ВВЕДЕНИЕ 8
1 ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и функции управления сферой дошкольного образования 11
1.2 Программно-целевой метод и инструменты управления сферой
дошкольного образования 19
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ обеспеченности населения дошкольным образованием 39
2.2 Анализ реализации программно-целевого метода в управлении сферой
дошкольного образования 57
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА
3.1 Основные направления совершенствования управления в сфере дошкольного образования региона 71
3.2. Наставничество как условие совершенствования управления в
сфере дошкольного образования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком шести - семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же - не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребёнка и травмируют его, и зачастую необратимо.
Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что дети получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на их дальнейшую жизнь [41].
Основные направления в развитии дошкольного образования формируются, развиваются и функционируют в соответствии с основными задачами модернизации образования, которое рассматривается сегодня как важный стратегический источник развития современного общества и является одним из приоритетных национальных проектов. Развитие дошкольного образования, как в традиционных, так и в новых формах, является одной из главных задач государства.
Дошкольное образование является первой ступенью образования. В дошкольных образовательных учреждениях создаются условия для воспитания и развития ребёнка. Здесь закладывается фундамент будущей жизни человека, обеспечивается личностное, интеллектуальное, физическое, художественно - эстетическое и творческое развитие детей дошкольного возраста. В этом возрасте формируются первичные духовные ценности, мировидение и широкая сфера интересов ребенка. Становление его личностной культуры означает развитие
опыта ценностного отношения к миру в процессе приобщения к культуре, тому уникальному пространству, которое для ребёнка является его малой родиной.
В детском коллективе ребёнок приобретает бесценный опыт человеческих взаимоотношений со сверстниками. Так в дошкольной организации происходит воспитание целостной личности, становление жизненной позиции, форм взаимоотношения с окружающим миром [42].
Проблем в сфере дошкольного образования много. С одной стороны - это недостаток внимания к данному вопросу на политическом уровне. С другой - это, конечно же, финансово-экономический кризис, который по-прежнему оказывает серьёзное влияние на формирование национальных бюджетов.
Здесь необходимо понять главное: дошкольное образование (от 0 до 7 лет) - залог процветания и благосостояния наций. Кроме того, не следует забывать, что вложенные средства окупаются, когда человек достигает зрелого возраста.
Поэтому воспитание и образование для детей младшего возраста должно быть общедоступным и качественным [41].
Национальные правительства, на которых лежит основная ответственность за выполнение образовательных задач, должны создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог достичь адекватного уровня развития до начала обучения в школе. Качество зависит от: соответствующих возрасту учебных программ, наличие игровых возможностей, книг и других учебных материалов, социальных стимулов, здравоохранения, питания и санитарии. Необходимо и достаточное количество педагогов, которые прошли подготовку для занятий с детьми на различных уровнях.
Научные исследования показывают, что дети, получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило, продолжают образование в высших учебных заведениях. Они не только находят работу, но и получают более высокую заработную плату. Соответственно, они накапливают сбережения и вносят больший вклад в систему социального обеспечения. Поэтому забота о дошкольном образовании детей ограждает их от нужды и криминальных рисков в будущем [40].
Эта тема зачастую не затрагивается в проектах национального развития. Сложность очевидна - эта задача относится к компетенции различных министерств, ведомств и организаций.
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей. Нельзя ожидать увеличения рождаемости, не предоставив гарантий того, что ребёнок будет устроен в детский сад и там за ним будет обеспечен должный уход, в том числе с точки зрения организации питания и физической подготовки [41].
Дошкольное образование было и остаётся одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни каждого отдельного человека [41].
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Программно - целевой подход к управлению сферой дошкольного образования (на примере Челябинской области) является достаточно актуальной.
Объект исследования - управление сферой дошкольного образования.
Предмет исследования - программно - целевой подход к управлению сферой дошкольного образования (на примере Челябинской области).
Цель исследования: разработать рекомендации, направленные на
совершенствование управления в сфере дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты функций и инструментов государственного управления сферой дошкольного образования.
2. Провести анализ состояния сферы дошкольного образования в Челябинской области.
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование управления в сфере дошкольного образования г. Челябинска.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Дошкольное образование в современном обществе имеет огромное значение. Детские дошкольные учреждения, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательных учреждений в Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) осуществляют воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Детские дошкольные учреждения должны максимально социализировать детей. Вместе с семьей они прививают детям основы социального опыта, формируют личность ребенка, развивают его по всем направлениям.
В процессе деятельности ДОУ реализуются оздоровительная, воспитательная и развивающая функции.
Выделяются автономные, бюджетные или казенные дошкольные учреждения. Основное отличие правового статуса казенного учреждения от статуса автономного и бюджетного учреждений заключается в том, что казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако взамен получает гарантированное финансирование своей деятельности из бюджета (по бюджетной смете). Для данного типа сохраняются: смета с вытекающим отсюда контролем, субсидиарная (дополнительная) ответственность учредителя по его долгам, привычное финансирование деятельности учреждения как организации со статусом юридического лица по предусмотренным сметой статьям расходов. Вместе с тем, возможности казенного учреждения по распоряжению имуществом и денежными средствами ограничены, отсутствуют стимулы вести приносящую доход деятельность и получать доходы.
В современном дошкольном образовании детей наблюдается необходимость, значимость и актуальность реализации воспитательного потенциала, решения современных образовательных задач. Это невозможно без качественно иного уровня управления развитием учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода. Максимум достигнутого при минимуме затрат (интеллектуальных, материальных, трудовых) - вот смысл применения программно-целевого подхода.
Важнейшей составляющей программно-целевого подхода к управлению дошкольным образованием учащихся выступает технологическая его схема, где выделяются три главных этапа:
1. Формирование целевой программы (формирование и упорядочение системы целей и системы задач и операций, создание вариантов целевой программы с последующим выбором наиболее оптимального из них).
2. Планирование ее выполнения (решаются задачи: упорядочение операций по времени; оценка временных характеристик операций и программы в целом; определение вероятности выполнения программы в директивный срок; формирование окончательного календарного плана выполнения программы).
3. Управление ее реализацией (производятся организационные изменения информационного обеспечения, стимулирования и т. д.).
Следует отметить, что центральное место в реализации программно-целевого подхода к управлению учреждением дошкольного образования детей занимает разработка и реализация программы развития дошкольных образовательных учреждений. В целом по Челябинской области доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 января 2017 г. составляет 100 %. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет по состоянию на 1 ноября 2017 г. составляет 65,1 %.
В 2016 году по программам специального (коррекционного) образования обучаются 6000 детей дошкольного возраста, что на 1299 ребенка больше, чем в 2015 году.
По состоянию на 1 января 2016 штатным расписанием учреждений, реализующих программы дошкольного образования, предусмотрено 61 895 единиц. На 1 января 2016 года в системе дошкольного образования занято 48 873 работников (без совместителей), в том числе в 2015 г. - 23 577 педагогических и административных работников, из них 21 034 педагогов.
Средняя заработная плата педагогов в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2897,6 рублей и стала составлять 26 054,13 рублей. Однако, заработная плата молодых педагогов составляет около 15 000 рублей, что снижает мотивацию к педагогической деятельности.
В течение 2016 - 2017 года будет осуществлена деятельность по завершению внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В ходе областных совещаний, конференций определяются задачи деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по их реализации.
Также продолжается реализация комплекса мер, направленных на улучшение подготовки и повышения квалификации работников системы дошкольного образования. 3225 педагогов и руководителей детских садов прошли курсы повышения квалификации.
В Челябинской области для эффективного управления сферой дошкольного образования разработана и внедрена государственная программа челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2015 - 2025 годы». Затраты на реализацию данной государственной программы составляет 55 236 376,43 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 900 000,00 тыс. рублей; из областного бюджета — 54 164 394,83 тыс. рублей; из местных бюджетов — 171 981,60 тыс. рублей.
Под результатом реализации государственной программы понимаются обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в ДОО и удовлетворение потребности населения Челябинской области в качественных услугах организаций системы дошкольного образования.
Нами были проанализированы такие показатели эффективности как:
1) обеспечение территориальной и экономической доступности дошкольного образования;
На реализацию данного направления, в 2016 году запланировано на 4473,8 тыс. рублей больше, что составляет 74,5 %. Финансирование осуществляется за счет местных бюджетов. На наш взгляд, это существенное увеличение, которое может привести к значительным качественным изменениям в сфере дошкольного образования.
2) повышение качества дошкольного образования на основе реализации ФГОС ДО;
На реализацию данного направления, в 2016 году запланировано на 14 230,9 тыс. рублей меньше, чем в 2015 году. Кроме того, источником финансирования будут только местные бюджеты. На наш взгляд, это может негативно сказаться на качестве дошкольного образования на основе реализации ФГОС ДО.
3) укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования;
На реализацию данного направления, в 2016 году запланировано на 2743,6 тыс. рублей меньше, что составляет 23,73 %. Кроме того, источником финансирования будут только местные бюджеты. На наш взгляд, это может негативно сказаться на количестве и качестве мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и на развитие коррекционного образования.
4) повышение профессионального уровня кадрового состава ДОО.
В 2016 году запланировано на 9941,78 тыс. рублей меньше, что составляет 78,5 %. Источником финансирования являются как областной бюджет, так и местный бюджет. Однако, снижение финансирования, негативно скажется на повышении профессионального уровня кадрового состава ДОО.
Таким образом, можно констатировать, что возможностей для переподготовки и повышения квалификации педагогов будет меньше.
5) повышение экономической эффективности системы дошкольного образования.
На реализацию данного направления, в 2016 году запланировано на 4473,8 тыс. рублей больше, что составляет 74,5 %. Финансирование осуществляется за счет местных бюджетов. На наш взгляд, это существенное увеличение, которое может привести к значительным качественным изменениям в сфере дошкольного образования.
Таким образом, мы проанализировали аспекты реализации государственной программы и выявили как положительные, так и отрицательные тенденции ее реализации.
Проведя анализ реализации программно-целевого метода в управлении сферой дошкольного образования, нами были выявлены следующие проблемы:
1. Недостаточное количество мест в ДОУ Челябинской области для детей от 1 года до 3 лет.
2. Отсутствие сети дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с различными патологиями в развитии (за исключением нарушения речи).
3. Недостаточное количество молодых специалистов и специалистов с педагогическим профильным образованием.
4. Низкий социальный статус профессии воспитателя приводит к нежеланию выпускников педагогических ВУЗов и колледжей идти работать в дошкольные образовательные учреждения.
Данные проблемы снижают эффективность внедрения государственной программы в сфере дошкольного образования.
В связи с этим, нами были разработаны рекомендации:
1. Создание дополнительных мест для детей от 1 года до 3 лет.
2. Создание групп или центров развития детей с нарушениями в развитии
3. Повышение мотивации к педагогической деятельности выпускников педагогических ВУЗов и колледжей.
4. Повышение мотивации к работе опытных педагогов.
5. Повышение квалификации и переподготовка педагогических работников.
Наиболее актуальной проблемой, на наш взгляд, является недостаточное
количество молодых специалистов и специалистов с педагогическим профильным образованием.
Это связано с низкой мотивацией на педагогическую деятельность молодых воспитателей ДОУ. Для усиления мотивации молодых педагогов нами было предложено такое направление как система педагогического наставничества.
На сегодняшний момент стимулирующие премии за наставничество не выплачиваются.
Приведем пример расчета премии наставнику.
Так, в Челябинске оклад воспитателя составляет 12 800 рублей.
За наставничество постоянная премия будет составлять 15 %, что составляет 1920 рублей. Кроме того, нами были разработаны показатели, по которым наставник может дополнительно получить премию.
Такой показатель как общие показатели обучения детей в группе воспитателя - стажера, выявляемые в процессе наблюдения за внедрением образовательной программы учреждения может быть оценен 1 раз в 3 месяца. Такой показатель как улучшение показателей учебной деятельности по сравнению с прошлым учебным годом в группе воспитателя - стажера может быть оценен в конце учебного полугодия.
Все остальные показатели учитываются по мере их выполнения. В целом, премиальный фонд на одного воспитателя-наставника может максимально составлять 30 %, что равно 3840 рублям.
Наставник планирует работу таким образом, чтобы можно было получить максимальную премию за наставничество.
Таким образом, наставничество, с одной стороны, влияет на оказание помощи молодым воспитателям в их профессиональном становлении, а, с другой стороны, повышает мотивацию педагогов к педагогической деятельности, снижает «текучесть» педагогических кадров в дошкольных учреждениях, формирует в образовательной организации кадровое ядро, состоящее из опытных и молодых педагогов одновременно.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект): Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Государственная программа Челябинской области «Поддержка и развитие
дошкольного образования в Челябинской области» на 2015 - 2025 годы (с изменениями на: 14.08.2017) ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 октября 2014 года N 522-П
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании при приеме детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) (проект) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. минобрнауки.рф.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
11. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 года № 655 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
12. Приказ Минобрнауки России от 20.07. 2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
14. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. №28-51-513 /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года № 031883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.01.2008 года № 03133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».
17. Письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2009 г. №032397 «О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования»
18. Постановление от 15 апреля 2014 г. N 295 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
19. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Минобрнауки России (приказ от 27.10.2011 № 2562) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034) [Электронный ресурс]. — httpsV/минобрнауки.рф
21. Алексанина, Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования - образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. - 148с.
22. Атемаскина, Ю.В., Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно - методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. - СПб.: ООО Издательство Детство - пресс, 2011. - 280 с.
23. Бережнова О.В., Проектирование образовательной деятельности в детском
саду: современные подходы / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева.-
М.: Цветной мир, 2013. - 68с.
24. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - №2.
25. Бойцова, И. И., Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Бойцова, Н. А. Виноградова, Н. Ю Житнякова, И. В. Красильников, Н. В. Микляева: рек. УМО высшего обр.: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. - М.: Юрайт, 2015. - 393 с.
26. Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ / Л.Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 156с.
27. Васюкова, Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет / Н.Е. Васюкова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 178 с.
28. Васюкова, Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет / Н.Е. Васюкова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -134 с.
29. Виноградова, М.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / М.А. Виноградова. - М.: ИЦ Перспектива, 2011. - 124 с.
30. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова. - 2-ое изд.- М.: Айрис - пресс, 2009. - 176 с.
31. Виноградова, Н.А., Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, - М.: УЦ "Перспектива", 2011. - 112 с.
32. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев - М.: Народное образование, 2009. - 86с.
33. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 187с.
34. Доронова, Т.Н. Стратегия согласия / Т.Н. Доронова // Обруч. - 2012. № 2
35. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М, 2010. - 134 с.
36. Захарова, Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2009.
37. Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Сфера, 2011. - 86 с.
38. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 - 278с.
39. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011. - 68с.
40. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 8-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 237 с.
41. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания / Н.В. Микляева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 263 с.
42. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева. - Юрайт, 2013. - 205 с.
43. Микляева, Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция/ Н.В. Микляева. - М., 2007. - 168 с.
44. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 215 с.
45. Никитина, С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно - методические рекомендации и информационные материалы / С.В. Никитина, Л.В. Свирская. - М.: Линка - Пресс, 2008. - 112с.
46. Назарова, В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ / В.М. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 6
47. Никольская, О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О.Д. Никольская // Вестник ОГУ. - 2008. № 10
48. Низиенко, Е.Л. Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации / Е.Л. Низиенко // Вестник образования. - 2008. - № 3.
49. Нищеева, Н.В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищеева. - СПб.: Детство - пресс, 2006. - 126 с.
50. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М.: 2008. - 46с.
51. Орлова, Т.С. Программно - целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений / Т.С. Орлова. - М.: МПГУ,1997. - 317 с.
52. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 134 с.
53. Поспелов, Г.С. Программно - целевое планирование и управление / Г.С. Поспелов В.А. Ириков. - М. - М., 2014. - 440 с.
54. Программно - целевой метод в планировании и управлении // Под ред. Н.П. Федоренко. -М., Наука, 1982. - 150 с.
55. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб, Детство - Пресс, 2010. - 86 с.
56. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы
дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О.А.
Соломенникова - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 124 с.
57. Скоролупова, О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения / О.А. Скоролупова. - М.: «Издательства Скрипторий 2003», 2008. - 165 с.
58. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 156 с.
59. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2012. - 134 с.
60. Рубцов, В.В., Современные проблемы дошкольного образования / В.В. Рубцов, Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3.
61. Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 46 с.
62. Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Московский центр качества образования, 2012. - 64 с.
63. Факирска, Й.Д. Изменение форм или разумное использование современных образовательных технологий в детском саду / Й.Д. Факирска // Современный детский сад. - 2011. - №1
64. Федина, Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки / Н.В. Федина // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, 4-5 июня 2008 г., Москва. М.: АПКиППРО, 2008. - 145с.
65. Федина, Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Н.В. Федина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №2
66. Федина, Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования / Н.В. Федина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - №3
67. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования / М.Ю. Федорова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 65
68. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru
69. Министерство образования Московской области http://mo.mosreg.ru
70. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике, воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста.
71. Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания http://www.niisv.ru
72. Давыдов В.В., Кудрявцев Т.В. «Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней» http://www.voppsy.ru/iournals all/issues/1997/971/971003.htm
73. Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы. www.metodiki.ru.
74. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. http://tanja-k.chat.ru/
75. Дошкольное образование. http://edu.rin.ru/preschool/index.html
76. Дошколенок. http: //www.kindereducation.com
77. Все для детского сада. http://ivalex.vistcom.ru/
78. Детский сад от А до Я. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm
79. Детский сад.ру. http://www.detskiysad.ru/
80. Телегин М.В.: Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №4. Электронный ресурс: http: //mtelegin.ru/tradition/detsad
81. Телегин М.В. Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами // Обучение дошкольников. 2011. №6. Электронный ресурс http: //mtel egin.ru/pedago gika/sovetpro g