ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты финансового механизма коммерческих организаций с государственным участием в Российской Федерации 5
1.1 Понятие финансового механизма и его сущность 5
1.2 Организационно-правовые формы коммерческих организаций с государственным участием и цели участия государства в коммерческих организациях 8
1.3 Исторические аспекты государственного участия в деятельности коммерческих организаций в России 18
1.4 Организационные и нормативно-правовые аспекты коммерческих организаций с государственным участием, их финансовый механизм и его особенности 21
Глава 2 Анализ положения и деятельности коммерческих организаций с государственным участием в Российской Федерации 46
2.1 Текущее положение коммерческих организаций с государственным участием в Российской Федерации 46
2.2. Финансовый механизм коммерческой организации с государственным участием на примере Публичного акционерного общества ПАО «Россети» 70
Глава 3 Cовершенствование деятельности коммерческих организаций с государственным участием в российской федерации 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Как и для рыночных экономик других стран мира, для российской экономики характерно присутствие наравне с некоммерческими организациями коммерческих организаций. В соответствие с действующим законодательством участие государства возможно в обоих видах указанных юридических лиц. На данный момент помимо законодательно регламентированных возможности и форм участия государства в коммерческих организациях можно отметить широкое распространение коммерческих организаций с государственным участием на практике. Тем не менее, многие исследователи ставят под вопрос целесообразность государственного участия в коммерческих организациях.
В научных работах представлены точки зрения, характеризующие как неопределенность и излишество присустствия государства в коммерческих организациях – с одной стороны, так и необходимость данного присутствия для решения социальных задач, которые не могут быть реализованы в рамках некоммерческих организаций, достижения целей развития экономики и обеспечения ее стабильности – с другой стороны. В этой связи особый интерес представляет исследование механизма участия государства в коммерческих организациях с государственным участием.
Объектом данного исследования являются коммерческие организации с государственным участием, предмет – это экономические отношения, возникающие между государством и коммерческими организациями с государственным участием.
Целью работы является раскрытие темы работы: «финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием, его особенности». Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
•Дать характеристику финансовому механизму и определить его специфику по отношению к коммерческим организациям;
•Определить цели участия государства в коммерческих организациях и выделить организационно-правовые формы юридических лиц, в которых возможно государственное участие;
•Охарактеризовать основные этапы и формы государственного участия в коммерческих организациях в России;
•Рассмотреть финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием и его особенности в отношении различных организационно-правовых форм, а также их организационную структуру на основе нормативной правовой базы;
•Дать характеристику текущему положению коммерческих организаций с государственным участием в России;
•Рассмотреть финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием на основе конкретной организации;
•Предложить меры по совершенствованию эффективной деятельности коммерческих организаций с государственным участием.
Теоретической базой работы послужили публикации отечественных авторов в периодических изданиях, научные работы, нормативные правовые документы, учебная литература и официальные источники информации.
Таким образом, финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием тесно взаимосвязан с финансовым механизмом государственного сектора. Несмотря на то, что взаимосвязь существует и между коммерческими организациями без государственного участия, государство, являясь собственником или участником коммерческих организаций, имеет больше способов воздействия на финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием.
К числу данных методов относится возможность государства осуществлять управление деятельностью организаций, в том числе право на формирование политики и стратегии организации. Тем не менее, права государства разнятся как в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации, так и иных факторов.
Организационно-правовыми формами коммерческих организаций с возможностью государственного участия являются: государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества и хозяйственные товариществ. Нормы формирования и использования финансовых ресурсов данных организаций закреплен законодательно на основании различных нормативных правовых актов. Вне зависимости от государственного участия как для организаций с подобным участием, так и без него характерен основной порядок в рамках организационно-правовой формы. Примерами служат: формирование уставного или складочного капитала, уставного фонда, возможность и порядок формирования и использования резервных и иных фондов, возможность и порядок осуществления заимствований, порядок распределения прибыли.
Говоря о праве государства в управлении коммерческими организациями с государственным участием, отметим, что в отношении государственных унитарных предприятий государство обладает правом собственности на имущественный комплекс, закрепленный за предприятием. В данном случае государство обладает фактически полным контролем над организацией. В том числе, участие унитарных предприятий в иных юридических лицах, а так же управление долями в хозяйственных обществах и товариществах возможно только с разрешения собственника.
Характер управления акционерными обществами зависит от пакета акций, находящегося в государственной собственности. Кроме того, значительные возможности может предоставить использование специального права на участие в управлении акционерными обществами, которое может быть применено даже при отсутствии пакета акций в государственной собственности.
Несмотря на то, что финансовый механизм коммерческих организаций с государственным участием взаимосвязан с финансовым механизмом государственного сектора так же, как и финансовый механизм коммерческих организаций без государственного участия, эта взаимосвязь не равнозначна. Государство, участвуя в коммерческих организациях или являясь собственником государственных унитарных предприятий, выступает, в первую очередь, в качестве участника в капитале организаций: в роли акционера акционерных обществ, участника в обществах с ограниченной ответственностью, вкладчика в товариществах на вере, собственника имущественных комплексов в государственных унитарных предприятиях. Кроме того, при участии организации с государственным участием в коммерческих юридических лицах, государство может в определенных случаях косвенно осуществлять управление данными юридическими лицами.
Будучи собственником части капитала коммерческой организации, государство имеет право на участие в распределении прибыли. Так, в акционерных обществах – это дивиденды в зависимости от пакета акций и их вида, в обществах с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществах – часть прибыли, пропорциональная доле или вкладу в капитале, в государственных унитарных предприятиях – часть прибыли, определенная законодательно и по согласованию.
Следовательно, помимо налоговых доходов государство, участвуя в капитале коммерческих организаций, может получать неналоговые доходы, что является отличием финансового механизма коммерческих организаций с государственным участием от коммерческих организаций без него.
В зависимости от целей участия государства в коммерческой организации государством может быть оказана поддержка организации посредством бюджетных ассигнований: субсидий, бюджетных инвестиций и прочие. Осуществление такой поддержки, как бюджетные инвестиции и субсидии осуществляется на основе государственных программ.
Наиболее социально значимые организации находятся под контролем государства и, следовательно, их принадлежность к государственным программам является основанием для оказания поддержки. Подобные организации не всегда являются прибыльными, что доказано в главе 2 при анализе финансовых показателей ПАО «Россети». Однако также они не всегда являются убыточными: в главе 2 были рассмотрены значения прибыли государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием. Данные значения не были отрицательными.
В 3 главе было предложено создание унифицированного нормативного правового документа, который бы регулировал деятельность коммерческих организаций с государственным участием, рассмотрены недостатки приватизационного законодательства в части «золотой акции» и даны рекомендации по его совершенствованию. Кроме того, поднята тема и предложены решения по повышению эффективности управления коммерческими организациями с государственным участием.
Таким образом, в процессе работы цель и задачи, поставленные во введении были достигнуты.
Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)
3."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
4."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
5."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020)
6.Федеральный закон от 23.11.2020 N 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда"
7.Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
8.Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
9.Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
10.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О защите конкуренции"
11.Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
12.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021)
13.Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О приватизации государственного и муниципального имущества"
14.Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда"
15.Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
16.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О некоммерческих организациях"
17.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
18.Указ Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 г. «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»
19.Указ Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 (ред. от 30.11.2020) "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ"
20.Постановление Правительства РФ от 14.07.2020 N 1041 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (их дочерних обществ), и (или) приобретением ими объектов недвижимого имущества"
21.Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2019 N 2865-р <О реорганизации ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации>
22.Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2018 N 2930-р (ред. от 14.06.2019) <Об утверждении Перечня хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах или акции которых находятся в собственности Российской Федерации, Перечня хозяйственных обществ, находящихся под прямым или косвенным контролем хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и Перечня хозяйственных обществ, находящихся под прямым или косвенным контролем федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации»
23.Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р (ред. от 31.12.2020) <Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации>
24.Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 28.12.2020) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2021)
25.Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (ред. от 07.09.2011, с изм. от 19.08.2016) "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий "
26.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»
27.Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 (ред. от 18.04.2020, с изм. от 31.08.2020) "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции")"
28.Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 (ред. от 12.10.2018) "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (вместе с "Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий")
29.Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
Региональные нормативные правовые акты
30.Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 N 697-ПП (ред. от 13.01.2015) "О дальнейшей реструктуризации городского портфеля акций, повышении эффективности управления принадлежащими городу Москве пакетами акций и организации продажи находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ через организаторов торгов на рынке ценных бумаг"
Статьи и материалы периодической печати, книги
Книги
31.Финансы: учебник / Маркина Е.В., под ред., Васюнина М.Л., Горлова О.С., Киселева Т.Ю., Курочкин В.В., Куцури Г.Н., Полякова О.А., Сангинова Л.Д., Седова М.Л., Соляннико — Москва : КноРус, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-406-03490-3.
Статьи и материалы периодической печати
32.Алиев Э.С Особенности управления финансами в государственных унитарных предприятиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-3.
33. Вестник Университета / пред. ред. сов. В.В. Строев ; учред. Государственный университет управления. – Москва : Издательский дом ГУУ (Государственный университет управления), 2015. – № 8. – 325 с.
34. Кантор Н.Е. Гражданско-правовые проблемы создания и деятельности юридических лиц, учреждаемых публично-правовыми образованиями :автореф. дис. канд. юридических наук: 12.00.03 Кантор Наталья Евгеньевна; Фи¬нансовая академия государственной службы при Президенте РФ.—М., 2006.¬236 с.
35. Ламбаев Ж.Т. «Золотая акция» и пределы ее применения // Актуальные проблемы российского права. 2016. №9 (70).
36. Ламбаев Ж.Т. Коммерческие организации с государственным участием: историко-правовые аспекты // Вестник БГУ. 2015. №2-2.
37. Ламбаев Ж.Т., Тумунбаярова Ж.Б. О ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ//Государственная власть и местное самоуправление 2015 №7,с.49-54
38.Мельников Алексей Евгеньевич К вопросу о понятии финансового механизма // УЭкС. 2017. №7 (101).
39. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: учебное пособие. - СПб., 2002. - 361 с.
40. Щенникова Л.В Вещное право: Учебное пособие. Пермь. Изд-во Пермского университета, 2001. 240 с.
Электронные ресурсы
41. Минфин готовит «дорожные карты» по ликвидации ФГУПов (Электронный ресурс) URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/09/10/839516-minfin-gotovit-dorozhnie-karti-po-likvidatsii-fgupov (дата обращения: 20.12.2020)
42. Официальный сайт Правительства России. Министерства и ведомства (Электронный ресурс) URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 05.12.2020)
43.Министерство экономического развития Российской федерации. Системообразующие предприятия (Электронный ресурс) URL: https://data.economy.gov.ru/ (дата обращения: 06.12.2020)
44. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) (Электронный ресурс) URL: https://www.rosim.ru/ (дата обращения: 05.12.2020)
45.Президент России. В законодательство внесены изменения в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда (Электронный ресурс) URL: http://kremlin.ru/acts/news/64470 (дата обращения: 03.12.2020)
46. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. СП: достоверной информации о количестве АО и ФГУП, подконтрольных государству, нет. От 27.08.2020. (Электронный ресурс) URL:https://ach.gov.ru/checks/sp-dostovernoy-informatsii-o-kolichestve-ao-i-fgup-podkontrolnykh-gosudarstvu-net (дата обращения: 23.12.2020)
47.Официальный сайт. ФГУП «ОХРАНА» Росгвардии. (Электронный ресурс) URL: https://fgup-ohrana.ru/about_fgup/ (дата обращения: 01.12.2020)
48.РБК. Счетная палата раскритиковала власти за незнание числа госкомпаний от 21 августа 2020(Электронный ресурс) URL: https://www.rbc.ru/economics/27/08/2020/5f46759e9a79477784569e00 ((дата обращения: 18.12.2020)
49. Ведомости. Государственные компании стали удельными княжествами, от 21 августа 2020. (Электронный ресурс) URL:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/08/26/837889-gosudarstvennie-kompanii (дата обращения: 20.12.2020)
50.Ведомости. Минфин готовит «дорожные карты по ликвидации ФГУПов», от 10 сентября 2020 (Электронный ресурс) URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/09/10/839516-minfin-gotovit-dorozhnie-karti-po-likvidatsii-fgupov (дата обращения: 20.12.2020)