Глава 1. Мотив шахматной игры в романе В.В. Набокова «Защита Лужина» 10
Глава 2. Мотив игры в романе В.В. Набокова «Камера обскура» 18
§ 1. Функция мотива игры в романе 18
§2. Значение образа Роберта Горна в реализации мотива карточных игр в
романе 27
§3. Игра с цветом как способ создания «синематографического» романа .. 31
Глава 3. Мотив игры в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» 39
§1. Мотив игры в мяч в характеристике образа Эммочки 39
§2. Мотив театральной игры как элемент абсурдного мира романа 44
Глава 4. Мотив игры в романе В.В. Набокова «Ада, или Эротиада» 48
§1. Формы воплощения авторской игры с читателем в романе 48
§2. Сюжетная функция мотива игры 54
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Актуальным направлением современного литературоведения является изучение мотивного состава литературного творчества.
И.В. Гёте ввел понятие «мотив» в литературу, и впоследствии началось его изучение в литературоведении. И, несмотря на то, что споры об окончательном определении термина «мотив» еще ведутся среди литературоведов, в настоящее время большинство исследователей подразумевают под мотивом «повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования, обладающий повышенной значимостью» [Веселовский 1940: 58].
В последние три десятилетия интерес к творчеству В.В. Набокова заметно возрос как в России, так и у западных исследователей. При этом всегда остается актуальным постижение миропонимания писателя, особенностей его художественного сознания, которые проявляют себя в поэтике его произведений.
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение мотива игры в творческом наследии В.В. Набокова.
Объектом изучения является прозаическое творчество В.В. Набокова.
Предметом исследования является мотив игры в прозе В.В. Набокова.
Задачи исследования:
- рассмотреть художественное своеобразие мотива игры в произведениях
В. Набокова разных периодов: «русском» и «американском»;
- проанализировать роль мотива в том или ином произведении;
- проанализировать развитие мотива игры на протяжении всего творчества В. Набокова.
Новизна и актуальность работы заключаются в исследовании своеобразия проявления мотива игры в творчестве В.В. Набокова.
Исследователи В.Е. Хализев и И.В. Силантьев замечают, что мотив
может проявляться в самых разных формах: «он может являть собой
3
Многие исследователи отмечали целый ряд особенностей прозы В.В. Набокова, однако среди них всегда присутствовало упоминание «игрового аспекта прозы» автора. Так, например, исследовательница Магдалена Медарич отмечала, что «игровой подход автора к тексту и читателю, общая интертекстуальность его романов, и особенно аспект автотематизирования занимают ... значительное место во всех русских романах Набокова, и не только в его русских» [цит. по Долинину, 1999: 425].
Игровой аспект прозы В. Набокова не только напрямую связан с мотивом игры, но и обладает своей спецификой.
Во-первых, игра представлена в произведениях Набокова как интеллектуальное развлечение. Как раз это имеют в виду исследователи, которые говорят об игре Набокова со своим читателем. «Автор вовлекает читателя в интеллектуальную игру. Автор занимает позицию превосходства - он навязывает правила игры и в начале является единственным игроком, знающим правила ..., но и читателю предоставляет шанс на совместное наслаждение игрой» [цит. по Долинину, 1999: 426]. Игра с читателем в произведениях Набокова заключается в различных каламбурах, играх слов и их значений, скрытых и явных цитациях. Иногда это могут быть и некие «намеки-ключи», которые читатель может и заметить, а может и нет. Все эти «ловушки для читателя» способствуют наличию параллельных прочтений одного и того же произведения.
Во-вторых, игровой аспект произведений В. Набокова - это не только игра с читателем и его эрудицией, но и игра с собственными персонажами. Этот аспект проявляется чуть менее явно в ранних романах автора и наиболее четко выражен уже в поздних произведениях. Мы здесь говорим о некой «заданности» мира произведения, о которой тому или иному герою только следует догадаться. Так, например, в романе «Защита Лужина» герой осознает зацикленность своего существования в борьбе двух реальностей и делает шаг вперед, который позволяет ему «выйти» из мира романа. Ада и Ван из «Эротиады» осознают неизбежность их общей судьбы только к моменту написания общей «Семейной хроники». Герои, которые замечают эти «швы собственного мира», стоят в иерархии самого Набокова намного выше своих остальных собратьев. В романе «Приглашение на казнь» главный герой Цинциннат Ц. замечает даже, как разрушаются, словно дешевые декорации, окружающие его предметы. Может быть, именно поэтому на вопрос, «которое из своих творческих дитятей автор больше всего любит и почитает» [Долинин, 1999: 432], Набоков сказал: «Люблю - «Лолиту», почитаю - «Приглашение на казнь» [Долинин, 1999: с. 432].
В-третьих, мотив игры - несомненная составляющая практически всех произведений Набокова. По нашему разумению, данный мотив играет исключительную роль в реализации эстетических положений автора. Так, например, именно благодаря мотиву игры в произведения вводятся выше перечисленные игровые начала прозы писателя. Однако помимо данной функции для мотива игры значимо также следующее:
1) пророческая функция; автор вводит игру как намек на будущее героев как для них самих, так и для читателя. Игра возникает в таком ключе именно ради демонстрации того, что будущее возможно изменить, если правильно расшифровывать знаки судьбы. Мы не согласны со словами некоторых критиков, в число которых входит, к примеру, Г. Адамович, которые отмечают «марионеточность» персонажей Набокова. Напротив, именно мотив игры дает шанс увидеть самим персонажам «сделанность» окружающего их мира. Так, к примеру, замечает эту особенность Цинциннат Ц., Лужин. Из неисследованных нами романов и их персонажей можно также отметить Федора Константиновича Годунова-Чердынцева, главного героя знаменитого романа «Дар».
2) зачастую игра - это характеристика того или иного персонажа. Например, данная функция мотива реализуется в романе «Камера обскура». Игра в данном случае указывает на фальшивость, ненатуральность человеческой природы.
3) в некоторых романах игра - это некий «эзопов язык», посредством которого происходит общение персонажей. Например, мотив игры подобным образом реализуется в романе «Ада, или Эротиада: Семейная хроника», в романе «Лолита», «Дар» и некоторых других произведениях писателя; функция мотива игры как иносказания в основном возникает вследствие некой особой специфики самого произведения.
В нашей работе мы детально проанализировали четыре произведения
В.В. Набокова и для каждого из них выявили свою специфику воплощения мотива игры. Мотив игры - основа реализации игровой эстетики творчества Набокова. Данный мотив присутствует практически во всех крупных произведениях автора. На наш взгляд, в настоящее время изучение мотивного состава творческого наследия В.В. Набокова - перспективное направление в набоковедении, которое позволит найти новые варианты прочтения произведений автора.
1. Аверин, Б.В. От Толстого до Набокова. Из истории русской литературы. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2014. - 392 с.
2. Александров, В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. - СПб.: Алетейя, 1999. - 312 с.
3. Анастасьев, Н. Владимир Набоков. Одинокий король. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 525 с.
4. Анастасьев, Н.А. Феномен Набокова. - М.: Сов. писатель, 1992. - 317 с.
5. Барабтарло, Г. Сочинение Набокова. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 462 с.
6. Бахрах А. По памяти, по записям. - Paris: La Presse Libre, 1980 - 204 с.
7. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006. - 316 с.
8. Бло, Ж. Набоков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000. - 239 с.
9. Бойд, Б. «Ада» Набокова. Место сознания. - СПб.: Симпозиум, 2012. - 480 с.
10. Бойд, Б. Владимир Набоков: Американские годы: Биография. - СПб.: Симпозиум, 2010. - 950 с.
11. Бойд, Б. Владимир Набоков: Русские годы: Биография. - СПб.: Симпозиум, 2001. - 695 с.
12. Букс, Н. Роман-оборотень: О «Даре» В. Набокова. // Cahiers du monde russe et sovietique. - 1990. - Vol. 31. № 4. - P. 587-624.
13. Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце: О романе «Приглашение на казнь». // Звезда. - №11. - СПб., 1996 - с. 134-139.
14. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Художественная литература, 1940. - 652 с.
15. Владимирова, Н. Куклы и кукольность в литературе XX века. (Проза В. Набокова). // Некалендарный XX век. - Великий Новгород, 2003. - Вып. 2. - с. 184-192.
16. Воронина, О. «Игра миров» и художественная реальность: онтологическая проблематика в творчестве В.В. Набокова. // Набоковский вестник. Набоков и Серебряный век. - СПб., 2001. - № 6. - с. 156-166.
17. Глазунова, С.И. Цвет и звук как компоненты критических работ Владимира Набокова / С.И. Глазунова. - Вестник костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова - Т.18 - №1 - 2012. - С. 276-279.
18. Горкин, А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия под ред. проф. Горкина А.П. - М.: Росмэн, 2006. - 584 с.
19. Гус, М. Модернизм без маски. - М.: Советский писатель, 1966. - 308 с.
20. Давыдов, С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. - СПб.: Кирцидели, 2004. - 160 с.
21. Джонсон, Д. Миры и антимиры Владимира Набокова. - СПб.: Симпозиум, 2011 г. - 352 с.
22. Дмитриенко, О. Сквозь витражное окно. Поэтика русской прозы В. Набокова. - СПб.: Росток, 2014. - 336 с.
23. Долинин, А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету В. Набокова. // Лит. обозрение. - 1988. - № 9. - с. 15-20.
24. Долинин, А.А. В.В. Набоков: Pro et contra. Т. 1. - СПб.: РХГИ, 1999. - 960 с.
25. Долинин, А.А. В.В. Набоков: Pro et contra. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2001. - 1021 с.
26. Ерофеев В. «My style is all I have» («Мой стиль — это все, что у меня есть»). // Иностр. лит. - 1991. - № 8. - с. 249-251.
27. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 440 с.
28. Зангане, Л. Волшебник. Набоков и счастье. - М.: Азбука-Аттикус,
2013. - 256 с.
29. Зверев, А. Набоков. - М.: Молодая гвардия, 2016. - 512 с.
30. Злочевская, А. Парадоксы Зазеркалья в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова. // Вопросы литературы. - №2. - М., 2008. - с. 201-221.
31. Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический словарь под ред.
В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
32. Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 751 с.
33. Левинг, Ю. Империя N. Набоков и наследники. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 544 с.
34. Липецкий, В. «Анти-Бахтин» - лучшая книга о Владимире Набокове. - СПб.: Типография им. И.Е. Котлякова, 1994. - 316 с.
35. Медведев, А. Перехитрить Набокова. // Иностранная литература. -
1999. - № 12. - с. 96-124.
36. Мельников, Н.Г. О Набокове и прочем. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 424 с.
37. Мельников, Н.Г., Коростелева, О.А. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.
38. Михайлов О. Король без королевства. // Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега (фрагменты): Романы. - М.,
1988. - с. 3-14.
39. Мулярчик, А.С. Русская проза Владимира Набокова. - М.:
Издательство Московского университета, 1997. - 144 с.
40. Набоков, В.В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. - Том
5. - СПб.: Симпозиум, 2008 г. - 832 с.
41. Набоков, В.В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. - Том
2. - СПб.: Симпозиум, 2009 г. - 784 с.
42. Набоков, В.В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. - Том
3. - СПб.: Симпозиум, 2006 г. - 848 с.
43. Набоков, В.В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. - Том
1. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 832 с.
44. Набоков, В.В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. - Том
4. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 784 с.
45. Набоков, В.В., Мельников, Н.Г. Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе. - М.: Независимая газета - 2002. - 704 с.
46. Носик, Б. Мир и дар Владимира Набокова (первая русская биография писателя). - Л.: Совместное изд. «Пенаты» и фирма РиД, 1995. - 550 с.
47. Пимкина, А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореферат диссертации кандидата наук. - М., 1999.
48. Потресов, В. «Люби лишь то, что редкостно и мнимо...». // Огонек. -
1992. - № 47-49. - с. 16-18.
49. Приходько, В. «Колыбель качается над бездной», или Тайна Владимира Набокова // Набоков В. Круг: Стихотворения, повесть, рассказы. - М.: Сов. Россия, 1991. - с. 5-14.
50. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора - М.: Лабиринт, 1998. - 351 с.
51. Рахимкулова, Г.Ф. Олакрез Нарцисса. Проза Владимира Набокова в зеркале языковой игры. - Ростов-на-Дону:, 2003. - 320 с.
52. Роупер. Р. Набоков в Америке. По дороге к «Лолите». - М.: АСТ, 2016. - 384 с.
53. Силантьев, И.В. Сюжетологические исследования - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 224 с.
54. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и
фольклористике: очерк историографии. - Новосибирск: Издательство
ИДМИ, 1999. - 104 с.
55. Сконечная, О. Черно-белый калейдоскоп // Лит. обозрение. - 1994. - № 7/8. - с. 34-46.
56. Толстой И. Арлекины в степи // Звезда. 1989. № 5. С. 149-152.
57. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс,
1996. - 333 с.
58. Трифонов, А.Г. Абсурд // Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.
59. Тюпа, В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема. // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: от сюжета к мотиву. - Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996 - с.
3- 15.
60. Хализев, В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.
61. Шаховская, З. В поисках Набокова. Отражения. - М.: Книга, 1991. - 320 с.
62. Шраер, М.Д. Сексография Набокова. // Культура русской диаспоры. - Таллинн, 2000. - с. 32-51.
63. Absurd // Oxford dictionary of English Etymology. Ed. by C.T. Onions. - Oxford: Clarendon Press, 1994.
64. Appel, A.J. Nabokov’s Dark Cinema. - New York: Oxford University Press, 1974. - 324 p.
65. Kuzmanovich, Z. Nabokov’s poetics of surprise. // Contemporary lit. - Vol. 42, N. 3. - Madison, 2001. - p. 640-655.
66. Proffer, C.R. Keys to Lolita. - Bloomington, London: Indiana University Press, 1968. - 160 p.
67. Shute, J. Nabokov and Freud. // The Garland Companion to Vladimir Nabokov. - N.Y., 1995. - p. 412-420.
68. Stuart, D. Nabokov: The Dimensions of Parody. - Baton Rouge, LA: Louisiana State University Press, 1978. - 191 p.
69. Taker Leona. Nabokov: The Mystery of Literary Structures. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1989 - 312 p.
70. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis. - Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985 - 390 p.
71. Wood, M. The Magician's Doubts: Nabokov and the Risks of Fiction. - London: Chatto & Windus, 1994. - 252 p.
72. Клюев, Е.В. Теория литературы абсурда. - М.: УРАО, 2000. - 104 с.
73. Клюев, Е.В. RENYXA: Литература абсурда и абсурд литературы. - М.: Луч, 2004. - 384 с.