ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И НАСИЛИЕ. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
7
1.2. Насилие, как следствие конфликта 14
1.3. Проблема насилия в мировых религиях 19
ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КОНФЛИКТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ 2.1. «Священные войны» - насилие во имя веры? 23
2.2. Споры о конфликтогенности религии 30
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность исследования. В современном мире, не смотря на отсутствие противостояний такого масштаба, которые можно было бы квалифицировать как мировые войны, уровень конфликтности остаётся достаточно высоким. Особенностью современной ситуации является возрастание, по сравнению с 1950 - 1970- годами, значения роли религиозного фактора в политической жизни, конфликтов, в которых можно обнаружить наличие религиозной составляющей. К таким конфликтам можно отнести Североирландский, Балканский, арабо-израильский, индусско-мусульманский и др. Все чаще возникают точечные разовые акты насилия, связанные с исламским терроризмом.
Насилие по своей природе является естественным механизмом, однако если в естественной среде, в природе, насилие замкнуто в круг самопогашения, и, если противник признает поражение, то последний удар не будет нанесен, то в человеческом мире насилие принимает совершенно иную форму. В первую очередь отсутствует фактор самопогашения, если жертва сдается, то у агрессора это вызывает прилив сил, и нападающий еще больше ожесточает атаку, а не оставляет противника. Также насилие становится направленным не на самого противника, а на окружение, группу людей, которые совпадают с ним по взглядам или других характеристикам, но менее защищены, более слабы и т.д.
Поскольку в учениях всех крупнейших религий мира в явном или имплицитном виде присутствует «золотое правило нравственности» (христианский вариант - «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Мф. 7.12), а также предпочтение мира войне, то теоретически религиозные системы должны выступать в качестве фактора, смягчающего или даже устраняющего проявления конфликта. Однако, в силу наличия в сакральных текстах и значительного интолерантного потенциала («Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...» - Мф. 10. 34.; «И убивайте их, где встретите. таково возда-
яние неверных!» (К 2: 191)), религия может выступать и в качестве конфликтогена.
Впрочем, вопрос о том, так ли это, может ли религия быть фактором, способствующим насилию в развитии конфликта, легитимирующим его, является сегодня предметом достаточно острых дискуссий. Проведение анализа такого рода дискуссий, рассмотрение различных, зачастую противостоящих друг другу точек зрения, представляется весьма актуальным и способствующим выявлению роли религиозного фактора в важнейших конфликтах современности, имеющих религиозную составляющую.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопрос конфликтогенности религии исследуется многими авторами, что позволило разделить их на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, полагают, что религия в той или иной степени несёт, по крайней мере, долю ответственности за социальное и политическое насилие в современном обществе, вторая группа рассматривает религию, как фактор, позволяющий снизить уровень конфликтности. Причем характерно, что и в той, и другой группе есть как академические исследователи, так и публицисты, теологи и даже действующие политики.
К первой группе следует отнести таких авторов, как философ и антрополог Р. Жирар , публицист С. Харрис , британский историк Ф. Дженкинс , либеральный католический теолог Г. Кюнг . Вторая группа включает работы таких авторов, как, например, британский историк религии К. Армстронг
кандидат исторических наук, исследователь проблемы отношения церквей и конфессиональных организаций с государством Н. Н. Поташинская1.
Кроме того, существует немалое число исследований, авторы которых рассматривают соотношение религии и политики, роль религиозного фактора в современной политической жизни в более узком смысле: применительно к какой-либо стране или региону. Отметим работы таких исследователей, как А.И. Яковлев2, А.В. Митрофанова 3, О.Н. Четверикова4 и др. Наконец, целый ряд исследователей: М.А. Дмитренко. Т.А. Голуенко, М.Ю. Зеленков, В.С. Глаголев, М.С. Стецкевич и др.5 пытается дать определение понятию «религиозный конфликт».
Объект исследования - религиозный фактор в социальных и политических конфликтах
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования - религиозный фактор в социальных и политических конфликтах
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Аристотель. Политика / Пер. С.А. Жебелева // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1984.
Т. 4 – 485 с.
2. Армстронг К. Поля крови: Религия и история насилия / пер. с англ. Г.
Ястребов. – Альпина Нон-Фикшн, 2016. – 538 с.
3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. - М.: Красанд, 2010.
- 360 с.
4. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. – с. 242.
5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 2:
Философия природы. С. 574
6. Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и
современность»: сборник материалов Международной научнопрактической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И.
Ползунова / сост. Д. В. Порошин. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. – 102
с.
7. Дженкинс Ф. Войны за Бога: Насилие в Библии / Филипп Дженскинс;
[пер. с англ. М.И. Завалова]. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.
8. Дмитренко А.В. Религиозная ситуация и особенности государственноконфессиональных отношений в Приморье в начале XXI в. // Перспективы
высшего образования в малых городах. Владивосток, 2002. С. 62
9. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология
(конец 80-хначало 90-х г)//Россия сегодня: трудные поиски свободы. Отв.
ред. Л.Ф.Шевцова. М.: ИЭА РАН, 1993. – 261 с.
10.Дударенок С. М. Конфликт как одна из составляющих религиозной жизни
российского Дальнего Востока конца ХХ - начала ХХI веков. // Режим
доступа [URL] https://rusoir.ru/ - сайт «Объединение Исследователей
Религии», 2004-2006 (дата обращения 16.02.2017)
11.Жирар Р. Насилие и священное / пер. с франц. Г. Дашевского. Изд. 2-е,
испр. – М.: Новое литературное обозрение, 2010 – 448 с.
12.Зыгмонт А. Проблематика насилия в Русской православной церкви в
61
постсоветский период // Государство. Религия. Церковь. Политическое в
русском православии №3(32), 2014 117-145 с.
13.Игнатенко А.А. Ислам и политика. – М.: Институт религии и политики,
2004. – 256 с.
14.Кант И. Критика чистого разума. – СПб.: ИКА «Таймаут», 1993. – 618 с.
15.Кант — Штейдлину. 4 мая 1793 // Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука,
1980. – 712 с.
16.Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные./ под ред. А.Д.
Воскресенского, М.: «Аспект Пресс», 2008. - 513 с.
17.Конфуций. Философия жизни / Пер. П.С. Попова // Олма-пресс, 2016. –
175 с.
18.Коран. Перевод И.Ю. Крачковского, Уфа, Башкирское книжное
издательство, - 1963. – 612 с.
19.Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России
(на материалах Южного федерального округа) авт. дисс. на соиск. уч. ст.
канд. фил. наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. – 296 с.
20.Кюнг Г. Религия, насилие и «священные войны» // Международный
журнал красного креста 2005, т. 87 №858 – с. 27-46.
21.Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. –
М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 412 с.
22.Леусенко Д.А. Политизация ислама в современном мире (опыт социальнофилософского анализа) // Проблемы, поиски, решения. Ростов н/Д, 2000. –
175 с.
23.Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. Третье издание. – М.: Институт
психологии РАН. 2002. - 142 с.
24.Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. – К.: Наукова
думка, 1986. – 261 с.
25.Лункин Р. Свобода веры под вопросом // Режим доступа [URL] - http://
www.religare.ru/2_25615.html (дата обращения 28.04.2017)
26.Майоров Г. Г. Философия как искание абсолюта: Опыты теоретические и
62
исторические. М.: Едиториал УРСС, 2004. – 412 с.
27.Марача В.Г. Управление общественными изменениями: синтез
рефлексивного и институционального продходов // Рефлексивные
процессы и управление №2, т.8, 2008 – 46 с.
28.Маркс К. Капитал, т. I, гл. XXIV, § 6 // Издание второе М.: Издательство
политической литературы, 1955. –495 с.
29.Митрофанова А.В. Политизация «православного мира» / А.В.
Митрофанова. – М.: Наука, 2004. – 293 с.
30.Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема
«цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119.
31.Ним Е. Специфика проявления конфликтности и деструкции в
религиозной жизни общества. Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата социологических наук. Барнаул, 1999. – 21 с.
32.Панарин А. Глобальное политическое прогнозирование. // Режим доступа
[URL] - http://www.polit.ru (дата обращения 28.04.2017)
33.Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / Берегиня
777 Сова – 2012. №3 (14). 101-111 с.
34.Пучков П.И. Современная география религий. М,, 1975. – 214 с.
35.Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.
М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.
36.Стецкевич М.С. Религиозные конфликты: причины существования, формы
проявления, пути преодоления // Конфликт как проблема. очерки
современной теоретической и прикладной конфликтологии, коллективная
монография / Под редакцией А.И. Стребкова, А.В. Алейникова, А.Г.
Пинкевич – 2015. – С.122-141.
37.Толстой Л.Н. «Что такое религия и в чем сущность ее?» 1902. // Журнал
«Толстовский Листок - Запрещенный Толстой», выпуск первый, издание
второе, Издательство «Пресс-Соло», Москва, 1995 Фаллачи О. Ярость и
гордость. М.: Вагриус, 2004. 159 с. – 159 с.
38.Фейербах Л. Избр. философ. произв. В 2 т. М.: Политиздат, 1955. – 341 с.
63
39.Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с
40.Флоренский П.А. Философия культа. – Мысль – 2004 – 124 с.
41.Фролова Е.А. Человек – мир – бог в средневековой исламской культуре //
Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
141-149 с.
42.Харрис. С. Конец веры: Религия, террор и будущее разума / Сэм Харрис;
[пер. с англ. М.И. Завалова]. – М.: Эксмо, 2011 – 496 с.
43. Харрис С. Свобода воли, которой не существует / пер. Лев Калужин. –
Альпина Паблишер – 2015. – 112 с.
44.Цицерон. О природе богов, I, XIX (50) // Цицерон. Философские трактаты.
М.: Наука, 1985. – 412 с.
45.Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. – СПб.: Изд-во С.-
Петерб. Ун-та, 2006. – 289 с.
46.Шевченко И. Ю. Архаические мифологемы социального бытия и
социального порядка : диссертация ... кандидата философских наук :
09.00.11 / Шевченко Ирина Юрьевна; [Место защиты: Юж. фед. ун-т].-
Ростов-на-Дону, 2011.- 143 с.
47.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. Т.А. Величеев. – АСТ –
2016 – 640 с.
48.Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н.
Четверикова. – М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. – 215
с.
49.Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху
глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник
Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и
мировая политика. 2013. №4.
50.Agamben G. Homo Sacer : Sovereign Power and Bare Life, Meridian. Stanford,
Calif.: Stanford University Press, 1998. – 208 Р.
51.Armstrong, K. Fields of Blood. Religion and the History of Violence. New
64
York, Toronto: Alfred A. Knopf. 2014 – 479 Р.
52.Cavanaugh William T. Myth of Religious Violence: Secular Ideology and the
Roots of Modern Conflict. 2009. - 285 Р.
53.Girard R. Interview: Rene Girard // Diacritics, 1978, № 8.1
54.Foucault M., Bertani М., Fontana А., Ewald F. and Macey D., Society Must Be
Defended : Lectures at the Collège De France, 1975−1976, 1st ed. New York:
Picador, 2003. –214 Р