СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О РОЛИ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И НАСИЛИЕ. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
7
1.2. Насилие, как следствие конфликта 14
1.3. Проблема насилия в мировых религиях 19
ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КОНФЛИКТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ 2.1. «Священные войны» - насилие во имя веры? 23
2.2. Споры о конфликтогенности религии 30
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ И НАСИЛИЕ. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
7
1.2. Насилие, как следствие конфликта 14
1.3. Проблема насилия в мировых религиях 19
ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ И КОНФЛИКТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ 2.1. «Священные войны» - насилие во имя веры? 23
2.2. Споры о конфликтогенности религии 30
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность исследования. В современном мире, не смотря на отсутствие противостояний такого масштаба, которые можно было бы квалифицировать как мировые войны, уровень конфликтности остаётся достаточно высоким. Особенностью современной ситуации является возрастание, по сравнению с 1950 - 1970- годами, значения роли религиозного фактора в политической жизни, конфликтов, в которых можно обнаружить наличие религиозной составляющей. К таким конфликтам можно отнести Североирландский, Балканский, арабо-израильский, индусско-мусульманский и др. Все чаще возникают точечные разовые акты насилия, связанные с исламским терроризмом.
Насилие по своей природе является естественным механизмом, однако если в естественной среде, в природе, насилие замкнуто в круг самопогашения, и, если противник признает поражение, то последний удар не будет нанесен, то в человеческом мире насилие принимает совершенно иную форму. В первую очередь отсутствует фактор самопогашения, если жертва сдается, то у агрессора это вызывает прилив сил, и нападающий еще больше ожесточает атаку, а не оставляет противника. Также насилие становится направленным не на самого противника, а на окружение, группу людей, которые совпадают с ним по взглядам или других характеристикам, но менее защищены, более слабы и т.д.
Поскольку в учениях всех крупнейших религий мира в явном или имплицитном виде присутствует «золотое правило нравственности» (христианский вариант - «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Мф. 7.12), а также предпочтение мира войне, то теоретически религиозные системы должны выступать в качестве фактора, смягчающего или даже устраняющего проявления конфликта. Однако, в силу наличия в сакральных текстах и значительного интолерантного потенциала («Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...» - Мф. 10. 34.; «И убивайте их, где встретите. таково возда-
яние неверных!» (К 2: 191)), религия может выступать и в качестве конфликтогена.
Впрочем, вопрос о том, так ли это, может ли религия быть фактором, способствующим насилию в развитии конфликта, легитимирующим его, является сегодня предметом достаточно острых дискуссий. Проведение анализа такого рода дискуссий, рассмотрение различных, зачастую противостоящих друг другу точек зрения, представляется весьма актуальным и способствующим выявлению роли религиозного фактора в важнейших конфликтах современности, имеющих религиозную составляющую.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопрос конфликтогенности религии исследуется многими авторами, что позволило разделить их на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, полагают, что религия в той или иной степени несёт, по крайней мере, долю ответственности за социальное и политическое насилие в современном обществе, вторая группа рассматривает религию, как фактор, позволяющий снизить уровень конфликтности. Причем характерно, что и в той, и другой группе есть как академические исследователи, так и публицисты, теологи и даже действующие политики.
К первой группе следует отнести таких авторов, как философ и антрополог Р. Жирар , публицист С. Харрис , британский историк Ф. Дженкинс , либеральный католический теолог Г. Кюнг . Вторая группа включает работы таких авторов, как, например, британский историк религии К. Армстронг
кандидат исторических наук, исследователь проблемы отношения церквей и конфессиональных организаций с государством Н. Н. Поташинская1.
Кроме того, существует немалое число исследований, авторы которых рассматривают соотношение религии и политики, роль религиозного фактора в современной политической жизни в более узком смысле: применительно к какой-либо стране или региону. Отметим работы таких исследователей, как А.И. Яковлев2, А.В. Митрофанова 3, О.Н. Четверикова4 и др. Наконец, целый ряд исследователей: М.А. Дмитренко. Т.А. Голуенко, М.Ю. Зеленков, В.С. Глаголев, М.С. Стецкевич и др.5 пытается дать определение понятию «религиозный конфликт».
Объект исследования - религиозный фактор в социальных и политических конфликтах
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Насилие по своей природе является естественным механизмом, однако если в естественной среде, в природе, насилие замкнуто в круг самопогашения, и, если противник признает поражение, то последний удар не будет нанесен, то в человеческом мире насилие принимает совершенно иную форму. В первую очередь отсутствует фактор самопогашения, если жертва сдается, то у агрессора это вызывает прилив сил, и нападающий еще больше ожесточает атаку, а не оставляет противника. Также насилие становится направленным не на самого противника, а на окружение, группу людей, которые совпадают с ним по взглядам или других характеристикам, но менее защищены, более слабы и т.д.
Поскольку в учениях всех крупнейших религий мира в явном или имплицитном виде присутствует «золотое правило нравственности» (христианский вариант - «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Мф. 7.12), а также предпочтение мира войне, то теоретически религиозные системы должны выступать в качестве фактора, смягчающего или даже устраняющего проявления конфликта. Однако, в силу наличия в сакральных текстах и значительного интолерантного потенциала («Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...» - Мф. 10. 34.; «И убивайте их, где встретите. таково возда-
яние неверных!» (К 2: 191)), религия может выступать и в качестве конфликтогена.
Впрочем, вопрос о том, так ли это, может ли религия быть фактором, способствующим насилию в развитии конфликта, легитимирующим его, является сегодня предметом достаточно острых дискуссий. Проведение анализа такого рода дискуссий, рассмотрение различных, зачастую противостоящих друг другу точек зрения, представляется весьма актуальным и способствующим выявлению роли религиозного фактора в важнейших конфликтах современности, имеющих религиозную составляющую.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопрос конфликтогенности религии исследуется многими авторами, что позволило разделить их на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, полагают, что религия в той или иной степени несёт, по крайней мере, долю ответственности за социальное и политическое насилие в современном обществе, вторая группа рассматривает религию, как фактор, позволяющий снизить уровень конфликтности. Причем характерно, что и в той, и другой группе есть как академические исследователи, так и публицисты, теологи и даже действующие политики.
К первой группе следует отнести таких авторов, как философ и антрополог Р. Жирар , публицист С. Харрис , британский историк Ф. Дженкинс , либеральный католический теолог Г. Кюнг . Вторая группа включает работы таких авторов, как, например, британский историк религии К. Армстронг
кандидат исторических наук, исследователь проблемы отношения церквей и конфессиональных организаций с государством Н. Н. Поташинская1.
Кроме того, существует немалое число исследований, авторы которых рассматривают соотношение религии и политики, роль религиозного фактора в современной политической жизни в более узком смысле: применительно к какой-либо стране или региону. Отметим работы таких исследователей, как А.И. Яковлев2, А.В. Митрофанова 3, О.Н. Четверикова4 и др. Наконец, целый ряд исследователей: М.А. Дмитренко. Т.А. Голуенко, М.Ю. Зеленков, В.С. Глаголев, М.С. Стецкевич и др.5 пытается дать определение понятию «религиозный конфликт».
Объект исследования - религиозный фактор в социальных и политических конфликтах
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования - религиозный фактор в социальных и политических конфликтах
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Предмет исследования - влияние религии на формирование и развитие социальных и политических конфликтов.
Целью работы является анализ текстов современных исследователей, затрагивающих вопрос о роли религиозного фактора в социальных и политических конфликтах, проблему религиозной легитимации насилия.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Проанализировать понятие религии и определить ее особенности
на основании сравнения различных трактовок данного явления;
• Рассмотреть насилие, как следствие социального и политического
конфликта;
• Исследовать проблему насилия в мировых религиях;
1 Поташинская Н.Н. Религия и средства массовой информации / берегиня 777 Сова - 2012 №3 (14)
2 Яковлев А.И. Религиозный фактор в мировой политике в эпоху глобализации: от секуляризации к фундаментализму // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4, с. 7
3 Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109-119
4 Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе / О.Н. Четверикова. - М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - С. 173
5 Гумбольдтские чтения «Диалог России и Германии: история и современность»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. VIII / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова / сост. Д. В. Порошин. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. - 102 с.
5
• Изучить «священные войны», как проявление насилия во имя веры;
• Провести анализ современных исследований в области конфликтогенности религии;
• Провести анализ развития религиозных конфликтов в современном мире.
Методология исследования. В процессе проведения исследования применялись методы сравнительного и исторического анализ и междисциплинарный подход, который включал в себя оценку источников в области истории, религиоведения и социологии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Подобные работы
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Взаимодействие Правительства Пензенской области с религиозными объединениями
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - “ВАХХАБИЗМ” И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ДАГЕСТАНЕ (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - “ВАХХАБИЗМ” И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ДАГЕСТАНЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Межпоколенческие разломы массового политического сознания в многосоставных обществах
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2023



