Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия 6
1.1 Понятие и сущность маркетинговой деятельности
предприятия 6
1.2 Планирование и реализация маркетинговой деятельности предприятия .... 12
1.3 Механизм управления маркетинговой деятельностью предприятия 20
2. Практические аспекты реализации маркетинговой деятельности предприятия
ООО «Эр-Солюшнс» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
ООО «Эр-Солюшнс» 29
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Эр-Солюшнс» ... 40
3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Эр-
Солюшнс» 54
3.1 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО
«Эр-Солюшнс» 54
3.2 Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой деятельности ООО «Эр-Солюшнс» 61
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
На сегодняшний день в системе рыночных отношений без маркетинговой службы не может нормально функционировать ни одна организация. С каждым моментом полезность маркетинга возрастает. Это происходит потому, что ресурсы предприятия ограничены, а потребности людей, как известно, безграничны. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда удается качественно. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в нынешнее время выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.
Тема бакалаврской работы на данный момент актуальна, так как маркетинговая деятельность в IT-сфере играет большую роль. С каждым днем в мире появляется все больше и больше IT-продуктов и услуг - новые программные продукты для бизнеса, мобильные приложения или online-игры. Менеджерам по маркетингу, собственникам бизнеса и всем вовлеченным лицам приходится решать множество задач: анализировать конкурентов, понимать запросы потребителей, создавать продукты, находить клиентов. Но маркетинг - это не просто продвижение продуктов, это наука и искусство работать на рынке, да еще на таком высокотехнологичном и быстро развивающемся.
Как правило, IT-компании используют две базовые модели ведения бизнеса: сервисную модель, предполагающую оказание IT-услуг для
удовлетворения конкретных нужд заказчика (включая услуги по автоматизации его бизнес-процессов, IT-консалтинг, интеграцию корпоративных приложений,
тестирование программного обеспечения, создание выделенных центров разработки, электронное обучение и ряд других), и продуктовую модель, предполагающую продажу собственных программных продуктов, разрабатываемых на свой страх и риск, тиражируемых и предлагаемых широкому кругу потенциальных покупателей. В данной выпускной квалифицированной работе рассмотрена первая модель ведения бизнеса IT- компании.
Целью данной бакалаврской работы является анализ маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс» и разработка рекомендаций по повышению ее эффективности.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач:
- определить сущность маркетинговой деятельности на предприятии;
- рассмотреть понятия планирования и реализации маркетинговой деятельности компании;
- изучить механизм управления маркетинговой деятельностью предприятия;
- дать краткую характеристику предприятия ООО «Эр-Солюшнс»;
- проанализировать маркетинговую деятельность компании ООО «Эр- Солюшнс» на основе комплекса маркетинга 7P, относительно ее главного конкурента;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс»;
- дать экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Эр-Солюшнс».
Объектом исследования данной бакалаврской работы выступает компания ООО «Эр-Солюшнс». Предметом исследования - процесс реализации маркетинговой деятельности предприятия.
Данная выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяется объект и предмет исследования, цель, задачи.
В первой главе даны сущность и основные понятия маркетинговой деятельности предприятия, механизм ее управления, а также этапы разработки плана маркетинга.
Во второй главе рассмотрена характеристика исследуемого предприятия, приведен анализ его маркетинговой деятельности.
В третьей главе проведена разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия и ее экономическое обоснование.
В заключении сделаны выводы и предложения.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Данная выпускная квалификационная работа выполнена по материалам, отражающим деятельность компании ООО «Эр-Солюшнс». Часть информации получена из электронного сайта компании.
В борьбе с конкурентами выигрывает тот, кто способен предложить новый, более совершенный продукт по выгодной цене и целостный комплекс услуг на высоком уровне, и использует такие маркетинговые возможности, как эффективные формы и методы сбыта. Это полностью относится и к компаниям, предоставляющих IT-услуги. Современную жизнь уже невозможно представить без информационных технологий. Сегодня на любом предприятии и в любой организации есть компьютеры. Информационные системы распространились во все хозяйственные отрасли и на каждую деятельность человека. IT - отрасль включает практически всю наукоемкую технику, такую как компьютеры и всевозможные другие устройства, которые необходимы для передачи данных и функционирования информационных систем. Конкуренция на рынке IT-услуг высока, поэтому особенно важна проблема совершенствования маркетинговой деятельности IT-предприятий.
Развитие новых технологий и создание сложных программных продуктов требует привлечения значительных ресурсов, поэтому не удивительно, что большинство IT-компаний занимаются в основном не производством, а дистрибуцией, интеграцией оборудования и программного обеспечения, инсталляцией (внедрением) готовых программных продуктов и систем, строят сети и предоставляют телекоммуникационные услуги.
Сегодня практически все конкурирующие между собой компании предлагают на рынке одни и те же, либо функционально схожие продукты и услуги. При этом принято говорить, что IT-компании торгуют брендами - продуктами Microsoft, Sun Microsystems, IBM, Cisco, и др., продукцией на основе платформ и компонентов известных мировых производителей (к примеру, предлагают компьютеры и серверы из комплектующих Intel, AMD). И только немногие предлагают оригинальные продукты собственной разработки, как правило, это специализированное программное обеспечение.
Работа «под крылом» зарубежных производителей (вендоров) налагает на IT-компании определенные обязательства по ценовой политике, планам продаж и продвижению продуктов.
Целью данной бакалаврской работы являлся анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс». Для достижения данной цели, были решены все поставленные задачи, а именно: дано понятие сущности маркетинговой деятельности на предприятии; рассмотрены понятия планирования и реализации маркетинговой деятельности компании, ее виды и этапы; изучен механизм управления маркетинговой деятельностью предприятия; дана краткая характеристика предприятия ООО «Эр-Солюшнс»; сделан анализ маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс» на основе комплекса маркетинга 7P, относительно ее главного конкурента; разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс» и дано их экономическое обоснование.
Маркетинговая деятельность компании направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.
План маркетинга является важнейшей составной частью плана развития предприятия. Планирование в маркетинге - это непрерывный циклический процесс, имеющий своей целью приведение потенциальных возможностей предприятия в соответствие с требованиями рынка.
План маркетинга можно классифицировать по длительности срока действия, широте охвата, проблем объекта планирования, точности и глубине проработки плана, по цели и способу обработки.
Процесс планирования маркетинга состоит из 10 разделов: преамбула; ситуация на рынке; анализ возможности и проблем; цели и задачи; маркетинговая стратегия; товарная политика; политика формирования и развития каналов товародвижения; ценовая политика; политика формирования спроса и стимулирование сбыта; бюджет реализации. Благодаря планированию маркетинга предприятия всегда настроены на рынок с его тенденциями, всегда в курсе потребностей покупателей и знают о том, что делают конкуренты, использование ресурсов происходит эффективно, и фирма готова правильно отреагировать на неожиданности
Механизм управления маркетингом включает в себя: анализ рыночных возможностей, отбор целевых сегментов, разработку плана маркетинга, реализацию запланированных маркетинговых мероприятий, контроль за выполнением поставленных целей и разработку тактических и операционных планов.
Во второй главе данной выпускной квалифицированной работе дана краткая характеристика анализируемой компании ООО «Эр-Солюшнс» - это компания - системный интегратор, технологический и технический реализатор в области точечных и комплексных IT-решений. Компания расположена в РТ, г. Казань и основана в 2012 году. В основу и принципы ее деятельности заложен богатый личный опыт и профессиональный подход ее сотрудников. Компания использует лучшие мировые и российские практики в области IT-решений для бизнеса. Миссия компании - индивидуальный подбор готовых, правильных и эффективных решений под задачи и требования Заказчиков. Стратегия развития компании заключается в развитии возможностей предоставления интегрированных комплексных услуг и решений своим заказчикам. Деятельность исследуемой компании в основном нацелена на юридические лица и имеет «2Ь2» продажи. Основные направления деятельности компании: продажа и установка оборудования и оргтехники; продажа лицензий на программное обеспечение; аудит и аутсорсинг IT. Также ООО «Эр-Солюшнс» занимается разработкой и внедрением проектных решений компьютерных сетей и систем, серверных узлов, систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом, дизайном и печатью. В рамках данной бакалаврской работы было рассмотрено предоставление компанией IT-услуг.
Анализ маркетинговой деятельности компании ООО «Эр-Солюшнс», который был проведен на основе комплекса маркетинга 7р, относительно ее главного конкурента ЗАО «Абак», помог увидеть, что в каждом «р» компании существуют недостатки. С целью выявления оценки значимости характеристик и степени удовлетворенности этими характеристиками у исследуемой компании, нами был проведен опрос существующих клиентов фирмы, в котором участвовало 50 человек. Данный опрос помог выявить характеристики, которые не устраивают потребителей. На основе полученных данных, были сделаны следующие выводы: самой значительной характеристикой для потребителей является квалификация персонала, самой незначительной-местоположение компании. В полной мере потребителей устраивает доступность цен на предоставляемые компанией услуги. Местоположение фирмы, квалификация персонала и полнота информации в СМИ вызывает неудовлетворение клиентов, так как у показателей низкие оценки при высокой значимости данных характеристик. Широта ассортимента компании также не в полной мере удовлетворяет потребителей, следовательно, данную характеристику следует пересмотреть.
С целью устранения недостатков компании, выявленных во второй главе данной выпускной квалифицированной работы, были предложены следующие рекомендации: увеличение штата сотрудников; аренда нового офиса, с целью расширения компании, организация рабочих мест для новых сотрудников и установка вывески на здании офиса с названием фирмы; улучшение сайта компании; размещение рекламной статьи в региональный журнал «Эксперт Татарстан»; доработка фирменного стиля (выпуск сувенирной продукции в фирменном стиле); создание бесплатного пользовательского канала на «YouTube», где будут размещены познавательные видеоролики, посвященные развитию рынка IT-технологий; участие компании в научно-практических конференциях. Данные мероприятия разработаны на полгода
Общая сумма реализации рекомендаций на 6 месяцев составляет 645 590 рублей, что принесет компании 15% прибыли в 2016 году и 17% в 2017 году. Рентабельность инвестиций в 2016 году составила 0,3 и 1,3 в 2017 году. Определение коэффициента рентабельности инвестиций показало нам, что данные мероприятия окупятся в 2017 году. Самой затратной рекомендацией является увеличение штата сотрудников. Успешная реализация данных мероприятий улучшит функционирование, эффективность компании, а также поспособствует ее развитию и укреплению позиций на рынке.
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1472 с.
2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер: пер. с англ. - СПБ: Питер, 2009. - 299 с.
3. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Практ.
Руководство / С.Н. Аникеев. - М.: Фолиум, 2008. - 268 с.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич; под общ. ред. Г.Л. Багиева. - М., 2007 - 354 с.
5. Беленко О.Ф., Герасименко Н.М., Пиханова С.А., Король А.Н. Маркетинг-учебное пособие. - Хабаровск: ХГАЭП, 2012. - 208 с.
6. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2014. - 448 с.
7. Гайденко Т.Л. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. / Т.Л. Гайдаенко. - М.: ЭКСМО, 2007. - 209 с.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. - 4-е издание, перераб. и доп. - М., 2010. -
512 с.
9. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 216 с.
10. Голова А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. - 280 с.
11. Голубков Е.П. Планирование маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - М., 2008. - 127 с.
12. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 292 с.
13. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. - М.: Кронус, 2006. - 648 с.
14. Жукова Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 197 с.
15. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.
16. Кислицына В.В. Маркетинг: учебник / В.В. Кислицына. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. - 464 с.
17. Ковалева Н.П. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности. -М.: Лаборатория книги, 2010. - 77 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. Издательство «Прогресс». - Москва, 1991 - 654 с.
19. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент / Ф. Котлер// пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПБ: Питер, 2005. - 223 с.
20. Лукина А.В. Маркетинг: учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
21. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: учебное пособие / А.Н. Матанцев. - М.: Юристъ, 2009 - 378 с.
22. Наумов В.Н. Стратегический маркетинг: учебник. - М.: ИНФРА-М,
2014. - 272 с.
23. Никитина Т.Е. Маркетинг на предприятиях и корпорациях: теория и практика: монография / науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 166 с.
24. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 345 с.
25. Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Маркетинг: учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и ко", 2013 - 362 с.
26. Овечкина Е.А. Маркетинговое планирование: конспект лекций. - К.: МАУП, 2002. - 264 с.
27. Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/ Ричард Отт, пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2010. - 320 с.
28. Резник Г.А. Введение в маркетинг: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 202 с.
29. Романов А.А., Синяева И.М., Поляков В.А. Маркетинговые коммуникации: учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011 - 384 с.
30. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев, под ред. проф. Л.П. Дашкова. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. - 268 с.
31. Черняховская Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: учеб. пособие / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008. - 531 с.
32. Эванс Дж.Р., Берман Б.М. Маркетинг. - М.: Экономика, 2004. -304 с.
33. Маркетинг в IT: новые эффективные инструменты и приемы [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.pcweek.ua/themes/detail.php?ID= 141983.
34. Маркетинг в IT-индустрии [Электронный ресурс]. - Доступ http: //b2blogger.com/articles/review/ 149.html.
35. Маркетинговые роли в IT-компании [Электронный ресурс]. - Доступ https://habrahabr.ru/post/160071/.
36. Особенности маркетинга IT-продукта [Электронный ресурс]. - Доступ http://professionali.ru/Soobschestva/itspecialisty/osobennosti_marketinga_it_ produkta/.
37. Особенности подбора персонала для IT-компаний [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.profil.ru/info/article.php?arhive=252.
38. Официальный сайт компании ООО «Эр-Солюшнс» [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.r-sol.ru/.
39. Официальный сайт компании ЗАО «Абак» [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.abak.ru/.
40. Официальный сайт компании ЗАО «Линт» [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.lint.ru/.
41. Официальный сайт компании ООО «РБС» [Электронный ресурс]. - Доступ http://r-bs.ru/
42. Официальный сайт журнала «Эксперт Татарстан» [Электронный ресурс]. - Доступ http://expertrt.ru/.
43. Продвижение IT-компании на региональном рынке HR [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.seonews.ru/columns/pozitsionirovanie- i-prodvijenie-it-kompanii-na-regionalnom-hr-ryinke/.
44. Рабочее место IT-профессионала [Электронный ресурс]. - Доступ https://dev.by/lenta/main/rabochee-mesto-it-professionala.
45. Участие IT-компании в выставках. Параметры оценки
эффективности [Электронный ресурс]. - Доступ
http://www.advesti.ru/publish/advert/it/.