ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Автобиографическое начало в лирике О.Ф. Берггольц как отражение жизненного пути поэта 9
1.1. Проблемы автобиографизма в литературоведении 9
1.2. Автобиографические истоки первого поэтического сборника
О.Ф. Берггольц «Стихотворения» (1934) 13
1.3. Жизненный опыт О.Ф. Берггольц как основа лирики второй
половины 1930-х годов 18
ГЛАВА II. Автобиографический контекст лирики О.Ф. Берггольц периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени 26
2.1. Трагические страницы Великой Отечественной войны
в «лирическом дневнике» О.Ф. Берггольц 1940-х гг 26
2.2. Патриотическая направленность произведений
О.Ф. Берггольц «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942) 34
2.3. Образ Родины в произведениях О.Ф. Берггольц 1943-1945
годов 41
2.4. Исповедальный характер лирики О.Ф. Берггольц 1950-1970-х
годов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обращение к творческому наследию Ольги Федоровны Берггольц является актуальным в заново осмысляемой истории русской литературы. «Никто не забыт и ничто не забыто» - именно Ольге Берггольц принадлежат эти знаменитые строки, увековеченные на стеле Пискарёвского мемориального кладбища. Место О.Ф. Берггольц в отечественной литературе много лет определяли цензоры, которые не пропускали в печать значительную часть написанного поэтессой. В результате ее имя стало ассоциироваться с ура-патриотизмом. И только в начале 1990-х, когда были опубликованы её тюремные стихи и дневники, читатели узнали другую Берггольц. Но по-прежнему большая часть архива Ольги Берггольц закрыта для исследователей.
Известно, что творческий путь О.Ф. Берггольц начался в 1924 году, когда в стенгазете фабрики «Красный ткач» впервые было опубликовано её стихотворение под названием «Ленин». С этого момента и до конца жизни Ольга Берггольц посвятила себя литературе. О.Ф. Берггольц работала в различных жанрах: стихотворение, поэма, трагедия, очерк, повесть, рассказ. Наиболее известными являются такие произведения, как поэмы «Февральский дневник» (1942) и «Твой путь» (1945), трагедия «Верность» (1946-1954) и поэма в прозе «Дневные звёзды» (I часть 1959 г.). Также необходимо отметить значимость мемуарного и
эпистолярного наследия автора. Дневники О.Ф. Берггольц - это ценнейшая и значительная часть её литературного наследия.
Научной периодизации творчества О.Ф. Берггольц, к сожалению, нет, однако изучение данного вопроса дало возможность с опорой на факты биографии выделить этапы жизни и творчества, которые были положены в основу выпускной квалификационной работы:
S 1930-е гг. - период становления поэта, особое место занимают произведения, написанные в тюрьме (14 декабря 1938 г. - 3 июля 1939 г.);
S 1941-1945 гг. - военный период;
S 1946-1953 гг. - послевоенные годы;
S 1954-1975 гг. - последний этап творчества, совпавший с периодом оттепели в общественной жизни страны.
Первые монографические работы, посвящённые творчеству поэтессы, появились в начале 1960-х годов. Специфика этих исследований, имеющих критико-биографический характер (Н. Банк [7], Г. Цурикова [79]) и обращенных к природе стиха О.Ф. Берггольц (А. Павловский [54]), заключается в том, что они написаны при жизни поэтессы с учётом возможного критического прочтения их самой Ольгой Берггольц. После публикации книги «Дневные звёзды» (1959) интерес исследователей был сосредоточен на жанровых поисках писательницы в области лирической прозы, получивших положительную оценку (Г. Бровман [22]).
В посмертных воспоминаниях конца 1970-х-1980-х годов и в статьях отечественных филологов (А. Арьев [5], В.Я. Лакшин [42], Л. Левин [44], М.Ф. Пьяных [61], Дм. Хренков [77]), которые написаны в основном в методологии советского литературоведения, преобладает официозная трактовка образа поэтессы, обусловленная жёстким идеологическим контролем, а в центре внимания исследователей преимущественно военный период творчества О.Ф. Берггольц.
Следующим этапом освоения творческого наследия поэтессы стал выход в 1988-1990 годах трёхтомного собрания сочинений [12]. В нём впервые предпринята текстологическая подготовка и научное
комментирование произведений О.Ф. Берггольц.
Многое сделано для популяризации творческого наследия
О.Ф. Берггольц её родной сестрой. После смерти О.Ф. Берггольц публикацией её творческого и мемуарного наследия занималась в основном М.Ф. Берггольц, которая являлась владелицей авторских прав поэтессы. Опубликованные ею в 1990-е годы в периодической печати автобиографические тексты Ольги Берггольц практически не сопровождались научным историко-литературным комментарием. М.Ф. Берггольц включала новые архивные материалы в выпущенные к юбилейным датам издания, которые, при безусловной их ценности, имеют ограниченную научную значимость.
В 1990-е и 2000-е годы изучение творчества О.Ф. Берггольц продолжалось, но не было интенсивным. В диссертационной работе Л.Г. Чащиной [81] отдельные вопросы жанра и поэтики творчества
О.Ф. Берггольц рассматривались в русле традиций советского литературоведения.
Английский славист из Кембриджа К. Ходжсон (Katharine Hodgson) в вышедшей в 2003 году монографии «Voicing the Soviet Experience: The Poetry of Ol'ga Berggol'ts» («Высказывание советского опыта: поэзия Ольги Берггольц») [74] предприняла попытку осмысления всего творчества
О.Ф. Берггольц с точки зрения зарубежной литературы.
Особый вклад в изучение творческого и жизненного пути
О.Ф. Берггольц внесла О.М. Оконевская, которая была лично знакома с поэтессой и поддерживала отношения с ней в течение последних двенадцати лет её жизни. В своей работе «"... И возвращусь опять": Страницы жизни и творчества О.Ф. Берггольц» [49] О.М. Оконевская обобщает и анализирует большой документальный материал, воспоминания блокадников, друзей и коллег поэта, которые являются особенно ценными для тех, кто интересуется ее творчеством.
Новый всплеск исследовательского интереса к произведениям и судьбе
О.Ф. Берггольц вызвал 100-летний юбилей со дня рождения поэтессы, отмеченный выходом ряда книг: «"Так хочется мир обнять":
О.Ф. Берггольц» [71] и «Ольга. Запретный дневник» [11].
Особый интерес представляет сборник исследований и публикаций «"Так хочется мир обнять": О.Ф. Берггольц» [71] под редакцией
Н.А. Прозоровой (2011), в который включены новые архивные материалы, позволяющие понять истоки творческого и жизненного пути Ольги Берггольц. В этой книге впервые опубликован отроческий дневник поэтессы. Также в издание входят малоизвестные стихи конца 1920-х годов. Статьи в данном сборнике посвящены неизвестным страницам биографии
О.Ф. Берггольц и вопросам изучения её творческого наследия.
Необходимо отметить книгу «Ольга. Запретный дневник» (2011) [51] под редакцией Н. Соколовской, составленную из дневников 1939-1949 годов, писем, отрывков из второй части книги «Дневные звёзды». Здесь впервые представлены материалы следственного дела О.Ф. Берггольц. Также в книгу включены малоизвестные и ранее неизвестные фотографии «ленинградской Мадонны» и её окружения.
На сегодняшний день изучением творческого наследия О.Ф. Берггольц занимается Н.А. Прозорова. В диссертации «Документально-мемуарная проза О.Ф. Берггольц: парадигмы становления творческой личности
(1920-е гг.)» (2013) [57] Н.А. Прозоровой впервые с целью выявления парадигм творческого становления О.Ф. Берггольц сделан анализ её документально-мемуарной прозы 1920-х годов в комплексе с другими архивными мемуарно-автобиографическими материалами и в контексте её литературного наследия в целом.
Особого внимания заслуживает книга М. Золотоносова «Охота на Берггольц. Ленинград 1937» (2015) [35], которая посвящена травле Ольги Берггольц в 1937 году.
Также обширные материалы о творчестве и жизни О.Ф. Берггольц представлены в публицистических статьях таких авторов, как Л. Аннинский [2], Т.М. Горяева [29], Н. Гранцева [30], А. Данилов [31], С. Завьялов [34], Л.В. Кипнес [39], Е.П. Пронина [59], Е.С. Роговер [63], А. Рубашкин [64],
А. Синявский [68], Т.Ю. Хмельницкая [73], О.С. Шурупова [82] и др. Эти и названные ранее источники стали основой для подготовки выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе стало поэтическое наследие О.Ф. Берггольц.
Предмет исследования - автобиографические истоки лирики
О.Ф. Берггольц.
Цель работы заключается в выявлении автобиографических истоков поэзии О.Ф. Берггольц 1930-1970-х годов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) осмыслить содержание понятия «автобиографизм» с опорой на труды литературоведов;
2) выявить автобиографическое начало в лирике О.Ф. Берггольц разных лет;
3) рассмотреть истоки автобиографизма в творчестве О.Ф. Берггольц;
4) раскрыть особенности преломления автобиографизма в поэтике произведений О.Ф. Берггольц;
5) подготовить конспект урока для 11 класса с учетом результатов проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют работы литературоведческого характера: труды
П.С. Выходцева [36], Г.Н. Поспелова [23], Л.М. Крупчанова [24]; материалы словарей литературоведческих терминов [9] и другие литературоведческие источники.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: биографический, структурно-генетический,
типологический.
Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию на международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2017» (21 апреля 2017 г.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут использоваться учителями- словесниками на уроках литературы.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 82 наименования и приложение.
Творчество О.Ф. Берггольц занимает важное место в литературном процессе XX века. Современники так отзывались об О.Ф. Берггольц:
Вас в Ленинграде знает каждый.
Вписались вы в его пейзаж,
Как Медный Всадник, как Исакий,
Как Летний сад, Как Эрмитаж [49, с. 205].
Исследователи творчества поэтессы давно уже обратили внимание на то, что многие её лирические произведения внутренне объединены одним характером, одной судьбой, на которой ясно лежит отблеск судьбы самого автора, это трансформация реалий личного внешнего и внутреннего опыта, связанного с обстоятельствами жизни и получившего преломление в художественной образности произведений О.Ф. Берггольц.
В поэзии О.Ф. Берггольц 1930 годов. автобиографизм проявляется через воспоминания, через образы памяти. В большинстве лирических произведений заметно максимальное сокращение дистанции между автором и лирической героиней. Яркими примерами автобиографизма в лирике 1930-х гг. являются стихотворения, посвящённые умершим детям и Борису Корнилову («Память», «Аленушка», Борису Корнилову», «Два стихотворения дочерям»). Особое место занимают произведения, созданные в тюрьме («Испытание», «Возвращение»). Многими исследователями творчества О.Ф. Берггольц отмечается, что именно на этот период приходится расцвет творчества поэта. Тюрьма подготовила почву для блокадных произведений О.Ф. Берггольц. Обращение к автобиографическому началу позволило О.Ф. Берггольц показать истоки кризисного, разорванного сознания человека первой половины XX века.
Еще один этап личностной и творческой биографии О.Ф. Берггольц - 1940-е гг., период, отпечатавшийся в лирике поэтессы стихотворениями о блокадном Ленинграде и в целом произведениями о Великой Отечественной войне. Говоря словами Александра Рубашкина, «война выбрала О.Ф. Берггольц, чтобы её стихами и её голосом говорить с Ленинградом» [64, с. 170]. Произведения, написанные в военный период, вобрали все прочувствованное и выстраданное О.Ф. Берггольц. Автобиографизм просматривается в таких произведениях, как «Разговор с соседкой», «Письма на Каму», «29 января 1942», «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Твой путь», «Памяти защитников». Отметим, что лирическая героиня максимально близка поэтессе по мироощущению.
В лирике 1950-1970- х гг. также присутствует авторское начало, которое связано с попыткой понять современность с оценкой прошлых событий. Отметим, что послевоенные годы оказались сложным испытанием для Ольги Берггольц. Несмотря на то, что война закончилась, О.Ф. Берггольц всё равно возвращается к военной теме.
Особая концентрация автобиографизма прослеживается в любовной лирике О.Ф. Берггольц. Расставание с Г.П. Макогоненко и ощущение тотального одиночества нашли отражение в поэзии рассматриваемого периода («Бабье лето», «Перед разлукой»).
Добавим, что в 1959 году О.Ф. Берггольц заканчивает работу над поэмой в прозе «Дневные звёзды», в которой отражена вся жизнь поэтессы - от беззаботного детского рая до блокадного ада и пути возврата из него. В 1965 году выходит последний прижизненный сборник стихотворений Ольги Берггольц «Узел», вобравший факты зрелой жизни поэтессы с 1937 по 1962 годы. «Узел» - это реквием по всему ненаписанному О.Ф. Берггольц, по умершим друзьям, по уже утраченной и ушедшей любви.
Таким образом, результаты проведенной работы дают основание утверждать, что автобиографизм является главной особенностью лирики О.Ф. Берггольц.
Автобиографические истоки лирики Ольги Берггольц - это те события и факты, которые повлияли на мировоззрение поэтессы. Главными истоками лирики являются детство, смерть родных и близких людей, арест, тюремное заключение, Великая Отечественная война и послевоенная жизнь. Когда говорят, что О.Ф. Берггольц рано ушла из жизни - всего в 65 лет, биограф поэтессы О.М. Оконевская отмечает, что и этой муки ей было достаточно [49, с. 209].
Эти зачастую драматические и даже трагические страницы биографии, освещенные стойкостью и мужеством, ставшие отражением муки целой страны, несомненно, должны занять свое важное место в системе уроков литературы на разных ступенях образования школьников (см. приложение).
1. Агеева, В. Жшочий просйр: Фемшютичний дискурс украшського модернiзму [Текст] / В. Агеева. - К.: Факт, 2003. - 320 с.
2. Аннинский, Л.А. Ольга Берггольц: «Я... Ленинградская вдова» [Текст] / Л. Аннинский // Нева. - 2005. - № 6. - С. 210-222.
3. Аннинский, Л.А. Война. Женское лицо: Ольга Берггольц
(1910-1975) и Маргарита Алигер (1915-1992), русские поэтессы [Текст] / Л. Аннинский // Дружба народов. - 2005. - № 5. - 186-207.
4. Аннинский, Л.А. Красный век: Эпоха и ее поэты [Текст] : в 2 кн. / Л.А. Аннинский. - М.: ПРОЗАиК, 2009. - Кн. 2: Засадный полк. Мальчики державы. - 463 с.
5. Арьев, А. Лицом к Ленинграду: к 75-летию со дня рождения О.Ф. Берггольц [Текст] / А. Арьев // Звезда. - 1985. - № 5. - С. 184-189.
6. Баймиева, В.Ю. Жанровое своеобразие книги О. Берггольц «Дневные звёзды» [Текст] / В.Ю. Баймиева // Вестн. Коми гос. пед. ин-та. - Сыктывкар, 2007. - Вып. 5. - С. 14-20.
7. Банк, Н.Б. Ольга Берггольц: критико-биографический очерк [Текст] / Н.Б. Банк. - М.; Л.: Сов. писатель, 1962. - 171 с.
8. Банк, Н.Б. «Здесь оставлено сердце мое.»: из воспоминаний об О.Ф. Берггольц [Текст] / Н.Б. Банк // Вопросы литературы. - 1985. - № 3. -
С. 28-46.
9. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] /
С.П. Белокурова. - СПб., 2007. - 320 с.
10. Берггольц, О.Ф. Поэмы [Текст] / О.Ф. Берггольц. - Л.: Лениздат, 1974. - 220 с.
11. Берггольц, О.Ф. Победоносное терпенье: письма к родным времен блокады Ленинграда [Текст] / О.Ф. Берггольц // Литературное обозрение. - 1979. - № 5. - С. 100-112.
12. Берггольц, О.Ф. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т. /
О.Ф. Берггольц; сост. М.Ф. Берггольц, редкол. Г. Горбовский и др.; вступ. ст. А. Павловского, примеч. Т. Г оловановой.
13. Берггольц, О.Ф. Дневные звёзды. Говорит Ленинград [Текст] / О.Ф. Берггольц; сост. М.Ф. Берггольц. - М.: Правда, 1990. - 480 с.
14. Берггольц, О.Ф. Из дневников [Текст] / О.Ф. Берггольц; вступ. ст., публ. и примеч. М.Ф. Берггольц // Звезда. - 1990. - № 5. - С. 180-191.
15. Берггольц, О.Ф. Встреча. Дневные звёзды. Часть I. Часть II. Главы, фрагменты. Письма, дневники, заметки, планы [Текст] / О.Ф. Берггольц; сост., авт. примеч. и коммент. М.Ф. Берггольц. - М.: Русская книга, 2000. - 336 с.
16. Берггольц, О.Ф. Прошлого нет: стихи, поэмы [Текст] /
О.Ф. Берггольц; сост. М.Ф. Берггольц. - СПб.: Царское Село, 2003. - 349 с.
17. Берггольц, О.Ф. Дневниковые тетради 1923 года [Текст] / вступ. ст., подгот. текста и коммент. Н.А. Прозоровой // «Так хочется мир обнять»: О.Ф. Берггольц: исслед. и публ.: [сб.]: к 100-летию со дня рождения. - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2011. - С. 125-317.
18. Берггольц, М.Ф. О ГУЛАГе невидимом: К публикации фрагментов дневника Ольги Берггольц [Текст] / М.Ф. Берггольц // Апрель. - М., 1991. - Вып. 4. - С. 127-128.
19. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона [Текст] / В.В. Бешанов. - М.: АСТ, 2005. - 480 с.
20. Блюм, А. Седьмая тетрадь. Ленинград блокадный. Блокадная тема в цензурной блокаде [Текст] / А. Блюм // Нева. - 2004. - № 1.
21. Большев, А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А.О. Большев. - СПб, 2003. - 240 с.
22. Бровман, Г. Мечта о «главной книге»: «Дневные звёзды»
О. Берггольц [Текст] / Г. Бровман // Проблемы и герой современной прозы. - М., 1966. - С. 299-307.
23. Введение в литературоведение [Текст] : учеб. для филол. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.
24. Введение в литературоведение [Текст] : учебник для бакалавров / под ред. Л. Крупчанова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 479 с.
25. Вознесенский, А. Аксиома самоиска [Текст]/ А. Вознесенский. - М.,
1990. - 615 с.
26. Вспоминая Ольгу Берггольц [Текст] / сост. Г.М. Цурикова, И.С. Кузьмичев. - Л.: Лениздат, 1979. - 590 с.
27. Гинзбург, Л. О психологической прозе [Текст] / Л. Гинзбург. - Л.: Художественная литература, 1977. - 441 с.
28. Гланц, Д. Битва за Ленинград. 1941-1945 [Текст] / Д. Гланц; пер. У. Сапциной. - М.: Астрель, 2008. - 640 с.
29. Горяева, Т.М. Неизвестная Ольга Берггольц [Текст] / Т.М. Горяева // Вестник истории, литературы, искусства. - М., 2006. - Т. 2. - С. 478-490.
30. Гранцева, Н. Антикассандра [Текст] / Н. Гранцева // Нева. - 2010. -
№ 10.
31. Данилов, А. «Живы! Выдержим! Победим!»: К истории «Писем на Каму» О. Берггольц [Текст] / А. Данилов // Аргамак. - Набережные Челны, 1998. - № 7. - С. 181-186.
32. Елисеев, Н. «Я буду жить до старости, до славы...». Борис Корнилов [Текст] / Н. Елисеев, И. Басова, Б. Корнилов, О. Берггольц. - СПб.: Азбука, Азбука-Атикус, 2012. - 560 с.
33. Ерошкина, О.Н. О.Ф. Берггольц [Текст] / О.Н. Ерошкина // История Петербурга. - 2005. - № 6. - С. 7-11.
34. Завьялов, С. Что остается от свидетельства: Меморизация травмы в
творчестве Ольги Берггольц [Электронный ресурс] / С. Завьялов // Новое литературное обозрение. - № 116. - 2012. - Режим доступа:
http://www.intelros.ru/readroom/nlo/y4-2012/16098-chto-ostaetsya-ot- svidetelstva-memorizaciya-travmy-v-tvorchestve-olgi-berggolc.html.
35. Золотоносов, М. Охота на Берггольц. Ленинград 1937 [Текст] / М. Золотоносов. - СПб.: Мiръ, 2015. - 464 с.
36. История русской советской литературы [Текст]: учебник / под ред. П.С. Выходцева. - М.: Высшая школа, 1970. - 696 с.
37. Каратеев, А. Никто не забыт - история нашей веры [Текст] / А. Каратеев // Знамя. - М., 2011. - № 5. - С. 211-216.
38. Карпов, И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов) : монография [Текст] / И.П. Карпов. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 465 с.
39. Кипнес, Л.В. Две дороги к одной победе (О.Ф. Берггольц и Б.Ш. Окуджава) [Текст] / Л.В. Кипнес // 50-летию Великой победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. посвящается. - СПБ., 2005. - С. 73-78.
40. Корнилов, Б. Песня о встречном: стихотворения, поэма [Текст] / Б. Корнилов. - СПб.: Азбука, Азбука-Атикус, 2011. - 256 с.
41. Крыщук, Н. Моление о чаше. Молчание о чаше [Электронный
ресурс] / Н. Крыщук. - Режим доступа:
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200008006.
42. Лакшин, В.Я. Ольга Берггольц [Текст] / В.Я. Лакшин // Открытая тетрадь. - М., 1989. - С. 332-361.
43. Лебина, О. «Нас вместе называют Ленинград»: Ленинград 1930-1940-х гг. глазами поэтессы Ольги Берггольц [Текст] / О. Лебина // Вокруг света. - 2003. - № 10. - С. 122-129.
44. Левин, Л. Жестокий расцвет: воспоминания об О. Берггольц [Текст] / Л. Левин // Новый мир. - 1979. - № 4. - С. 170-191.
45. Масловская, А. Духовная матерь блокадников [Текст] / А. Масловская // Нева. - СПб., 1999. - № 1. - С. 196-198.
46. Медарич, М. Автобиография/автобиографизм [Текст] / М. Медарич // Автоинтерпретация: сб. ст. по рус. лит. XII-XX вв.; под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 5-32.
47. Огрызко, В. Не из книжек скудных: Ольга Берггольц [Текст] /
B. Огрызко // Лит. Россия. - 2007. - 16 февр.
48. Оконевская, О.М. Свет дневных звезд: Воспоминания об Ольге Федоровне Берггольц [Текст] / О.М. Оконевская // Белые ночи. - Л., 1985. -
C. 83-120.
49. Оконевская, О.М. «...И возвращусь опять»: Страницы жизни и творчества О.Ф. Берггольц [Текст] / О.М. Оконевская. - СПб.: LOGOS, 2010. - 271 с.
50. Ольга Фёдоровна Берггольц. 1919-1975 [Текст] // Распятые: писатели жертвы политических репрессий. - Вып. 1: Тайное становится явным. - СПб., 1993. - С. 59-64.
51. Ольга. Запретный дневник [Текст] / отв. за выпуск Н. Соколовская. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 544 с.
52. Оскоцкий, В. Дневник как правда: (из мемориального наследия
В. Вернадского, О. Берггольц, К. Чуковского) [Текст] / В. Оскоцкий. - М.: Моск. рабочий, 1995. - 69 с.
53. Павловский, А.И. Стих и сердце: очерк творчества О. Берггольц [Текст] / А. Павловский. - Л.: Лениздат, 1962. - 94 с.
54. Павловский, А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны [Текст] / А.И. Павловский. - Л.: Наука, 1967. - 277 с.
55. Павловский, А.И. Современная советская поэзия [Текст] /
А.И. Павловский. - Д.: Знамя, 1968. - 20 с.
56. Прозорова, Н.А. Международная научная конференция, посвященная изучению жизни и творчества О.Ф. Берггольц: (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / Н. А. Прозорова // Русская литература. - 2010. - №. 3. - С. 229-232.
57. Прозорова, Н.А. Документально-мемуарная проза О.Ф. Берггольц: парадигмы становления творческой личности (1920-е гг.) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Прозорова. - СПб., 2013. - 228 с.
58. Пронина, Е.П. Память сердца: стихи и проза О. Берггольц [Текст] / Е. П. Пронина // Литература в школе. - 1966. - № 3. - С. 10-21.
59. Пронина, Е.П. Поэзия Ольги Берггольц: Художник и время [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.П. Пронина. - М., 1990. - 17 с.
60. Пронина, Е.П. Берггольц Ольга Фёдоровна [Текст] / Е.П. Пронина // Русские писатели. XX век: биобиблиогр. словарь: в 2 ч. / редкол. Н.А. Грознова и др.; под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. -
Ч. 1 (А-Л). - С. 165-174.
61. Пьяных, М.Ф. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне [Текст] / М.Ф. Пьяных. - М.: Просвещение,
1985. - 272 с.
62. Пьяных, М.Ф. Эпос и лирика воюющей России: А. Твардовский и
О. Берггольц [Текст] / М.Ф. Пьяных // Звезда. - СПб., 1995. - № 5. -
С. 166-174.
63. Роговер, Е.С. Ольга Берггольц - летописец блокадного Ленинграда [Текст] / Е.С. Роговер // Писатель. XXI век. - СПб., 2010. - Вып. 7. - С. 23-31.
64. Рубашкин, А. Голос Ленинграда [Текст] / А. Рубашкин. - СПб.: Издательство «Журнал "Нева"», 2005. - 224 с.
65. Рубашкин, А. «... луна гналась за нами, как гепеушник» [Текст] / А. Рубашкин // Звезда. - 2010. - № 3.
66. Светашова, Ю.А. «И я Тобой становлюсь, Эпоха, и Ты через сердце мое говоришь.»: к столетию со дня рождения О. Берггольц [Текст] / Ю.А. Светашова // Рус. яз. в шк. - М., 2010. - № 5. - С. 48-52.
67. Серебровская, Е.П. Об Ольге Федоровне Берггольц. Заметки [Текст] / Е.П. Серебровская; публ. Н. А. Прозоровой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2007-2008 годы. - СПб.: Дмитрий Буланин,
2010. - С. 640-645.
68. Синявский, А. Поэзия и проза Ольги Берггольц [Текст] / А. Синявский // Новый мир. - 1960. - № 5. - С. 225-236.
69. Соколовская, Н. «Тюрьма - исток победы над фашизмом»: к 100-летию со дня рождения О. Берггольц; история ареста поэтессы в 1938-1939 гг. [Текст] / Н. Соколовская // Звезда. - 2010. - № 3.
70. Софронов, А. «Последний души перегон...»: (Воспоминание
об О. Берггольц) [Текст] / А. Софронов // Бежин луг. - М., 1996. - № 3. -
С. 126-131.
71. «Так хочется мир обнять»: О.Ф. Берггольц: исследования и публикации [Текст]: сборник к 100-летию со дня рождения / отв. ред. Н.А. Прозорова. - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2011. - 332 с.
72. Фоняков, И. Испытание на разрыв: к 90-летию Ольги Берггольц [Текст] / И. Фоняков // Звезда. - 2000. - № 5. - С. 230-238.
73. Хмельницкая, Т.Ю. Сопричастность времени: творчество Ольги Берггольц [Текст] / Т.Ю. Хмельницкая // Голоса времени. - М., Л.: Советский писатель, 1963. - С. 125-151.
74. Hodgson, K. Voicing the Soviet Experience: The Poetry of Ol'ga Berggol'ts [Текст] / К. Hodgson. - Oxford; New York : Published for The British Academy by Oxford University Press, 2003. - 214 с.
75. Ходжсон, К. Прорываясь сквозь барьеры времени и пространства во
время блокады: Ольга Берггольц [Электронный ресурс] / К. Ходжсон; пер. с англ. Ю. Костюк; под ред. К. Корчагина) // НЛО. - № 137. - 2016. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/nlo 137-2016/29491 -proryvayas-
skvoz-barery-vremeni-i-prostranstva-vo-vremya-blokady-olga-berggolc-per-s- angl-yulii-kostyuk-pod-red-kirilla-korchagina.html.
76. Хренков, Дм. Здравствуйте, Ольга!: страницы жизни и творчества О.Ф. Берггольц [Текст] / Дм. Хренков // Нева. - 1977. - № 5. - С. 59-104.
77. Хренков, Дм. От сердца к сердцу: о жизни и творчестве Ольги Берггольц [Текст] / Дм. Хренков. - Л.: Сов. писатель, 1982. - 255 с.
78. Хренков, Дм. Совесть Ольги Берггольц [Текст] / Дм. Хренков // Ленинградская панорама. - Л., 1988. - С. 282-291.
79. Цурикова, Г. Ольга Берггольц [Текст] / Г. Цурикова. - Л.: Знание, 1961. - 50 с.
80. Чащина, Л.Г. Все шло к тебе, торжественная зрелость...: о поэзии О. Берггольц [Текст] / Л.Г. Чащина // Литературная учеба. - 1985. - № 3. - С. 116-126.
81. Чащина, Л.Г. Публицистика Ольги Берггольц 30-х годов и периода Великой Отечественной войны [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Г. Чащина. - Л., 1989. - 17 с.
82. Шурупова, О.С. «Дыша одним дыханьем с Ленинградом.»: Блокадная поэзия О. Берггольц [Текст] / О.С. Шурупова // Рус. речь. - М., 2010. - С. 34-39.