ПРИЗНАКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИИ КИНГСЛИ ЭМИСА «СЧАСТЛИВЧИК ДЖИМ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения постмодернизма как литературного направления 6
1.1 Основополагающие признаки постмодернизма 7
1.2 Место Кингсли Эмиса в британской литературе 10
1.3 Кингсли Эмис среди «сердитых молодых людей» 11
1.4 Роман «Счастливчик Джим» как яркий представитель
постмодернистского романа 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА II. Особенности романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» как постмодернистского текста 17
2.1 Процедура анализа художественного текста 17
2.2 Анализ композиционных признаков в романе «Счастливчик Джим» 19
2.3 Анализ лингвистических (языковых) признаков в романе «Счастливчик
Джим» 21
2.4 Анализ игровых признаков в романе «Счастливчик Джим» 25
2.5 Анализ признаков восприятия в романе «Счастливчик Джим» 31
2.6 Анализ признаков смешного в романе «Счастливчик Джим» 33
2.7 Анализ признаков автора в романе «Счастливчик Джим» 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 45
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения постмодернизма как литературного направления 6
1.1 Основополагающие признаки постмодернизма 7
1.2 Место Кингсли Эмиса в британской литературе 10
1.3 Кингсли Эмис среди «сердитых молодых людей» 11
1.4 Роман «Счастливчик Джим» как яркий представитель
постмодернистского романа 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА II. Особенности романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» как постмодернистского текста 17
2.1 Процедура анализа художественного текста 17
2.2 Анализ композиционных признаков в романе «Счастливчик Джим» 19
2.3 Анализ лингвистических (языковых) признаков в романе «Счастливчик
Джим» 21
2.4 Анализ игровых признаков в романе «Счастливчик Джим» 25
2.5 Анализ признаков восприятия в романе «Счастливчик Джим» 31
2.6 Анализ признаков смешного в романе «Счастливчик Джим» 33
2.7 Анализ признаков автора в романе «Счастливчик Джим» 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 45
Одним из самых воодушевляющих и непредсказуемых литературных направлений в мировой литературе является постмодернизм, блестяще соединивший в себе не только литературные особенности, но и лингвистические. В рамках данного направления работали гениальные писатели второй половины ХХ века Питер Акройд, Джулиан Барнс, Грэм Свифт, Малколм Брэдбери и другие. Для британского постмодернистского романа характерно огромное количество отличительных особенностей, таких как плюрализм, игра слов, аллюзии, интертекстуальность и гипертекстуальность и деконструкция текста.
Российский учёный Наталия Владимировна Киреева следующим образом характеризует постмодернизм: «Саморефлексирующая метапроза постмодернистов разрушает условные границы дискурса между художественной литературой и историей или автобиографией, смешивая реальность и фантазию в оригинальном бриколлаже форм и жанров (например, в историографическом метавымысле)» (Киреева, 54). Среди английских писателей второй половины ХХ века достойное место занимает Кингсли Эмис.
Кингсли Эмис, начавший свою творческую карьеру в 1951 году и даже стал лауреатом Букеровской премии. В литературных кругах он заявил о себе после выхода в свет его дебютного романа «Счастливчик Джим» («Lucky Jim», 1954), в 1957 был экранизирован, а в 1958 году он был переведен на русский язык Тарковской Татьяной Алексеевной и Треневой Натальей Константиновной.
В мировом литературоведении рубежа ХХ-XXI веков творчество Кингсли Эмиса стало интересным предметом исследования, так как в поле зрения российского литературоведения его творчество почти не рассматривается, чем и обусловливается актуальность данной работы.
«Счастливчик Джим» - это великолепный пример университетского романа о сложностях межличностных отношений и позиционировании человека в социальном обществе, что Кингсли Эмиси и преподнёс в характерной для конца XX века постмодернистской форме.
Объект исследования: роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим». Предмет исследования: признаки постмодернизма, нашедшие свое место в этом романе.
Цель работы - изучить признаки постмодернизма в романе Кингсли Эмиса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать характеристику понятию «постмодернизм» и представить краткую историю развития термина;
2) описать творчество Кингсли Эмиса и его вклад в британскую литературу;
3) охарактеризовать признаки постмодернизма в романе «Счастливчик Джим» через призму литературы второй половины XX века.
Методы исследования были определены целью и поставленными задачами, таким образом, основными методами оказались - сравнительносопоставительный метод, дефиниционный анализ и метод компонентного анализа.
Материалом исследования стал роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» на английском языке и его перевод на русский язык, выполненный Ю. Фокиной. Помимо этого, в качестве дополнительных источников использовались научные исследования, где были проведены анализы различных литературных текстов, в основном постмодернистских, где приведены примеры признаков постмодернизма и работа с ними. А также статистические отчёты для изучения количественных характеристик романа «Счастливчик Джим» Кингсли Эмиса».
Структура выпускной квалификационной работы была обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, а справочную часть составили список использованной литературы и список фактического материала.
Российский учёный Наталия Владимировна Киреева следующим образом характеризует постмодернизм: «Саморефлексирующая метапроза постмодернистов разрушает условные границы дискурса между художественной литературой и историей или автобиографией, смешивая реальность и фантазию в оригинальном бриколлаже форм и жанров (например, в историографическом метавымысле)» (Киреева, 54). Среди английских писателей второй половины ХХ века достойное место занимает Кингсли Эмис.
Кингсли Эмис, начавший свою творческую карьеру в 1951 году и даже стал лауреатом Букеровской премии. В литературных кругах он заявил о себе после выхода в свет его дебютного романа «Счастливчик Джим» («Lucky Jim», 1954), в 1957 был экранизирован, а в 1958 году он был переведен на русский язык Тарковской Татьяной Алексеевной и Треневой Натальей Константиновной.
В мировом литературоведении рубежа ХХ-XXI веков творчество Кингсли Эмиса стало интересным предметом исследования, так как в поле зрения российского литературоведения его творчество почти не рассматривается, чем и обусловливается актуальность данной работы.
«Счастливчик Джим» - это великолепный пример университетского романа о сложностях межличностных отношений и позиционировании человека в социальном обществе, что Кингсли Эмиси и преподнёс в характерной для конца XX века постмодернистской форме.
Объект исследования: роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим». Предмет исследования: признаки постмодернизма, нашедшие свое место в этом романе.
Цель работы - изучить признаки постмодернизма в романе Кингсли Эмиса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать характеристику понятию «постмодернизм» и представить краткую историю развития термина;
2) описать творчество Кингсли Эмиса и его вклад в британскую литературу;
3) охарактеризовать признаки постмодернизма в романе «Счастливчик Джим» через призму литературы второй половины XX века.
Методы исследования были определены целью и поставленными задачами, таким образом, основными методами оказались - сравнительносопоставительный метод, дефиниционный анализ и метод компонентного анализа.
Материалом исследования стал роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» на английском языке и его перевод на русский язык, выполненный Ю. Фокиной. Помимо этого, в качестве дополнительных источников использовались научные исследования, где были проведены анализы различных литературных текстов, в основном постмодернистских, где приведены примеры признаков постмодернизма и работа с ними. А также статистические отчёты для изучения количественных характеристик романа «Счастливчик Джим» Кингсли Эмиса».
Структура выпускной квалификационной работы была обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и приложения, а справочную часть составили список использованной литературы и список фактического материала.
Творчество Кингсли Эмиса занимает достойное место среди таких писателей современной Англии, как Г. Свифт, Дж. Барнс, С. Уотерс, П. Акройд, А. Байетт, и многих других.
Роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» представляет собой яркий образец современного английского романа и отражает характерные его тенденции, проявляющиеся, в первую очередь, как в жанровом построении, так и в сочетании реалистического и постмодернистского отражения действительности и характерных для этого приемах.
Принято считать, что постмодернизм - есть некая рефлексия на общий кризис культуры и общества начала XX века. Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникативных технологий, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и культур.
В романе «Счастливчик Джим» К. Эмиса главный герой Джим является продуктом послевоенной системы, он получил хорошее образование, но смысл данного образования ему так и не открылся. Необходимость вести исследовательскую работу для него — сущая мука. Джимми мучается на концертах классической музыки, слушая «гадкого Моцарта», к восприятию которого его не подготовили ни личная тонкость чувств, ни воспитание и образование. Поэтому его терзания — это мучения человека, попавшего не в свою среду, и его бунтарство сказывается главным образом в гримасах, которые он корчит за спиной своих врагов. Джимми — герой новых, более демократических времен, но действует он в рамках традиционного комического романа и явно принадлежит к числу литературных потомков филдинговского Тома Джонса.
В процессе анализа текста было обнаружено достаточное количество примеров признаков постмодернизма, такие как лингвистические признаки, игровые признаки, признаки смешного и признаки автора с их качественным анализом. К данным признакам можно отнести различные средства выразительности, такие как метафоры, аллюзии, игра автора с читателем посредственном множественности автора, а также прибегание автора к использованию чёрного юмора.
В нашем исследовании мы достигли цели, которую изначально ставили перед собой и проанализировали роман «Счастливчик Джим» как яркий пример постмодернистского романа.
Роман Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» представляет собой яркий образец современного английского романа и отражает характерные его тенденции, проявляющиеся, в первую очередь, как в жанровом построении, так и в сочетании реалистического и постмодернистского отражения действительности и характерных для этого приемах.
Принято считать, что постмодернизм - есть некая рефлексия на общий кризис культуры и общества начала XX века. Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникативных технологий, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и культур.
В романе «Счастливчик Джим» К. Эмиса главный герой Джим является продуктом послевоенной системы, он получил хорошее образование, но смысл данного образования ему так и не открылся. Необходимость вести исследовательскую работу для него — сущая мука. Джимми мучается на концертах классической музыки, слушая «гадкого Моцарта», к восприятию которого его не подготовили ни личная тонкость чувств, ни воспитание и образование. Поэтому его терзания — это мучения человека, попавшего не в свою среду, и его бунтарство сказывается главным образом в гримасах, которые он корчит за спиной своих врагов. Джимми — герой новых, более демократических времен, но действует он в рамках традиционного комического романа и явно принадлежит к числу литературных потомков филдинговского Тома Джонса.
В процессе анализа текста было обнаружено достаточное количество примеров признаков постмодернизма, такие как лингвистические признаки, игровые признаки, признаки смешного и признаки автора с их качественным анализом. К данным признакам можно отнести различные средства выразительности, такие как метафоры, аллюзии, игра автора с читателем посредственном множественности автора, а также прибегание автора к использованию чёрного юмора.
В нашем исследовании мы достигли цели, которую изначально ставили перед собой и проанализировали роман «Счастливчик Джим» как яркий пример постмодернистского романа.



