Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению 23
1.1. Сущность и содержание духовно-нравственной культуры
личности 23
1.2. Возрастные особенности формирования
духовно-нравственной культуры младших школьников 32
1.3. Внеурочная деятельность по краеведению как средство
формирования духовно-нравственной культуры младших школьников 42
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению 44
2.1. Диагностика уровня сформированности
духовно-нравственной культуры младших школьников 44
В последние годы в России возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Характерными причинами сложившейся ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; сокращение организаций и мероприятий в сфере культурно-досуговой деятельности детей и молодежи; отсутствие налаженной системы целенаправленного патриотического воспитания и др. В соответствии с государственной политикой, направленной на духовно-нравственное воспитание в воспитательной системе образования, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г., в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, устанавливаются новые приоритеты в образовании и культуре, направленные на преодоление духовного кризиса и возвращение общечеловеческих и духовных ценностей в социокультурное пространство подрастающего поколения. Отсюда следует, что современная практика воспитания и образования должна ориентироваться на развитие духовного наследия, в первую очередь, на формирование духовнонравственной культуры младших школьников.
Духовно-нравственную культуру личности понимают как неотъемлемую часть личной культуры обучающегося, состоящую из целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры школьников нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых определена сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Феномен культуры как принципиальный фактор в становлении человеческого общества исследовался в трудах А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова и др.
Общепедагогические основы формирования нравственных знаний, которые рассматриваются как часть целостной проблемы формирования духовно-нравственной культуры личности, раскрыты в трудах
О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С Марьенко, Л.И. Новиковой и др. В ряде психолого-педагогических исследований уделяется серьезное внимание вопросам формирования и развития нравственных отношений обучающихся (З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская, В.И. Петрова, Н.Е. Щуркова).
Проблема культуры личности исследовалась Б.Г. Ананьевым, Г.И. Железовской и др. Психологический аспект понятия «духовность» освещен в работах И.М. Ильичевой, В.Д. Шадрикова и др. Проблема духовности человека нашла отражение в произведениях античных философов: Платона, Демокрита, Аристотеля и др.; православных философов: H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина и др., а также в современных исследованиях Т.Н. Петраковой, Н.М. Романенко и др.
Значение нравственности в формировании личности обосновывалось С.К. Бондыревой, A.A. Гусейновым, Б.Т. Лихачевым и др. Общетеоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры личности отражены в трудах П.П. Блонского, И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, B.C. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Согласно концепции духовно-нравственного развития личности
важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки такого гражданина (Данилюк, 2009).
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовнонравственных свойств личности школьника. Этот процесс традиционно в большей степени осуществляется в процессе внеурочной деятельности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, внеурочная деятельность - это специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана (Федеральный государственный ..., 2009). Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Она может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Программа нравственного воспитания является необходимой составляющей любой основной образовательной программы (ООП). Особое место среди направлений внеурочной деятельности занимает внеурочная деятельность по краеведению. Именно кружковые занятия по краеведению способствует воспитанию и духовному становлению обучающегося как личности, человека и гражданина. Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовноценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире и содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Становлению и развитию краеведения и его основных источников посвящены работы педагогов, общественных деятелей и краеведов - Н.П. Милонова, М.А. Никоновой, С.О. Шмидт и др. Вопросы организации краеведения в начальной школе исследуются в работах A.B. Даринского, Г.Н. Матюшина, К.Ф. Строева, Н.С. Цепляевой и др. Особенности формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами школьных краеведческих музеев исследованы в работах
В.М. Астафьева, Г.Н. Волковой, З.А. Огризко, Н.А Петровой, и др. Рассмотрены дидактические возможности краеведения в воспитательном процессе начальной школы в работах В.Е. Туманова, Т.А. Бабаковой, И.В. Горностаевой, П.В. Иванова, Е.И. Полянской, В.В. Степаненкова и др.
Вся внеурочная работа историко-краеведческого характера выстраивается на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Во время экскурсий, походов широко использую знания учащихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей.
Не смотря на мощный педагогический потенциал краеведения как средства духовно-нравственного воспитания, традиционные методы
воспитания, формы организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного материала не позволяют на сегодняшний день в полной мере обеспечить динамичное формирование духовно-нравственной культуры у младших школьников на должном уровне. В связи с этим обнаруживается противоречие между необходимостью организации процесса формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.
Данное противоречие позволило определить проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования духовно
нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: духовно-нравственная культура младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению.
Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению будет эффективным если обучающиеся:
1) будут систематически посещать музейные уроки в краеведческих музеях родного края;
2) будут вовлекаться в деятельность, направленную на изучение исторического наследия родного края.
В соответствии с проблемой и выбранной гипотезой определяются задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «духовно-нравственная культура», «внеурочная деятельность», «краеведение»;
- провести диагностику уровня сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников;
- разработать серию экспериментальных кружковых занятий по краеведению, направленных на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической основой являются философские,
психологические и педагогические концепции, рассматривающие категории «духовность», «нравственность», «ценность», в структуре целостного развития
личности, их взаимосвязь (Е.Г. Белякова, Л.И. Гриценко, Д.А. Леонтьев, И.С. Марьенко, В.И. Новикова, В.И. Слободчиков, И.Ф. Харламов и др.); аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития (Ш.А. Амонашвили, А. А. Гусейнов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.); культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений (В.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Н.Е. Щуркова и др.). Существенное значение имеют исследования духовно-нравственной культуры, духовно-нравственного становления
личности младшего школьника (В.С. Библер, В.В. Богатов, Е.Н. Богданов, Е.В. Бондаревская, О. А. Журавлева); исследования педагогических возможностей краеведения в воспитательном процессе (В.Е. Туманов, Т.А. Бабакова, И.В. Горностаева).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована серия экспериментальных кружковых занятий по краеведению, направленная на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников. Выводы исследования и рекомендации по формированию у младших школьников личного понимания духовнонравственных ценностей, представлений о нравственном поведении и ценностного отношения к родному краю служат совершенствованию воспитательного процесса в начальной школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода, 4 «А» класс.
Этапы исследования:
I этап (2015 г.) - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап (2016 г.) - экспериментальный: проводился формирующий этап педагогического эксперимента; разрабатывался диагностический инструментарий; выявлялись педагогические условия и средства деятельности педагога по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению; создавалась рабочая программа кружка по краеведению, направленная на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников; апробировалась рабочая программа.
III этап (2017 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования, оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 2015 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы в современном педагогическом образовании» (г. Калуга, 2015 г.), на второй Международной научно-практической заочной конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2016 г.), IX Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики» (г. Чебоксары, 2016 г.), на II Международной научно-практической конференции «Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства» (г. Белгород, 2017 г).
Структура магистерской диссертации: введение, две главы,
заключение, библиографический список, приложение.
Во введении представлена краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, теоретико-методологическая основа, практическая значимость, дается обзор этапов и методов исследования, описывается апробация и внедрение результатов.
В первой главе «Теоретические основы формирования духовнонравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению» рассматривается сущность и содержание формирования духовно-нравственной культуры личности младшего
школьника; описываются возрастные особенности формирования духовнонравственной культуры младших школьников; раскрывается содержание внеурочной деятельности по краеведению как средства формирования духовнонравственной культуры личности в младшем школьном возрасте.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию духовнонравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению» описаны диагностика уровня сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников; методика формирования духовно-нравственной культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности по краеведению, динамика формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.
В заключении изложены выводы исследования.
Библиографический список состоит из 70 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.