1. Введение 3
2. Глава 1. История возникновения и типология мультимедийных
историй 5
3. Глава 2. Анализ мультимедийных историй пропагандистской
направленности 16
3. Заключение 27
4. Библиография 29
СМИ, как известно, являются важным социальным институтом, выполняющим ряд функций, жизненно необходимых информационному обществу. Они дают возможность людям быть в курсе событий, предоставляют глубокий анализ происходящих явлений, служат отражением действительности. Однако наряду с этим СМИ издавна выполняли и другую роль, за что в свое время были названы "четвертой властью": СМИ формируют общественное мнение, служат орудием государственной идеологии, являются действенным инструментом пропаганды.
С развитием технологий у журналистики появилось больше возможностей. Если раньше СМИ можно было разделить на телевидение, радио и печать, то с развитием Интернета возникли новые инструменты, позволяющие интегрировать разные виды медиа в единое целое, и, используя Интернет-технологии, создавать новые типы журналистского материала. Мультимедийные истории (от англ. multimedian story) — один из новых форматов такой журналистики.
В своей работе я хотела бы проследить, насколько мультимедийные истории отвечают требованиям пропаганды. Сложная геополитическая ситуация в современном мире вынуждает государственную власть, и, соответственно, журналистику искать свежие методы для воздействия на читателя. Мультимедийные истории — это новый формат, отвечающий запросам изменившегося медиапотребления. Интеграция этих двух положений — вопроса развития пропаганды вследствие непростой обстановки на международной арене и появление нового формата в СМИ — обуславливают актуальность исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что возможности мультимедийных историй еще не рассматривались как инструмент пропаганды, а между тем постепенно появляются материалы подобной направленности.
В качестве объекта исследования выступают мультимедийные истории, созданные с целью пропаганды. Предметом исследования являются особенности представленного в них контента.
Рамки исследования.
О появлении нового формата в журналистской среде заговорили совсем недавно, активно пользоваться возможностями новых технологий начали еще позже. В связи с этим основной массив мультимедийных историй, созданных с целью пропаганды, пришелся на период с начала 2014 года. Таким образом, временные рамки исследования ограничиваются 2013-2015 годом, в поле исследования вошли наиболее значимые российские и зарубежные Интернетиздания и сайты информационных агентств.
В данной работе поставлена цель исследовать новый формат подачи журналистского материала как инструмента политического влияния.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить подборку материалов, соответствующих временным рамкам исследования;
- уточнить, какой фактологический материал является предметом освещения;
- определить приемы, с помощью которых мультимедийные истории могут воздействовать на читателя;
- основываясь на собранной информации, сделать выводы.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что собранные в ходе исследования факты и приведенные выводы дают определенное представление о становлении мультимедийных историй как одного из инструментов политической пропаганды.
Исследование показывает, что мультимедийные истории могут быть использованы как инструмент политической пропаганды. Более того, мультимедийные статьи влияют на читателя намного лучше, нежели разрозненные фотографии, видеосюжеты и текст. Они способны нарисовать объемное, широкое и полное освещение той или иной истории, подчеркнуть важные моменты. При этом, благодаря наличию большого количества визуального контента, мультимедийные истории создают эффект присутствия. Музыкальное сопровождение настраивает читателя на необходимую волну, благодаря чему текст воспринимается глубже и ближе. Инфографика обеспечивает эффект запоминания тех или иных данных, а также предоставляет отличные сравнительные характеристики, которые при описании текстом могут быть пропущены. Видео-контент служит дополнительной доказательной базой, а также погружает читателя в среду, обеспечивает эффект включенности. При этом, благодаря оригинальной верстке и дизайну, читатель реагирует на наиболее значимые моменты, запоминая их. Фон подчеркивает смысловую и эмоциональную составляющую материала, собирая историю, а разные элементы обеспечивают повторяемость той или ной мысли, что является одной из важнейших черт пропагандистского материала. Кроме этого, такие материалы куда интереснее читать. Параллакс-эффект, самопроигрывающиеся видео, возможность "поиграть" обеспечивает более пристальное внимание аудитории.
Все эти черты очень выгодны для пропаганды взглядов, идей, мнений. Собирая все виды медиа в единое целое, мультимедийная статья являет собой нерушимую крепость из доказательной базы, повторяемости тезисов, аналитической основы, что обеспечивает эмоциональное влияние и несравнимо по силе убеждения ни с одним из традиционных форматов и видов СМИ.
1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:,
2010.
2. Интернет-СМИ. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред.М. М. Лукиной. М, АспектПресс, 2010
3. Фрумкин К.Г. «Клиповое мышление и судьба линейного текста» // Концепция двух продолжений, 2010 г. URL: http: //nounivers. narod.ru/ofirs/kf_clip. htm
4. Кульчицкая Д. Ю. Мультимедиа и СМИ // Вопросы теории и практики
журналистики, 2012. URL:
http://jq.isea.m/classes/pdf.ashx?id=16768&l=1
5. Лукина М. М. Сегодня модно использовать разные медийные
платформы. Но это не должно быть самоцелью //
Медиатренды, 2011 г.
URL: http: //www.j ourn.msu.ru/about/mediatrends/2045/
6. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005 г.
7. Пуля В. Мода на «Снегопады»: для кого СМИ создают
мультимедийные проекты? // Новый репортер, 2013 г.
URL:http://newreporter.org/2013/11/06/moda-na-snegopady-dlya-kogo-smi- sozdayut-multimedijnye-proekty
8. К. Стюарт "Бизнес-путь. 10 секретов крупнейшего в мире медиамагната", 2009 г.
9. Firestorm // The Guardian, May 26, 2013.
http: //www.theguardian.com/world/interactive/2013/may/26/firestorm- bushfire-dunalley-holmes-family
10. Flick's Mobile Home Park // The Mercury News Photo. URL: http: //www.mercurynewsphoto .com/flicks/
11. The faces of immigration // The Globe and Mail App, 2012. URL: http: //www.theglobeandmail .com/news/national/time -to-lead/rethinking- immigration-the-case-for-the-400000-solution/article4170229/
12. Inside the Haiti Earthquake // Inside Disaster. URL: http: //www.insidedisaster.com/experience/
13. Sea Monsters: A Prehistoric Adventure Movie // The National Geographic. URL: http://www.nationalgeographic.com/seamonsters/index.html
14. Cover Story: Daft Punk // Pitchfork Media. URL:
http://pitchfork.com/features/cover-story/reader/daft-punk/
15. Branch J. SnowFall: The Avalanche at Tunnel Creek // TheNew York Times, Dec.20, 2012. URL: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow- fall
16. Glitter in the Dark // Pitchfork Media. URL: http://pitchfork.com/features/cover-story/reader/bat-for-lashes/
17. Xbox One. The rewie // Polygon URL: http://www.polygon.com/a/xbox- one-review#conclusion
18. "Голландские инновации" // Lenta.ru. URL: http://philips.lenta.ru/
19. Propaganda // B. L. Smith, Encyclopedia Britannica, 2014 г. URL: http://global.britannica.com/EBchecked/topic/478875/propaganda