Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САКРАЛЬНОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Работа №64018

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость3950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Допетровский период развития представлений о сакральности
царской власти в России 9
Глава 2. Развитие представлений о сакральности царской власти в России в XVIII - нач. XXI вв 17
2.1 Пётр Первый и сакрализация власти 17
2.2 Пётр Первый в представлениях старообрядцев и фольклоре 23
2.3 Святой Павел I и старец Фёдор Кузьмич 27
2.4. Феномен сакрализации царской власти в современной России 34
Глава 3. Феномен самозванчества и его связь с представлениями о сакральном характере царской власти в
России 40
Заключение 53
Список
литературы 55
Список
источников 59


В 1881 году Федор Михайлович Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «отношение русского народа к царю своему есть самый особливый пункт, отличающий народ наш от всех других народов Европы и всего мира; что это не временное только дело у нас, не переходящее, не признак лишь детства народного, например, его роста и проч., как заключил бы иной умник, но вековое, всегдашнее и никогда, по крайней мере, еще долго, очень долго оно не изменится». Достоевский был прав, русский народ всегда особенно относился к своему царю, восприятие верховной власти традиционно было окрашено в мистические тона. Русский царь часто
провозглашался «святым» или «антихристом». Это особенное отношение, связанное с сакральными ценностями сохраняется, в определенной части общества, и по сей день. Даже сегодня существуют люди, объявляющие всех русских монархов святыми, а монархию единственно возможным общественным строем. Религия и политика в русском государстве тесно переплетались, благодаря православию, воспринятому из Византии, перенимались и византийские концепции власти, трансформируясь на русской почве. Еще во времена Ивана Грозного была усвоена византийская идея, согласно которой земная монархия повторяет образ монархии небесной. Царь земной в соответствии с этими представлениями должен был отвечать за свой народ перед Царем небесным. Божественный источник царской власти становился основой ее легитимации. Царская власть объявлялась властью, дарованной Богом. Сакрализация правителя сохранялась на протяжении всего монархического периода истории России. Тем не менее, каждый новый монарх заново утверждал сакральный характер своей власти, используя придворные и церковные ритуалы, изображения и символы, а церковные писатели теологически обосновывали царскую харизму и
божественное право в соответствии с актуальной политической повесткой. И в фольклоре царь также становился фигурой сверхъестественной, его царское происхождение отличало его от всех людей, именно поэтому самозванцы почти всегда демонстрировали особые «царские отметки» на теле. Веру в то, что истинный царь, непременно добрый по отношению к народу правитель и желающий ему блага, принято называть народным или наивным монархизмом. Суть таких взглядов точно описывается поговоркой «царь хочет, бояре сопротивляются»1. Трудно представить, чтобы у крестьян семнадцатого века могли быть представления о каком-то ином политическом строе, тем не менее, вера в доброго царя сохранялась, не смотря ни на какие внешние катаклизмы, часто бывало, что фигура царя даже в самых тяжелых условиях воспринималась положительной. Царь воспринимался как справедливый правитель, стоящий над всеми классами общества, даже если его действия не совпадали с интересами простого народа. Наивный монархизм проявляется в фольклоре, сказаниях или легендах, слухах и былинах, песнях и стихах, но также народный монархизм поднимал крестьян на восстания и бунты
Актуальность и степень исследования проблемы.
Несмотря на то, что проблема сакрализации власти в России в достаточной степени изучена, исследовано становление сакрализации правителя и исторические предпосылки формирования этого процесса, остаются малоисследованы отдельные ее аспекты. Существует большое количество литературы по данному вопросу, как и исследования границ царской власти в системе древнерусского общества, исследования русского политического фольклора, так и работы, посвященные формированию гражданского культа императора, а также литература, описывающая маргинальные течения, активно обожествляющие царскую власть, и исследования о народных представлениях о государственной власти2, тем не менее нет обзорной работы затрагивающей весь монархический период истории, а так же современные представления. Среди работ, написанных по данной теме можно выделить несколько книг, оказавших влияние на последующие исследования: книга известного фольклориста Кирилла Владимировича Чистова, «Русская народная утопия»3 повествующая о социально-утопических легендах русских крестьян, среди них наиболее интересная для нас часть про легенды о «царях-избавителях», а также часть, посвященная феномену самозванчества. В легендах о возвращающихся царях-избавителях довольно хорошо видна, сохраняющаяся на протяжении веков, вера самых широких слоев населения в сакральность царской власти и божественное предназначение царя. Интересны для нас и работы Б.А Успенского, изучившего процесс сакрализации власти в России4, формирование гражданского культа императора, а также феномен самозванчества, помимо очевидных достоинств сочинений Б.А. Успенского без которого не обойдется ни одна работа посвященная данной теме, можно выделить несколько недостатков: экстраполяция концепции Москва - Третий Рим на протяжении всего периода русской истории после ее появления в конце шестнадцатого века, такой взгляд не представляется на данный момент верным. Эсхатологическая концепция Филофея, не была известна ни Петру Первому, ни Екатерине Второй, сохраняясь по преимуществу в старообрядческих кругах, она актуализировалась для решения насущных политических задач - установления патриаршества или обоснования русскотурецких войн.5
2 Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XV века. М.Наука, 2000. 294 с.
3 Чистов К.В. Русская народная утопия, СПб: Дмитрий Булавин, 2011. 528 с.
4 Успенский Б.А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры, М.: Языки русской культуры, 1996. 610 с.
5 Poe M. Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a «Pivotal Moment».
22р.
«Древнерусские учения о пределах царской власти», классическое исследование В.Е Вальденберга, первым в мировой науке занявшимся исследованием политической мысли Византии . Иследование Саввы В.
«Московские цари и византийские василевсы», в котором рассматривается влияние моделей императорской власти Византии на Россию, а также о расказывается, о симвлическом значении церковных и гражданских обрядов московского двора, использвовашихся для легитимации царской власти в России. Несомненный вклад в исследование проблемы внес Лукин П.В в своей книге «Народные представления о государственной власти в России XVII века» рассмотревший феномен представлений о сакральности царской власти на примере следственных дел о «непригожих речах». Одно из достоинств этой книги в том, что автор учитывает разнообразие
представлений о царской власти в различных социальных группах и слоях, тем не менее, как отмечает автор можно говорить о некоторой «общей» картине взглядов. В контексте исследования самозванчества нам интересны работы О.Г. Усенко, сочетающего принципы, заложенные в советском исследовании данного феномена и современный подход.
«Трагическая эротика: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны» , исследование современного петербургского исследователя Б.А. Колоницкого. В книге рассматривается влияние разросшихся слухов о Николае Втором, Александре Фёдоровне и Григорие Распутине, на десакрализацию царской власти и последующее крушение монархии. Касательно феномена современного царебожничества для нас интересны статьи, посвященные формированию движения царебожников , «опричным
братствам»9, а также царебожнической мифологии10. Интерес для нас представляют и работы Л. А. Андреевой о сакрализации царской власти в России11, в которых сакрализация власти в России объясняется формированием наместнической модели. Император в соответсвтвии с этой моделью должен был символически репрезентовать Христа. Однако такой подход не затрагивает проблемы царской святости и народного монархизма12. В контексте изучения сакрализации власти в Синодальный период для нас интерес представляет неоднозначная в оценках книга современного американского исследователя Эрнста Зицера, посвященная формированию культа личности Петра Первого и некоторых концептуальных аспектах его политики и понимания власти.13
Целью данного исследования проследить формирование и предпосылки сакрализации царской власти в России, как на примере осмысленния власти самой «властью», так и ее общественное восприятие, сакрализацию в народной культуре. В данной работе мы постараемся проследить процесс сакрализации царской власти в России от периода ее становления до периода ее завершения, акцентируя внимание, на мифологических представлениях, для которых была характерна вера в божественной источник любой высшей власти. Автор также ставит вопрос о современном почитании царской/императорской власти, и в частности восстановление почитания императора Павла Первого. Этот культ мало исследован, и современные работы, посвященные его развитию в XXI веке отсутствуют.
О сакрализацию власти можно говорить тогда, когда она объявляется причастной к миру «нечеловеческому», «высшим силам», носитель власти рассматривается как носитель этих сил (царская харизма). Представления о божественном происхождении власти были повсеместно распространены и встречаются на протяжении всей историй. Сакрализация необязательно может представлять монарха как святого или идеального правителя, но также и демонизировать его. Так же сакрализуется не только правитель, но и его изображения, имя и т.д.
Апробация данной работы была проведена на студенческой конференции «Вторые Маторинские чтения» на кафедре философии религии и религиоведения института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, апрель 2017)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Восприятие царской власти на протяжении всего монархического периода русской истории было связано с представлениями о божественном источнике царской власти. На эти представления также влияли религиозный и политический факторы. Идеи, принесенные из Византии, трансформировались на русской почве, культурное заимствование порождало оригинальные концепции царской власти. Предпосылками сакрализации царя нам видится наследственность власти, которая возможно становится основой веры в особую «царскую природу», наследование московских царей византийским василевсам. А также начиная с Петра Первого принятие царем не только как государственного деятеля, но и формального главы церкви. Восприятие верховной власти как имеющей божественное происхождение лежит в основе феномена самозванчества, приобретшего небывалый размах в России. Самозванчество появилось с утверждением царской власти, и базируется на представлениях о ее сакральности. В представлениях о царе, воплощается вера в его богоизбранность, особую природу, и мистическое предназначение. «Народный монархизм» термин довольно условный, вряд ли у крестьян и простых людей могли быть представления о каком-то ином государственном устройстве кроме монархии, тем не менее, уверенность в божественном происхождении царской власти заставляла людей верить в
самозванцев и поддерживать их. Подчинение церкви государству и сакрализация царской власти, делала царя единственным источником легитимности. Вера в божественность царской власти на протяжении истории проявлялась не только в сочинениях церковных писателей и придворных ритуалах, но и народных восстаниях, легендах, слухах и фольклоре. Вера эта была распространена среди самых различных слоев населения и сохранялась до самого конца монархического периода русской истории. Интересно отметить, что десакрализация царской власти стала одной из причин крушения монархии в 1917 году. Публичные образы
репрезентации Николая Второго и Марии Федоровны порой приводили к противоположным результатам, так «простота» Николая Второго, ходившего в гимнастерке и форма сестры-милосердия императрицы, разочаровывала солдат, так как их «простота» и «близость к народу», культивируемая в военное время, не соответствовала их высокому статусу. Сакрализация монарха распространялась на весь период царской и императорской власти и была неотъемлемой частью государственного устройства в Синодальный период. И как показывает анализ современных маргинальных представлений, это представление не исчезло и актуализировалось в современной российской культуре.



1. Аксенов В. «Сказка о царе и мировой войне», или опыт реконструкции мифологического дискурса российских крестьян в 1914 - 1917 гг.// Acta Slavica Iaponica. Vol.34. 2014. 141 с.
2. Андреева Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток, М.: Ладомир,
2007. 302 с.
3. Андреева Л.А., Селунская Н.В., Шушарин Д.В. Сакрализация и десакрализация власти в истории Сакрализация власти в христианской цивилизации (православие, католицизм, протестантизм) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. - М.: Изд. Института Африки РАН , 2005. 398 с.
4. Архипова А. Последний царь-избавитель // Политический фольклор в России от Петра I до Горбачева / Под. ред. А. А. Панченко. М.: Новое издательство, 2013. 286 с.
5. Ахметова М. Пророчество монаха Авеля и концепт «жидовского ига» // История — миф — фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» Ин-т славяноведения РАН. М., 2009. 127 с.
6. Бартенев П., Осмнадцатый век. Т.4, М.: типография Т. Рис, 1869. 540 с.
7. Белобородова И. Н. Этноним «немец» в России: культурно -
55
политологический аспект, И.Н. Белобородова // Общественные науки и современность (2), 2000. 132 с.
8. Бондаренко Д.М., Андреева Л.А., Кортаев А.В., Сакрализация власти в истории цивилизаций, М., 2005. 460 с.
9. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, т. 31, СПб: Семеновская Типолитография, 1895. 576 с.
10. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века / Владимир Вальденберг. Пг.: Тип. А. Бенке, 1916. 368 с.
11. Гайдукова Е.Б. Цикл легенд о Федоре Кузьмиче на рубеже XX-XXI вв. : проблема демифологизации сюжета // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №307. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsikl-legend-o-fedore- kuzmiche-na-rubezhe-xx-xxi-vv-problema-demifologizatsii-syuzheta (дата обращения: 07.05.2017).
12. Гурьянова Н.С. Монарх и общество // Старообрядчество в России (ХУП-ХХ вв.): Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. — М.: Языки русской культуры, 1999. 234 с.
13. Зицер Э. Царство Преображения: Священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого / Авторизованный переаод с англ. Д. Хитровой и К.Осповата. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 240с.
14. Зыгмонт А. И. О феномене «царебожия» в современной религиозной культуре России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М.: РГГУ, 2012. № 11. 145 с.
15. Ильинский Ф.М. Митрополит Зосима и дьяк Федор Васильевич Курицын //Богословский вестник, 1905. Т. III. 652 с.
16. Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии, М.: Издательство института Гайдара, 2005.744с.
17. Каптерев Н.Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович т. II,
Сергиев Посад, 1912. 524 с.
18. Кнорре Б.К. «Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожничества» (Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. Русселе К., Агаджаняна А. М.: Новое издательство, 2006. 400 с.
19. Колоницкий Б. «Трагическая эротика»: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 664 с.
20. Костомаров Н. И. Герои Смутного времени. — Берлин, 1922. 156 с.
21. Кострюков А. А. К вопросу о подготовки канонизации царской семьи в Русской Зарубежной Цервки //Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2013. Вып. 3 (52). 81 с.
22. Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М.: Наука, 2000. 294 с.
23. Минеева Т.Г., Романовская В.Б., Цыганов В.И. Феномен самозванства в истории российского государства // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/fenomen-samozvanstva-v- istorii-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 07.05.2017).
24. Молин Ю. А. Анализ версий смерти императрицы Елизаветы Алексеевны. URL: http://www.kirshin.ru/about/arsii/04 04.html (дата обращения 24.04.2017).
25. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 3. 206 с.
26. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традционная культура русских мистических сект. 2-е изд. М.: ОГИ, 2004. 541 с.
27. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 8. От царствования Бориса Годунова до окончания междуцарствия 356 с.
28. Старообрядчество в России Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: «Языки русской культуры», 1999. 456 с.
29. Усенко О. Г. Изучение российского самозванчества: методологические проблемы и пути их решения. Нижний Новгород: НГПУ, 2005. Ч. 2.
183 с.
30. Усенко О. Г. Монархическое самозванчество в России XVII-XVIII веков как социокультурное пограничье. Муром: Муромский ист.-худож. музей, 2006. 129 с.
31. Усенко О. Г. Монархическое самозванчество в России XVII века: новые факты и общая картина. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2005. 284 с.
32. Усенко О.У Самозванчество норма или патология? // Родина, 1995.
No 1. 112 с.; No 2. 134 с.
33. Успенский Б.А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры, М.: Языки русской культуры, 1996. 610 с.
34. Филд Д. Размышления о наивном монархизме в России от эпохи Пугачева до революции 1905 г. // Экономическая история. М.: Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина(8), 2002. 115 с.
35. Фирсов С.Л. Святой Павел. К вопросу о канонизации Памяти Ю. Д. Марголиса. Письма, документы, научные работы, воспоминания / Составители Н. О. Серебрякова, Т. Н. Жуковская. СПб.: «Серебряный век», «Контрфорс», 2000. 830 с.
36. Флоринский В.М. Заметки и воспоминания, М.: Русская старина (4), 1906. 297 с.
37. Хайкина Л.В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиознофилософских воззрений Павла I, М.: Отечественная история (2), 2000. URL: http://www.bogoslov.ru/es/library/text/230390/index.html (дата обращения: 15.04.2017).
38. Цеханская К.В. Вера Молчальница // Православная энциклопедия. Т.
7. 697 с. // Интернет ресурс «Православная энциклопедия»,
URL: http://www.pravenc.ru/text/150365.html. (дата обращения: 01.05.2017).
39. Чистов К.В. Русская народная утопия, СПб: Дмитрий Булавин, 2011. 528 с.
40. Чумакова Т.В Представления о царской власти в среде современных православных маргиналов // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3. 197 с.
41. Чумакова Т.В. Культ царской власти в современной России и антисемитизм// Религия в меняющемся мире. Сб. статей// Ред. колл.: М.М.Шахнович (отв. редактор), Т.В.Чумакова, М.С.Стецкевич, Е.А.Терюкова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2012. 384 с.
42. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000) ,пер. Е.Е.Земскова, М.Б. Лавринович, М.: Новое литературное обозрение, 2007. 760 с.
43. Шильдер Н. К. Император Александр I: Его жизнь и царствование. СПб., 1898. Т. IV. 448 с.
44. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб., 2002. 386 с.
45. Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism in Early Modern Russia: The False Tsars of the Time of Troubles. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. Pp. xvii+269.
46. Poe M. Moscow, the Third Rome: The Origins and Transformations of a «Pivotal Moment» //Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas (2001). 22 p.
Список источников
1. Бичевская Ж. «Царь Николай», 1999 год URL: https://www.youtube.com/ watch?v=ouZiYj10znw (дата обращения: 13.04.2017).
2. Восстание Емельяна Пугачева: сб.документов / Подгот. к печати М.Мартыновым. Л., 1935. 216 с.
3. Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986. 285 с.
4. Керсновский А. Воистину наш царь бы великий праведник / / Царский вестник. 1938. № 617. 32 с.
5. Кирибевич. Вещий инок. Издательство Свято-Троицкого Ново-
Голутиного монастыря. М. 1995. 42 с.
6. Лихачев Д.С., Лурье Я.С. Послания Ивана Грозного. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. 77 с.
7. Маржерет Ж. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского в 1606 году. М.: Польза, 1913. 104 с.
8. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати, сост. Виктор Дерягин, Институт русской цивилизации, 2011. 176 с.
9. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994. 345 с.
10. Неизвестные Авторы, Собрание от Святаго писания о Антихристе, Lib URL: http://az.lib.rU/n/neizwestnye/text_0210.shtml (дата обращения: 24.04.2017).
11. Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Расстрига или царский сын? // Сто великих тайн. М.: Вече, 1998. 478 с.
12. Палицын А. Сказание. Изд. Императорской Археографической Комиссии. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1909. 376 с.
13. Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. М.,1909. Т.1. №91.
14. Портал-Credo.Ru: «На "Диомидовский" чин покаяния в подмосковном Тайнинском собралось более 300 человек, многие из которых прибыли из Беларуси» URL: http://www.portal credo.ru/ site/print.php? act=news&id=76495 (дата обращения: 25.04.2017).
15. Святой Царь-искупитель Николай Второй URL: http://www.ic-xc- nika.ru/texts/Alexandrov_M/Sborniki/Tsar_ISKUPITEL_Nikolai_II/
Tsar ISKUPITEL Nikolai SBORNIK.html (дата обращения: 27.04.2017).
16. Тимофеев И. Временник URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus10/ Timofeev/frametext1.htm (дата обращения: 15.04.2017)
17. Шабельский-Борк П.Н: Два монарха и таинственный старец Федор Кузьмич. М.: «Скит», 1993. 243 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ