ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ 2
1.1 Проблема взаимоотношений в психологии 2
1.2 Специфика проявления взаимоотношений в подростковой среде 2
1.3 Семья как фактор, определяющий специфику взаимоотношений
подростка со сверстниками 2
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ 2
2.1 Организация и методы исследования влияния стиля семейного
воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками 2
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования влияния стиля
семейного воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность темы исследования. Семья играет ключевую роль в социализации подростков. В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Общеизвестно, что основы личности закладываются именно в семье через воспитание, через используемые родителями стили взаимодействия с ребенком. Однако сами стили семейного воспитания также формируются под воздействием различных факторов - как объективных (установки, традиции, в которых воспитывались родители, культура, литература и т.д.), так и субъективных (индивидуальные психологические особенности личности).
В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, которые описывают стили семейных взаимоотношений. Так, например, классификация типов отношений родителей к детям Л.С. Саготовской, А.В. Петровского, В.В. Юстицкого, Э.Г. Эйдемиллера объясняет уже имеющиеся изменения в особенностях личности и показывает, насколько тот или иной тип воспитания влияет на характер ребенка. С.В. Ковалев, И.С. Кон, М. Земска, В.М. Минияров, В.В. Столин и др. описывают влияние родительских позиций на поведение ребенка в семье, на формирование его личности.
Особенно значима родительская позиция в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются основные формы межличностного взаимодействия. Кроме того, именно в данный период приоритетным для подростков становится общение со сверстниками, которое происходит в системе объективных отношений, складывающихся в их повседневной жизни.
Исследователи обращают внимание на значимость для личностного развития подростков вектора направленности общения со сверстниками: если подросток не может найти адекватную своим потребностям группу и установить конструктивное взаимодействие с членами данной группы, происходят серьезные нарушения в его личностной сфере - замкнутость, закрытость, агрессивность, тревожность, чувство одиночества, ощущение ненужности, брошенности.
Вклад в изучение проблемы взаимосвязи личностных особенностей и взаимоотношений подростков со сверстниками внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др. Исследованием межличностных внутригрупповых отношений занимались такие психологи, как Г.М. Андреева, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, Дж. Морено, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов и многие другие. Можно назвать исследования A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.Е. Личко, А.В. Мудрика, Л.Ф. Обуховой,
А.В. Петровского и др., в которых обосновываются особенности формировании межличностных отношений в подростковом возрасте.
При достаточном количестве литературы, посвященной стилям семейного воспитания и межличностным отношениям подростков, не до конца ясна проблема, касающаяся последствий влияния родительского стиля воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками. Поэтому и психологи, и педагоги не прекращают поиск ответа на поставленный вопрос. Такой пристальный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что развитие коммуникативной сферы в подростковом возрасте, связанное с умением выбирать адекватные ситуации способы взаимодействия с окружающими, в том числе со сверстниками, определяет успешность дальнейшей социализации подростка и интеграции его в современном обществе, а также личностное становление подростка.
Цель работы: выявление влияния стиля семейного воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками.
Объект исследования: специфика межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
Предмет исследования: влияние родительского стиля воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками.
Гипотеза исследования: взаимоотношения подростка со сверстниками приобретают специфические черты в зависимости от выбранного родителями стиля семейного воспитания, приводя к формированию позитивных или негативных установок в общении.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников определить особенности формирования и проявления в подростковом возрасте взаимоотношений со сверстниками, а также факторов, оказывающих на них влияние.
2. Определить стили семейного воспитания, исходя из собственного опыта подростков.
3. Выявить специфику социальных и коммуникативных установок, типов общения, проявляющихся у подростков во взаимоотношениях со сверстниками.
4. Эмпирически исследовать особенности влияния родительского стиля воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками.
Методологическую основу исследования составили: принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений (Выготский Л.С.); теория отношений личности (Мясищев В.Н.); теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа (Петровский A.B. и др.); концепция персонализации (Петровский В.А. и др.); концепции развития личности в онтогенезе, разработанные А.В. Петровским и В.А. Петровским, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович.
Методы и методики исследования: теоретические (анализ научных источников); эмпирические (опросник «Подростки о родителях» Е. Шафер; методика исследования коммуникативных установок в практике работы с социально-одаренной личностью Натальи Бельской; методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова; методика «Диагностика принятия других» В. Фейя; методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой); методы количественной (статистический, корреляционный анализ) и качественной обработки данных.
База проведения исследования: МБОУ СОШ №13 г. Ставрополь. В качестве испытуемых выступили ученики 6-8 классов в возрасте 12-14 лет в количестве 92 человек.
Теоретическая значимость исследования: в работе даны психологические характеристики специфики проявления межличностных отношений подростков; выявлена взаимосвязь между стилями семейного воспитания и особенностями взаимоотношений подростков со сверстниками.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в семейном психологическом консультировании и в работе школьных психологов и педагогов-психологов. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ повышения психологической компетентности родителей в воспитании детей.
Положения на защиту:
1. Взаимоотношения подростка со сверстниками обусловлены специфическим стилем семейного воспитания, что ограничивает их возможность в выборе формы поведенческой реализации коммуникативной позиции и коммуникативной установки в ситуации межличностного взаимодействия.
2. Выбор родителями стиля воспитания ведет к формированию доминирующей направленности личности подростка в отношениях со сверстниками и определяет гармоничный или дисгармоничный тип межличностных отношений.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Семья играет определяющую роль в развитии ребенка. Особенности личности закладываются в семье через используемые родителями стили воспитания. Родительская позиция имеет особое значение в подростковом возрасте, так как именно в этот период формируются отношение к себе и к окружающим, определенные модели поведения с другими людьми - взрослыми и сверстниками, а так же стабилизируются основные формы межличностных отношений.
Взаимоотношения в подростковом возрасте - это особый вид эмоционального контакта, дающий чувство эмоционального благополучия и устойчивости; с помощью общения со сверстниками у подростков вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, коммуникативные качества.
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1. Стиль родительского воспитания обуславливает выбор подростком позиции и доминирующей коммуникативной установки во взаимоотношениях со сверстниками, а именно: безусловно положительное принятие ребенка со стороны родителей, особенно отца, приводит к формированию взрослой позиции в отношениях с другими и использованию коммуникативных установок формального и конфликтного типов, что проявляется, с одной стороны, в практичности и рациональности, а с другой стороны - ригидности поведения в общении; враждебность как стиль воспитания, выражающаяся в эмоциональном отвержении ребенка, проявлении агрессии и чрезмерной строгости, приводит к формированию у подростка родительской позиции в отношениях со сверстниками и использованию коммуникативных установок гармоничного, отгороженного и конфликтного типов, выражающихся в сочетании как позитивных, так и негативных эмоциональных реакций на окружающих в ситуации отвержения и сопровождающихся упреками, критикой, вплоть до враждебных проявлений; использование родителями автономного стиля воспитания, выражающегося в критическом отношении к ребенку, деспотичности и отгороженности, приводит к усилению конформности в отношениях со сверстниками, избеганию конфликтов в общении, усилению коммуникативной установки О-типа, что делает поведение подростка в ситуации межличностного взаимодействия неуспешным и слабо предсказуемым.
2. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в первую очередь испытывают подростки, родители которых используют враждебный стиль воспитания. Такие подростки болезненно реагируют на давление со стороны сверстников, проявляют негативизм, могут провоцировать конфликтные ситуации, стремятся избежать ответственности, проявляют беспомощность, выступая в роли «жертвы» для самоутверждения за счет других.
3. Стиль семейного воспитания определяет доминирующую направленность личности подростка в отношениях с другими: для подростков, родители которых проявляют позитивный интерес к ребенку, характерна социоцентрическая направленность, проявляющаяся в позитивном восприятии других, стремлении к принятию, конформности, выбору проактивного типа реагирования в общении; использование враждебного стиля воспитания приводит к доминированию негативной (суицидальной) направленности, низкой оценке себя и окружающих, усилению дискомфорта в отношениях со сверстниками; преобладание гармоничных отношений в семье формирует гуманистическую направленность в общении, что характеризуется позитивным отношением к себе и другим, стремлением к пониманию других, уважительному отношению к ним; автономная родительская позиция провоцирует реактивный тип реагирования подростка, проявляющийся в отсутствии волевого контроля за своим поведением при высоком контроле эмоциональных проявлений.
4. Независимо от стиля воспитания во взаимоотношениях подростков со сверстниками присутствует детская позиция, проявляющаяся в спонтанности, раскованности, импульсивности поведения, с одной стороны, и неуверенности, беспомощности - с другой. При этом у подростков выражено и стремление к принятию, и страх отвержения, что может свидетельствовать о наличии внутреннего дискомфорта и напряженности в межличностных отношениях.
Полученные нами в ходе исследования результаты и сделанные на их основе выводы дают возможность психологам определить основные направления работы с подростками, связанные с преодолением трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр.
психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 382 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl= &book=ananyev_psihologiaiproblemy_1996 (дата обращения: 01.02.2019).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2009. - 376 с.
3. Андреева О.К., Широков В.А., Червяков Д.С. Проблема
межличностных отношений // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL:
https://scienceforum.ru/2016/article/2016025406 (дата обращения: 04.02.2019).
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. -
СПб. Речь, 2005. - 436 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.med24info.com/ books/psihologiya-sovremennoy-semi-
monografiya-spb-rech-436-s-il/ (дата обращения: 04.02.2019).
5. Бабакаева А.В. Формирование межличностных отношений в
подростковом возрасте // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). [Электронный ресурс]. URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/9(20).pdf (дата обращения: 05.02.2019).
6. Бабушкин Г.Д., Ратушина Е.В. Психологическая совместимость в
совместно выполняемой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskaya-sovmestimost-v-
sovmestno-vypolnyaemoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.03.2019)
7. Биктагирова Г.Ф. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие. / Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 232 с.
8. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. - Минск: Право и экономика, 2010. - 444 с.
9. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01- Психология) / Б.С. Волков. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 511с.
10. Голубев Г.Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе. М.: Высшая школа, 2011. - 128 с.
11. Джинот, Х.Дж. Между родителем и подростком / Х.Дж. Джинот, пер. с англ.- М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 168 с.
12. Диагностика принятия других (по шкале Фейя) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии.
2002. C.157-158. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.al24.ru/wp- content/uploads/2013/ 11/%D0%BA%D0%BE%D0%B7_1 .pdf (дата обращения: 29.01.2019)
13. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009 - 176 с.
14. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-
родительских отношений // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/teoreti cheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko- roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 02.03.2019)
15. Жажина О.С. Диагностика стадий межличностных отношений
подростков в учебной группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2012. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/diagnostika-stadiy-mezhlichnostnyh-
otnosheniy-podrostkov-v-uchebnoy-gruppe (дата обращения: 02.03.2019)
16. Жданова Л. Г. Межличностные отношения в студенческих
группах в зависимости от профиля образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhlichnostnye-otnosheniya-v-
studencheskih-gruppah-v-zavisimosti-ot-profilya-obrazovaniya (дата
обращения: 02.03.2019)
17. Захарова, Г.И. О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста / Г.И. Захарова // Вестник ЮУрГУ: Серия Психология. - № 45, 2012. - с.60¬63
18. Земска М. Семья и личность / М. Земска. - М.: Прогресс, 2009. - 133 с.
19. Ивашов А. Н. Методика исследования коммуникативных
установок / А. Н. Ивашов, Е. В. Заика // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - с. 162-166. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915162.htm (дата обращения:
24.02.2019)
20. Ильин Е.И. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. -576 с.
21. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. Педагогика родителям / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8392.php (дата обращения: 02.03.2019)
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ.
сред, пед. учеб. Заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. - 416 с. [Электронный ресурс]. URL: https://knigi.link/pedagogika-
doshkolnaya/doshkolnaya-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud.html (дата обращения: 02.03.2019)
23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 2009. - 284 с.
24. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы
формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://vprosvet.ru/biblioteka/kon-psihologiya-yunosheskogo-vozrasta/ (дата обращения: 01.03.2019)
25. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - 256 с.
[Электронный ресурс].URL:
http://www.pseudology.org/kon/PsRanneyYunosty/index.htm (дата
обращения: 05.03.2019)
26. Кошель А.И., Истратова О.Н. Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. №10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-s-protivopolozhnym-polom- starshih-podrostkov-psihologicheski-zavisimyh-ot-roditeley (дата обращения: 04.03.2019)
27. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. - Москва: Издательство «Просвещение», 1965. - 316 с. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru (дата обращения: 04.03.2019)
28. Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16-25. [Электронный ресурс]. URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2014/ n1/69040.shtml (дата обращения: 28.01.2019)
29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 464 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://klex.ru/8u4 (дата обращения: 05.03.2019)
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от
рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175с. [Электронный ресурс]. URL:
http://pedlib.ru/Books/6/0349/index.shtml?from page=1 (дата обращения: 08.02.2019)
31. Лавриченко О.В. Личностные детерминанты протестного поведения подростков / О.В. Лавриченко // Вестник ЮУрГУ: Серия Психология. Том 6. - №3, 2013. - С.35-41
32. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - Изд. 8-е. - М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2010. - 215 с.
33. Макаренко А. С. О воспитании в семье. - М., 1955. - С. 61.
[Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/ st001.shtml (дата обращения: 05.03.2019)
34. Макаренко А.С. Публичные выступления (1936-1939 гг.). Аутентичное издание. Составитель, автор комментариев: ГетцХиллиг. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 501 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://bioraf.ru/a-s-makarenko-publichnie-vistupleniya-1936-1939-gg.html (дата обращения: 19.02.2019)
35. Макаров В. К., Борисова Е. А. Основные подходы к изучению профессиональной направленности старшеклассников в отечественной и зарубежной литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. № 4. - 45-50 с.
36. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого¬социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256
с. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0335/5_0335-
1. shtml (дата обращения: 20.02.2019)
37. Набойченко Е. С., Фокина Е. В. Роль семьи в усвоении детьми
половых ролей и межличностных отношений // Педагогическое образование в России. 2012. №6. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-usvoenii-detmi-polovyh-roley-i- mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 04.03.2019)
38. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/index.php (дата обращения: 05.03.2019)
39. Обозов Н. Н., Тимошенко Е. Ю. Психологические факторы
регуляции межличностных отношений в семье // Вестник СПбГУ. Серия
12. Социология. 2008. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiho logicheskie-faktory-regulyatsii-
mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-semie (дата обращения: 02.03.2019)
40. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К.: Наука, 2009. 191 с.
41. Огородников И. Т. Педагогика : учеб. для учит. ин-тов /
Огородников И. Т., Шимбирев П. Н. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Учпедгиз, 1950. - 430 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/ html/?
bookhl=&book=ogorodnikov_pedagogika_1950 (дата обращения: 02.03.2019)
42. Петровский А. В. Социальная психология «Без всякой политики» // Развитие личности. 2014. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-psihologiya-bez-vsyakoy-politiki (дата обращения: 24.02.2019)
43. Посошенко Л. В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №14. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/znachimost-yunosheskogo-vozrasta-dlya- oformleniya-polorolevoy-identichnosti-molodogo-cheloveka (дата обращения: 04.03.2019)
44. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - Москва: Эксмо,
2006. - 608 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.ru/27424662- Psiholo gicheskie-testy.html (дата обращения: 24.02.2019)
45. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. - 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. - М.: Университет РАО, 2014. - 777 с.
46. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией А.А.
Реана. - СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 520 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.ru/64050114-13-rean-a-a-red-psihologiya-podrostka-
polnoe-rukovo dstvo-spb-evroznak.html (дата обращения: 04.03.2019)
47. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Райс Ф., Долджин К. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2010 - 916 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
48. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях. М.: Владос, 2012, -113 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
- 488 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteynosnovy-obschey-psihologii_t1_1989/ go,0;fs,0/ (дата обращения: 24.02.2019)
50. Спирёва Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и
ребенка на стиль семейного воспитания : дис. канд. псих. наук : 19.00.13 / Спирёва Е. Н. - М, 2004. - 211 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/ content/vliyanie-lichnostnykh-osobennostei-
roditelya-i-rebenka-na-stil-semeinogo-vospi taniya (дата обращения: 05.03.2019)
51. Спицына О.А. Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №4 (40). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost- kak-pokazatel-pozitivnyh-mezhlich nostnyh-otnosheniy (дата обращения: 24.02.2019)
52. Ткачева, М. С. Возрастная психология: конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е. Хилько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2013. - 200 с.
53. Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями // Вестник СамГУ. 2014. №9 (120). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-rabote- s-rodi telyami (дата обращения: 24.02.2019)
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития
и возрастная психология). - М.: Гардарики,2005. - 349 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/04/02/vozrastnaya psihologiya_-_shapovalenko.pdf (дата обращения: 29.01.2019)
55. Щукевич Я. В. Методика для диагностики направленности личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodika-dlya-diagno stiki-napravlennosti-lichnosti-1 (дата обращения: 03.03.2019).