ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы изучения связи удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией 7
1.1. Понятие удовлетворенности учебной деятельностью в психологии 7
1.2. Проблема прокрастинации в учебной деятельности студента 16
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение связи удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией 33
2.1. Организация и методы исследования связи удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Рекомендации для студентов по снижению прокрастинации 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы прокрастинации очень выросла за последние годы, хотя история ее научного психологического изучения насчитывает несколько десятков лет. Исследования проводили преимущественно зарубежные психологи. В нашей стране данный феномен изучали гораздо меньше. Значительная часть психологических исследований посвящена изучению человеческой деятельности, реализующейся в учебе, труде и т.п. Вместе с тем, не менее важно изучать явления противоположного плана, такие как бездеятельность, пассивность, наиболее яркими проявлениями которых служит лень и прокрастинация.
В психологии под термином «прокрастинация» подразумевают сознательное откладывание выполнения намеченных действий на неопределенный срок, несмотря на то, что это повлечет за собой проблемы. Термин «прокрастинация» был взят из английского языка: английское слово «ргосгасйпайоп» переводится как откладывание, промедление, запаздывание, отсрочка, которое, в свою очередь, происходит от латинского слова «сгазЕпш» -«завтра» и приставки «рго»-«на». Буквальным переводом слова «прокрастинация» является выражение «на завтра».
Особенно ярко выражена прокрастинация в студенческом возрасте, т.к. студенты склонны постоянно откладывать различные дела, в частности, учебные задания. Существует отдельное направление в исследованиях прокрастинации, которое посвящено изучению откладывания выполнения учебных заданий, - так называемая академическая прокрастинация. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным последствиям. Академическая прокрастинация является наиболее распространенной и типичной формой прокрастинации. Прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. Поэтому изучение особенностей студенческой прокрастинации является актуальным исследованием для нас.
Отечественные исследования феномена прокрастинации начались относительно недавно и не так многочисленны как зарубежом. Следует все же упомянуть о некоторых отечественных исследованиях. Я. И. Варваричева занималась адаптацией методики измерения общей и академической прокрастинации, К. Лэй также изучала связь прокрастинации с интеллектом, тревожностью и другими личностными характеристиками, Н. Г. Гаранян использовала показатель прокрастинации в изучении депрессивных состояний и тревожных расстройств. А.А. Горбунова отмечает отрицательную связь между способностями к произвольному управлению эмоциями и прокрастинации.
Другой из важнейших и актуальных проблем современной психологической науки в условиях модернизации отечественного образования является мотивация учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью - это эмоционально оценочное отношение личности к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания. От удовлетворенности учебной деятельностью, совершенствования форм ее организации, гуманизации содержания зависит эффективность учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью является интегральной характеристикой, а поэтому выделяют различные области проявления удовлетворенности учебной деятельностью. Степень разработанности данной темы невелика, это и определяет новизну проводимой работы. Удовлетворённость как отношение к эффективной деятельности рассматривались Г.В. Акоповым, А.Г. Здравомысловым, В.Н. Мясищевым, Ю.М. Орловым, В.Д. Шадриковым, Р.Х. Шакуровым и др.
Сложившаяся практика организации учебной деятельности в вузе свидетельствует о том, что студенты часто «зависимы» от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности, студенты сталкиваются с проблемой снижения мотивации к учебной деятельности, и ее удовлетворенностью. Но, несмотря на убедительность этого факта, данные о характере связи удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией в вузе отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.
Таким образом, проблема нашего исследования звучит следующим образом: каков характер связи удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией?
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования: удовлетворенность учебной деятельностью студентов.
Предмет исследования: связь удовлетворенности учебной деятельностью студентов с академической прокрастинацией.
Гипотеза исследования: между удовлетворенностью учебной деятельностью студентов и академической прокрастинацией существует связь, а именно чем меньше студенты будут склонны к проявлению академической прокрастинации, тем больше они будут удовлетворены общей учебной деятельностью, выбранной профессией и также взаимоотношениями с однокурсниками.
Для достижения поставленной цели исследования нами были намечены следующие задачи:
1. Изучить проблему удовлетворенности учебной деятельностью и академической прокрастинации в научной литературе.
2. Определить особенности удовлетворенности учебной деятельностью студентов первого и второго курсов.
3. Изучить академическую пракрастинацию студентов первого и второго курсов.
4. Определить характер связи между удовлетворенностью учебной деятельностью и академической прокрастинацией студентов.
5. Разработать рекомендации студентам, направленные на преодоление прокрастинации студентов.
Представления о развитии психики, сформировавшиеся в виде таких основополагающих принципов, как принцип детерминизма (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) принцип развития (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев), взглядов на возрастные особенности психики (Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин), а так же научных идей изучения академической прокрастинации (К. Лэй, Я.И. Варваричева).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование); методы математико¬статистического анализа данных и качественного описания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического метода: коэффициента корреляции Спирмена. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS 20.0.
В нашем исслeдовании использовались слeдующие методики: методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью учащихся Л.В. Мищенко, Шкала общей прокрастинации (GP) К. Лэй, Методика саморегуляции лени С.Т. Посоховой и Д.А. Богдановой,
Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода, с студентами первого и второго курса факультета психологии. В нем приняли участие 80 студентов в возрасте от 17 до 19 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удовлетворенность учебной деятельностью является тем интегративным показателем, который отражает отношение студента к условиям и результатам учебной деятельности в вузе и их уровень мотивации к обучению. Низкая удовлетворенность учебной деятельностью в большинстве случаев приводит к уходу из вуза, но если студент по тем или иным причинам продолжает обучение, то неудовлетворенность в немалой степени влияет на его психическое здоровье. Незаменимы показатели удовлетворенности при определении эффекта различных нововведений, что важно для современной ситуации в образовании. Показатели удовлетворенности могут свидетельствовать о степени эффективности управления образовательным процессом. Прокрастинация - это феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Академическая прокрастинация является одной из главных проблем студенческого возраста. Она предполагает задержку выполнения учебных задач и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью,забывчивостью и общей поведенческой ригидностью.
Студенты пергого и второго курсов различются по таким показателям как общая удовлетворенность учебной деятельностью, удовлетворенность избранной профессией, удовлетворенность учебным процессом, удовлетиворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем .На достоверном уровне значимости (р< 0,05), данные результаты говорят нам о том, что у студентов второго курса наблюдается снижение удовлетворенность учебной деятельностью в общем, также снижаются их интересы к выбранной профессии, а также их удовлетворенность учебным процессом по сравнению со студентами первого курса. Студенты второго курса показывали тендецию к повышению удовлетволенности в области быта, досуга и здоровья.
Студенты второго курса имеют более выраженный уровень прокрастинации, хотя статический анализ не подтвердил различия по прокрастинации. Студенты второго и первого курса одинаково откладывают выполнение своих важные дел на неопределенный срок в выполнении, что в последствие сказывается на качестве их результатов работы. Прокрастинация для них является частью жизни, она становится проблемой, так как вызывает тревогу из-за приближения срока сдачи невыполненной работы.
Большинство студентов второго курса способны регулировать проявление своей лени, в выполнении каких-либо домашних заданий и самостоятельных работ в области учебной деятельности, они способены через волевое усилие и заинтересованность в деле, выполнить задания под идей, все сразу и до конца - это кочество помагает им быть успешным в учебной деятельности. Низкий уровень саморегуляции лени имеет третья часть от всей выборки студентов, примерно одинокавый процент первого и второго курсов. Это означает, что данные студенты характеризуются немотивированным уклонением от выполнения порученного дела, склонностью к пустому времяпрепровождению и получению удовольствия, отсутствием желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия, а также переживанием удовольствия от безделья.
Корреляционный анализ связи между удовлетворенностью учебной деятельностью студентов и академической прокрастинацией показал наличие 4 статистически значимых корреляционных связей между исследуемыми показателями. Существует значимая отрицательная корреляционная связь между общим уровнем удовлетворенности учебной деятельностью и академической прокрастинацией. Данный результат говорит нам о том, что чем выше уровень прокрастинации у студентов первого и второго курса, тем меньше будет общий уровень удовлетворенности учебной деятельностью. Также есть отрицательная связь между показателями удовлетворенность учебной профессией и академической прокрастинацией. Это говорит нам о том что, чем выше уровень прокрастинации у студентов, тем меньше будет удовлетворенность избранной профессией. Студенты все больше будут разочаровываться в своей профессии из-за проявления лени в выполнении домашних заданий, накапливая академические задолженности. Также сущестивует положительная достоверная связь между удовлетворенностью взаимоотношениями с однокурсниками с саморегуляцией лении. Это говорит нам о том, что, тем высше уровень саморегуляции лени у студентов, тем высше уровень удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсками студенты, проявляя волевые усилия над своим не желанием выполнять что-либо по учебе или в своем досуге способны налаживать благоприятные межличносные отношения с однокурсниками и через совместные дейстивия с ними достигать положительных результатов. Также сущестивует отрицательная связь между саморегуляцией лении и прокрастинацией. Это говорит нам о том, что тем выше уровень саморегуляции у студентов, тем ниже уровень прокрастиннации т.е. студенты умеющие бороться со своей ленностью, выстраивать главные приоритеты в достижении успеха в учебной деятельности способны проедолевать прокрастинацию.
Таким образом, гипотеза о том, что между удовлетворенностью учебной деятельностью студентов и академической прокрастинацией в ВУЗе существует связь, а именно чем меньше студенты будут склонны к проявлению академической прокрастинации, тем больше они будут удовлетворены общей учебной деятельностью, выбранной профессией и также взаимоотношениями с однокурсниками подтвердилась, но требует дополнительной проверки с подключением дополнительных данных - учебной мотивации, саморегуляции поведения, гендерный аспект, саморегуляция поведения и большая по обьему выборка испытуемых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быкова Д. В. Прокрастинация как проявление эмоционально- ориентированного и ориентированного на избегание стилей копинга / Д. В.Быкова // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. на- уч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. - 2010: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Т. Л. Крюкова. - М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова.- 2010. - С. 194-196.
2. Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников / Я. И. Варваричева // Здоровье нации - основа процветания России, 2013. - Т. 2. - С. 147-149.
3. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблема и перспективы исследования / Я. И.Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С. 121¬131.
4. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и
перспективы исследования /Я. И.Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С.121-129.
5. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал, 2012. - № 6. - С. 35-44.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : «Логос», 2013. - 384 с.
7. Иванова Т.А. Мотивация учебной деятельности студентов / Т.А. Иванова А.Я. Левин // Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности: Межвуз. Сб. Под ред. Г.С.Шляхтина. — Горький: «Горьк.гос.ун-т», 2012. - С. 77-84.
8. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень./ Е.П.Ильин - СПб.: «Питер», 2011. - 224 с.
9. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, Развитие - 2013. - №2. - С. 22-41.
10. Михайлова Е. А. Ситуационные и личностные детерминанты
лени /дис. . канд. психол. наук. - СПб.: «Речь», 2007 - 237 c.
11. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности / Л.В. Мищенко // Вестник практической психологии образования. - 2014. - №3 - С. 122-128.
12. Мохова С. Б.Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Мохова С. Б.// Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 24- 35.
13. Рыбалкина Л.Г.Основы планирования профессиональной деятельности: методы обучения: учеб. пособ. для преподавателей / Л.Г. Рыбалкина и др. / Под общ. ред. Г.В. Галевского. - М.: Флинта: «Наука», 2014. - 113 с.
14. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма./ Н.Г Гаранян Вопросы психологии. 2009, No. 5, 74-83.
15. Студент вуза: технологии и организация обучения: учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. - М.: «Инфра» 2009. - 475 с.
16. Студенчество в науке - инновационный потенциал будущего: тез. докладов Всерос. студ. науч.-практ. конференции / Под ред. В.С. Суворова.
- Набережные Челны:«Кам. гос. инж.экон. акад», 2008. - 376 с.
17. Фархуллина. О.И.Взаимосвязь прокрастинации, темпераментальных характеристик и удовлетворенности трудом у лиц, работающих в сфере обслуживания, дипломная работа/ О.И.Фархуллина.- М. : «Академия», 2011. - 653 с.
18. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество / Ю. Г. Фокин. - М.: «Академия», 2012. - 224 с.
19. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
20. Александрова Н.М. Маркова, С.М. Проблемы развития профессионально педагогического образования [Электронный ресурс] Л.Г. Рыбалкина / Н.М.Александрова, С.М.Маркова // Вестник Мининского университета.-2015.- № 1 .URL: http: //www. mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9 (дата обращения: 30.03.2015).
21. Бугрименко А.Г. Соотношение образа "Я" и внутренней учебной мотивации студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Г.Бугрименко. - М.,
2007. - 23 с.
22. Иванова Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы/ Н.В.Иванова /Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3; URL: http://www.science-education.ru/117-13042(дата обращения: 12.05.2014).
23. Иванова Н.В., Минаева, Е.В., Коробова, Л.В. Средовой подход к
диагностике антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Н.В.Иванова, Е.В. Минаева, Л.В. Коробова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1;URL:
http://www.science-education.ru/121-18338(дата обращения: 07.04.2015).
24. Карнаухов В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов- первокурсников педагогических вузов: автореф. дис. канд. психол. наук/ В.А.Карнаухов. - М., 1997. - 16 с.
25. Карпова Е.В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза / Е.В.Карпова // Ярославский педагогический вестник. -
2008. - №2 (55). - С. 66-70.
26. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. / Е.В.Карпова // Вестник Мининского университета - 2015. - № 2. С.34-39.
27. Макурина А.С. Повышение мотивации учебной деятельности студентов физкультурного вуза: автореф. дис. канд. пед. наук/ - А.С.Макурина. - Челябинск, 2006. - 22 с.
28. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. . канд. психол. наук/ Н.А.Павлова. - Ярославль, 2005. - 24 с.
29. Ядов В. А., Семенова В.ВСтратегия социологического исследования. /В. А. Ядов. - М, 2000. -245 с.
30. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: монография/ Е.В.Сидоренко. - СПб.: «Речь», 2010. - 350 с.
31. Есенкова Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза // Известия Рос. гос. пед.ун- таим.А.И.Герцена. - 2009.- №12. - С. 256-260.
32. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3. - С. 12-19.
33. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии, 2011, № 1. - С. 3-27.
34. Fend H. Schulklima: soziale Einflussprozesse in der Schule. / H.Fend. // Soziologie der Schule III. - Weinheim und Basel: 1. Beltz Verlag, 1977. - 284 S.
35. Harackiewicz ,J.M., Barron, K.E., Tauer, J.M., Carter, S.M. Short-term and long-term consequnences of achievement goals: predicting interest and performance over time / J.M.Harackiewicz , K.E. Barron, J.M. Tauer, S.M.Carter // J. of Educ. Psychol. - 2000. - V. 92, № 2. - P. 316-330.
36. Lens ,W. Motivation and de-motivation in secondary education: student Characteristics/ W.Lens // Learn, and Instr. - 1991. - V. 1, № 2. - P. 145-1
37. Lay, C. At last my research article on procrastination Journal of Reseach in Personality, 1986. C. 474-495.
38. Tuckman, B. W. Educational and Psychological Measurement /51 (2). 1991. P. 473-480.