Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Работа №64056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

естествознание

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие, виды и классификация дидактических игр 5
1.2 История становления и развития игровой деятельности 10
1.3 Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 13
2 СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА
УРОКАХ ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 15
2.1 Использование дидактических игр в теории и практике
общеобразовательной школы 15
2.2 Разработка уроков ОБЖ с использованием дидактических игр 24
2.3 Методические рекомендации по использованию дидактических игр
на уроках ОБЖ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А УРОК - ИГРА «НАМ СТИХИЯ НИПОЧЕМ!» ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б УРОК-ИГРА «ВНИМАНИЕ — АВАРИЯ!» ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ 43

На сегодняшний день практически каждый учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) использует в своей преподавательской деятельности нестандартные виды и формы обучения учащихся. В первую очередь это связано с осознанием необходимости изменения стиля преподавания и ухода от традиционных форм преподавания, для повышения интереса учащихся к предмету ОБЖ и ориентации на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях достаточно скромного количества предметных часов, а также усиления самостоятельной творческо- поисковой деятельности учащихся.
Исходя из этого можно сказать, что арсенал форм современного учителя ОБЖ должен непосредственно усовершенствоваться под воздействием усиливающейся роли личности учащегося в обучении и трансформироваться в сторону нетрадиционных, игровых форм преподнесения учебного материала [15].
Одним из методов формирования познавательного интереса школьников к ОБЖ можно считать игровую деятельность. Дидактическая игра предусматривает создание особых условий, при которых развивается интеллектуальные и творческие способности учащихся. Сущность данных условий заключается в налаживании коммуникаций между учениками, общении на равных, совместной деятельности, поиска нестандартных путей решения поставленных задач. За счет этих условий уходит робость, появляется ощущение - «я тоже могу», таким образом, в процессе игры происходит внутреннее раскрепощение. В процессе обучения особенно важно то, что игра является классическим способом обучения. В ней заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. Овладение знаниями в игре - новое, особое условие сплачивания учащихся, условие обретения интереса и уважения друг к другу и предмету в целом. Таким образом, в игровой деятельности еще и происходит огромная воспитательная работа [18].
Объектом исследования является процесс обучения на уроках ОБЖ среднего звена обучения.
Предмет исследования: использование дидактических игр на уроках ОБЖ.
Цель: изучить влияния дидактической игры на эффективность
обучения на уроках ОБЖ.
Задачи:
- ознакомиться с историей появления дидактических игр, видами и классификациями дидактических игр на основе литературных источников;
- изучить методику применения дидактических игр на уроках;
- разработать уроки с применением дидактических игр и апробировать проведение урока ОБЖ с применением дидактической игры;
- провести анкетирование среди учащихся среднего звена обучения и учителей о необходимости дидактических игр на уроках;
- разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках ОБЖ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников - 31 источник. Текст, объемом 37 страниц, содержит 3 таблицы, 8 рисунков, 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема использование игры в процессе обучения и воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Игровая деятельность занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за нею стоит не только развитие творческого начала личности, но и формирование интересов у воспитанников. [2].
Для достижения цели были решены ряд задач:
Используя различные источники литературы мы ознакомились с историей появления дидактических игр, видами и классификациями дидактических игр. Проанализировав труды выдающихся педагогов изучили методику применения дидактических игр на уроках. Опираясь на опыт педагогов и результаты анкетирования учащихся подобрали и разработали систему уроков с применением дидактических игр учитывая интерес учащихся.
Для актуализации проблемы нами были проведены анкетирование среди учащихся среднего звена обучения в ходе которого было выявлено желание учеников как можно чаще видеть на уроках дидактические игры и принимать в них непосредственное участие, так же было проведено анкетирование среди учителей по результатам которого были выявлены проблемные точки в использовании дидактических игр на уроке. Нами были обобщены результаты анкетирования исходя из этого можно сделать вывод: использование дидактических игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.
Так же нами было апробировано проведение одного из разработанного урока ОБЖ с применением дидактической игры на базе МБОУ СОШ № 13, в 6 «Б» классе по теме: «Автономное существование человека в природных условиях», результатом урока послужил яко выраженный интерес учащихся к данной теме и урокам подобной формы.
И по итогу проведенного нами урока были разработаны методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках ОБЖ учитывающие всю специфику образовательного процесса так же опираясь на результаты анкетирования.
Роль применения игр велика ещё и вследствие того, что в ходе игровой деятельности осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Соблюдая правила игры, учащиеся приучаются сдерживаться, осуществлять контроль собственных действий, в следствии чего прививается воля, формируется собранность, способность действовать согласно плану, помогать друг другу. Чем увлекательнее игровые действия, которые педагог применяет на занятиях, тем незаметнее и успешнее обучающиеся закрепляют, обобщают, систематизируют приобретенные знания.
Если регулярно применять игровые методы и приемы в образовательном процессе, принимать во внимание возрастные и психологические особенности ребенка и создавать удобные психолого-педагогические условия, для развития гармонично-сформированной подрастающей личности, то развитие творческого начала школьников средствами игры станет более результативно.
Игровой метод включения ученика в деятельность подразумевает индивидуальный подход, когда педагог нацелен на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра - не развлечение, а особенный способ вовлечения ребенка в творческую деятельность, способ стимулирования их активности.


1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2008. - 287 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
3. Артюхова И. Учеба со смыслом / И. Артюхова // Вопросы педагогики. - 2003. - № 1. - С. 23 - 30.
4. Банников С.В. Использование игровых технологий в обучении школьников.// Справочник классного руководителя. - М.: Изд-во МЦФЭР Ресурсы образования, 2009. - №2: Использование игровых технологий в обучении школьников. - С. 67-71.
5. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4. - С. 42-47.
6. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 272 с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2001. - 276 с.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995 - 234 с.
9. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников. - СПб., 2013 - 198 с.
10. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 2003 - 218 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1986. № 6. - С. 6-7.
12. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.
13. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972. - 180 с.
14. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. - Минск, 2002. - 95 с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 149 с.
16. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках/ С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №10. С. 36-40.
17. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы / Сост. Н.Н.
Перепечева. - Волгоград: Учитель - АСТ. 2004. - 96с.
18. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении». - М.: Просвеще¬ние, 1992. - 342 с.
19. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термены. / Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - №3. - с.121-126.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 14 - 15, С. 50-60.
21. Сергеева М. Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии и др.): 5-9 классы. Новое в преподавании в школе. - М.: Учитель, 2006. - 96 с.
22. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л.П. Симонова // Дополнительное образование. - 2004. - №1. - С. 97-101.
23. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 2007. - 340 с.
24. Степанова О.А. Игровая школа мышления / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. - 2000. - № 10. - С. 3-12.
25. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая // Школьный психолог. - 2006. - № 7 - С. 20-29.
26. Татьяченко Д. Развитие общеучебных умений школьников / Д. Татьяченко // Народное образование. - 2003. - № 8 - С. 115-126.
Т1. Федорова Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова // Аспирант и соискатель. - 2005. - №6. - С. 128-135.
28. Чен Н.В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии: методическая копилка. Искусство. Все для учителя! Пилотный выпуск. - 2011. С. 6-10.
29. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 2007. - 141 с.
30. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее
образование. - М.: - 1981. [Электронный ресурс]. - URL:
www.pedpro.ru/theory/12/200 (дата обращения: 22.01.2017).
31.Эльконин Д.Б. Психология игры: сайт «Я - психолог». - [Электронный ресурс]. - URL: http://yapsy.ru/istochniki/121-elkonin-psy- igry.html (дата обращения 11.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ