Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен культурной идентичности в свете философии культуры современной Германии

Работа №64167

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. К теории культурной идентичности 7
1. Культурная и национальная идентичность: о значении и
употреблении термина и его смысловых содержаниях 7
2. Культурная память 14
3. Культурная идентичность в условиях глобализации 17
Глава 2. Особенности формирования национальной идентичности в Германии. Культурно-исторический фон 21
2.1. Преодоление тоталитарного прошлого 21
2.1. Восток и Запад: культурный дуализм 27
Глава 3. Современная Германия: стержень культурной идентичности.35
1. Механизмы формирования культурной идентичности 35
2. Язык как инструмент культурной самоидентификации 39
3. Поиски образа: на грани культурной и политической
идентично стей 44
Заключение 57
Список использованной литературы 58



В представленном исследовании поднимается вопрос о коллективных и индивидуальных идентичностях в контексте феномена культурной идентичности. Как пример для рассмотрения механизмов формирования культурной идентичности берется послевоенное немецкое общество.
Цели исследования - выявление смыслового содержания и рассмотрение различных смысловых коннотаций понятия коллективной идентичности, в частности культурной, и посредствам этого - анализ данного феномена на основе реалий и философии культуры современной Германии, а также понимание принципов самоидентификации представителей современного немецкого общества.
К задачам исследования мы относим компаративистский анализ существующих на сегодняшний день концепций коллективной идентичности, выявление аспектов, наиболее значимо влияющих на процессы формирования культурной идентичности, а так же проследить, какие частные особенности обуславливают данный процесс в немецкой культуре.
Предмет исследования - послевоенное немецкое общество, объект - способы самоидентификации индивидов рассматриваемого общества и их социокультурное взаимодействие.
В данной исследовательской работе использованы некоторые существенные приемы и принципы, характерные для культурологического, культурно-социологического, историко-философского, общенаучного и текстологического методов исследования. При написании теоретической части основным является феноменологический подход, при непосредственном анализе предмета исследования среди преобладающих подходов выделяются аксиологический, историко-культурный и лингво- с емиотиче ский.
Как важные факторы, влияющие на развитие культурных идентичностей, отдельно мы рассмотрим феномен культурной памяти, а так же глобализацию и формы смешения культур. При непосредственном анализе принципов современной немецкой самоидентификации мы выделяем такие
культурно - исторические предпосылки, как комплекс вины, сформировавшийся в процессе преодоления тоталитарного прошлого, а также культурный дуализм, образовавшийся между восточными и западными немецкими землями в результате десятилетий их государственного разделения, ставшего причиной раздвоения культурного пути развития двух Германий.
В рамках данного исследования акцент делается на том, что идентичность понимается нами как процесс, а не как данность.
Актуальность данного исследования обусловлена поисками многих современных культур ответов на вопрос о специфике своей собственной специфической идентичности и самобытности в современном мире бурно развивающихся медиа-культур и выработки икон и образов для соотношения с ними.
Основным материалом для теоретической части исследования стала философия культуры современной Германии, представленная в трудах теоретиков, рассматривавшие феномен коллективной и культурной идентичности в разных теоретических областях.
С точки зрения психологии («психология масс») данный феномен исследовался в работах З. Фрейда, К. Юнга и Э. Эриксона, рассматривавших современные процессы культурной самоидентификации в контексте соотношения индивида с окружающим его обществом. В. Вундт разрабатывает такое направление, как психология народов, где он рассматривает взаимосвязь языка, мифов и обычаев в формировании национального сознания и культурной идентичности. Ю. Хабермас, в свою очередь, исследует политический аспект культурной идентичности, а также идею национального государства. В контексте изучения концепций о культурной памяти, центральными в нашем исследовании становятся идеи Э. Гуссерля в рамках его теории о трансцендентализме и историчности. В свете специфики немецкой культурной самоидентификации мы обращаемся к работам К.Яперса, Х. Арендт и Т. Адорно. Помимо этого, по ходу
исследования мы будем ссылаться на ряд других, менее известных современных исследователей данной проблематики в рамках различных дисциплин, представителей как немецкой, так и французской, русской и американской современной философской мысли.
Немецкий вопрос об идентичности становится особенно злободневным. Как было замечено в 1976 г. на немецкой конвенции историков в Маннхайме, Германия после второй мировой войны рискует оказаться “страной без идентичности”.
После нахлынувшего Германию в последние годы миграционного кризиса, глава государства Ангела Меркель, отвечая на тревоги граждан потерять четкое понимание своей идентичности в таком культурном контексте, заявила, что “Германия останется Германией, со всем тем, что нам в ней любо”. Под спецификой этой самой «немецкости» Меркель понимает чувство экономического благополучия и осознание себя гражданином социального государства. Это, в свою очередь, тем не менее, не отвечает чувствам большинства граждан ФРГ.
По данному аспекту довольно четко выражает свои мысли Тило Саррацин в своей нашумевшей книге «Германия: самоликвидация». Он говорит о том, что человеку свойственно приписывать самоценность
социальной организации, в которой он состоит. Это может мотивировать его, возвышать и внушать чувство гордости. “И только когда дело касается Германии, у многих из нас срабатывает внутренний цензор: (...) - Немец? Ну, разве что во время мирового первенства по футболу, а так - нет уж!
Тревожиться за саму Германию как страну немцев считается уже неполиткорректным”. Политкорректность же в самой Германии - отдельная и не менее важная тема в контексте проблематики данной работы, которая так же будет раскрыта более обстоятельно.
Тем не менее, четкое понимание себя и своей идентичности гражданам Германии на сегодняшний день необходимо. Ведь как таковая возможность принятия другой культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности у себя самих, осознания себя в качестве носителя определенной культурной традиции, выступающего по отношению к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Непосредственное отождествление с выдающимися достижениями духовности собственной культуры открывает перспективы принятия иных культурных ценностей. Именно устойчивая позиция сильной в психическом плане и развитой в культурном отношении личности, а также ее культурное самосознание обеспечивают ее терпимое отношение к тому, что не похоже на нее саму.
Отдельное внимание уделяется языку как инструменту культурной самоидентификации. Язык в контексте данного исследования выступает в первую очередь в качестве гносеологической категории, так как помимо функции выражения национального самосознания, он выступает в качестве основной формы национального самопознания.
Как любой предмет исследования, язык приобретает различные коннотации в зависимости от применяемого подхода. Ключевым различием в изучении языка с помощью культурологического или психологического подхода от подхода филологического является то обстоятельство, что филология рассматривает язык скорее как систему, а культурология и психология как деятельность. Семиотика, в свою очередь занимает позицию на стыке этих двух разных пониманий.
Само языковое содержание в свою очередь способствует непосредственному пониманию ментальных моделей исследуемой культуры. Помимо этого, для данной работы весьма важным представляется рассмотрение взаимодействия между национальной и социальной составляющих для выявления роли и значимости языка для его носителя, в частности в случаях с мультилингуальными индивидами и обществами.
Междисциплинарность такого предмета исследования, как идентичность, в частности культурная и национальная, весомо отражается на различиях в подходах к ее изучению процессов ее формирования. Если политология исследует данные процессы как внешние, говоря о создании коллективных идентичностей, надстраиваемых над индивидами, то психология масс более ярко выраженно рассматривает развитие коллективной идентичности на фоне индивидуальной, изучая внутренние побуждения и позывы отдельной личности. Философия и культурология в свою очередь, имея идентичности как предмет исследования, использует в своей методологии оба подхода. Человек одновременно является как субъектом, так и объектом культуры, способным как накапливать, так и воспроизводить различные культурные коды.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы смогли выявить проблематику формирования коллективных и индивидуальных идентичностей и проанализировать различные научные подходы, рассматривающие данные феномены.
Состоялось выявление смыслового содержания и рассмотрение различных смысловых коннотаций понятия коллективной идентичности, в частности культурной, и посредствам этого - анализ данного феномена на основе реалий и философии культуры современной Германии, а также понимание принципов самоидентификации представителей современного немецкого общества.
Произведен компаративистский анализ существующих на сегодняшний день концепций коллективной идентичности, выявление аспектов, наиболее значимо влияющих на процессы формирования культурной идентичности, а также удалось проследить, какие частные особенности обуславливают данный процесс в немецкой культуре.
Анализ продуктов современной немецкой массовой культуры приблизил нас к пониманию основ и принципов немецкой культурной самоидентификации. Введение в политико-культурный контекст осветил как причины и предпосылки для понимания современного немецкого общества, так и наметил понимание необходимости более основательной системы ценностей для ориентира и культурной самоидентификации в Германии сегодня.



1. Аренд Х. Скрытая традиция: Эссе / Ханна Аренд;. Скрытая традиция: Эссе. М.: Текст, 2008
2. Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? М.: Независимое издательство «Пик», 1999
3. Борозняк А. Прошлое, которое не уходит: Очерки по истории и историографии Германии XX века. - Екб.: Изд-во Урал. Ун-та, 2004
4. Борозняк А.И. Рецензия на книгу «Воодушевляющее страдание» [Электронный ресурс] // Сетевое издание центра
исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 30.03.20 1 0. URL: http://www.perspektivy.info/book/ voodushevlajushhej e_stradanij e_2010-03-30.htm
5. Вундт В. Психология народов. М.: Изд-во Эксмо, 2002.
6. Вермеш Т. Он Снова здесь. М.: АСТ, Corpus, 2014.
7. Гёте И.В. Фауст. И.: Государственное издание художественной литературы, 1960
8. Граф Ю. Великая ложь XX века [Электронный ресурс] // URL: http://vk.com/doc56799036_24483 1 7 1 1 ? hash=d08763ef4dd1136fef&dl=31d4e5b688919221bd
9. Гришаева Л. И., Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов / Л.И. Гришаева; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж : издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007
10. Дауб Г., Миф о коллективной вине [Электронный ресурс] // Waldemar Weber Verlag. 20.07.2006. URL: http://www.rd-zeitung.eu/obzor/ gdaub.htm
11. Донец П.Н. О трудностях супракультурного общения (на примере германо-германского диалога anno 1983) // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности - коллективная монография в двух частях / Ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. - Ч. 1. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. - С. 229-241.
12. Как Гитлер выводил Германию из кризиса // - [Электронный ресурс] - Комсомольская правда - сайт. URL: http://www.spb.kp.ru/ daily/ 24320/513189/
13. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т.8. М.: Чоро 1994
14. Кёниг Х. Будущее прошлого: Национал - социализм в политическом сознании ФРГ, М.: РОССПЭН, 2012.
15. Кондаков И., Соколов К., Хренов Н. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху, М.: Прогресс-традиция, 2011
16. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе двойного сознания, ВФ. 1991. №1
17. Корнева Л. Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизма через призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований [Электронный ресурс] // Вестник Томского Государственного Университета. -2009. - №2. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/problema-viny-i-otvetstvennosti-nemtsev-za- prestupleniva-natsizma-cherez-prizmu-vzaimodevstviva-makroi- mikroistoricheskih
18. Коммунистическая партия Германии. 1945-1965. Краткий исторический очерк, документы, хроника событий. С.: 1968
19. Линц Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократия// Полис. 1997 №5
20. Лотман Ю. М., Семиотика текста / Юрий Лотман. М.: Академический проект, 2013.
21. Мамедов О.Ю. Почему немцы голосовали за Гитлера (из истории экономических преступлений государства) // Журнал «Terra Economicus scholar» - Выпуск № 3 / том 9 / 2011
22. Менделеева Д. Как пережить тоталитарную историю: «немецкий опыт» [Электронный ресурс] // Интернет-издание Православие и мир. 16.13.2014. URL: http://www.pravmir.ru/kak-perezhit-totalitarnuvu-istoriyu- nemetskiv-opvit/
23. Патрушев А .И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательский дом Международного Университета в Москве, 2007.
24. Первушина О.В. Культурная преемственность, культурная память и традиция: соотношение понятий как культурологическая проблема // Мир науки, культуры, образования, Выпуск № 1 / 2011
25. Савин, А.С. Генезис трансцендентальной монадологии в работах «позднего» Э. Гуссерля // Вопросы философии. - 2009. - № 8
26. Савин А.Э. Трансцендентализм и историчность в философии Гуссерля, Ханты-Мансийск: Изд-во Югорского государственного университета, 2008
27. Саррацин Т. Германия: Самоликвидация. М: АСТ, 2013.
28. Слуцкий Е. Качество жизни молодежи и молодежная политика. СПб.: Петрополис, 1997.
29. Тюкаркина О.М. Немецкий вопрос и проблема формирования немецкой национальной идентичности [Электронный ресурс] // Мир и политика. - 2012. - № 12 (75) URL: http://mir-politika.ru/2594-nemeckiy- vopros-i-problema-formirovaniya-nemeckoy-nacionalnoy-identichnosti.html
30. Утопия интергации?: статьи и материалы проекта «Культурная идентичность европейцев, интеграция и глобализация». Тверь - Варшава: Твер. Гос. Ун-т, Радио Полония, 2005
31. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. Спб.: Наука, 2009.
32. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
33. Хабермас. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Спб.: Наука, 2001.
34. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2004.
35. Шеррер. Ю. Отношение к истории в Германии и Франции: проработка прошлого, историческая политика, политика памяти. [Электронный ресурс] // Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы 24.02.2010. URL: http:// www.perspektivv.info/print.php?ID=48576
36. Ясперс К. Вопрос о виновности. М.: Издательская группа «Прогресс», 1990
37. Adorno T.W. Was bedeutet: Aufarbeitung der Vergangenheit// Adorno T.W. Eingriffe. Neun kritische Modelle. Frankfurt a.M., 1963
38. Appadurai A, Modernity at large. Cultural dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2003
39. Asmann J. Religion und kulturelles Gedachtnis: Zehn Studien. Munchen: C.H. Beck, 2000
40. Bayart J-F. The illusion of cultural identity. London, Hurst &Co (Publishers) Ltd, 2005
41. Beutler K. Weltausstelungen im 19 Jahrhundert. Munchen,1973
42. Brochhagen U. Nach Nurnberg. Hamburg, 1994
43. Christ und Welt 27.III.1964
44. Der Spiegel, 04.2015. “Wie Europaer auf die Deutschen blicken: The German Ubermacht“
45. Freies Deutschland. Hamburg, 1945
46. Goethe J.W. Faust. Der Tragodie erster Teil, Koln, Anaconda Verlag, 2007
47. Guntner J. Kulturelle Identitat - als Problem. Deutsch sein und bleiben. - [Электронный ресурс] - Neue Zurcher Zeitung - сайт. URL https://www.nzz.ch/feuilleton/aktuell/kulturelle-identitaet-als-problem- deutsch-sein-und-bleiben-ld.117226//
48. Hall S. Cultural identity and Diaspora// J. Rutherfold (ed), Identity: Community, Culture, Difference. London: Lawrence and Wishart, 1990
49. Ipsen-Peitzmeier S., Kaiser M. „Zuhause Fremd - Russlanddeutsche zwischen Russland und Deutschland. Bielefeld: transcript Verlag, 2006
50. Konig H, Kohlstuck M. Woll A. Einleitung// Vergangenheitsbewaltiging am Ende des zwanzigsten Jahrhunderts/ hg. H.Konig. M.Kohlstuck, A.Woll, Wiesbaden, 1998
51. Legg P. The 1954 World Cup: Triumph of a New Germany // History Today. 7.7.2014. URL: http://www.historytoday.com/paul-legg/1954-world- cup-triumph-new-germany
52. Mead D.G. Mind, Self and Society. Chicago, 1936
53. Mehrheit wunscht sich erneute Amtszeit von Merkel // - [Электронный ресурс] - Zeit Online - сайт. URL: http://www.zeit.de/ politik/deutschland/2016-11/mehrheit-wuenscht-neue-amtszeit-merkel
54. Meinecke. F. Die deutsche Katastrophe. Wiesbaden: Eberhard Brockhaus Verlag, 1946
55. Merkel: "Ich habe unendlich viel daruber nachgedacht" // - [Электронный ресурс] - Suddetsche Zeitung - сайт. URL: http:// www.sueddeutsche.de/politik/kanzlerkandidatur-merkel-ich-habe-unendlich- viel-darueber-nachgedacht-1.3258889
56. Merkels Statement zur Kandidatur // - [Электронный ресурс] - Spiegel Online - сайт. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ merkel-ich-habe-unendlich-viel-darueber-nachgedacht-a-1122223.html
57. Niethammer L. Kollektive Identitat: heimliche Quellen einer unheimlichen Konjunktur. Leipzig: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2000
58. S. Papcke. Gibt es eine kulturelle Identitat der deutschen?// Die Identitat der Deutschen / Werner Weidenfeld (Hrsg.), Wien: Hanser, 1983..
59. Riel K.M. Mehrsprachigkeit. Eine Einfuhrung. WBG (Wissenschaftliche Buchgesellschaft), Darmstadt, 2014
60. Riel K.M. Sprachkontaktforschung. Eine Einfuhrung. Tubingen, Narr Francke Attempto Verlag, 2014
61. Rollende Augen, irres Lachen // - [Электронный ресурс] - Heute -
сайт. URL: http: // www.heute .at/freizeit/szene/Anrainer-rufen-we gen-8-
Meter-grossem-Hitler-die-Polizei:art23668,1350685
62. So reagieren Passanten auf Hitler-Double // - [Электронный ресурс] - Tagesanzeiger - сайт. URL: http://www.tagesanzeiger.ch/kultur/kino/so- reagieren-passanten-auf-hitlerdouble/story/29026140
63. Schwan A. Werbung statt Waffen. Hamburg: VS Verlag, 2011
64. Smith A, The Ethnic Revival in the Modern World. Cambridge: Cambridge University Press, 1984
65. Steckert Ralf. Begeistemdes Leid. Zur medialen Inszenierung des «Brands» und seiner geschichtspolitischen Wirkung im Vorfeld des Irakkriegs. Stuttgart: ibidem-Verlag, 2008
66. Weber A. Abshied von den bisherigen Geshichte. Hamburg: 1946
67. Wievorka M. Kulturelle Differenzen und kollektive Identitaten. Hamburg: Hamburger Edition, 2003



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ