Введение 3
Глава 1.Мотивация как методическая категория 7
1.1. Мотивация и ее виды 7
1.2. Способы мотиваций и их роль в обучении иностранному языку 11
1.3. Воспитательный потенциал мотивации в обучении иностранному языку 20
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Культурологический материал УМК Spotlight и его мотивирующий потенциал 22
2.1. Структура и содержание УМК Spotlight 22
2.2. Критерии отбора лингвострановедческого материала для
УМК 25
2.3. Отражение культурных реалий в УМК Spotlight на начальном этапе обучения 29
2.4. Отражение культурных реалий в УМК Spotlight на среднем этапе обучения 34
2.5. Отражение культурных реалий в УМК Spotlight на завершающем этапе обучения 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Библиографический список 47
На сегодняшний день огромное количество исследований направленно на то, чтобы выявить, что влияет на мотивацию ученика при изучении иностранного языка. Огромное количество специалистов в области методики обучения иностранным языкам, такие как В.В Сафонова, Г.В Елизарова, Н.Д Гальскова, П.В Сысоев и другие, считают неэффективным, и более того, невозможным в рамках современной языковой политики обучение иностранному языку вне обучения культуре стран изучаемого языка. Практика показывает, что даже свободное владение фонетикой, лексикой и грамматикой иностранного языка не исключает возможности совершения ошибок культурного плана, которые, как известно, могут стать более серьезными по сравнению с языковыми ошибками, так как могут привести к непониманию, срыву коммуникации и культурному шоку. Таким образом, процесс обучения иностранным языкам в современном обществе, необходимо осуществлять в рамках взаимосвязанного обучения языку и культуре.
Одним из средств успешного формирования межкультурной коммуникации в единстве с иноязычной коммуникативной компетенции является использование аутентичных текстов в качестве учебных материалов: статей из иностранных журналов и газет, репортажей радио и телевизионных выпусков новостей.
Опираясь на многолетний опыт российских и зарубежных методистов, можно с уверенностью сказать, что обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.
Одной из самых важных проблем методики была и остается это проблема содержания обучения. Это естественно, потому что современное общество в этой области выдвигает задачу сформировать такую личность, которая была бы способна адаптироваться в любых условиях жизни. Цель обучения, как известно, определяет его содержание. Поэтому основной задачей учителей является обновление содержания образования, которое должно обязательно включать социокультурный компонент. В государственном стандарте уровня обучаемости по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными, и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека, овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. При этом обучение иноязычной культуре используется не только как средство межлистного подхода, но и как средство духовного обогащения личности на основе приобретения знаний о культуре стран изучаемого языка.
Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, т.е. содействует воспитанию учащихся в контексте «диалога культур». Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранному языку абсолютно необходимо для достижения основной практической цели — формирование способности к общению на изучаемом языке. Данный факт обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель дипломной работы: изучить основы и технологии традиций и культуры страны изучаемого языка в обучении иностранному языку, как прием мотивации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
•уточнить содержание понятия «мотивация» и охарактеризовать типы мотивации;
•выявить проблемы мотивации и отметить пути их решения;
•охарактеризовать инновационные технологии повышения мотивации и оформить комплекс рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс.
•рассмотреть технологии повышения мотивации, нашедшие отражение в УМК Spotlight;
Объектом данного исследования является мотивация как методическая категория.
Предметом работы является описание традиций и культуры Британии, использованные в исследуемом УМК Spotlight, как прием мотивации.
Характер объекта и предмета исследования определили отбор методов, используемых в работе. Из числа теоретических методов были использованы анализ УМК, куда входят книга для учителя, student’ sbook, exercisebook, а из эмпирических - наблюдение за учебной деятельностью.
Методика исследования включает теоретический анализ специальной литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в курсе преподавании английского языка в средней школе, и что разработанный материал можно использовать в педагогической деятельности.
Структура работы определена целью и задачами дипломного исследования. Работа включает в себя 50 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении определяются актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи.
В первой главе исследования рассматриваются теоретические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку, определяются цели и методические задачи применения лингвострановедческого аспекта, и влияние наличие культурологического материала на мотивацию и способы ее повышения.
Во второй главе исследования анализируется УМК Spotlight на наличие лингвокультурологического материала.
В заключении обобщается, понятие мотивации, и ее виды. И как сохранить интерес к иностранному языку у школьников на протяжении всего процесса обучения.
К работе приложен библиографический список, включающий 30 наименований.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема формирования мотивации у школьников. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации - это не перекладывание учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы.
В нашем исследовании мы изучили проблему мотивации на уроках иностранного языка и пришли к выводу, что расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения ИЯ, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Мы рассмотрели виды мотиваций и обнаружили, что мотивация обучения ИЯ может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная. А внутренняя мотивация имеет следующие подвиды мотиваций: коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной. Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.
Одним из действенных средств повышения мотивации является правильно подобранные учебно-методические комплекты. Хороший учебник сможет заинтересовать, активизировать и стимулировать учащихся в обучении иностранному языку. Мотивирующая функция учебника состоит в том, чтобы с его помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, формировать интерес к учебному предмету и к дальнейшему самообразованию. Поэтому очень велика значимость мотивационной функции учебника.
Мы изучили процесс обучения иностранному языку на основе использования учебно-методического комплекса и пришли к заключению, что УМК - это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия для самостоятельной работы учащихся. Учебный материал по курсу лингвострановедческого аспекта являются тексты на иностранном языке, которые должны быть: аутентичными; актуальными; типическими.
1. Ариян, М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы: учеб. пособие / М.А. Ариян. - М.: Академия, 2000. - 145 с.
2. Борисенко, М.К. Некоторые аспекты преподавания элементов лингвострановедения в старших классах : учеб. пособие / М.К. Борисенко. - М.: Академия, 2001. - 220 с.
3. Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны в
лингвострановедческом аспекте : учеб. пособие / А.А. Брагина. - М.:
Академия, 2001. - 180 с.
4. Веденина, Л.Г. Лингвострановедение : учеб. пособие / Л.Г. Веденина.
- М.: Академия, 2006. - 160 с.
5. Верещагин, Е.М. Язык и культура : учеб. пособие / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Академия, 1999. - 176 с.
6. Верещагин, Е.М. Лингвострановедение и текст: учеб. пособие / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Академия, 2000. - 179 с.
7. Воробьева, Е.И. Содержание и структура понятия "лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка" / Е.И. Воробьева // Аспекты лингвистических и методических исследований. - 2000.
- №3. С. 23-35.
8. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Н.Д. Гальскова.
- М.: Академия, 2004. - 260 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация, проблемы обучения : учеб. пособие / Д.Б. Гудков. - М.: Академия, 2000. - 210 с.
11. Дусавицкий, А.К. Формула интереса иностранного языка. Педагогика : учеб. пособие / А.К. Дусавицкий. - М.: Академия, 2001. - 234 с.
12. Зиновьева, Е.И. О соотношении терминов "лингвострановедение" и "лингвокультурология" / Е.И. Зиновьева // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. - 2000. - №4. - С. 13-16.
13. Кистанова, Л.П. Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного языка как мотивационный фактор овладения языком / Л.П. Кистанова // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы : матер. всеросс. науч. - метод. конф. - Воронеж: Воронежский ин-т высоких технологий, 2003. - С. 128-130.
14. Кистанова, Л.П. О лингвострановедческом аспекте в преподавании немецкого языка / Л.П. Кистанова // Лингвофевраль: материалы конференции по проблемам филологии и методики преподавания. - Сочи: СГУТиКД, 2003. - С. 96-98.
15. Кистанова, Л.П. Лингвострановедческий аспект / Л.П. Кистанова //
Проблемы теории и практики преподавания иностранных языков в экономическом вузе : матер. 1-й регион. науч. - метод. конф. - Сочи:
СГУТиКД, 2005. - С. 216-217.
16. Кулахметова, Н.Н. Формы реализации страноведческого компонента на уроке иностранного языка в средней школе : учеб. пособие / Н.Н. Кулахметова. - М.: Академия, 2005. - 257 с.
17. Миньяр-Белоручев, Ф.К. Лингвострановедение или "иноязычная" культура? / Ф.К. Миньяр-Белоручев, О.Г. Оберемко // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6. - С. 2-8.
18. Михайлов, Н.Н. Лингвострановедение США. American Cultural Studies : учеб. пособие / Н.Н. Михайлов, М.Н. Михайлов. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
19. Пасечник, Г.А. Лингвострановедческий словарь : учеб. пособие / Г.А. Пасечник, Л.В. Колесников. - М.: Просвещение, 2000. - 300 с.
20. Пассов, Е.И. Новая концепция иноязычного образования : учеб. пособие / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 168 с.
21. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка : учеб. пособие / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.В. Царькова. - М.: Просвещение, 2000. - 250 с.
22. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учеб. пособие / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.:Владос, 2006. - 230 с.
23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
24. Сперансова, В.В. Большая школьная энциклопедия : учеб. пособие / В.В. Сперансова, В.Н. Серегина, С.А. Шаповал. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 787 с.
25. Томахин, Г.Д. Лингвострановедение и страноведение : учеб. пособие / Г.Д. Томахин. - М.: Академия, 2000. - 245 с.
26. Томахин, Г.Д. Лингвострановедческий словарь. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии : учеб. пособие / Г.Д. Томахин. - М.: Академия, 2003. - 210 с.
27. Томахин, Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? Иностранные языки в школе : учеб. пособие / Г.Д. Томахин. - М.: Академия, 2000. - 226 с.
28. Томахин, Г.Д. Реалии в культуре и языке / Г.Д. Томахин // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 8-14.
29. Фатихов, Д.Ф. Лингвострановедение, страноведение и иноязычная культура : учеб. пособие / Д.Ф. Фатихов. - Академия, 2004. - 180 с.
30. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам : учеб. пособие / В.П. Фурманова. - М.: Академия, 2000. - 250 с.