело России, 2014. -С. 108-111.
39. Шарифуллина, Э.В. Высшее образование Российской Федерации: система и конкурентоспособность / Э.В. Шарифуллина // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие, 2014. - № 4. - С. 72-76.
40. Шкатулла, В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И. Шкатулла. - М.: Юстицинформ, 2015. - 774 с.
41. Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы конференции / Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 427 с.
42. Ящук, Т.Ф. Формирование системы учреждений высшего образования в Российской Федерации / Т.Ф. Ящук // Вестник Омского университета. Серия «Право», 2017. - № 2 (51). - С. 45-51.
43. Алтунина, В.В. Модернизация высшего образования: цели и способы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
44. Главный информационно-вычислительный центр.Информационно- аналитические материалы по результатам проведения мониторингаэффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://indicators.miccedu.ru/
45. Об итогах деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: httpsV/минобрнауки.рф
46. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Департаменты Министерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шрз://минобрнауки.рф/министерство/структура/департаменты
47. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=350
48. Полномочия региональных органов в сфере образования. Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.edu.ru/index.php?page_id=349
49. Полномочия федеральных органов в сфере образования. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=347
50. Система высшего образования в РФ. Национальный центр общественнопрофессиональной аккредитации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251&Itemid=375&
lang=ru
51. Толковый словарь Л.П. Крысина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://megabook.ra/artide/Модернизация%20—%20Толковый%20словарь%20иност ранных%20слов%20Л.П.%20Крысина


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ