СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 7 ВОЗРАСТА
1.1. Стереотип: сущность понятия, особенности проявления в детских
рисунках 7
1.2. Особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольной организации по преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий, способствующих преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста .... 40
2.3. Анализ эффективности результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 7 ВОЗРАСТА
1.1. Стереотип: сущность понятия, особенности проявления в детских
рисунках 7
1.2. Особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольной организации по преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий, способствующих преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста .... 40
2.3. Анализ эффективности результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность (Е.А. Флерина).
Известные педагоги и исследователи 20-х годов, во многом заложившие основу современной трактовки этого вопроса (А.В. Бакушинский, А.А. Смирнов, В.А. Фаворский и др.), считали, что рисунок ребенка является еще не вполне раскрытым источником.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.К. Ривина и др.).
Развитие собственно изобразительной деятельности и изобразительного творчества детей во многом зависит от методов обучения, используемых педагогом. Значительный вклад в разработку теории методов обучения внёс
К.Д. Ушинский. Особое внимание он уделял способам активизации познавательной деятельности детей.
Многие педагоги (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.) отмечают, что проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как разумно организованное обучение и воспитание начинается не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий для постановки задач, в процессе решения которых способности формируются, а знания, умения и навыки — усваиваются.
Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества. Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.
Проблема исследования: каковы средства преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: преодоление стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста возможно при учете следующих педагогических условий:
- обогащении представлений детей о многообразии объектов окружающей действительности;
- освоении детьми различными изобразительными техниками;
- владение навыками обследования объектов окружающей действительности;
- обеспечении позиции субъекта в образовательных ситуациях по рисованию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «стереотип» и особенности его проявления в детских рисунках.
2. Охарактеризовать особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить результативность в преодолении стереотипности рисунков у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили научные труды Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно - образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
- Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной, Е.К. Ривиной, Б.П. Юсова о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование педагогов, анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап - (сентябрь 2016 г.) определение темы исследования, поиск литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования..
Второй этап - (октябрь 2016 г.) определение комплекса диагностических методик для изучения опыта работы педагогов, проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка полученных результатов.
Третий этап - (октябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Известные педагоги и исследователи 20-х годов, во многом заложившие основу современной трактовки этого вопроса (А.В. Бакушинский, А.А. Смирнов, В.А. Фаворский и др.), считали, что рисунок ребенка является еще не вполне раскрытым источником.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.К. Ривина и др.).
Развитие собственно изобразительной деятельности и изобразительного творчества детей во многом зависит от методов обучения, используемых педагогом. Значительный вклад в разработку теории методов обучения внёс
К.Д. Ушинский. Особое внимание он уделял способам активизации познавательной деятельности детей.
Многие педагоги (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.) отмечают, что проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как разумно организованное обучение и воспитание начинается не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий для постановки задач, в процессе решения которых способности формируются, а знания, умения и навыки — усваиваются.
Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества. Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.
Проблема исследования: каковы средства преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: преодоление стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста возможно при учете следующих педагогических условий:
- обогащении представлений детей о многообразии объектов окружающей действительности;
- освоении детьми различными изобразительными техниками;
- владение навыками обследования объектов окружающей действительности;
- обеспечении позиции субъекта в образовательных ситуациях по рисованию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «стереотип» и особенности его проявления в детских рисунках.
2. Охарактеризовать особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить результативность в преодолении стереотипности рисунков у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили научные труды Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно - образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
- Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной, Е.К. Ривиной, Б.П. Юсова о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование педагогов, анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап - (сентябрь 2016 г.) определение темы исследования, поиск литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования..
Второй этап - (октябрь 2016 г.) определение комплекса диагностических методик для изучения опыта работы педагогов, проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка полученных результатов.
Третий этап - (октябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Актуальность проблемы преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что рисование как один из видов изобразительной деятельности имеет большое значение для познания мира, образного отражения действительности.
Через рисование ребенок стремиться передать полученные им впечатления, переживания, страхи и мечты. Анализ методической литературы по проблеме преодоления стереотипа в рисунках старшего дошкольного возраста помогает отметить, что авторы, рассматривающие этот вопрос, в большинстве своем процесс преодоления стереотипа рассматривают с точки зрения многообразия изображения (Н.Л. Стариченко).
Как отмечают Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко, Е.А. Флерина, Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, формирования эстетического интереса, эстетических чувств, создания художественных образов.
Стереотип в рисовании или шаблон - это стереотипное изображение привычных графических образов, т.е. представлений о том, как предмет должен быть изображен.
Тенденция к стереотипизации графических образов - одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ - найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы изображения.
Один из способов преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников выступает принцип многообразия изображения.
Многообразие изображений является принципиальной основой изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности мы можем выделить три основных компонента, обеспечивающих многообразие создаваемого художественного образа: окружающая действительность во всех своих связях и отношениях; художественные средства языка изобразительного искусства, с помощью которых человек может передать свои мысли и чувства в картине; сам художник с особенностями его психических и интеллектуальных проявлений.
Так ученые Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко выделили пять способов графического изображения и видения: условно-схематический, контурносхематический, конструктивно- пространственный, пространственно- практический и ассоциативно-тоновой, которые позволяют научить обучающего применению различных методов и средств.
Авторы отмечают, что для получения оригинальных изображений ребенку необходимо овладение различными техниками, обогащение восприятия и представлений, а также формирование графических образов. Это в свою очередь возможно при выполнении следующих педагогических условий:
1) обогащение представлений детей о разнообразии объектов окружающей действительности;
2) ознакомление с элементами языка изобразительного искусства;
3) обучение детей использованию различных средств выразительности и изобразительным техникам.
Создаваемые в процессе обучения педагогические условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отражающие характерные черты изображаемых предметов, и преодолевать стереотипы изображения в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по выявлению наличия стереотипов в рисунках старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ детский сад №64 г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты критерии оценки детских рисунков на наличие стереотипов. Исследование заключалось в проведении двух заданий по сюжетному рисованию. По результатам проведения высокий уровень выявлен у 1 ребенка (8,5%), средний уровень - у 4 ребят (33,5%), низкий уровень показали 7 детей (58%). Это свидетельствует о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста наблюдается стереотипы в работах. Дети не умеют использовать различные техники, у них слабо сформированы представления о способах изображения одних и тех же предметов.
Исходя из результатов констатирующего этапа, нами было разработано содержание образовательной работы по реализации педагогических условий преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников на основе принципа многообразия изображений. Она включала в себя разработку перспективного тематического планирования НОД по изобразительной деятельности (рисованию), игры-занятия для формирования представлений об объектах окружающего мира и расширение знаний о них проводилось через знакомство с предметным окружением, наблюдения за объектами природы.
После проведения формирующего эксперимента был сделан контрольный этап эксперимента по заданиям констатирующего, подтвердивший эффективность предложенной нами работы.
Таким образом, доказана гипотеза исследования, выдвинутая нами в процессе проведения исследования.
Через рисование ребенок стремиться передать полученные им впечатления, переживания, страхи и мечты. Анализ методической литературы по проблеме преодоления стереотипа в рисунках старшего дошкольного возраста помогает отметить, что авторы, рассматривающие этот вопрос, в большинстве своем процесс преодоления стереотипа рассматривают с точки зрения многообразия изображения (Н.Л. Стариченко).
Как отмечают Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко, Е.А. Флерина, Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, формирования эстетического интереса, эстетических чувств, создания художественных образов.
Стереотип в рисовании или шаблон - это стереотипное изображение привычных графических образов, т.е. представлений о том, как предмет должен быть изображен.
Тенденция к стереотипизации графических образов - одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ - найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы изображения.
Один из способов преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников выступает принцип многообразия изображения.
Многообразие изображений является принципиальной основой изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности мы можем выделить три основных компонента, обеспечивающих многообразие создаваемого художественного образа: окружающая действительность во всех своих связях и отношениях; художественные средства языка изобразительного искусства, с помощью которых человек может передать свои мысли и чувства в картине; сам художник с особенностями его психических и интеллектуальных проявлений.
Так ученые Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко выделили пять способов графического изображения и видения: условно-схематический, контурносхематический, конструктивно- пространственный, пространственно- практический и ассоциативно-тоновой, которые позволяют научить обучающего применению различных методов и средств.
Авторы отмечают, что для получения оригинальных изображений ребенку необходимо овладение различными техниками, обогащение восприятия и представлений, а также формирование графических образов. Это в свою очередь возможно при выполнении следующих педагогических условий:
1) обогащение представлений детей о разнообразии объектов окружающей действительности;
2) ознакомление с элементами языка изобразительного искусства;
3) обучение детей использованию различных средств выразительности и изобразительным техникам.
Создаваемые в процессе обучения педагогические условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, отражающие характерные черты изображаемых предметов, и преодолевать стереотипы изображения в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по выявлению наличия стереотипов в рисунках старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ детский сад №64 г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты критерии оценки детских рисунков на наличие стереотипов. Исследование заключалось в проведении двух заданий по сюжетному рисованию. По результатам проведения высокий уровень выявлен у 1 ребенка (8,5%), средний уровень - у 4 ребят (33,5%), низкий уровень показали 7 детей (58%). Это свидетельствует о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста наблюдается стереотипы в работах. Дети не умеют использовать различные техники, у них слабо сформированы представления о способах изображения одних и тех же предметов.
Исходя из результатов констатирующего этапа, нами было разработано содержание образовательной работы по реализации педагогических условий преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников на основе принципа многообразия изображений. Она включала в себя разработку перспективного тематического планирования НОД по изобразительной деятельности (рисованию), игры-занятия для формирования представлений об объектах окружающего мира и расширение знаний о них проводилось через знакомство с предметным окружением, наблюдения за объектами природы.
После проведения формирующего эксперимента был сделан контрольный этап эксперимента по заданиям констатирующего, подтвердивший эффективность предложенной нами работы.
Таким образом, доказана гипотеза исследования, выдвинутая нами в процессе проведения исследования.
Подобные работы
- СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами современных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



