Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ Э. АСАДОВА

Работа №64217

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основы лингвистического анализа поэтического текста 7
1.1. Система выразительных средств как объект лингвистического опи¬сания 7
1.2. Тропы в художественном тексте 15
1.3. Лингвокультурологические особенности лирики Э. Асадова 20
Глава 2. Лингвокультурологический анализ средств языковой вы-разительности, функционирующих в поэзии Э. Асадова 30
2.1. Особенности употребления эпитетов в поэзии Э. Асадова 30
2.2. Метафора в лирике Э. Асадова 33
2.3. Малочастотные средства выразительности в поэзии Э. Асадова 41
Заключение 51
Список использованной литературы 55


Выразительность - это качество речи, которое издавна привлекает лингвистов. Изучение языковых средств выразительности не утрачивает своей актуальности и сегодня, более того актуальность таких работ возраста¬ет в силу включения этой проблематики в разноаспектные исследования, свя-занные с описанием художественной речи в контексте современной научной парадигмы.
Кроме того, тропы, выступая в художественной литературе как слож-ная и разнообразная система языковых средств, в то же время рассматрива-ются учеными как репрезентанты одной из основных закономерностей чело-веческого мышления - познания мира через выявление сходства, смежности различных объектов реальности, через соотношение противоположностей и т.д.
В контексте нашей работы особое значение имеет утверждение, со-гласно которому выразительные средства, такие, как сравнения, метафоры, эпитеты и многие другие, по сути, формируют художественную картину ми¬ра, отграничивая её от обыденной, научной и проч.
Универсальность тропов как способа художественного мировосприятия и значимого стилеобразующего средства поэтической картины мира опреде-лила актуальность темы настоящего исследования.
В этой связи в нашей работе рассматриваются поэтические произведе-ния Э. Асадова.
Источником фактического материала послужил сборник произведе-ний Э. Асадова, включающий в себя около 70 стихотворений, в которых бы¬ли выявлены 129 контекстов, элементами которых выступают различные языковые средства выразительности.
Роль Эдуарда Асадова в современной литературе значительна, но, к сожалению, его творчество в наше время не пользуется большой популярно-стью. Это поэт, который жил на рубеже двадцатого - двадцать первого века.
Ему удалось увидеть Россию на самых разнообразных стадиях её развития.
Э. Асадов пережил и распад СССР, и зарождение «новой» России. Одной из самых главных черт его поэзии является обостренное чувство справедливо¬сти. Злейшие пороки на земле он воспринимал буквально как своих личных врагов. Горе других людей он воспринимал как своё собственное. Люди при-знательны ему за то, что он смог выразить и передать их самые сокровенные чувства в минуты раздумий, сомнений, любви и радости. «Сражаюсь, верую, люблю» - эти слова стали девизом поэта, его жизненным кредо. Но любая вера и любое сражение потеряли бы всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого-то самого пре-красного чувства в мире жил, трудился и мечтал такой поэт, как Эдуард Аса-дов.
Э. Асадов родился в учительской семье. В конце 1930-х они переехали в Москву. В 1941 г. Э. Асадов закончил школу. Через неделю, после получе-ния аттестата зрелости, началась война. В семнадцатилетнем возрасте буду-щий поэт, не дождавшись призыва, уходит добровольцем на фронт. За годы войны прошел путь от наводчика орудия до офицера - командира батареи гвардейских минометов («катюши»). Командовал батареей на Северо-Кавказском и четвёртом Украинском фронтах. В боях за освобождение Сева-стополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен и навсегда потерял зрение.
После госпиталя поступил в Литературный институт им. Горького в Москве, который закончил в 1951 году, получив диплом с отличием. Являет¬ся автором сорока двух книг. Был удостоен Золотой Звездой Г ероя Советско¬го Союза и семью орденами.
Имя Эдуарда Асадова на протяжении многих лет публикуется в меж-дународных справочниках, в которых речь идет о самых уважаемых людях мира.
В своём творчестве Эдуард Асадов обращался к различным темам, начиная любовной лирикой и заканчивая нравственными призывами. Прав-дивость и достоверность - главное в его произведениях. Такого результата поэт достиг не только благодаря глубокому смыслу, который вкладывал в произведения, но и благодаря выразительным средствам, которые помогали передать этот смысл. Эдуард Аркадьевич интенсивно работал как в области поэзии, так и в области прозы.
Главной особенностью поэтического стиля Асадова является тяготение к остросюжетному стихотворению, к балладе, обращение к самым животре-пещущим темам. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситу-аций. Напротив, стремится решить их с предельной прямотой и искренно¬стью. Тому доказательство такие стихотворения, как: «Разрыв», «Неравный бой», «Клеветники», «Нужные люди», «Когда друзья становятся началь¬ством» и многие другие. Тематика стихотворений Эдуарда Асадова доста¬точно разнообразна и широка. В книгах Асадова есть все — от искрометного смеха до сурового драматизма.
Биографией и творчеством Э. Асадова занимались такие литературове-ды, как Александра Зосимова, Сергей Александрович Баруздин и другие.
Актуальность нашей работы обусловлена, помимо прочего, тем, что Э. Асадов - один из наиболее читаемых поэтов современности, при этом его произведения недостаточно изучены лингвистами и зачастую обходятся уче-ными как не относящиеся к образцовым, классическим высокохудожествен-ным произведениям. В то же время любой из его поэтический текстов - это особый текст культуры, вобравший в себя приметы времени, историю страны и перипетии жизни обычного человека и отразивший при этом языковые чер-ты эпохи, современной автору.
Объектом изучения в данной работе выступают лирические произве-дения Э. Асадова.
Предмет изучения - средства языковой выразительности в поэзии Э. Асадова.
Изучение тропов и контекстов их реализации позволяет проникнуть в сущность семантических процессов создания художественного текста и ав-торского идиостиля.
Цель данной работы - функциональный, семантический и квантита-тивный анализ языковых средств выразительности, наблюдаемых в поэзии
Э. Асадова.
Указанная цель предопределила решение следующих задач.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Собрать фактический материал посредством сплошной выборки из произведений Э. Асадова.
3. Проанализировать средства языковой выразительности, функцио-нирующие в произведениях автора, как элементы текста и языка в целом.
4. Выявить общеязыковое и индивидуально-авторское в системе средств выразительности, используемых в произведениях Э. Асадова.
5. Установить соотношение различных средств выразительности (ме-тафора, эпитет и т.д.) в анализируемых произведениях.
Методы, используемые в работе: описательный, нацеленный на опи-сание функциональных и семантических особенностей анализируемых лек¬сем; элементы статистического анализа, позволяющие выявить доминант¬ные и низкочастотные средства выразительности в поэзии Э. Асадова; метод анализа словарных дефиниций, направленный на выявление общеязыкового и индивидуально-авторского в системе образных средств, функционирующих в поэзии Э. Асадова; а также лингвокультурологический комментарий лексем как фактов языка и культуры.
Апробация исследования. Материалы работы представлены в виде доклада на Международном студенческом форуме «Белгородский диалог» (2018 г.) и сданы в печать в виде статьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ показал, что выразительные средства в поэзии Эдуарда Асадова репрезентируют единство формы и содержания его произведений, позволяя создать неповторимые и яркие образы, транслирующие мысли и чувства по¬эта. Благодаря разнообразным изобразительным средствам языка автор ак¬центирует внимание читателей на том, что является самым важным в его творчестве.
В ходе исследования мы выявили спектр основных языковых средств выразительности, которые наиболее активно использует Э. Асадов в своих произведениях. Это метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, перечис-ления, риторические фигуры, анафоры, оксюморон и т.д., то есть в целом весь арсенал языковых средств выразительности используется автором. При этом он отдает предпочтение метафорам и эпитетам.
Проанализировав используемые средства выразительности в поэзии
Э. Асадова, мы составили сводную таблицу и диаграмму с подсчётом мета-фор, эпитетов и малочастотных средств, выявленных нами в стихотворениях Э. Асадова.
Общее число анализируемых текстов около 70 стихотворений. Всего в них обнаружено 129 различных средств выразительности. Из них эпитетов - 42 (33%), метафор - 21(16%), малочастотных выразительных средств - 66 (51%).
Процентное соотношение малочастотных средств выразительности оказалось следующим: из 51% на сравнения приходится 9%, на олицетво-рения - 8%, на перечисления - 3%, на риторические вопросы - 10%, на риторические восклицания - 15%, на анафоры - 2%, эпифоры - 0,7%, на антитезы - 2%, эллипсис - 0,7%, оксюморон - 0,7% (Таблица 1).



1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сб. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора // Языкознание: Большой энциклопеди¬ческий словарь. - М., 1998. - 685 с.
4. Баруздин С. А. Строки, летящие сквозь года. - Литературная Рос-сия, 1982. - 186 с.
5. Баруздин С. Строки, летящие сквозь года // Асадов, Э. Сражаюсь, верую, люблю!: стихотворения и поэмы. - М.: 1983. - 284 с.
6. Бахмутова Е.А. Выразительные средства языка: лексика и фразео-логия. -Казань: Изд-во КГУ, 1967. - 165 с.
7. Василькова Н.Н. Типология стилистических фигур в риториках и курсах словесности II пол. XVIII - нач. XIX вв. - М.: 1990. - 288 с.
8. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале рус¬ской поэзии). - М.: Высшая школа, 1989. - 135 с.
9. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1986. - 512с.
10. Воркачев С. Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: Современная антология. Волгоград: Перемена, 2003. - 208 с.
11. Голуб И.Б. Олицетворение // Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М.: 1986. - 447 с.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 448 с.
13. Гриценко А.С. Эдуард Асадов: поэт и солдат великой отечествен-ной войны / А.С. Гриценко // Эхо русского народа. - 2015. - № 3 (8). - С. 45¬49
14. Каунова Е. В. Выразительные средства в поэзии Э. Асадова / Е.В. Каунова // Грани познания. - 2015. - № 9 (43). - С. 90-93
15. Ковалев В. П. Языковые выразительные средства русской худо-жественной прозы. - Киев: Вища школа, 1981. - 184 с.
16. Короленко П. В. Эдуард Асадов. Такого поэта нет / П.В. Короленко // Вся поэзия. -2015. - № 2 (4). - С. 34-44
17. Лаптинова А.В. Сравнение в поэзии Э.А. Асадова / А.В. Лапинова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 2 (4). - С. 79-84
18. Лещанова О.А. Языковые средства и способы выражения эмоций в патриотической лирике Э. Асадова / О.А. Лещанова // Грани познания - 2016. - № 2 (7). - С. 458-463
19. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: Ай¬рис-Пресс, 2012. - 426 с.
20. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. - М.: Высшая школа, 1987. - 399 с.
21. Салихова А. А. Амбивалентность поэтического мира Э. Асадова / А.А. Салихова // Путь в науку. - 2015. - № 4 (13). - С. 285-296
22. Симонова Т.А. Компаратив в языке поэзии Эдуарда Асадова / Т.А. Симонова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2017. - № 2 (3). - С. 166-169
23. Сковородников А.П. О системном описании понятия «стилистиче-ская фигура» // РР. № 4. 2002. - 104 с.
24. Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык: Энциклопедия. - М.: Научное издательство: «Большая Российская Энциклопедия», 1997. - 840 с.
25. Теория метафоры: Сборник. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
26. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект- Пресс, 1999. - 334 с.
27. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избранные труды. - М.: Аграф, 2002. - 496 с.
28. Фесенко Т. А. Концептуальные основы перевода. - Тамбов: ТГУ, 2001. - 210 с.
29. Филимонова О.В. Языковые средства и способы выражения эмоций в патриотической лирике Э. Асадова / О.В. Филимонова // Студенческая наука. - 2016. - № 4 (11). - С. 458-463
30. Хазагеров Т.Г. Ширина, Л.С. Общая риторика. Курс лекций. Сло¬варь риторических приёмов. 2-е изд. - Р. на/Д.: Феникс, 1999. - 266 с.
31. Харченко В.К. Функции метафоры: Изд-во ВГУ, 1992. - 88 с.
Словари
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу вы¬ражений. - 7-е изд., стереотип. - М.: Русские словари, 1999. - 433 с.
2. Арутюнова Н.Д. Метонимия // Лингвистический энциклопедиче-ский словарь. - М.: Наука, 1990. - 301 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов - М.: Наука, 1966. - 606 с.
4. Гаспаров М.Л. Фигуры стилистические // Литературный энцикло-педический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 466 с.
5. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е издание Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М.: Русский язык, 1998 - 460 с.
7. Никитина С.Е., Васильева, Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и из-бранные словарные статьи. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т языкознания, 1996. - 172 с.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992. - 660 с.
9. Розенталь Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистиче¬ских терминов. - М.: «Просвещение», 1976. - 506 с.
10. Словарь литературоведческих терминов. Ред. сост.: Л.И. Тимофеев и В. Тураев. - М., «Просвещение», 1974. - 509 с.
11. Топоров В.Н. Тропы // Большой энциклопедический словарь: Язы¬кознание. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 521 с.
12. Топоров В.Н. Фигуры речи // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1990. - 542 с.
13. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковороднико¬ва. - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 480 с.
Источники
1. Асадов Э. Стихотворения. - М.: Профиздат, 2001. - 304 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ