Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАНИЙ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ “GOOD” И “BAD”

Работа №64099

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения категории оценки в лингвистике 6
1.1. Оценка как языковая категория 6
1.2. Теория оценки в рамках когнитивного подхода 13
1.3. Структура и принципы формирования оценочных категорий 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА II. Языковая репрезентация знаний оценочного характера на примере оценочных категорий good и bad 28
2.1. Выделение областей оценочной категоризации 28
2.2. Проявление категоризации при оценивании
одушевленных предметов 34
2.3. Проявление категоризации при оценивании абстрактных понятий...48
Выводы по ГЛАВЕ II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОВАРЕЙ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 65


Настоящая дипломная работа посвящена изучению языкового выражения оценочной концептуализации и оценочной категоризации, а именно, исследованию специфики выражения оценочных концептов на основе механизмов формирования оценочных смыслов в языке.
Объект настоящего исследования представляют оценочные категории "good" и "bad" в современном английском языке, которые рассматриваются в качестве результата оценочной категоризации объектов действительности и абстрактных понятий. Вслед за H.H. Болдыревым, в настоящей дипломной работе под оценочной категоризацией понимается мысленное соотнесение объекта или явления с определенной аксиологической категорией, или группировка объектов и явлений по характеру их оценки в соответствующие оценочные категории, то есть система оценочных категорий (Болдырев 2002).
Предметом исследования являются содержание и специфика оценочных категорий "good" и "bad".
Актуальность данной темы заключается в том, что она связана с когнитивной лингвистикой. Когнитивная лингвистика позволяет выявить связь языковых процессов и знаний человека. При изучении оценочной категоризации когнитивная лингвистика дает возможность определить роль человека при формировании оценки с точки зрения языка и когнитивного аспекта. Таким образом, оценочные категории "good" и "bad" в настоящей работе рассматриваются в аспекте ментальных процессов оценочной категоризации.
Целью настоящей работы является изучение оценочного смысла в языке, который формируется посредством оценочных категорий "good" и "bad". Исходя из цели исследования, представляется возможным определить следующие задачи:
• выявить основы формирования оценочных категорий в языке;
• рассмотреть содержание оценочных категорий;
• рассмотреть принципы формирования оценочных категорий в контексте когнитивной лингвистики;
• выделить оценочную категоризацию различных видов;
Теоретической базой исследования являются основные положения,
разрабатываемые в рамках следующих научных направлений:
• когнитивная лингвистика (Е.Г. Беляевская, H.H. Болдырев, Е.С. Кубря- кова, В.И. Карасик, Р.И. Павиленис, Р. Лэнекер, Дж. Лакофф, Р. Джекен- дофф, Дж.Р. Тейлор и др.);
• структурная лингвистика (Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян, Е.М. Вольф, А. Вежбицкая, Г.В. Колшанский, Т.В. Маркелова, В.Н. Телия и др.);
Материалом для анализа послужили 85 примеров, полученные методом сплошной выборки из художественных произведений современных английских и американских писателей и в результате использования информационных ресурсов Internet. В качестве иллюстративного материала также использовались данные англоязычных словарей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе описываются процессы оценочной категоризации с точки зрения взаимодействия языковых факторов и концептуальных структур. Используя данный подход в исследовании, представляется возможным выявление специфики оценочных концептов и категорий, их структуры и областей оценочной категоризации.
Теоретическую значимость работы составляет развитие теории оценочной категоризации в языке, выявление и изучение языковых и когнитивных механизмов оценочной категоризации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по лексикологии, типологии, при разработке спецкурсов по когнитивной лингвистике, а также при обучении практическому владению английским языком.
Исследование фактического материала проведено с использованием комплекса методов, включающих концептуальный и контекстуальный анализы и анализ словарных дефиниций.
Настоящая дипломная работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (35 источников) и списка научных словарей (7 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ряд факторов обуславливает образование общих оценочных категорий “good” и “bad”, вследствие чего данные категории обладают сложной структурой.
Специфика оценочных концептов “good” и “bad’ заключается в том, что они обладают зависимым, релятивным характером, т.е. конкретное содержание оценочных концептов формируется только при их взаимодействии с другими концептами, принадлежащим к абстрактным и естественным категориям. В содержании оценочных концептов “good” и “bad” можно выделить градацию их признаков, т.е. оценочную шкалу, которая может быть основана как на объективном, так и на субъективном знании. При этом, существуют общие характеристики, которые являются центральными, прототипическими. Прототипическими в большинстве случаев являются объективные характеристики, а субъективные характеристики составляют периферию концепта.
Категориальные границы оценочных концептов не являются четкими, являются зависимыми и размытыми, что определяет зависимый характер оценочной категории. Данный факт объясняет наличие переходных зон между оценочным категориями.
Оценочная категоризация; основанная на конкретной референции, включает в себя оценочную категоризацию одушевленных объектов. В рамках данного подтипа выделяются следующие области оценочной категоризации:
- навыки и умения человека, основанные на определенных видах деятельности;
- социальный статус человека;
- физиологические особенности человека;
Оценочная категоризация, основанная на абстрактной референции, содержит следующие области оценочной категоризации:
- природные явления;
- качественное состояние;
- события.
Для каждой из вышеперечисленных областей оценочной категоризации были определены наиболее значимые характеристики, основанные на концептуальном анализе. Взаимодействие данных характеристик с характеристиками оценочных концептов “good” и “bad” обуславливает оценочную категоризацию объекта, в результате чего происходит формирование определенного оценочного смысла. При этом совокупность всех знаний и представлений человека о том или ином объекте составляет основу для выделения фигуры - непосредственно оцениваемой характеристики.
Определенные когнитивные и языковые механизмы составляют основу оценочной категоризации. Среди когнитивных механизмов можно выделить следующие: профилирование, сравнение, метафорическое сравнение,
метонимический перенос.
Таким образом, изучение языковой категоризации представляет собой один из главных аспектов мыслительной деятельности индивида, при этом необходимо изучить общие принципы и механизмы формирования оценочных категорий.



1. Баженова Е. А. Категория оценки : Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Е. А. Баженова. - М. : 2003 - 127 с.
2. Болдырев Н.Н. Категориальное значение глагола. Системный и функциональный аспекты /Н. Н. Болдырев - М. 2009 - 250 с.
3. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола /Н. Н. Болдырев - М. 2000 - 250 с.
4. Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн //Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1985. - вып. XVI. - С.79-128.
5. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки // Е. М. Вольф; вступ. ст. Н. Д. Арутюновой, И. И. Челышевой. - Изд. 3-е, стереот. - М. : 2006. - 280 с.
6. Вольф Е. М. Карамова А. А. Категория оценки в современном русском языке : учеб. пособие // А. А. Карамова. - Уфа, 2003. - 152 с.
7. Долбаев Л.П. Проблемы оценивания в психологии /Л.П. Долбаев // Межвуз. Науч. Сб. отв. Ред. Л.П. Долбаев. - Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1984. - 121 с.
8. Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка / Л.Ю, Иванов. - М.: НИП «2Р», 2003. - 208 с.
9. Ивин А.А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. - М.: Изд-во Московского унта, 1970. - 230 с.
10. Ивин А. А. Теория аргументации / А. А. Ивин. - М., 2000. - 154 с.
11. Карасик В.И. Категориальные признаки в значении слова /В.И. Карасик. - М.: Наука, 1988. - 112 с.
12. Карасик В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М. : Волгоград, 1992. - 330 с.
13. Карцевский С.О. Сравнение / С.О. Карцевский // Вопросы языкознания - 1976. - №1. С. 107-112.
14. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 104 с.
15. Колшанский Г.В. Соотношение субъективного и объективного факторо в языке. Изд-е 2-е, стериотипное / Г,. Колшанский. - М.: Комкнига, 2005. - 232 с.
16. Маркелова Т.В. Функционально-семантическое поле оценки в современном русском языке /Т.В.Маркелова // Вестник МГУ. Серия «Филология», 1994. - №4. - С. 12-19.
17. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. -М.: Академия, 2001. -203
18. Миронова Н.Н. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа /Н.Н. Миронова // Известия России. Серия «литература и язык» - Т. 56. - 1997. - №4 - С. 52-59.
19. Мурясов Р.З. Опыт анализа оценочного сказания / Р.З. Мурясов, А.Л. Федорова // Вопросы языкознания. - М., 2004. - №5. - С.68-78.
20. Писанова Т. В. Базовые семантические механизмы, определяющие универсальные и национально-культурные черты оценочной семантики // Функциональная лингвистика : принципы организации текста : Тезисы III международной конференции / Т. В. Писанова. - Симферополь : Родной язык, 1996. - 608 с.
21. Солганик Г. Я. Лексика газеты : функциональный аспект / Г. Я. Солганик.
- М., Высшая школа, 1981. - 509 с.
22. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинатиных единиц / В.Н. Телия. - М.: Наука, 1986. - 143 с.
23. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво-культурологический аспекты. М., 1996. - 286 с
24. Телия В.Н. Метафора как модель словопроизводства и ее экспрессино- оценочная функция / В.Н. Телия // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988.
- С.26-51.
25. Терин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада / В. П. Терин. - М., Институт социологии РАН, 1999. - 349 с.
26. Чернявская Е. А. Оценочность в семантике лексических единиц : Лексическая и грамматическая семантика Материалы конференции / Е. А. Чернявская. - Белгород : 1998. - 276 с.
27. Чудинов А. П. Политическая лингвистика / А. П. Чудинов. - М., Флинта- Наука, 2006. - 206 с.
28. Щипицына А. А. Понятия «жесткой» и «мягкой» новости в современной американской журналистике // Коммуникативно-функциональное описание языка : Сборник научных статей. Ч. II / А. А. Щипицына. - Уфа : РИО БашГУ,
2005. - 380 с.
29. Berry J., Goldman J., Janda K. The Challenge of Democracy / J. Berry, J. Goldma, K. Janda. - Boston : Houghton Mifflin Company, 1992. - P. 759.
30. Chilton P. A. Politeness, Politics and Diplomacy // Discourse and Society / P. A. Chilton. - 1990. - Vol. 1; № 2. - P. 224.
31. Chilton P. A. Politics and Language // The Encyclopedia of Language and Linguistics / ed. R. E. Asher / P. A. Chilton. - Oxford; New York : Pergamon Press, 1994. - P. 3221.
32. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language// Discours / Cambridge University Press / D. Crystal. - 1997. - P. 4231.
33. Dominick J. The Dynamics of Mass Communications. - 3th Ed. McGraw-Hill, Inc. / J. Dominick. - 1990. - P.85.P. 608.
34. Lebedko. M. Culture bumps : overcoming misunderstandings in cross-cultural communication // Misunderstanding emerging from the differences in values / M. Lebedko. - Vladivostok : Far Eastern State University Press, 1999. -P.380.
35. Wright G. H. von. The Varieties of Goodness / G. H. Wright. - N.Y. ; London, 1963. - 512.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Г альперин, Большой англо-русский словарь языка / ред. И. Р. Г альперин. - М., 1987. 1688 с.
2. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь: ок. 170 000 слов и словосочетаний. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2013. - 946 с.
3. Огольцев В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка. - М.: АСТ, 2001. - 798 с.
4. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова - М.: Русский язык, 2008 -543 с.
5. Collins English Dictionary 8th Edition first published in 2016 [электронный ресурс].
6. Longman Dictionary of Contemporary English ed. Della Summers. - 4th edition. - Harlow : Pearson Education Limited, 2015. - 1950 p.
7. Longman Dictionary of English language and culture/ - Longman, 2012 - 1528 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Austen J. Emma - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.loyalbooks.com/download/pdf/Emma-by-Jane-Austen.pdf
(дата обращения 10.05.2018)
2. British National Corpus - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpus.byu.edu/bnc/ (дата обращения 19.04.2018)
3. COBUILD Collins Cobuild English Dictionary. Harper Collins Publishers Ltd.,
1997. - 1322 p.
4. The best American short stories 1996 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikiwand. com/en/The_Best_American_Short_Stories_1996
(дата обращения 29.04.2018)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ